Желтая дорога домой


Тихо сам с собою
Я веду беседу
(«Травы, травы» И. Юшин)

Андрей: Откуда ты выкапываешь свои теории? Сначала лифты (речь идет о «Единой теории лифтов» из раздела «Пост-наука эпохи рыб», опубликованной в журнале «Окорок» №10, 1994), теперь всеобщая двинутость?

Николаевич: Это в каждом человеке заложено изначально, но для, образно говоря, всплытия нужен толчок. Его роль в данном случае сыграла монография Л.И.Айхенвальда «Криминальная психопатология». Так получились, что целый ряд медицинских понятий, описанных в ней, родил настолько сильные, причем совершенно конкретные ассоциации, что было бы кощунственно не покопаться глубже. Начав хотя бы с себя... Возьмем, к примеру, «симптомокомплекс». Он делает человека асоциальным, вследствие тяжелой дезорганизации выбивает из жизненной колеи. Симптомокомплекс - это всякого рода «спутанности» при отравлениях, маниакально-депрессивном психозе, органических страданиях.

A:Тут уместно привести парочку цитат: «Я жизнь свою любовью отравил» (Хуй Забей), «Мне придется променять венок из спутанных роз на депрессивный психоз» (Янка)... Считаешь ли ты, что теория психопатологии тесно стыкуется с практикой андеграунда?

Н: Вообще говоря, весь андеграунд пропитан всяческими аномалиями. Большинство деятелей этого, условно говоря, движения совершенно разобщено с внешним миром, пребывает в своем внутреннем, частью фантастическом. Не реагируя на действительность. А это не что иное, как т.н. «аутизм». Но суть ведь не только в андеграунде. Речь идет об искусстве в целом. Очень ярко это проявляется у символистов. Вот строчки, написанные В.Брюсовым:

Я действительности нашей не вижу,
Я не знаю нашего века,
Родину я ненавижу,
Я люблю идеал человека.

или

Создал я в тайных мечтах
Мир идеальной природы.
Что перед ним этот прах
Степи и скалы и воды.

А: Тебе не кажется, что это очень напоминает мнимую реальность галлюцинаций?

Н: Да-да. Несоответствие между личными переживаниями и объективными явлениями ведет к неадекватным реакциям на раздражители и ситуацию. Обман чувств вообще явление распространенное. Галлюцинации слуховые…

A: ...как у ЗАЗЕРКАЛЬЯ: «Однажды в казарме сырой я голос услышал стальной».

Н: ...галлюцинации обонятельные, осязательные, вкусовые. Особенно опасно, если они носят угнетающий характер: разного рода ругань, угрозы, повеления, мучительные ощущения.

А: Сюда же, вероятно, примыкают и бредовые идеи, взращенные на почве извращенной действительности. Которая как раз и порождает ложные патологические представления, ошибочные выводы, перенесение личных переживаний на внешний мир.

Н: Естественно. Ненормальные ассоциации способны вызывать бред. Причем он не обязательно будет фантастическим. Необходимо принимать во внимание возможность передачи бредовых идей (идей вероучения, политических теорий) отдельным личностям или даже массам. В таких случаях речь может идти о коллективном преступлении, определяемом коллективными психическими тенденциями. Примеры такого рода - политические, революционные, религиозные движения. Которые нередко принимают культурный либо исторический характер. В то время как по сути являются массовыми психозами и психическими эпидемиями.

A: Вернемся, однако, к индивидууму. Правомерно ли говорить, что депрессия - болезнь настроения?

Н: Не только депрессия, но и страх, беспокойство и т.п. Как у любого психического расстройства в этих случаях возможны осложнения: затемнение сознания с последующей амнезией…

A: «…Все позабыл, и мне не страшно…»

Н: …нервные заболевания. Сюда же можно отнести непреодолимое влечение к странствиям (порномания) и запой (дипсомания). У больных возникает подсознательное стремление освободиться от душевной тяготы, которое может выражаться в угнетении, апатии, страхе, агрессивных действиях против близких, самого себя, стремлении к поджогам, убийству детей...

A: Выходит, старик Фрейд был полностью прав, утверждая, что мы все его пациенты?

Н: Да. Но все в разной степени.

A: А что ты думаешь по поводу т.н. «сумеречных состояний»?

Н: Они обнаруживают задержку всех функций восприятия, дезориентировку во времени, месте, ситуации, вплоть до прекращения всех чувственных функций организма. Кстати, различают несколько форм «сумеречных состояний»:

  1. Алкогольная невыносливость.
  2. Сновидное состояние.
  3. Ночные хождения (сомнамбулизм).
  4. Гипнотические состояния.
  5. Патологическое опьянение.

Психическая неуравновешенность сама по себе обычно образуется на почве предрасположенности к психопатии, неврастении, истерии и проявляется под влиянием физических болезней, душевных потрясений. Кроме того, причиной могут стать менструальный цикл, беременность и т.п.
Но опаснее, пожалуй, органическое слабоумие, вызываемое повреждениями мозга. В частности, печально известное «короткое замыкание», обусловленное слабыми, безразличными импульсами реальности. Знакомая штука, правда? Слагаемые умственной недостаточности: нехватка высших эмоциональных, этических, эстетических, социальных чувствований (игнорирование ответственности, морали, стыдливости). Плюс упадок познавательных способностей, чувственная тупость, общая социальная деградация (бродяжничество, нищенство, проституция).

A: А слабоумие, оно всегда пассивно, или имеет и активную сторону?

Н: Конечно же, имеет. Причем именно она наиболее опасна. У агрессивного типа помимо понижения этических и альтруистических чувств выявляется т н. «взрывной диатез»: повышенная раздражимость, склонность к возбуждению, примитивным реакциям, влечение к насилию.

A: Чем дальше, тем безнадежнее. Что же, вокруг бродят одни дегенераты?

Н: Дегенерация - вещь вполне конкретная. У нее есть четыре ступени:

  1. легкая: относительно безобидные трудности приспособляемости, неспособность без трений ужиться в обществе, семье, на службе.
  2. серьезная: противодействие различным проявлениям социальной жизни, неумение противостоять социальным затруднениям.
  3. тяжелая: психическое влечение к социально неполноценным формам жизни и действиям.
  4. самая тяжелая: активная тенденция к асоциальному психическому расположению.

Выбирай, что больше тебе подходит.

A: Похоже на диагноз.

Н: Диагноз и есть... А есть ведь еще и «дегенеративные фанатики», характеризующиеся постоянством сильных аффектов, социальных и религиозных психических комплексов, агрессивностью в стремлении к намеченной цели. Причем последние всегда играли заметную роль в истории.

A: А из всего вышесказанного вытекает недвусмысленный вывод: все, кто имеет какое-либо отношение к андеграунду, искусству вообще - попросту дегенераты, психи и тому подобное.

Н: Ты же не зря пытался приводить цитаты. Можно, конечно, насобирать цитат из кино, поэзии, прозы, живописи и после сделать на этой основе учебник для психиатров. Однако, по-моему, тут чуть другое: игра фантазии, усиленная болезненной склонностью к измышлениям, самовнушению.

A: Что-то вроде «патологической лжи»?

Н: Да, ложь - не в обыденном понимании, а в психическом. Таких «лгунов» тоже подразделяют на два типа: 1) фантазер-мечтатель наяву. Обычно слабохарактерный. Фантазии зиждятся на внутренних переживаниях, и ими же обычно истощаются потребности. Такие вредят лишь себе да близким людям. 2) Дегенеративный фантазер со склонностью к открытиям, реформам и проч. Такие пытаются приспособить фантазии к действительности, загоняют себя в тупик и в конечном итоге терпят крах.

A: Согласись, такие рассуждения наводят на грустные мысли.

Н: Можешь успокаивать себя тем, что каждый сумасшедший считает себя совершенно нормальным... В конце концов, как в поговорке: «Все дороги ведут в Рим», так «все желтые дороги ведут в дом». Добро пожаловать!

A: На том, пожалуй, и закончим.

Желтая дорога домой (Андрей СКОРОБОГАТОВ, Журнал ОН №1, декабрь 1995)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям