Желание совместной охоты

андрей николаевич

(тусовка как скрытое оружие борьбы с андеграундом)

1. доктрина стиля

Пример первый: Встречает Слава Костю и говорит:

"Хороший ты человек, Костя. И тем особенно хорош, что стиль свой имеешь, а мне это очень нравится. Не люблю серостей-одинаковостей. По мне, вот даже если гопник, но настоящий, стопроцентный - это тоже хорошо".

А кто спорит? Кому, вправду, хочется быть чем-то неприметным и неизвестным. Это только в сказках дурачки за шапками-невидимками тянутся. В реальной жизни надобности в подобных сомнительных изобретениях не наблюдается. Яркие звезды на небосклоне. Горят огнем. Манят к себе. Служат ориентирами заблудшим. Казалось бы, чего копья ломать? Есть же наука такая - пиротехника. Взрывы-поджоги всякие изучает - для здоровья безвредные, для жизни безопасные. Нового ничего открывать не надо. Вызовите дух Джимми. Поинтересуйтесь, как гитары горят. Это не трудно. Просто нужно, к примеру, на концерт заранее бензин в бутылочке принести, а потом в определенный момент (который по сценарию называется "всеобщий экстаз") чирк спичкой и... о-о-о... товарищ, вы теперь не простой, а золотой. Точнее - святой. Глаза - к небу. Лбом об пол - бух. Вот это стиль. Вот это да! Куда мне, серому голубю... Ой, не горюйте, не надо. Погладить по головке, утешить. Подставить жилетку, нашептать на ушко слова сладостные: "Бензина на всех хватит". И улыбка до ушей.

Пример второй: Ехал как-то мой друг художник в электричке в столицу. Футболочка выгоревшая, джинсы протертые, кеды на босу ногу, хайр чуть не по пояс. А напротив ребятки сидят. Молоденькие. Рубашки глаженые, кроссовки фирменные, волосы отрастающие. Но главная ребячья гордость - новые "левиса", аккуратно рваные параллельными дырами. Симметрия... Не сидится молодежи. Хочется у более опытного человека совета испросить. "Как, - говорят они, - ты джинсы так красиво порвал?" Захлопал глазами аксакал. Что сказать не знает. Увидели ребятки заминку, поясняют: "Хиппи мы". "Хиппи?" – удивляется попутчик.- А как это?" "Ну, травку курим". - "Так вы наркоманы?" - "Музыку слушаем". - "Так вы меломаны?" - "Джинсы у нас во какие..." Что же. Очень хорошо. Встретил я потом друга своего, а он стриженый. "Чего это?" - "Надоело быть узнаваемым".

Атрибутика - как движущая сила. Сила порождающая. Клеймо на лоб рабу, чтоб узнавали, из виду не упускали. Стриженый, без джинсов и фенек - какой же ты хиппи? Где твоя дорожная котомка? А может ты - за войну?.. По слову узнавать философа, по гитаре - музыканта, по блокноту - писателя, по прикиду - рокера... Да только бьют по морде, не по паспорту. Жаль, честного человека ни по волосам, ни по штанам не распознать. Разве что по глазам, и то, если они не спрятаны под черными круглыми очками.

В свое время "Гуманитарный фонд" опубликовал статью, в которой объяснялось новое понятие - ЛИЧНОС, эдакая смесь личности и этноса в одном. Там еще была мысль-постулат, что личносы, ввиду своей высокой энергетики, не могут долгое время быть вместе. Их объединяет какое-то дело, информация, но ненадолго. Тусоваться личносы не в состоянии изначально. Это удел личностей, коими, по сути, являются все. Да и где это видано, чтобы в стае было два одинаково сильных зверя? Они непременно разделят сферы влияния, хотя бы для того, чтобы избежать возможного внутреннего взрыва.

Цитата: "Рок-н-ролл - это образ жизни". Интересно, интересно. И конечно, красиво. А главное – малопонятно, что немаловажно. ВЫ вот живете в попсе, а МЫ… Тут как раз и возникает желание уяснить, что же такое "жить в(о) роке". Выделяться внешне? Мало есть? Спать на грязной кровати? Петь под гитару? Греться у батарей в подъезде? Что еще?.. А если тот же человек наденет костюм, выкупит квартиру, побреется и пострижется, сядет в машину, он останется рокером или перейдет в какое-то новое качество? Есть, есть красивый ярлычок - мажор. Пожмем друг другу руки и расцелуемся. Только из этого не поручится ничего. Ибо рок-н-ролл - это не образ жизни. Скорее - образ мысли. Все остальное - в зависимости от близости к кормушке… Есть руки и трудолюбие - будут и рыбка, и парусник. Нет - твое дело. Тем более и сами ярлыки ярлыковичи - вещь сугубо условная, служащая для первичного знакомства: вот он я, на левом берегу. И этому рад. Самое время для еще одной цитаты. Раджниш. Один из путей любви - быть никем. Не внешне, внутренне. Душа, она ведь первична и истинна. Каков фундамент, таковы и стены. Так что возможность любить - для "великих", выпячивающих собственное Я при каждой возможности, чтобы не дай Бог с кем не спутали? Доктрина стиля разъедает мозг, губит естественную природу, подавляет личность. Серых монахов сменяют размалеванные клоуны, играют чужие роли, ломают картонные мечи и проволочные шпаги. Все так делают, а значит - можно. Главное - взобраться на сцену.

2. тусовочный вампиризм

Пример третий: Идет стильно одетый человек. Его окликает рокер, на бордюре сидящий, закурить просит. Затягивается, а потом и спрашивает: "А ты местный?" "Ага", - кивает тот. "А чего ж я тогда тебя не знаю? Ты так прикинут...". Человек удивляется, на свою рубашку, из-под куртки торчащую, смотрит. А рокер встает, рядом идет, речи говорит. Только речи все непонятные какие-то. Вроде, и на родном языке, а вроде и нет. В то он въезжает, в это врубается, а с того прикалывается. Пожал стиляга плечами, плюнул и пошел своей дорогой. А рокер ощутил себя крутым и умным.

Тут ведь что главное? Товар лицом показать. Нет лица - показать продавца. Продавца нет – того, кто рядом стоит. А рядом - ОН… Ну, не рядом, через дом. Но дело не в этом. "Я с НИМ рядом живу, В гости захожу", - кричит маленький панк, ''Оба! - завидуют ему другие маленькие панки. - Значит ты - такой же, как ОН". "А то!" И стекает зависть по шерсти. Дыбится холка. Крутится хвост. "И я хочу, и я!!" - кричат маленькие панки, собираются в стайки и бегут, бегут к НЕМУ, как ручейки к морю. Рассказывают потом друг другу о своей избранности. Для желающих можно сослаться на "первоисточник": "ОН сказал, что сэйшн будет. Надо водку пить. Готовиться". -"А где ты ЕГО видел?" – «Да ОН с каким-то мужиком стоял, а я мимо проходил». Вот оно, счастье. А еще лучше - прочитать про себя. Не важно, что. Или про товарища: одни щи едим...

Воистину, когда умрет рок-н-ролл, контркультура, андеграунд - ВСЕ умрет, останется тусовка, кровушкой напитая. Будет сидеть она где-нибудь у края помойки, бережно сохраняя тухлый запах давным-давно издохшего монстра, как хранит сейчас ядовитые испарения 60-ых, рассусоливая о собственной исключительности и причастности. Некрофилия и только! Но потом появится новый придурок, полный живительных соков. И загорятся глазки, зубки заблестят. Вскочит "вдовушка", расправит плечики, рученьки разведет, кинется, в горло - тык! - клыком. Фонтаном кровушка. Глык-глык. Пей, пей, жирей. Набирайся сил на зиму. Далеко еще до новой весны.

3. больные зубы

С дуплом в зубу в еде особенно не разгонишься. Тем более, когда их несколько. То на одну сторону пожуешь, то на другую, то передними. И ничего тут не поделаешь. Разве что попробовать волосы отрастить. Не помогает. А бороду отпустить? Тоже. Сидит алхимик расстроен. Рецепты пишет - рука устала. Что бы еще придумать? Ходят пациенты на зверей похожи, одинаковы. А если кто юн да борода не растет - вообще нехорошо получается. Да что делать: медицина, тут не до прелестей. А может, телеги погонять друг дружке? Приятно, иногда, знаете, колесами поскрипеть, вперед что-нибудь потолкать, Одно плохо - телеги из одного депо. Но кого это волнует: абы были!..

Почитать! Книги, говорят, облагораживают. Джеймс Джойс, например. Заложил за щеку, разжевал здоровыми зубами.. Марсель Пруст? Нет, спасибо, второй стороной есть не могу. Болит. Маркес? "Сто лет одиночества?" Это ж Летов! Дай-ка… А еще Маркес - нобелевский лауреат. Кнут Гамсун? Нет, болит очень. Музыка. Живопись? После стоматолога. И все остальное. Надоело компрессы ставить да содой рот полоскать. Флюс - это не шутка, а гнойник.

Воинствующий эстетизм. Летов - это тот, который хриплый и матом. Башлачев - умный. Янка - бабьи сопли. ИпВ? Сначала пусть компакт выпустят, потом слушать буду. И какой, к чертям собачьим, панк-пост-панк? Арт-рок! Профессионализм! Вот Стинг. Барабаны у него знаешь какие? Хендрикс. Как на гитаре играл... Это не то, что Роллов (МДБ). Лучше НАИВ слушать, чем эдгар по какой-нибудь. А еще лучше НОГУ СВЕЛО. Они почти что как с Запада.

Крик души: тем и говно!!!

Виноват ли Пруст, что Джойс моднее, хотя "поток сознания" - его, прустова заслуга? Виноват ли Гнедышев {ГОГЕН, ГЛАЗА), что его надо слушать, а не башкой мотать? Виноват ли Ромыч, что - слава Богу - не Мальмстин? Кстати, того же Летова знает, любит и слушает гораздо больше народа, чем Неумоева. Мода-с, господа. Однобокая. Кульгавая. Но всеобъемлющая. Только не может эта калека ничего создать. Она всегда разрушает, всегда клянчит. Сидит с протянутой рукой на перекрестке: авось подадут. Что ж, чем богаты... Желудочный сок вырабатывать - это тоже нелегко. Тем более, когда жуешь только на одну сторону.

4. творчество

Пример четвертый: Встретились как-то Миша и Гена, а Гена и говорит: "Пошли, Миша, займемся творчеством". "Пошли", - отвечает Миша. И идут. И занимаются. Творчеством. Да, любит тусовка заняться чем-нибудь эдаким. Не просто заняться, порассуждать, подумать над собственными деяниями. Впрочем, деяний может не быть вовсе. Все равно, это же не повод для отсутствия разговора. Давеча мне анекдот новый рассказали. Спрашивают у рокера: "Не собираешься ли ты, рокер, жениться?" А тот отвечает "Даже если женюсь, на первом месте будет мое творчество, а все остальное - на втором". Ха-ха-ха... Ой, мы уж насмеялись...

Интересна попытка регулировать творчество (материю духовную?) в зависимости от собственного желания. А допустим, Гена Мише предложил в депрессию впасть или влюбиться. Успокойтесь, не в него. А хотя бы и в него... Выходит, "творчество" связано с хотением, а не с внутренним состоянием?

Получается прямая связь между наличием:
а) гитары и песни
б) бумаги и рассказа
в) красок и картины
г) женщины и любви
д)и т.д.

Или любовь - это уже не "творчество"? А мысль? А жизнь? Зачем Ван Гог с ума съезжал? Увидел бы раньше свои подсолнухи, нарисовал в среду после обеда и жил до ста лет. Так нет же. Рвался куда-то. К себе? Ну так к себе тоже можно было в четверг перед завтраком...

У-а-э-ааааэ... Это меня, извините, тошнит.

Талант как отличительная черта. Что плохого в том, что человек на гитаре играть умеет? Ничего. А что хорошего? Тоже ничего. Не в том даже смысле, что петух тоже поет, а в том, что другой строгать умеет, а третий печь сложил. Какая между ними принципиальная разница? Талант - это от Бога. Кто сказал, что умение писать стихи обязательно предполагает чистую ранимую душу? Пел Вася Гвоздев песни, его любили. Перестал - забыли. Выдохся! И всем глубоко посрать, что человек тот же самый, просто писать больше не хочет. Ату его! Посмотрел на это Оскар Уайлд и сказал: "Художник - тот, кто создает прекрасное. Раскрыть людям себя и скрыть художника - вот к чему стремится искусство". Слова медленно вылетели изо рта, взвились вверх и лопнули, как московские наполненные гелием воздушные шары, когда их нечаянно отпустишь в небо. Давно это было. У нас теперь другие ориентиры. У нас теперь есть АЛИСА. Есть "Армия Алисы". Вверху над сводами замка возвисает огромный портрет Кости. "Костя-я-а-а-а!" Высоко... До Бога всегда высоко.

Самый грустный пример: Хотел я когда-то создать группу. Вздумал. Нашел музыканта. Спел ему пару вещей. Он послушал, посмотрел да и говорит: "Все хорошо, только играй не у конца грифа, а у основания. А то на сцену выйдешь - засмеют". Не собрал я группы.

5. новая община

Тусовка очень напоминает общину. Такая же живучая, консервативная. Меняются люди, стили, мировоззрения, дух эпохи - а ей хоть бы хны. Шестидесятые или девяностые, панк или инди, жива Янка или нет, "КонтрКультУР'а" или "СДВИГ", запад или восток - какая разница? Не знаешь разве, что бесполезно и смешно. Сиди-ка ты, братец, дома и в кресле-качалке резвись. ОтдыХАЙ.

Заметьте, какое это удобное слово "ту-сов-ка". Что угодно в него запихнуть можно: и жлобов, и политиков, и художников, и Аллу Пугачеву, а уж рок-н-ролл как в нём родился. Ходит щеголем, свысока на всех поглядывает. Утешьтесь, детишки. Не плачьте. Соберитесь, сбейтесь в стаю, выберите вожаков, наденьте униформу. Теперь вы не просто босяки. Теперь вам имя Легион! Вы сила! Вы цвет нации! Или говно нации. Нужное подчеркнуть. Вы... МЫ!!!

ТУС-С-СОВКА... Туз плюс совок. Совковый туз? Одно слово - община. И как из любой общины, выход за пределы, на волю - закрыт. Ты куда? Пописать?? Вот тебе ведро помойное. Сядь за печкой... Общинный менталитет вяжет руки и ноги.

Дикий пример: Написал однажды общинник стих (хороший, между прочим). Не только написал, под гитарку спел. Прознали про то старейшины - отругали. "Не твое это дело", - говорят. Опустил общинник голову и затих. Его удел у сцены прыгать, за других радоваться. Нечего тут!.. Не люби непохожих, ибо они - ВНЕ общины. Бойся компромисса: он размягчает. Соблюдай ритуал. Почитай предков... Только борьба внешняя - как чесотка. И ущербность дутая - костюмы в шкафу пылятся. Но опять же: доктрина стиля. Будь не как ВСЕ, а как НЕКОТОРЫЕ. "Дядь, а некоторые - это кто?" Ооооо... Интересы духовной моногамии нельзя нарушать. Друзья и подруги, все колхозное, все мое. Чего это я тут выдумываю? Друг моего друга - мне друг. Да? А вот хрен! Твой друг - не обязательно мой. Спасибо, что познакомил, но не проси любить. "Ну это уже кощунство, извращение!!" Человек, попавший в общину, становится - сразу и бесповоротно - другом всем ее членам. Кто на новенького? И превращается тусовка в удобный гроб для личноса. Чем больше людей, тем больше гвоздей. В крышку. Крэк-крэк. И поминки. До-о-о-лгие. Плаку-у-у-чие. С песнями даже. Своими, конечно, особенными. Естественно, исполнители - рубаха-парни. Не важно, что ни слуха, ни голоса, ни души. Зато с ними можно пивка попить. Поболтать. Послать кой-куда. Звезду. Во как!

6. анархия как могильщик тусовки

Сцена 1. Кладбище. Входят два могильщика с заступами и прочим.

Первый могильщик: Разве такую можно погребать христианским погребением, которая самолично ищет своего же спасения?

Второй могильщик: Я тебе говорю, что можно. И потому копай ей могилу живее; следователь рассматривал и признал христианское погребение.

Шекспир. "Гамлет". Можно считать эпиграфом, хотя и не настаиваю. Эта часть будет, вероятно, самая радостная, революционная и философская. Потому сразу скажу: СТЕНКА НА СТЕНКУ - ЭТО НЕ ВОЙНА, ЭТО ДРАКА..ВОЙНА МОЖЕТ БЫТЬ ЛИШЬ МЕЖДУ СВЕТЛЫМ И ТЕМНЫМ. ЛИЧНОЕ ОДИНОЧЕСТВО ПРОТИВ ОДИНОЧЕСТВА ВСЕОБЩЕГО. Тусовка в силу своей олигархичности чужда анархии, а потому борется с ней, стремится набросить цепи - не металлические, тюремные. Однако всякое действие порождает противодействие. Безусловно, тусовка сильна. За ее спиной Великая история и Великие традиции. Всеми нами (не)любимое христианство, в общем-то, не что иное, как результат... скажем, деятельности Группы людей. О том же Христе известно лишь со слов Его окружения. Эти ребятки описали то, что видели своими глазами, то, что пропустили через собственное видение мира (если таковое было). Тусовка сожрала Христа, не дав ему самому шанса оставить след в истории. Теперь неизвестно, был ли Он на самом деле или это выдумка учеников-евангелистов, сделавших на Нем имя себе... После смерти Конфуция (он то реален?) его ученики собрались, сверили свои записи и выработали некое совместное учение. Возможно, именно этого боялся Лао Цзы, потому и не имевший воспитанников, и все свои "пять тысяч слов" написавший сам. Голая критика, чистое искусство – вот что нужно тусовке, а не страсть. Ей все равно: бьетесь ли вы головой о стену, любите ли жену, думаете ли о смерти. Главное, чтобы вы служили Ей, чтобы отдавали себя в Ее железные, хоть и больные зубы Однако прорыв к себе возможен лишь в одиночестве. И когда станет невмоготу, ветер анархии разметает карточный замок, выявив "свято место" пусто и неуютно. Ибо на нем никогда ничего н е б ы л о.

Вместо послесловия.

Для тех, кто не читал ОКОРОК #6 или хотя бы «Так сказал Заратустра»:

"... Заратустра не будет ни пастухом, ни собакой для стада. Сманить многих из стада, вот зачем пришел я".

ОНанизм:

"Вы слышите меня, бандерло-ооо-ги-иии?.. Подойдите бли-и-и-же!.. Ещщще ближже!"

Счастливой охоты. Ка!

Желание совместной охоты (Андрей СКОРОБОГАТОВ, Журнал ОН №1, декабрь 1995)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям