(Продолжение...)
"Я в душу вам? Да я же не доплюну!"
Мурррыкаю на земфирный мотив: "Ей лучше не сказать, ей лучше быть немой - А девочка запела!" Белоногая навеяла. С чего бы? Абсолютно никаких отрицательных эмоций ее песни не вызвали. Ну, поет "не хочешь и НЕ ДОЛЖЕН быть со мной". Так, и хорошо. Никто до такого не додумался и, видать, не додумается.
Продолжим о хорошем?
ц) Медам, мадемуазель, хорошо, что мы не в мусульманской стране? Хорошо. Иначе пели б вы тихонько на женской половине и мечтали, когда хозяин позовет услаждать слух пришедших к нему гостей. Мужчин.
Что ж наши девки на Восток уезжают? Видать, не могут тут хозяинов найти.
с) В кулуарах продолжаются дискуссии на животрепещущую тему: почему семя любимого в песне Татьяны пахнет травой полевой, а сам он - хлебом? Логично: не об Иисусе Христе же дискутировать! Это - глубоко личное. Должно быть. Да и что тут дискутировать? Веришь. Или не веришь.
ф) Некстати вспомнилось. Довелось слышать в сельской местности Минщины. Когда пахнет коровьим, говорят не "говном пахнет", а "хлебом пахнет!"
Продолжим о хорошем.
Был такой ансамбль - "Песняры". Который не вдруг, но начал делать обработки белорусских народных песен в актуальном ключе. И было это там и тогда настолько ново и свежо, что белорусский коллектив, со временем из бит-группы разросшийся до махновской банды под предводительством старшего из братьев Мулявиных, не лобзал понеже спины только ленивый. Тем более, ансамбль не только не попирал соцреалистических основ, но стал могучим гранитным камушком в фундаменте советской культуры, проповедовавшей свободное развитие культур национальных. В ее "братских" рамках-объятиях.
Сверху пролился на белорусов золотой дождик всевозможных благ. Внизу, как это ни покажется смешным, доходило порой до жарких споров, у кого вокал круче - у "Песняров" или у Queen!
Кое-что утекло - песняровский "ключ" сделался неактуален. А потом и вовсе стал пованивать. И уже лишь ленивый, полагая себя безгрешным, не бросал в группу отколовшиеся от глыбы-фундамента камушки.
Ан, дорожка-то уже была протоптана! "Придумать" такое было гораздо сложнее, чем адаптировать уже доказавшую свою состоятельность идею к современным условиям. Нужно было лишь, чтобы нашлись люди, которые возьмут те же мехи и вольют в них молодое вино: материал оставят в принципе тот же, а музыкальную обработку вновь сделают актуальной - с учетом тенденций мировой музыкальной моды.
Такие люди нашлись в лице гурта "Палац". До сих пор помню свой восторг, когда Хоменко на некоем песняровском трибьют-вечере, покопавшись в заднем кармане джинсов, выудил мятый мелкий листок. Который оказался поздравлением мэтрам. Нужно было видеть лицо Мулявина!
Естественно, этим достижения "Палаца" не ограничились. Чего только хлопцы не вытворяли с аранжировками! И по праву приняли знамя, на котором уже было начертано не "фолк", а "этно", из ослабевшей постаревшей руки.
Дальше случилось то, что на каком-то этапе должно было произойти. Иван Кирчук и его Троица уже не просто придали белорусскому этно новую форму, но и наполнили его глубинным, если не сказать метафизическим содержанием. Но о(б)суждать Троицу не будем. Почему? Потому что расписаться в нелюбви к Кирчуку - все равно, что расписаться в нелюбви к Родине-Айчыне. А текст "Мы - изменники родины, мы - идеи враги" принадлежит отнюдь не мне, а группе БИ-2 двадцатилетней давности.
З цягам часу "знаменосцев" стало - пруд пруди. То ли "девочка созрела", то ли аудиоархивы этнографических экспедиций оказались настолько обширны. И лишь тот самый дважды упомянутый выше ленивый не отметился на хлебной ниве интерпретации белорусских народных песен. Кому-то, например, могилевской группе ОСИМИРА, это удавалось лучше, а то и совсем хорошо. Кому-то хуже. Кому?
Например, группе Джамбимбум.
Как вы понимаете, рассуждать о текстах подобных песен - бессмысленней некуда. По крайней мере, в контексте данных текстов. Что ж писать диссертацию на тему стихосложения "тутэйшых" в эдаком веке? Ну, пели прабабки да прадедки. Повод был. А то и без повода. Они много чего пели. Можно было бы, уверен, хоть этно-Ленинград, хоть этно-ГрОб забабахать. Но это современному народу как-то неблизко. Поэтому текст порой воспринимается+ как иностранный. Чаще - вообще никак.
Следовательно - кольки словау пра инструмэнтальнае аздабленьне гэтага "анияк".
Фундамент Джамбимбум - не нов и многими опробован на надежность. Не только в РеБе. Но и тут те же ОСИ(иКиса) вовсю подобным приемом пользовались. Только активнее и успешнее. Бас (хорош!) и перкуссия создают повторяющийся достаточно монотонный ритмический рисунок, на который наворачиваются вокальные извращения и изыски солирующих инструментов.
О первых пусть рассуждают преподаватели народного и джазового вокала. Их у нас хватает, дай Бог им здоровья. Мне не нравится. Считаю, что наши бабки, которых пытаются копировать наши девки, - не весь народ. И "не тот". Который пел. Этно - достояние молодых! Хе-хе. Копировать престарелое отсутствие слуха и неумение интонировать - фу!
А вот что касается вторых+ Монотонность вдруг (с какого перепугу?) взрывается джазовой импровизацией флейты, которая порой берет в помощь акустическую гитару и пытается "дать" то ли Бабкиной Надежды, то ли Золотого кольца в нос.
Потом вдруг, с еще большего перепугу, возникает+ регги-ритм! "Як прыйшоу, як прыйшоу казёл пад аконца: ци прадуць, ци прадуць дзеуки валаконца? А усе дзевачки прадуць. Адна Манька не прадзе. Аддадзим мы яе за казла, за казла". Знаете, вызывает восторг! Несмотря на то, что подобный прием (и не слишком удачно, по-моему) использовала российская Яга, например.
Слышите скрежет и скрип? Это в гробу скрежещет остатками зубов и вертится юлой Боб Марли. Как я ржал! Чуть не полюбил Джамбимбум.
Но ответить за "Казла" группа не смогла. Пришел "Саколик". Жалобно завыли девки. Привычно затумкали бонги. И очарование сорвавшейся башни ушло. А когда зазвучала "Навина", удостоверяющая: джамбимьумцы - не в курсе, что до них это уже восемь раз написали и спели (например, Ариэль: "Я на камушке сижу, да всё колышки тешу"), стало вовсе грустно.
Кроме того, если ОСИМИРА (вот, попались на язык!) отличаются умом и сообразительностью, используют как солирующие инструменты всё, что под руку попадет, чуть не электробритву и ершик для мытья посуды, то Джа(мбимбум) умом и сообразительностью не отличаются. Скупы на музыку, как тот рыцарь. Что становится очевидным уже к середине альбома. Если не раньше.
Чего это я, спросите? Да, послышалось мне: "Юра, устань рана / Учашыся / Абуй у боты!" Вот, встал. И обуваю. В лапти.
Анекдот-интерлюдия.
Изрядно подвыпивший посетитель ресторации изучает счет:
- Красная икра - 40 долларов. Балык - 20 доларов. Коньяк - 70 долларов. Салат из крабов и каракатиц - 30 долларов. Получилось - 50 долларов. Седло барашка - 35 долларов. Перепела - 25 долларов... Доходит до конца длинного списка, поднимает осоловелые глаза на рядом стоящего кельнера и спрашивает:
- Фицциант! А что это за "получилось" на 50 долларов?
Кельнер:
- Ну, значит, не получилось!
А у NHS? У NHS получилось? Что?
Сначала было ржание. Знаете, с какой песни начинается альбом NHS? "Каза"! Первое ощущение: те же джамбимбумские девки поют под перестук тех же бонгов. Только флейтист сменил инструмент на два - кларнет и сакс. А басист вышел оправиться и покурить. Да так и не вернулся. Составить ему компанию неоднократно отправлялись перкуссия и кларнет. Приходилось саксофонисту брать повышенные соцобязательства и отдуваться "за музыку" по полной. Палитра от этого, понимаете, стала совсем скупой. Скупее, чем у вышео(б)писанных.
Вспомнилось. Когда в первый раз ОСИМИРА дорвались до фестиваля в Польше:
- Тут все - гвЯзды. А нам - до пЯзды! - и получили приз зрителей и приз жюри. Зрители прониклись не ожиданным ими рокенролльным драйвом. А жюри - матерые, сточившие зубы, поедая собаку, посыпанную пудом соли, знатоки фольклора из разных стран - чем прониклось? Тем, что ТАК этно никто не играет!
При желании то же можно сказать про NHS. Если в начале было ржание, так в середине было внимание.
В пении - ничего, вроде, особенного. Так поют многие. Не в том смысле, что голоса - говно или петь не умеют. И первые есть, и со вторым - порядок. Больший, чем у Джамбимбум. Те - будто студенты, которым дали задание на тему "Как я провел лето в этнографической деревне". Эти - будто преподаватели тех студентов? Нннууууу Скорее, аспиранты. И возможно, другого заведения. Например, средне-технической джазовой школы им. И.Абалян. Лысый смайлик. Компот: тема - та же. Только этнографические деревни, как "Я" у Кролика в "Вини-Пухе", бывают разные. Это к тому, что саксофон порой плачет откровенно по-еврейски. Хотя поют не на идиш и не на иврите:
Семсот
Молодых сватоу
Кроме родных братоу
Впрочем, столько лет жить бок о бок, так и еврей по-белорусски запоет. Если в средине было внимание, то к концу пришло очарование. А может и понимание?
Поют-то не по "старакабецки", а лихо! Еще б совсем без взвизгов Ксюхи Ситник. Это уже придираюсь.
И саксофон с перкуссией творят таааакое. Ах, что вторят! Понятно, что не из той оперы. Но - будто в моём любимом бостонском Morphine покойного Марка Зандмена заменили на вокальную группу потомственных, но молодых ведьм. А у тех крыша если держится, так на честном пионерском.
И - приход коллективного кругового заклинания - заключительная пшекоязычная "До Ани"++ нууууууууу Где там родина NHS? Вот там и родился блюз.
А я уж было подумал: что ни возьму (кроме Нейро Дюбеля) - все прах. Да тлен. Иначе говоря, оно. В той или иной степени. Неееееет. Есть женщины (и мужчины) в белорусских селеньях. Как не порадоваться.
Последнее не отменяет моей уверенности, что этно - экспортная музыка. Не потому что не наша. Наша. Но там - интерес к ней, еслди хорошая, логично больше, чем здесь. Это что-то вроде "пророка в своем отечестве": плавали, знаем!
Хотел еще посомневаться: буду ли слушать NHS? Стоит ли? Если следить за ними буду непременно?
Продолжение следует...
Начало:
Глава 1. 666 Альбомов белорусской судьбы. Трусцой по Европам. The Toobes - 2009 Hello
Глава 2. 666 Альбомов белорусской судьбы. Трусцой по Палестинам. Zygimont Vaza - 2007 (а можно и 2008) Distortion
Глава 3. 666 Альбомов белорусской судьбы. Трусцой по Палестинам. Нейро Дюбель - 2007 Stasi
Глава 4. 666 Альбомов белорусской судьбы. Трусцой по Палестинам. Тацьцяна Беланогая - 2007 (и даже 2008) Дьзвюхкроп'е
666 Альбомов белорусской судьбы. Джамбибум (2008) Жавароначки, NHS (2008) 700
Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Графомания ..ИМХО.
Для полного диагноза надо бы ответить на вопрос "ДЛЯ КОГО". Для кого написана эта рецензия (и другие из этой серии)?
Для меня. Я не слышал половины рецензируемых альбомов, но рецензии почему-то глотаю на одном дыхании и иногда-да и шевельнется внутри: "Найти и послушать".
Писать для тех, кто уже слышал - рассказывать кочегару, что такое огонь.
спасибо, витя! оч. приятно. добро пожаловать(ся). гы!
специально сделаю еще один мп3 - с этими альбомами. занятно, но есть, что послушать. сейчас веселюсь на the UNB