Звезды на берегах Днепра. Интервью с Ю.Романовым

История могилевской рок-культуры — книга, еще пока никем не написанная. Более того, для многих могилевчан были вообще откровением афиши недавнего фестиваля, посвященного 10-летию 1-го могилевского рок-фестиваля — многие до сих пор полагают, что в нашем городе на гитарах умеют играть только подростки в подъездах. А тем временем Могилев — далеко не рядовая точка на карте истории отечественного и не только отечественного рока, с ним связаны очень известные имена бывших и нынешних «звезд» рок-н-ролла.
Поделиться своими воспоминаниями о событиях минувших лет мы попросили нашего коллегу Юрия Романова, являющегося не только корреспондентом «Вестника Могилёва», но и редактором шумно известного рок-самиздатовского журнала «ОН» («Окорок»). Тем паче, что его журнал в эти дни также отметил свой 10-летний юбилей.

— Юра, многие почему-то решили, что прошедший фестиваль был посвящен 10-летию могилевского рок-н-ролла…
— Это неверно. Я не возьмусь спорить о том, когда в Могилеве впервые заиграли рок-н-ролл, но на моей памяти еще в 1987 году у нас уже были рок-команды, например, такая приличная группа, как «Лабиринт» - популярная и подававшая большие надежды. Но больших концертов тогда действительно не было. Лишь в 1988 году Александр Перегуд при поддержке комсомольского центра «Улита» устроил в Могилеве 1-й рок-фестиваль «Диалог», причем сразу международный.

— Это событие до сих пор вспоминают как нечто невероятное…
— Еще бы! К нам тогда ведь приехало целое созвездие команд из Москвы, Питера, Минска — АЛИБИ, СЕЗОН ДОЖДЕЙ, ПОРТ АРТУР, бешено популярная ныне МАНГО-МАНГО, БОНДА, ЗАРТИПО, МРОЯ в самом своем расцвете. Успех у фестиваля был просто ошеломляющий!
А к весне появилось и несколько странное, откровенно говоря, образование — без денег, аппаратуры и базы, но с огромным творческим зарядом — могилевский рок-клуб. Его президент Александр Перегуд и, опять же, молодежный центр «Улита» решились организовать 1-й могилевский рок-фестиваль «Калейдоскоп», в котором приняло участие аж 12 (!) могилевских и одна горецкая группа. Вот 10-летие именно этого события и, по большому счету, 10-летие могилевского рок-клуба и отмечалось, поскольку именно с этого времени и можно начинать отсчет истории могилевского рока настоящего — с концертной и фестивальной деятельностью.

— Был ли 1-й могилевский фестиваль замечен любителями рока?
— Безусловно. И одно из ярких тому подтверждений — успешное участие уже во втором «Диалоге» не одной, а сразу пяти крепких могилевских команд, из которых ЛАБИРИНТ, КОНВЕНТ, ПРОЕЗД ЗАПРЕЩЕН, ПОСТОЯЛЫЙ ДВОР были очень хорошо встречены публикой. А ведь им пришлось выступать на одной сцене с такими «зубрами», как КАЛИНОВ МОСТ, НАТЕ, КОШКИН ДОМ, рижским ЦЕМЕНТОМ, теми же МРОЕЙ, ПОРТ-АРТУРОМ, ЗАРТИПО, АЛИБИ — сейчас это имена-легенды русского рока.

— На выступлениях АЛИБИ вообще, помнится, творилось что-то невообразимое…
— Это действительно надо было видеть. АЛИБИ тогда исполняли остросоциальные вещи. Их песню «Не для них» на гала-концерте зал пел стоя, как гимн. Это была своеобразная иллюстрация социального протеста могилевской молодежи конца 80-х.

— Какое отношение к первым фестивалям имеешь ты и твой журнал?
— «Окорок» появился через неделю после 1-го «Калейдоскопа». Я не планировал тогда делать журнал, полагая, что такое уже есть в Беларуси. Просто хотел показать свое видение издания подобного рода. А оказалось, что сам на себя повесил на 10 лет хомут «почетной должности» редактора рок-самиздатовского журнала. Что касается организации первых фестивалей, то я не имею к ним никакого отношения — это заслуга конкретно А.Перегуда и людей из «Улиты» — Сергея Кашубы, Вали Ковалевой, Жени Татарова. Я подключился к этому позже, да и то, скорее, не как организатор, а как провокатор идей.

— «Окорок» в свое время имел просто несопоставимую с тиражом популярность, равно как и сейчас твои журнал «ОН», являющийся, судя по нумерации, продолжением «Окорока» («Окорок Новый»). Вы внесены даже в энциклопедию рок-самиздата «Золотое подполье» как один из самых лучших журналов такого рода. Чем это можно объяснить?
— Да, подписчики у нас были более чем в 100 городах СССР. Объяснить это можно просто: во-первых, система распространения по принципу «прочел — передай другому», а во-вторых, смею надеяться, — уровень информации, ее качество. Мы никогда не трогали конкретную политику, не то что не считая ее достойной внимания, а «не поспевая» за событиями и полагая, что рок-н-ролл — сам по себе политика, музыка бунта. Не трогали и другую музыку. Потому что верили и верим, что рок — чище всего другого, потому как отображает самое нормальное восприятие мира — юношеское, с присущими ему максимализмом и искренностью.

— «Окорок» довольно своеобразный журнал: не раз издаваясь даже типографским способом, он остается, тем не менее, самиздатовским, будучи верен прежде всего канонам самиздата. Почему ты не делаешь журнал официальным?
— Принципиально. И это не только моя позиция, но и других редакторов журнала {редакторы «Окорока» — Ю. Романов, А. Перегуд, С. Семко; редакторы «ОН» — Ю. Романов, А. Скоробогатов, А. Лазаренко — Прим.ред.) В самиздате мы можем выражать свое мнение не боясь, что оно станет известно широкой аудитории, которая может понять его извращенно. Мы пишем исключительно для «своей» читательской аудитории, которая подготовлена к восприятию именно такого варианта разговора.

— Возвращаясь к истории могилевского рока, составной которой, впрочем, является и твой журнал, скажи, какие из удачных фестивалей того времени ты еще мог бы назвать?
— Красиво прошел «Рок-съезд» в том же 1989, «Калейдоскоп» в 1999, В 1991 — «Будь спок», который до сих пор считается 1-м и, похоже, единственным в Беларуси панк-фестивалем. Определенный интерес представлял фестиваль «Другая вода» и.., пожалуй, все.

— Ну как же, а «Во, доросли!»?
— Ну, «Во, доросли!» — это не совсем фестиваль, это, скорее, целое рок-движение, растянувшееся благодаря Жене Глушкову, его студии звукозаписи и кафе «Заворот» на целых полтора года. Женя тогда, в 1992/93, умудрился провести целую серию блестящих концертов, с помощью которых начали «раскручиваться» очень многие молодые команды: МЕСТО РАСПРОДАЖИ ИЛЛЮЗИЙ {МЕРАИЛ), МММ, ОРКЕСТР МЕЛАНХОЛИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ ИМЕНИ ПРЕЗРЕНИЯ УБИЙЦ СВЯТОГО СЕБАСТЬЯНА (убил бы К. Концевого за это название!). А ближе к концу 90-х прошли уже пять фестивалей, организованных ТО «В Тихом Омуте». К числу удачных можно отнести и серию концертов, которые организовал «Бегемот-клуб» — хотя это и не фестивали, но для Могилева было очень пристойно — ив плане звука, и по уровню приглашенных команд.

— Почему вдруг образовался такой пробел в середине 90-х?
— Потому что летом 1991-го по непонятным (для стороннего наблюдателя) причинам распалось большинство могилевских групп: «О-па!» — и нет их…

— Неужто никто из «стариков» уже не выступает?
— «Оставшихся в живых» можно перечислить буквально по пальцам. Вот некоторые называют еще живым РЕВОЛЬВЕР, хотя я так не считаю. В Мельбурне имеет успех когда-то бывшая бобруйской группа БИ-2, гастроли которой, к слову, похоже, не за горами. В Германии частично осел ТРЭШЭР после своего шумного успеха на просторах СССР. Ну и гак далее — Израиль, Штаты, места не столь отдаленные…

— А Александр Баль?
— Баль — это вообще отдельная страница в истории могилевского рок-н-ролла. И не только потому, что он сам музыкант — начинал еще на первых фестивалях в составе группы «Рубеж», потом имел две свои команды — «Юрьев день» и «Поле чудес», теперь активно работает как автор-исполнитель и музыкальный руководитель областного драмтеатрa. Но еще он интересен тем, что у них на базе ДК «МоАЗа» был один из лучших в свое время музыкальных аппаратов, с помощью которого записывались и делали свои концерты многие. В частности, и могилевские концерты таких «звезд» рока, как «Разные люди» с тогда еще мало кому известным Чижом.

— Если вспоминать «звезд», то о многих из них ходят настоящие легенды, связанные с Могилевом. Будто бы именно здесь стартовали и Шевчук, и НЕЙРО-ДЮБЕЛЬ и АЛИСА…
— Ну, Юрий Шевчук, разумеется, стартовал не из Могилева. Но здесь он, действительно, некоторое время, как говорится, «кантовался», перебираясь из Уфы в Питер, о чем свидетельствуют сохранившиеся записи его квартирного могилевского концерта. НЕЙРО-ДЮБЕЛЬ, согласен, стартовал у нас — здесь был их первый концерт, они это помнят и благодарны нашему городу. Стартовой площадкой стал Могилев и для Васи Шугалея с его Ы-Ы-Ы, которого мэтр российской музыкальной критики Артем Троицкий до сих пор считает одним из самых выдающихся исполнителей в истории русского рока. Могилевские фестивали открыли такие яркие команды, как ивано-франковскую МЫНУЛА ЮНЬ, киевскую КАРАТЕЛЬНУЮ ПСИХИАТРИЮ, РЕЗЕРВАЦИЯ ЗДЕСЬ. Триумфально выступили на могилевской сцене Слава Задерий, организовавший некогда группу АЛИСА, упоминавшиеся уже АЛИБИ и КОШКИН ДОМ. Здесь впервые «засветились» питерский ВНЕЗАПНЫЙ СЫЧ, гомельский ЭДГАР ПО, МАМА ДАЛА БАНКУ и многие другие.

— То есть Могилев по праву носил некогда звание рокерского города?
— Да, хотя это отнюдь не мешало ему иметь параллельную славу «гопницкого» города.

— Что же мешает сегодня возродить рок-н-ролл?
— Ну, возрождать рок-н-ролл не нужно — он и сам как-нибудь… А вот в плане изменения отношения со стороны властей к рок-н-роллу действительно проблем хватает. Если брать для сравнения хотя бы наших соседей, то видны, как говорится, две больших разницы. В Витебске даже для работников исполкомов устраиваются блюзовые вечера, не говоря уже про их знаменитые блюзовые фестивали. В Гомеле на рок-концертах можно увидеть начальника управления культуры местного горисполкома. Причем — на сцене, в составе одной из групп. А для нашей молодежи могилевские чиновники от культуры ничего лучшего, чем фестивали патриотической песни, придумать не могут…

— Кого на сегодняшний день из могилевских команд ты считаешь наиболее перспективными?
— Говорить о том, что кто-то из наших может сегодня потянуть, например, на уровень СНГ, к сожалению, нельзя. Но на уровень республиканской популярности могли бы, если бы очень этого хотели, претендовать многие. ЛАУС ДЭО, ДЭНЖЕР, ЛАЙК СУИСАЙТ, ОКРУГ СВОБОДНОГО ИСКУССТВА, очень хорош был ФЭТ ДЖОН. Ближе всех к успеху, как мне кажется, AВАНГАРДШКОЛА. Иначе говоря, потенциал есть вполне мощный, следовательно — начатое 10 лет назад дело было незряшным.

Звезды на берегах Днепра. Интервью с Ю.Романовым.(Владимир ТЕРЕЩЕНКО, «Вестник Могилева», июнь 1999)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям