"Жить поживать, помирать наживать". Рецензия: Особый От...Дел “По+Ра” (“Выргород”, 013)

Есть симпатичная версия, что никакой античности на самом деле не было. Были мало-значительные и мало-заметные скотоводческо-землепашеские территории, населенные древними греками и чуть менее древними лати-нянами. А в 19-м веке собралась компания богатых и талантливых шалопаев, которая, потрепавшись за бокалом абсента, решила: “Античности — быть!”

И не просто решила, взялась за дело со всей нерастраченной энергией молодости и денег.

Построили руины храмов и домов. Наваяли скульптур да амфор. Понаписали “древних” рукописей. Где-то что-то закопали. Где-то что-то утопили... А потом пришли археологи — оп-па! Тут те Роден, тут те Вергилий-Овидий... Красиво.

Иногда проскакивает в голове искра (сик!), что Александр Подорожный ваяет русское язычество.

На всякий случай: а вдруг его не было. А должно быть! Вспоминается замечательное изречение: “Как захочешь, так и было!” Хотения у Подорожного — через край.

Есть не менее симпатичная и даже более реалистичная версия. Жил-был пламенный молодой человек, чех по национальности. И стало ему обидно до самого кончика копчика, что нет у чешского народа литературы. То есть литература есть, Литературы нет. Которая соответствовала бы великой и славной чешской народной сути. И такой же великой и славной истории. И взялся этот молодой человек создавать историю чешской литературы. Дописывая недостающие романы, повести, рассказы и эссе. Которых на самом деле не было. Но которые могли и должны были быть!

Иногда кажется, что Александр Подорожный пытается написать и спеть русские народные песни.

Недостающие, по его мнению. И если “Ариэль” взрастил когда-то букетик псевдонародных поделок (в конце 70-х звучавший зело значительно), то Особый От...Дел стремится достигнуть подлинных глубин. Добиться аутентичности.

Впрочем, не исключено, что этот треп никакого отношения к Подорожному и альбому “По+Ра” не имеет.

Сознаюсь, я не слышал песен Подорожника без ансамбля, под одну гитару. Сравнивать не с чем. Именно так. У нас приняты параллели и аналогии — с тамошними и тутошними. Планочки, планки.

Лимбо-дэнс. Тот свободно, не преклоняя главы, проходит “под Башлачевым”. Вон та, гнется и скрипит, пролазя “под Янкой”. Летов вообще с определенных пор — мера всех вещей. НАШЕ ВСЕ.

Ментальный туризм. Расставление вешек и колышков помогает в установке “палатки” в собственной голове. В разжигании там же костерка... Туризм — это скучно. Не буду я сравнивать Подорожного с Егором. И с Неумоевым не буду. Уместно было бы вспомнить отца Михаила Зуйкова из Ишима и его ЦИКАБУ. Поводить карандашом по бумаге, пока параллельные линии где-то за горизонтом не пересекутся. Не буду.

Я раньше не слышал Подорожного. Поэтому не знаю, в какой точке собственной траектории он находился в момент, когда записал эти 13 песен (было это в 96-97-м годах, — много воды утекло с тех пор в великих русских и нерусских реках). Не знаю, из “откуда” в “куда” движется сейчас. Достаточно того, что точка, зафиксированная данным релизом, — это точка горения.

Сверху — Солнце (Ра — и Волга, кстати, тоже). Снизу — Костер — “до небушка”. “Посмотрим, кто останется, — счастливый да живой”. Глазки-искорки Костра призваны растопить сырую древесину — нас, лед в нас, разогнать по углам темень да выползшее под волчьим солнцем ночное племя.

Интересно, что записывались эти песни по ночам. Не оттого ли так много Солнца, так много огня?! “Солнце красное, свои войска собирай... Разукрась меня ранами святого огня... Попробуй зажги в себе солнышко... Пусть сердце солнцем горит...”

Не оттого ли? Не оттого! Знаете, есть такая детская загадка: если бы тебе давали мешок ума и мешок золота, чтобы ты взял? И подколка: каждый берет то, чего ему не хватает. Так и Подорожный — алкает того, чего ему не хватает — солнца да огня. А кому хватает?! И какая альтернатива есть вечернему да ночному неону, жести, пластику, стеклу да железобетону?
Собственно, альбом — об этой альтернативе. Сама эта альтернатива.

По форме? Простые, широкие, распевные песни. Хочется подпеть. Хорошо, но без излишней фантазии аранжированные и сыгранные.

“Нет религии ВЫШЕ ИСТИНЫ”. Написано на внутренней стороне обложки. Религии вообще, между нами, нет. Церковь есть. Вера есть. Поиск истины есть. Последнее, говорят, — от лукавого.

"Жить поживать, помирать наживать". Рецензия: Особый От...Дел “По+Ра” (“Выргород”, 013) ( Журнал " Под Шумок " № 777, ЮАР, июнь 2003 )


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям