20.08.2009 666 альбомов белорусской судьбы. J:Mors - 2009 "Аквамарин". Крама - 2007 "Усё жыццё - чароуны сон" (Юрий Романов)

Продолжение следует...

- Нет. Я никогда ни на кого не сержусь. Меня трудно вывести из себя. На людей обычно сердятся, когда их поступки чем-то тебя задевают. А меня уже давно ничто не задевает.

- Может ли разумный человек, учитывая опыт прошедших веков, питать хоть малейшую надежду на светлое будущее человечества? НЕТ.

Уступ. РНО (Роскошь нечеловеческого общения)

б) "Раньше мы придумывали песню, и нам было достаточно того, что мы ее слышим. И о том, чтобы менять там что-нибудь, мы даже не думали. Сегодня мы смотрим на нашу музыку и говорим себе: "ЭТО будут слушать другие люди. ЭТО должно быть идеальным". Так сказала вокалистка "Зьмяи".
Надо ли говорить, что идеальный потому и идеальный, что недостижимый? "Горизонт", к которому стремишься, но который обновляется и удаляется всякий раз, когда к нему приближаешься. Да, ощущение "идеальности" возможно. Каждый, кто что-то делает, - пишет песню, картину, роман, строгает доску, вытачивает деталь - его испытывает. Целых... пять-десять минут! Хорошо, утрирую. Иногда это ощущение, соседствующее с опустошенностью от хорошо и до конца сделанного, длится несколько дольше. Неделю-другую. Потом посмотришь - ну, ничего. Потом - нормально. А там - фигня какая-то...
Но дело даже не в этом. А в том, что вот, люди стремятся довести до идеала, потому что ЭТО будут слушать ДРУГИЕ. А надо доводить до идеала, потому что ЭТО будешь слушать ТЫ САМ! И когда ты счастлив, что сделал именно то, что хотел, когда ты, как Летов, записавший альбом, врубаешь его на полную катушку и поешь караоке и пляшешь от восторга, тогда найдутся те, кто будет делать то же самое - на концерте или в компании со своим плеером или музыкальным центром. Обязательно!
ь) Есть мнение, что эти тексты - сложны для чтения и понимания. Процитирую Прадстауника МН, моего молодого конкурента в борьбе за читательские рейтинги (лысый смайлик), который процитировал Воннегута: "Если ученый не может объяснить восьмилетнему мальчику, чем он занимается, то он шарлатан".
Во-первых, общаться в более-менее зрелом возрасте с восьмилетними мальчиками - великое искусство. Всякий, кто общался с детьми, это знает. Я встречал тех, кто это умеет, нечасто. Может, вообще хватило бы пальцев. Если не рук, так рук и ног вместе взятых (во что? В руки? В ноги?).
Во-вторых, это не так. Эти тексты не сложны. Иногда даже сознательно упрощены. Достаточно читануть Джойса, Кафку или о! Фаулза, чтобы это понять. Ну, начав цитировать, продолжим.
"Есть два типа читателей. Во-первых, вечно спешащие, нервные, которые интересуются только заголовками новостей, чтобы как можно быстрее снова уткнуться в свое видео (добавлю - монитор). Во-вторых, читатель, которому нужно старомодное рефлексирующее издание, которое растолкует ему все, чего он не понимает, прокомментирует все, что ему неясно, концентрируется на принципиальном и абсолютно игнорирует лихорадочную актуальность текущего момента".
Даниэль Кон-Бендит dixit, звезда Парижа-68.
Я склонен, но не стремлюсь комментировать то, что не ясно. Не страдаю гордыней, что смогу растолковать то, чего не понимает читающий эти тексты. Как справедливо заметил однажды Троицкий по поводу других строк, рок-песенных, "есть Другие Тексты". Которые растолкуют и наставят. Но бесспорно, что эти тексты - для вторых читателей, а не для первых.
Объяснюсь еще раз. Я не учитель. Учитель, он другой. И не толкователь учения. Толкователи также находятся. С определенного момента, считаю, пора отказаться от подавляющего большинства текстов, которые вас учат и поучают (должны были уже всему в основном научиться). Также не стоит концентрироваться на чтении-развлекалове, которое само по себе неплохо, но в больших количествах ворует драгоценное время и отупляет. Автор текстов, как по мне, должен быть собеседником. С которым можно соглашаться, спорить, восторгаться или плеваться. А чтобы текст был интересным, надо чтобы работал и читающий. Тогда у него есть шанс получить удовольствие, которое предполагает автор текста.
И последнее. Я - не умный. Читатели - не глупые. Хотя есть и такие, гы. Просто кто-то находит время, желание и силы для того, чтобы сотворить из текста нечто вместе со мной. А кто-то нет.

Ну, про собеседников?


J:Mors - 2009 "Аквамарин". Крама - 2007 "Усё жыццё - чароуны сон"

Для успеха нашего с вами сотворчества просто необходимо остановиться на некоторых терминах и их понимании.

"Подобная музыка в общемировом контексте достаточно давно потеряла актуальность", - написал один из экспертов о Vicious Crusade.

Заглянем в словарь?
"Актуальный" - злободневный, насущный, важный в условиях данного момента, соответствующий современному состоянию (техн.).
Почитаешь восторги любителей ViCru - ну, чем не актуально?

Начнем с того, что напрочь отметем вопросы типа "А актуален ли Моцарт?". Допустим, это из другой песочницы. Тогда придется оговориться, что песочниц много. И говоря об "актуальности в общемировом контексте", говоришь лишь об актуальности в парочке песочниц из множества...

- Олег Медведев с гитарой гооораздо актуальнее Атлантики -

Продолжим. Никакого "общемирового контекста" нет. "Что русскому хорошо, немцу - смерть". Про жителей Зимбабве или Индонезии не вспоминаем! Про Китай помалкиваем. Но зачем цепляться к словам? Понятно, вроде, что речь о белой "европейской" цивизизации.

Далее.
Можно ли говорить об актуальности, скажем, Pink Floyd, Deep Purple, Rolling Stones? Рано смеяться! Любая из этих групп легко собирает стадионы. И билеты на них - самые дорогие. А модные звездочки стоят в два-три раза дешевле...
...Популярнее всего - рэп. Актуален. А сколько курилке стукнуло? Я даже помолчу о том, что Боб Дилан утверждает: первый рэп начитал именно он в... середине 60-х! То есть (смотрим определение) можно оставаться актуальным и десять, и двадцать лет! Или...
...тридцать. Как минимум столько панку. И попробуйте сказать Стасу Почобуту из Deviation, или хлопцам из Offspring, или... мне, что он - неактуален. Не злободневен? Не соответствует современному состоянию?
...Ах, Кассиопея, ах, взгляд в ХХI, если не ХХII век! При этом находят в музыке Звуки Му, АукцЫон, Residents ивсётакое. А им, вместе взятым, тоже уже за сотенку перевалило! Получается, актуальна лишь компиляция, "коктейль", а поотдельности - золотое руно, в смысле - овно? Тогда давайте сразу разграничим слушающих: одни, эксперты и наиболее продвинувшиеся (куда?), посасывают коктейли и ими восхищаются; другие предпочитают чистую водку (виски, вино); третьи удовлетворяются бормотухой, а то и одеколоном...
...Говорю: "Никита Джигурда". Уже смешно? А между тем, английский диджей ВВС Джон Пил, открывший миру огромный выводок звезд, говаривал, что Россия (в смысле СССР) если что и дала мировой поп-музыке, так это "сибирский блюз". Представители которого - Владимир Высоцкий и... ну? Правильно, Джигурда!

Могу еще долго так распрягаться. О "давно потерявшем актуальность" ДДТ, который, по признанию спецов, на альбоме "Мир номер ноль" сделал едва не самую современную на тот момент музыку и сейчас собирает толпы, которым их песни насущно необходимы... Об актуальности замшелых блюзменов, вроде БиБи Кинга да Джона Ли Хукера... О Сезарии Эвора... О Ману Чао... О Бреговиче... О могилевском Сердце Дурака... О! Об этом - подробнее. Не потому что из Могилева, и я их люблю, а потому что важно.

"Беда не в том, что этот рок "русский", а в том, что в такой форме он устарел по объективным причинам больше десяти лет назад" - написал об СД эксперт.

Если послушать не наспех, чуть внимательнее, станет очевидно: это НЕ о МУЗЫКЕ. Музыка СД - актуальна. "Отвечавший" за нее Рома Глюк - человек наслушанный или, если угодно, музыкально эрудированный. И, иногда даже в ущерб, тащит в музыку своих групп именно самые актуальные и модные фишки. Начни перечислять коллективы, от которых Рома тащится, и сразу поймешь: вот это в СД от этих, а это - от тех. Модных. Парадокс? Ничуть! Потому что матерые эксперты, как и многие слушатели, часто смешивают понятия "музыка" и "песни". Так вот отнюдь НЕ музыка, а именно песни Тимофея Яровикова, их текст, а еще точнее - их смысл показались кое-кому замшелыми.
Да, не пост-модерн. НО! Если оперируете терминами, материальным, оставайтесь в материальном русле терминологии! Если начинаете опираться на ощущения, на идеальное, оставьте в покое всевозможные материи! По крайней мере, не говорите от лица "общемирового контекста"! Говорите: "потеряла актуальность ДЛЯ МЕНЯ лет пятнадцать назад". И никаких вопросов.

И последнее, навязшее в зобу, тысячу раз сказанное, но все еще актуальное, хехе. Пресловутые "зачем" и "как".
Сугубая и трегубая актуальность музыки, ее полное соответствие дню сегодняшнему - это и есть "как"... раз то, чего мы здесь на moroke не любим.
- Их называют "фаготы", их называют "дрочилы", их называют "финберги", а также "лабухи". Иногда - "сессионники". Но имя им - Музыканты. С большой буквы "М"!
Которые кончали или хотели бы кончить в музучилищах. Которые, как группа ЗЬМЯЯ, "поставили перед собой цель играть не по ГОСТу, не стать очередными клонами западных и местных звёзд" и лишь этим и озабочены. И пусть их. Нужно ли, как некогда АДАПТАЦИЯ в Актюбинске, разогнать все их концерты и запретить им играть в родном городе (родной стране)? Нужно. Шучу-шучу, ага? Но это то, что мы называем МЕРТВЫМ.

И есть другие. У них есть песня, которой надо найти наиболее адекватное решение. И они его находят. Как те же Vicious Crusade. И спрашивать у них: "Ребята, что ж вы как-то неактуально?" - глупо. Потому что единственный ответ на такой вопрос - "ТАК НАДО!" И у этих ребяток внутри непременно есть понимание того самого "зачем". Пусть моё и их понимания и разнятся. И ВОТ ЭТО мы называем ЖИВЫМ.

Ну, по стаканчику "морсу"?

Ага! В каждом уважающем себя населенном пункте должен быть свой "Океан Ельзи". "Сплин". "БИ-2". "7Б". "Танцы Минус". Дальше перечислять?

Топтаться по "морсам" слонами Ганнибалла бессмысленно и даже глупо. Почему? Как справедливо заметил уже упоминавшийся пару раз "любитель хорошей поп-музыки", они - крепкий средненький современный мейнстрим, но рядом и около у нас близко никого нет. Поэтому надеванная на них нашими дантистами рок-коронка логична. Поэтому, добавлю, выстроить систему координат никак не получается. Ну, не с "Глюками" их ровнять, не со "Зьмяёй". А... правильно, с землей! Но это я опять типа пошутил.
Тем более, пошучу еще раз, "морсы" уже в первой песенке открыто заявляют: "Будем просто тупить!"
И это не единственное, что должно зацепить и цепляет потенциального потребителя "морса". Вот еще:
С первой попытки красиво раздеться
Кончилось детство
или
И секс как открытка
И рейв как микстура

(Господа! Вы - "звери", господа!)

Такого добра (без кавычек) на альбоме в достатке. Ходи и цитируй. Или мурлыкай в... что у вас там на верхней губе?

"Я кот Матвей, мой метод прост...". Известен. Опробован. Работает. Берем, например, "Мастера", а если точнее, Маргариту. Получаем - "Невидима и свободна". Такими вещами не брезговал и... да, кто только не брезговал! В том числе и Летов. Может, поэтому слова морсовского хита "Ватерлоо" -
Время - вода
Время - стекло
Выключить свет
Сдать Ватерлоо

- ухо трансформирует в "просрать Ватерлоо"?!

Еще нужно немного добавить текстам актуальности (это не ирония, так тоже многие делают). Для этого можно использовать слова вроде "логин" (БГ), названия вроде "Дюк Нюким" (Васильев), модные имена вроде Тарантино (вчерашний день) либо Мураками... Что "морсы" ненавязчиво (!) и делают, вставляя "бэк ап", "ай-под" или вот:
Может это бред
Но планета качала наш контент

Если говорить о контенте, это на самом деле может показаться бредом (как его вообще можно качать?), особенно если вырывать из контен... ой, простите, из контекста:
Что бы ни виделось, что бы ни чудилось
Хочется вновь
Мох на камнях, бастионы в тени

а также
Гасит сирень пресный бензин
И над землей аквамарин

Но если не заниматься вырывательством (а и не надо!), то все выстраивается, все укладывается и разглаживается. "Морсы" вообще довольно гладенькие. Кого-то от этого тошнит. Ну, как тошнит от тараканов: они же безобидные, а ненависть вызывает сам вид и манера поведения. Но такие коллективы, как "морсы", должны быть обязательно. И то, что их мало, буквально один, - беда. Поскольку деревья, как известно, растут на корнях. А нет корней, мейнстрима, не за что не только держаться (привет, Боб!), но и выращивать нечто иное нелегко.

Продолжая разговор о контенте, ключевые фразы-крючочки у "морсов" расставлены-заброшены несколько нарочито и искусственно. А "леска" -связки между крючочками - сработана топорно и неаккуратно. Но... это же мало кто замечает! Такая практика сложилась не сегодня. Справа наследил БГ, слева Летов. По центру оказались всяческие лёвыбидва да илюшилагутенко... И вот уже практически любой желающий, наворотив чего ни попадя, может устало говорить: "Это тонкая благородная цепочка, сплав нетривиальных образов... Не всем понять..." И правда, отношение к подобного рода текстовому шлаку целиком на совести слушающего! Если понимать под совестью эрудированность, начитанность и... желание услышать втексте то, чего там в помине нет.

Исторический анекдот.
Пели песни "Красные Звезды". Раздавал интервью направо-налево их лидер Нарцисс Селиванов. И многие смеялись: "Какую лабуду он гонит!" А однажды в Москве Нарцисс оказался в толпе своих фанатов, которые, не слушая его, гуру, стали объяснять друг другу, как НАДО правильно понимать песни КЗ. И после этого Нарцисс уже никогда не позволял себе разбрасываться словами. Понял: понимание слушающего может быть гораздо шире и глубже, чем то, что он в свои тексты вложил.

Что касается музыкального контента "морсов", то к плюсам, кроме вполне современного и профессионального саунда, можно отнести мелодичность и даже попсовость. А к минусам - то, что эти мелодичность и попсовость часто - заимствованные, мягко говоря. Кроме того, у их собратьев по перу горизонталь музыка-голос разглажена тщательнее. "Морсы" же периодически вращая ручку громкости вправо, к "плешке", забывают акцентировать, к чему они взрёвывают. Получается не к месту. Нада! А порой складывается ощущение, что текст для вокалиста - чужой, и поэтому он расставляет акценты неточно, либо поёт отстраненно и незаинтересованно. Наконец, во вполне современном альбоме есть совершенно неожиданные "замшелые" вкрапления...

Кто-то мог бы отнести к минусам внешность вокалиста, одновременно лирического героя "морсов". Ну, не Рома Билык! Но этот упрек я с негодованием отметаю! Стоит посмотреть, как достаточно юные создания тащатся от такого... как Стас Михайлов, чтобы понять: тут не минус, сплошной плюс.

"Чего вы от них хотите?! - восклицала некогда в ответ на нападки на "морс" одна неглупая девушка. - Это же поп-рок!" На мой взгляд, поп-рок - это нижегородский "Хроноп". Но, Господь с ним! Лично я ничего от "морсов" не хочу. Слушать приятно. Ногой подстучать можно и даже хочется. Не напрягает. Желания бросить диском в стену или стереть файлы без возможности восстановления не возникает. Более того, кроме определенного эстетического удовольствия, альбом может иметь и сугубо прикладное значение. Если приложить его в нужное время в нужном месте. Подобная музыка должна располагать достаточно широкую прослойку уже не инфантильных девчушек, но еще не прожженных матрон к приятному общению в свободное от работы и прочих глупостей время. А это для некоторых - самое главное, чему может служить современная песня.

Ну, сгоняем в "магАзин"?

krama_111.jpgЕсли "морсы" - "актуальные", то "Крама" - отнюдь и напротив. Но современная. Просто для банды батьки Ворошкевича современность - 70-е годы прошлого века. А о том, что были 90-е, а сейчас и вовсе заканчивается первое десятилетие нового века, "Крама" кое-что где-то от кого-то слышала. Возможно. Но и только. Не более.

Я, не рядом, но неподалеку от Ворошкевича уже давно. И постоянно находились группы, которые были мне гораздо интереснее, чем "Крама". Время от времени ставил галочку: существуют, играют все то же - старенький ритм-энд-блюз да буги-вуги, и все так же. И по-прежнему плавают лениво в сливках белрокмузыки...

"Сейчас не так, совсем не то, Лежат огурчики на помидоринках..."
Не то чтобы сливки закисли, хотя кому-то может показаться именно так. Скорее, по консистенции несколько разжижились-разбавились, а слой стал толще.

...Если вам захочется однажды определиться, что ж за зверь такой "верность традициям", прислушайтесь: это "Крама". Да, старичок, когда-то этот мир с точки зрения рокера был именно таким. О том, что трезвость - норма жизни, мало кто догадывался. Конечно, не "секс энд драгз энд рокенролл": с драгз дружили редко. Гораздо чаще и крепче - со "спиритус вини". И в основном в виде пива. Ага, "пиво, девки, рокенролл". О чем есть для памяти зарубка на альбоме - "Рушым на пiва!" Выражаясь модно, пусть весь мир (и даже девки) подождёт!
И еще одна зарубка - о том, что между пивом и водкой - очень тонкая грань: "Хто ведау, Зiна, што я так гарэлку палюблю?"

Да, про Fall Out Boy еще не слыхивали. Зато были Питер Грин, Джон Майалл, Бадди Гай, Эрик Клэптон о! "Марык Болан"! И, не поверите, многие все еще ЕСТЬ! Даже Боб Дилан. "Крама" - дааааалеко не единственные, для кого ритм-энд-блюз - не Рианна или, упаси Бог, Бьянка, а, например, Джордж Торогуд или "Савой Браун". И, не поверите еще раз, для многих эта бородатая музыка - очень даже актуальна. В Германии, например, собственными глазами видел, как 50-60-летние отплясывали под неё чуть не под ручку с 20-летними. Потому что есть вещи, которые она может выразить очень хорошо. Чтобы понять это, можно послушать проникновенные и лиричные крамовские "Неба" и "Кiно". Потому что, несмотря на то, что гитарные понты в ней раз от разу присутствуют по определению, сама она беспонтовая, в хорошем смысле этого сленгового слова. Поначалу вообще слушал альбом фоном - можно и так. А потом погрузился и не жалею...

Иногда, правда, нет нет да и кольнёт: о чём это он?
- Слухай мяне, застанешся жывы
- Стары сабака загiнуу, назад няма шляхоу

Уж, не про пресловутый ли поход в администрацию президента за разрешением играть и петь?!
Но погодите бросать в Ворошкевича и Ко крупные булыжники. Поскольку, если вдуматься, все логично. Конечно, у "старых рокеров" есть принципы, и они иногда не прочь их продемонстрировать. Но в гораздо большей степени им присуще игнорировать насущность и сиюминутность. Их мир, с уже упоминавшимися пивом, девами, любимой музыкой, когда небо было синее, вода прозрачнее, трава зеленее, а полиция еще не знала запаха последней, он всегда с ними. И политический "вращающий момент" - на периферии этого мира. Что ж удивляться, что Ворошкевич искренне, по-моему, не понимает, чего от него хотят, когда упрекают за вонючий компромисс с властью? Это ж, по сравнению с его миром, какая-то мелочь, обсуждения особо не достойная...

...Призывать кого-то слушать альбом "Крамы" я, упаси Бог, не буду. Не настолько я туп. Буду изредка тихонько переться сам.

Продолжение следует...

Начало:
Глава 1. 666 Альбомов белорусской судьбы. The Toobes - 2009 Hello
Глава 2. 666 Альбомов белорусской судьбы. Zygimont Vaza - 2007 (а можно и 2008) Distortion
Глава 3. 666 Альбомов белорусской судьбы. Нейро Дюбель - 2007 Stasi
Глава 4. 666 Альбомов белорусской судьбы. Тацьцяна Беланогая - 2007 (и даже 2008) Дьзвюхкроп'е
Глава 5. 666 Альбомов белорусской судьбы. Джамбимбум (2008) Жавароначки, NHS (2008) 700
Глава 6. 666 Альбомов белорусской судьбы. НРМ - 2007 "06". Крамбамбуля - 2007 "Крамбамбуля Сьвяточная"
Глава 7. 666 Альбомов белорусской судьбы. ДетиДетей 2007 - "Конверты для снов", 2008 - "отЛично"
Глава 8. 666 альбомов белорусской судьбы. Tanin Jazz - 2008 "Feel This Time"
Глава 9.666 альбомов белорусской судьбы. Разбитае Сэрца Пацана - 2008 "Розавы закат"
Глава 10. 666 альбомов белорусской судьбы. The UNB - 2008 "Соль", "Рагацци"
Глава 11. 666 альбомов белорусской судьбы. Куклы - 2008 "Кайф"
Глава 12. 666 альбомов белорусской судьбы. Tlusta Lusta - 2008 "Blin Piersy". Deviation - 2009 "...Чарговы год пад акупацыяй"
Глава 13. 666 альбомов белорусской судьбы. Серебряная свадьба - 2008 "Концерт в Чулане". Кассиопея - 2008 "2001-2008"
Глава 14. 666 альбомов белорусской судьбы. Зьмяя - 2007. "Гост Густу Дусту ч.1" Visious Crusade - 2009 "Freedom Comes"

666 альбомов белорусской судьбы. J:Mors - 2009 "Аквамарин". Крама - 2007 "Усё жыццё - чароуны сон" (Юрий Романов)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям

А ничего что название альбома крамы на обложке и в тексте немного не совпадает. После етого думаю можно и рецензию не читать.

А, не, это ничего страшного.

пугающая плодовитость автора. не могу дочитать до конца: нет времени и сил. хотя объекты для рецензий выбираются всё больше очень занимательные

Толи еще будет... Совсем скоро - рецензии на пост-смертный альбом великой и могучей, вечно-живой группы ГЛЮКI!!!