Школьник-5 Андерграунд в андерграунде

(Май 2002. Ночной электрический фестиваль в СШ№ 27. Участники: «ЦОЙЖЫВ» (Витебск), «ТРАНСМАШ» (Гомель), «НАРВАНО», «ПОГЛЫНАТЕЛИ ТЛУШЧА», «ИЗМЕРЕНИЕ АД», «ГРАЖДАНСКИЙ РАЗВОД», «СТАДНАЯ ГИНЕКОЛОГИЯ» (Все Минск), АНГЕЛЫ НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ, «ПЕРЕКРЁСТОК ТЕНЕЙ», «ДЕЗЕРТИРЫ» (Все Могилёв)

Что есть сегодня «андерграунд»? Его успешно похоронили следом за рок-н-роллом. И правильно сделали. Принципиального андерграунда фактически не существует (за исключением отдельных городских безумцев, которые лишь подтверждают правило). А какое нам дело до тех, кто болтается в подполье, аки х..й в проруби, по причине того, что его никто (пока) не купил?! Поэтому, пускай продолжают графоманить без нашего участия. Многая им Лета. В которую они, надеюсь, однажды успешно канут и займутся каким-либо другим, более общественно-полезным делом, например, выращиванием на «дачных» участках топинамбура и прочих хороших патиссонов. Ну а теперь о безумцах.

Замысливавшийся года два назад фестиваль под трогательным до соплей названием «АНДЕРГРАУНД В АНДЕРГРАУНДЕ» в конце концов обрёл чёткие формы, проще говоря — состоялся. Как оказалось, в Беларуси не так уж мало групп, (Скорее сумасшедших проектов, собранных под и для фестиваля — Прим.ред.) которые с полным правом и удовольствием приняли в нём участие. В ночь с 8 на 9 мая все эти коллективы собрались для того, чтобы осуществить давнюю мечту Летова — «играть в подвале для шести врубающихся». Акция состоялась, конечно, не в подвале, (хотя в рок-истории Могилёва было и такое), а в ставшей главным притоном андерграунда Средней Школе № 27, не для шести, а для шести с лишним десятков, не «врубающихся», а собравшихся (включая музыкантов). А в остальном — всё правильно. Признаться, хоть организация и оставляла желать лучшего, хоть и обстановка была достаточно нервная (Шум валидол поглощал литрами, т.к каждую минуту можно было ожидать гостей из ближайшего опорняка), это событие, вкупе с обилием вино-водочных изделий, душу согрело. Так что в будущем подобное мероприятие стоит называть «ДУШЕГРЕЙКА». А что же фестиваль? О, это было очень смешно!

К примеру, витебская группа «ЦОЙЖЫВ» — небольшой, но ёмкий блок песен на музыку «КИНО» и переведенные на русский тексты «КЬЮЭ». А «Забиваючы араба» и вовсе на белорусском: «Я жывы! Я памёр! Я чужынец, забиваючы араба!», на мотив цоевской «Электрички». А на мелодию «Если есть в кармане пачка сигарет...» — «Порнография». Представили? Под стать были и свои песенки, музыкально перекликающиеся с ДЖОЙ ДИВИЖН и тем же КЬЮЭ, а в текстах нечто типа «От вчера несёт непоправимостью» или «Если ты порядочный, умри до тридцати пяти».

«TНЕ ДЕЗЕРТИРЫ» дули в ту же дуду. Главный прикол заключался в том, что свои недлинные опусы они играли три раза подряд в разных стилях: в «панке», в «блюзе», и «регги». Веселили «откровениями»: «Наша цель — дерьмо, слава дерьму!», «Любовь — паранджа сытых и голодных бля-дей». Ещё запомнился стишок: «Все клоузд (закрыто, значит): на обед, на перекур, на трах-переучёт, на сон грядущий. / Осиливает улицу идущий. / Ползущий гордо поперёк ползёт...».
Минской группе с названьицем «НАРВАНО», сам Курт велел играть гранж. Они его и играли. Не как некие белорусские недоумки с названием «ХЭППИ ФЭЙС», которые — «жизнерадостный гранж». Набить бы им этот фэйс, чтобы были не такими хэппи. Эти же рубились честно, как Сам, кстати, похоже, от мировой несправедливости хлопцы и впрямь «джанки»! Хорошо, если у них в загашнике нет дробовика!). Кое-каких «словей», кажется, надёргали из ВениЕрофеевских записей-дневников: «С мира по нитке, голодному — петля», «Оставьте нам право на галлюцинацию», «Что сказал бы в таком случае Джон Леннон? Ничего!!!».

Могилёвские безумцы, с диковинным названием «АНГЕЛЫ НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ». Сказать, что хлопцы принципиально играют акустику? Вряд ли. Скорее всего, они репетируют на кухне у басиста. Почему у басиста? Потому, что он единственный производит впечатление человека, у которого есть кухня. (У вокалиста, Макса, тоже кухня есть. Там в кадке ёлка растёт. Я знаю, я под ней спал! — Прим.ред.) Состав для акустики — традиционный: две акустические гитары, бас, скрипка-флейта (последняя брала уроки у велветовского Кейла). Текст — мягкая безысходность эксгибициониста: «Вы хотите свободы? Свободны! / В небесах Саваофовский сводный хор заводит привычную песню. / Ностальгия — вчерашняя плесень, наползает на то, что внутри. / Ты хотел посмотреть? На, смотри!». ...И громадные проигрыши между куплетами, во время которых грузный вокалист то мерно поглощал на краю сцены водку, то вытанцовывал на импровизированной сцене со спущенными штанами, похлопывая в такт музыке себя ладошками чуть пониже спины, восполняя, как я понимаю, отсутствие бонгов.

Минская группа «ПОГЛЫНАТЕЛИ ТЛУШЧА» (поглотители жира) — терпкий коктейль из махрового цинизма. Металлофон, виолончель, две гитары, губная гармонь. Пикантность придавало то, что тексты выпевались глубоким телеведущим голосом очаровательной в своей нескладности лысо-зелёной девицей в макияже героини карпентеровских «Вампиров» на последней стадии развития «болезни». Одна из вещиц заканчивалась дурацким рефреном: «Этот город слишком шумный даже ночью, / Если ты настолько умный, как „втираешь“, / Подскажи-ка, кто придумал букву „точка“. Знаешь?!». Что касается названия группы, то её участники пламенно утверждали, что состоят в некой мистической организации, призвание и назначение которой — бороться с ожирением во всех его проявлениях.

Единственной сверхполитизированной бандой оказалось «ИЗМЕРЕНИЕ АД». Есть такая афишка в троллейбусах, приглашающая на курсы массажистов(ок), где четвёртым пунктом идёт «Обучение инъекциям», пятым — «Измерение АД» (артериального давления). У вышеозначенных ребяток (девочка — барабанщица!) давление — 260+230, но вовсе не артериальное: минус секс, плюс драгз и окружающий рокенролл: президент — плешивый «арол», не мир — сборище уголовников, алкашей и ментов. Музыка. Осмелюсь предложить сравнение — местный «ДАБ УОР»: реггешник, срывающийся периодически на хардкор: «За „ура“ командиров рванулись на стену, / На заоблачный фронт, ну а с тыла — измена. / Сквозь редуты из маков, в траве — / По колено, все бросались в атаку. Но подкралась измена. / ИЗМЕНА!!!».

Могилёвский «ПЕРЕКРЁСТОК ТЕНЕЙ» на сцену в своей традиционной полуакустике вышел в третий или четвёртый раз за свою пятилетнюю историю. Как оказалось, — в последний. Лидер «ТЕНЕЙ» Тимофей, раз и навсегда (?) решил покончить с доморощенным (огородным) блюзом и взращивать на более просторных панк-роковых полях свои экзистенциальные цветочки, для чего и собрал новый состав музыкантов. Плохо это или хорошо — не знаю. Как не знаю и того, на что будет способен новый электрический состав. Старый же на своём излёте впервые зазвучал весьма и весьма внушительно. Обкуренные, мягкие бонги, акустическая соло-гитара с псевдо-классическими партиями, уверенная партия ритм-гитары, добротный вокал, поквакивающий бас. И тексты, по-юношески пылкие, порой резко контрастирующие между собой, но всегда беззаветно честные: «Новая жизнь оглашается стонами / В подвалах рок-клубов плесень с тоской / И хочется бить недрожащей рукой / В то, что находится между погонами»...

«ТРАНСМАШ» — дочерний проект нескольких гомельских музыкантов — лидеров собственных групп: Монзано из «ЗНАМЯ ЮНОСТИ» — на басу, Жук из «АЦЕТИЛЕНА» — на клавишах, Даймонд из «МАНДРАЖА» — вокалист и тексты пишет. Можно было бы назвать «ТРАНСМАШ» супер-группой, да и вышеназванные проекты не особенно-то жалуют.

