9.07.2009 666 Альбомов белорусской судьбы. НРМ - 2007 "06". Крамбамбуля - 2007 "Крамбамбуля Сьвяточная" (Юрий Романов)

Юрий РомановПродолжение...

- Василий Иванович, а ты за кого, за чеченов или за ингушей?
- Я - за Россию!
- А за какую - за "Единую", за "Справедливую" или за "Другую"?
- А Путин в какой?
- В "Единой", он ее и возглавляет.
- Значит, и я за неё!

й) Продолжим про этно?
В кулуарах не утихают споры вокруг Белоногой (намек - послушай и передай другому). Так, Татьяна поет, что, наконец, нашла "шчырага, добрага" - Иисуса. А затем отмечает: у меня - семья. Надо ли понимать так, что ее семья - няшчырая й нядобрая?
ь) Опять про этно.
Над моими метафизическими восторгами вокруг NHS посмеялись. Оказалось, много таких, кому наши исполнители всякого народного еще менее интересны, чем мне. Кое-кто настаивает, что слушал бы такую музыку лишь под соответствующую белорусскую кухню. Мол, эти песни имели очевидное "прикладное" значение. Сейчас же связь между действом, которое они сопровождали, и собственно сопровождением утеряна. Все равно, что унитаз Дюшана, экспонируемый в музее. Сменив контекст, он сделался произведением искусства. Но желание пользоваться им по прямому назначению - гораздо сильнее желания созерцать его в выставочном зале. Так и с этно. Могучее древо из священной рощи друидов? волхвов? сакральный акт - вне контекста, оторванное от корешков и перенесенное в стерильность концертных площадок, оно скукоживается до размеров побега - жанра. Кому интересен жанр легкого поведения?
Да, "аспиранты" из НХС пытаются копать глубоко (инструментов у них все равно не хватает. Хоть бы контрабас). Но сознаюсь своим ребятам: я - из другого жанра. Альбом "700" в мой топ не попадает. Есть другие народные песни - барды, рокенролл, рэп.

Однако продолжим о хорошем. И даже о главном.


НРМ - 2007 "06". Крамбамбуля - 2007 "Крамбамбуля Сьвяточная"

NRM 06 РецензияКРАМБАМБУЛЯ Святочная

Некогда в одном минском самиздатовском журнале была статья (не Пукста ли, тогда еще необэСБашенного). А в ней - замечательный кусок: для того чтобы была контркультура, должна присутствовать культура. Чтобы процветал андеграунд, необходим граунд - "пол", почва. А в Беларуси... К месту попалась на глаза цитата из знаменитого польского Ежи Леца: "Один говорит: мы на волне. Второй говорит: мы на дне. Оба правы - когда такое мелководье". Но сейчас не совсем об этом. А о преломлении этой сентенции применительно к белорусскому рокенроллу.

Да будет сказано. Для него и почва, и культура - группа Незалежная Рэспублика Мроя. Не будь Мрои (а также Бонды и Ворошкевича лично), белорусскоязычный да и белорусский рок в целом были бы абсолютно другими. Да, были бы, были! Но когда б начали петь по-белорусски? Причем Мроя не просто запела и тем дала отмашку другим: "Можно!" Она возвела мову в ранг стержня собственного бытия. Это уже другой уровень. Это тянет на Александрийский маяк. Или Колосса Родосского?
Мроя - фундамент, на котором - кому симпатичное, кому не очень - зиждится здание тутэйшага рокенролла. Группу можно любить. Можно не любить. Можно, наверное, даже ненавидеть. Но главное, Лявон Вольский и иже с ним сделали так, что любить и ненавидеть ЕСТЬ КОГО. Хочешь - пиши-играй, как Лявон; хочешь - вопреки, поперек и наоборот. Хорошо. Легко. Приятно. Поскольку есть краеугольный камень, точка опоры. Верти себе землю престарелого короля Рокенролла как заблагорассудится!

Лявон так вообще бронзовый с ног до головы. Эта бронзовость сказывается. Не может не сказываться. Но, хоть круть, хоть верть, Вольский сотоварищи - классика. Их в школах и универах будут проходить. Или уже проходят? Так что нового они могли б уже не писать и не выпускать. Ну, Лев Толстой перестает быть Львом Толстым, оттого что "Война и мир" лучше или хуже "Анны Карениной"? То-то и оно.

Однако песни пишутся, альбомы выходят. Стало быть, "выходит" и отношение к ним. Мысли рождаются и даже ворочаются.

Кгм, я не очень люблю "проекты". То есть достаточно естественно, когда у Лявона с Питом Павловым - одна группа, а у Пита без Лявона - другая. У нас не редкость, когда на четверых человек - пять групп. Но когда от группы (НРМ, скажем) отпочковывается проект (Крамбамбуля, допустим) - это не слишком естественно. Если автор один. Нет, понимаю. Причины там, следствия. Дебет-кредит. Но попеняю на некривое зеркало западных групп 60-70-х: могли уживаться в рамках группы Doors и радиоформатные песенки на две-три минуты, вроде "People Are Strange", и длиннючие "Riders On The Storm", "The End". Или у In Love и нехитрые куплет-припевы, и размазня на десять с хвостом минут. Примеров - вагон и маленькая тележка. И не приходило в голову участникам "дверей" организовать для "длинных" одну группу, а для "коротких" другую, скажем, Whisky Bar. Тогда трепетно относились к "групповщине". Сегодня - к автору, личности. Коллектив может быть, а может и не быть. А может быть, но как бы не быть! Написал да записал в одиночку, а потом пригласил нужных поиграть на сцене... Одиночки намного естественнее. Группа - явление из раньшего времени, не слишком быстро, но вымирающее, как диногаврики. Хотя в ней всегда остается возможность, что кто-то подставит под тяжку ношку плечо.

Вернемтесь. Не сомневаюсь: композиции НРМ и Крамбамбули могли б уживаться в рамках одной группы. И следить за поворотами в судьбе НРМбамбули было бы гораздо интереснее. Но регресс-прогресс сдвинутой набекрень тюбетейкой не остановишь.

Поскольку НРМ да Крамбамбуля - не группы, проекты, с присущими каждому фишками в музыке и текстах, в стилистике в целом, то и ожидать, что новый альбом тебя удивит до невозможности, не приходится. Или вы ждете, что НРМ вас ошеломит? Неееет. Главное удивление - сам факт его несгибаемого бытования в пространстве и времени, а также вне их.

"Голас народу - яскравы и годны" - начинает Вольский. И сразу - претензия. Яскравы и годны, как напильником по стеклу, самого Вольского прописан так, что раз от разу материшься в попытке разобрать слова. А это же Лявон - есть, что разбирать!

Мы у чорным сьписе и мы ужо дауно там
Пераписаць нас не хопиць паперы
Нас мильёны, нас да халеры

Краина-руина няхлюдна стаиць на каленях
И нехта дрыжыць каб спакойна дажыць
А нехта згаджаецца моучки служыць
Для гэтага трэба забыцца на рэштки сумленьня

Што за музыка у эфиры
У фармаце "шоу маст дай"
Гэй, Айчына, што з табою

Слушаешь - и перед глазами встает не Лявон (в компании Каси Камоцкай и кухля пива - вон, на стенке висит), а киношные бородатые партизаны. Только что ленточка на папахе не красная, а красная на белом. Или не менее бородатые латиноамериканские герильерос. ЛяВон тут - все равно, что ЧеГе там. Тот считал, что в силу латиноамериканского темперамента на объективные предпосылки революции можно положить, а воспользоваться субьективными. Поджечь фитиль, а дальше оно само.
- Э, мы до сих пор поезда под откос пускаем!
- Э! Война закончилась 64 года назад!
Закончилась? Нет, война не закончена, пока последний солдат не похоронен. А Вольский вот он, живехонек.

Иногда хочется слегка встряхнуть бородатого: "Кто сказал, что надо бросить песни на войне?! После боя сердце просит музыки вдвойне!" Но это уже - для Крамбамбули.

Приврал. Альбом "06" - серьезен, но без патологии. Хотя, конечно, со сдвинутыми "в мохнатую гусеницу" бровями. Чему способствует и музыкальная составляющая.

Как спел во время оно Лявон - "Я рок-музыкант старых традыцый. Гэта не прызваньне, гэта пазицыя!" - так и продолжает в том же духе. Основа - хард-рок назаретовского, эйсидисишного да блэксаббатовского розлива (дотошные отыщут и помянут какую прочую блюойстеркультю). Вы другого ждали?

Впрочем, долбежкой это не назовешь. Поскольку есть в НРМ музыкант, не из весеннего, из осеннего призыва - Пит Павлов. Поэтому мелькает и другое. Например, пронзительные "баллады" - "Менск и Минск", "Тольки для цябе". Последняя - заботливо обернутая в почти нилоянговскую гитару из "Мертвяка" - неуловимо перекликается с маузеровской "Калыханкай".

Порой черно-серо-белый мир НРМ даже прочерчивают трассирующие пульки регги или "лацинки".
"Сталинград" - чем не гимн? Чувствую, как поднимаю задницу, чтобы встать под "лунаючыя белчырвонабелыя сьцяги". Которые мне гораздо симпатичнее китайско-мусульманских. Но вскоре - еще гимн - "Белчырвонабелая падводная лодка". И я... возвращаю задницу на место.

НРМ и прочие "коммандос" - в этой лодке, и с нее "никуды не падзецца". Я - в другой лоханке. Как там - "мы - на дне, мы - на волне"? "Правда эластична"!

Еще у Лявона - "Мы жывем адначасова у двух гарадах" - Менск и Минск. Я, похоже, в Минске. В другом городе. Даже в другой стране. Не уверен, что она - более реальна, чем страна Вольского. Однако. В стране Лявона меня не считают белорусом. Я даже не нацмен, а - "понаехали тут!". Потому что говорю на русском, родном для меня языке. Ладно, меня можно съехать на историческую родину. А других? Нас же тоже "да халеры"!
Странно: судить о том, каков человек, по языку, на котором он говорит?
Занятно: в Бельгии столица говорит по-французски, провинция по-фламандски, а деловая переписка почему-то вовсе на немецком.
Любопытно: немец, иранец или вьетнамец, которые переселятся сюда и начнут говорить по-белорусски, будут белорусами? Или надо будет совершить для этого двенадцать подвижков?
Не считаю, что независимое белорусское государство может быть исключительно национальным. Национализм не интересен мне с советских времен. Не о нем писали мне классики - Ефремов да братья Стругацкие, Кастанеда, Кортасар да Миллер, даже Короткевич (фе! Фаулза читай! - прим. корректора).

Курьезно, но красная линия альбома НРМ напомнила мне... Летова! Он как-то рассказывал: мол, я пел "Вижу, поднимается с колен моя Родина! Вижу, как из пепла восстает моя Родина!" А она ни хрена не поднимается! Но тем более клево это петь!

НРМ не смог бы спеть: "Бачу, як з кален устае мая Радзима! Бачу, як з попелу паустае мая Айчына"? Смог бы. Да и поет:
Усё роуна мы пераможам
Бо иначай быць проста ня можа

Может, может быть иначе. Не победят. Очевидно. Даже в необозримом будущем. Тому есть множество причин. Поиски врага под кроватью - комплекс. Русофобия - комплекс. Попытки относиться к истории, холодной и неромантичной штуке, романтично - любить, не любить, ненавидеть - комплекс. "В Англии нет антисемитизма: англичане не считают себя хуже евреев!" (М.Тэтчер) Ущербность не имеет ничего общего с годнасьцю-гордостью. Это гнилой фундамент. Я не желаю им победы.

Страна, во главе которой "консервативные христиане", - не лучше, не либеральнее, не демократичнее этой - страны победившего самого себя и агонизирующего социализма.

Не один раз слышал: "Мы не будзем гуляць у дэмакратыю!" Попытки признать большинство быдлом и быстренько затащить его силой в ведомый лишь Элите рай были всегда. Само собой, хочется увидеть торжество твоих идей и идеалов при жизни. Может даже, это и правда, про быдло. Но коммунисты и антикоммунисты - два яйца одной мошонки (только что вторые плохо проштудировали Ленина и поэтому не знают, как надо брать власть). Тебе в итоге все равно достается (из штанин) и суется под нос знамо что.

Видел, как белорусскоязычные исполнители, поначалу бывшие в одном "подполе" с русско- и прочеязычными, когда предоставилась возможность, с удовольствием заняли весь возможный эфир, не оставив ни щелочки. На прочих им было плевать: их дело - правое, а остальные все - левые.

Не хочу, чтобы меня снова учили любить родину. Мою Беларусь.

Кстати, так, по мнению некоторых, называлась та часть, в которой сейчас живу я. А та, в которой НРМ - Литва. Так что белорус таки я.

Некстати. Пока ломаются копия вокруг возможного захвата российской империей независимой Беларуси, нас уже аннексировали и присоединили. Причем даже не как автономную часть империи. А как часть автономной части! Подсказка: посмотрите на флаг Чечни.

Ну, глоток Крамбамбули - за нашу победу? С первым «Буль!» возвращается тот, второй Лявон, с кухлем пенного напитка!

"Крамбамбуля святочная" - во-первых, рядок песен, в той или иной степени посвященный разным праздникам - в хронологическом порядке - от НГ до Каляд. Во-вторых, увлекательная игра в "Угадай мелодию". Угадал - получи приз - удовольствие. Уже во "вводной" "Сьвята, якое заужды з табой" цыганско-еврейская полька-топотуха перебивается то "скорпами", то иглзовской "калифорнией". А венчается диппапловским "Смог над водой", напоминающим старожилам питерские "Странные игры". Но главная изюмина - риф из битловской "Come together", в который труба вплетает джазовую нетленку "Sommertime"! Есть и в-третьих, и в-четвертых... Но лучше немного... обо всем?

Гурт NRM Лявон Вольскi"З Новым годам!"
Застольная, склеенная из еще одной нетленки "В Кейптаунском порту" и диско... Boney M?
Мы будзем танчыць и спяваць
А усе праблемы потым

"Безь цябе"
Якобы восьмимартовская, напоминает всем, кто запамятовал или не знал: Вольский - прекрасный лирик. Когда сподобится.
Без цябе гэы дзень будзе страчаным днём
Без цябэ гэта ноч будзе ноччу без сну
А кали прыйдзеш ты у мой свет паупусты
Прынясеш ты вясну

"Жыцьцё й выдатныя справы Святога Патрыка"
Вот и джига! Каким-то ветром в наши Палестины занесло зеленый листок клевера. Каким? Может, ИРА?
Ирляндыя - краина з пажарам у душы
Хадзи ж дапамажы нам и полымя тушы

"Дзень дурня"
Ёсць у свеце разумныя людзи
Што для усих як святло маяка
Ну а мы адзначаць вечна будзем
Кожны дзень ад званка да званка
Сьвята - Першае красавика
Мы жывем гэтым днем
И иначай ня хочацца жыць

Много ли тех, кто потычет правдой в глаза так же кратко и ёмко, как Лявон?

"Вясна у тваих вачах"
Первомайская, но, скорее, обортная сторона 8 Марта. В духе Ленинграда или Биллиз Бэнд. Хотя, кто сказал, что названные - первопроходцы? Это чтобы не перечислять западных вдохновителей.

"Папараць-кветка"
Вот тебе, бабушка, и боевая волынка! И скрипица! Что ж уже и леса нет, кроме священной рощи друидов?! Есть! Ум-ца ум-ца - белорусский ска, сеновал, на котором повалялись дружественные "ляписы"!

"Наливай, бо не ядуць"
Ай, какая свадьба! Чистый Stranglers.
Швагер бицца лез
Сват пайшоу у лес
З нейкай дзеукаю топлесс
Усё як у людзей
Нават пакруцей
Трыста чалавек гасцей

...Мама очень боялась того, что моя свадьба будет в деревне. Почему? Ответ прост: накануне недалече от Могилева на сельской свадьбе в возникшей драчке зарезали... жениха с невестой! Ну, моя-то была в другой стороне, на Нарочи. Это другой коленкор.

"Сустракайце у госьци..."
Ого, и до Хэлоуина дела дошли. Почему нет? Есть один святой, Патрик? А день всех нячысьцикау - "ворота" в следующий, День всех святых.
Наш сьпеу кашмарны, нибы ранишни гимн
На пятерочку.

"7 листапада..."
Вот и регги. И какой! Но не солнечный. Сколько дней в году мы солнце видим?
Туман, прамоклыя альтанки
Па плошчы циха едуць танки
У тэлевизары - Дзяржынски
Нам без Дзяржынскага пажыць бы

Для кагосьци рэвалюцыя - маузэр и наган
Для кагосьци рэвалюцыя - душэуны стан
Для кагосьци рэвалюцыя - калектыуны дурман
Для кагосьци рэвалюцыя - спосаб зарабиць
Для кагосьци - нагода выпиць и закусиць
Для кагосьци рэвалюцыя - святло, што у цемры гарыць

Выбирай. Но осторожно. Это снова про раков. Вареных. Или про редиску. Знаете анекдот? Почему плохого человека в "Джентльменах удачи" обозвали "редиской"? На фене было "падла", что посчитали грубоватым. Тогда кто-то вспомнил слова Ленина о товарищах, которые вовсе не товарищи: снаружи он, мол, красный, а поскребешь - белый.

"Дзень нараджэньня"
Опять "Дым над водой". Куда ж без него? Как справедливо было оджнажды написано, этот риф - все равно что бетховенская "тема судьбы". И отдельное спасибо - за клявишы!
Вот и выстроилась практически пирамидка альбома. Две ее стороны. Нечеловеческое-пачварнае: Новый год (?), 1 апреля, 1 мая, свадьба (хехе). И человеческое: 8 марта, Иван Купала, день рождения (любимой)... Осталось поставить логичную точечку (во втором ряду). Рождество!

"Калядная песьня"
Хай дзень за днем нас цягнуць на дно
Усё адно
Знойдзем шляхи да выраю

Это, кстати, точечка и в конце красной ниточки альбома. Последний камушек в мозаику, последний огрызочек в паззл: это же... БГ? Нет! Битловский "Оркестр одиноких сердец сержанта пеппера"!
Но Крамбамбуля не была бы Крамбамбулей, если бы Лявон завершил все на этой возвышенной ноте. Сбиваем градус на термометре пафоса: снова начальный ска-клецмер, дрыш-полька, начинающаяся "скорпами". Кстати, мы ее пели в школе, пораньше, чем немцы. Текст только стыдно вспоминать.

Все, круг года, альбома, праздников замкнулся. Подсуммируем?

Ай да Будкин, ай да... молодца! "Граница между N.R.M и Zet, Крамбамбулей стала совсем прозрачной". Ну, разве не о том я - в преамбуле к разговору об НРМ, только более витиевато? Могло, могло бы все мирно и ослепительно уживаться в рамках одной группы. Но умница Сергей подсказал иную мысль. И я, как Удав, ее думал.

Что есть "прозрачная граница"? Скажем, Евросоюз. Дальше оставалось соотнести это с проектами Лявона Вольского и вспомнить один яркий момент из прекрасного, незаслуженно вышедшего маленьким тиражом издания "История литературных мистификаций".

Некий чех по имени Вацлав Ганка в начале 19-го века обиделся на то, что у чешской литературы и культуры в целом нет... могучих корней! Ну, откуда ей взяться, если у самой чешской государственности ножки и ручки - как у лилипутика, - меньше лютика. Что, обидевшись, сделал этот пламенный человек? Он историю чешской литературы... создал. Вначале «нашел» пергаменты, которые признали памятниками 13-го века. А затем опубликовал «Зеленогорскую рукопись», созданную еще раньше, в IX веке, когда у остальных славян еще не было письменности! К концу века, правда, вскрылось, что он – мистификатор. А опубликованные раритеты он сам придумал и от лица придуманных авторов сам же и написал.

Параллель с Лявоном напрашивается сама собой. После того как Мроя была преобразована в НРМ - Незалежную Рэспублику Мроя, нужно было освоить расширившееся с музгруппы до музстраны пространство. А как это сделать, если само оно не осваивается? Не наполняется тем, что душе и сердцу любо и нужно? Приложить собственные руки!

Оставив "исторический базис", хардового партизанского монстра НРМ, надстроить его тяжелыми, но более модными звуками Зет. Сотворить, а затем расширить поп-горизонты Крамбамбулей. Наконец... углубить "территорию" историческими напластованиями "Народных альбомов". Можно или нужно сюда же приплюсовать непохожее на вышеперечисленные проекты Новае неба, где рука Лявона - все равно, что пресловутая рука Москвы... Что получается? Альтернативная музыкальная... территория, история, культура! Если трактовать отпочкование именно таким образом, стоит ли удивляться изрядному количеству коллективов с участием Вольского? Не только не стоит, но и подобно известному мультяшному герою, стоит воскликнуть: "Маловато будет!"

Впрочем, как было сказано выше уже не раз, в данный момент все проекты «Лявон Вольски ТМ» тяготеют к тому, чтобы слиться в экстазе. На чем и закруглимся до следующей главы.

Скачать:
Скачать альбом "06" группы N.R.M. на сайте by-music.net
Скачать альбом "Крамбамбуля сьвяточная" группы КРАМБАМБУЛЯ на сайте by-music.net

Продолжение следует...

Начало:
Глава 1. 666 Альбомов белорусской судьбы. Трусцой по Европам. The Toobes - 2009 Hello
Глава 2. 666 Альбомов белорусской судьбы. Трусцой по Палестинам. Zygimont Vaza - 2007 (а можно и 2008) Distortion
Глава 3. 666 Альбомов белорусской судьбы. Трусцой по Палестинам. Нейро Дюбель - 2007 Stasi
Глава 4. 666 Альбомов белорусской судьбы. Трусцой по Палестинам. Тацьцяна Беланогая - 2007 (и даже 2008) Дьзвюхкроп'е
Глава 5. 666 Альбомов белорусской судьбы. Трусцой по Палестинам. Джамбимбум (2008) Жавароначки, NHS (2008) 700

666 Альбомов белорусской судьбы. НРМ - 2007 "06". Крамбамбуля - 2007 "Крамбамбуля Сьвяточная" (Юрий Романов, Инфо-центр ЦЖР, июль 2009)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям

и на своем месте тогда "Куплеты і прыпевы" Happy