Встретились как-то дворовая крыса и хомяк. Крыса и говорит:
— Послушай, хомяк. Мы с тобой — близкие родственники, семейство там, род, вид; фас вообще практически один и тот же. Но тебя покупают, холят-лелеют, бумажечки тебе всякие, корочки, семечки... А меня только травят и бьют, травят и бьют. Почему, а?
Подумал хомяк, плечами пожал, отвечает:
— Слушай, может у тебя промоушен плохой?
Тем не менее «ТРАНСМАШ» — уже явление, как минимум, на гомельской сцене. Минималистские закольцованные панк-марши, гимны, заклинания, раскрашенные сипением клавиш. Немногословие: «Девку новую нашёл / Отодрал её в подъезде... / Книгу новую прочёл...» («Итс май лайф»), «Мне пох..ю твоя любовь / Забери её с собой, / Подари другому» («Мне пох..й твоя любовь»). Так жить, так петь — вряд ли популярным быть. Да и не хотят они этого.

«СТАДНАЯ ГИНЕКОЛОГИЯ». Что вы вообразили, прочитав название? А теперь выбросите все игрушки своего воображения нафиг! Участники группы — глубоко верующие люди. По-своему. Никак не припомню, как называется та древняя ересь, которую на новом витке исповедуют и проповедуют сектанты из СГ. Суть её в том, что обычный, глубоко верующий человек не может быть святее Папы, более того — Иисуса. Стало быть, надо грешить на полную катушку. Взять на себя, как некогда Христос, все грехи мира, чтобы другим ничего не осталось. Это я уже шучу? Так или иначе, семеро участников «СГ» (семь смертных грехов?), похоже, стараются как могут. Краткая беседа с двумя из них, басистом Олегом Самсоновым и вокалистом Кириллом Гришиным, заронила в мои и без того воспалённые мозги мыслишку: возможно, эти парни совсем не шутят, и всё, что они «прогнали», — соответствует действительности, а не является некой изощрённой формой цинизма. Пить до потери пульса, обжираться, лгать, гордыня опять же (к другим относились, как к грязи, пару раз вполне могли получить «в табло»). Что касается чисто музыкальных раскладов, при таком количестве народа играли электричество: три гитары в унисон, барабанщик, перкуссионист, и вокал дэзообразного типа. При этом музыка, скорее, напоминала «ХЗ» или Лаэртского: негромко, мелодично... Если бы тексты не напоминали некоторые произведения В. Сорокина: копрофагия, гендер, содомия... Внешне: кожа и лохмотья, золото и железо, клочья волос и мёртвая статичность. У большинства зрителей — шок.

«ГРАЖДАНСКИЙ РАЗВОД», в отличие от предыдущих товарищей (нет, кх, ихние гуси совсем не товарищи нашим свиньям! Я безбожник!) ограничили тематику песен ненавистью (или это сильное слово?) к женщине во всех её проявлениях — матери, жены, любовницы, «свободной художницы». Резонный ответ на всё усиливающуюся феминизацию? В нынешней ситуации нормальные мужики, тем более музыканты, вполне могут озвереть из самых лучших побуждений. Сделано всё было псевдо-романтично: ребятки, а-ля На-На или «Бэкстрит Бойз» (Как из модных западных журналов, одинаковых для геев-лесбиянок и гетеросексуалистов) исполняли достаточно нудную, но не без проблеска мелодии британскую волну, типа «ИНСПИРЭЛ КАРПИТС» (а может, «БЛЭР»?) и где легонько, где зло и нелицеприятно стебали прекрасную половину. Запомнилось: «Жаль, что Христос не был педиком!». Что любопытно, сами они всё же не голубые. Кажется. Досконально проверять как-то не тянуло.

...Что-то я кинулся в подробности. Хотя, возможно, это вполне уместно: возможность услышать какую-либо из этих групп в ближайшее время минимальна. Нет таких мест, где вы могли бы это сделать. Так что фестиваль вполне резонно назывался «АНДЕРГРАУНД В АНДЕРГРАУНДЕ». Когда-то Троицкий определил рок-музыку как «музыку шумного меньшинства больших городов». С тех пор большие города не стали намного больше, а шумное меньшинство стало поменьше, да ещё расслоилось на сторонников всяческого жёсткого техно и хип-хопа-рэпа. Остатки рокенрола (о «стадионных» группах не будем, это к року имеет отношение такое же, как вечерняя молитва к программе «Время») — уже по определению — «андер». Так что то, что было «андер», стало «андер» в квадрате. При этом, когда бал правит слоган «Би позитив!», никому особенно не хочется заглядывать в глубины собственного нутра, которые иногда бывают страшнее лавкрафтовских.
Кстати. Вот вам идея: а не рождены ли все монстры-креатуры Г. Ф. Лавкрафта сознанием его же героев? Жаждущих потаённого и «закрытого» для непосвящённых знания. И не от своей ли фактически руки погибают? Есть ведь теория, что очередной бог материализуется именно тогда, когда некая довольно большая группа людей страстно этого желает. Что-то вроде коллективного Создателя. «Как захочешь, так и было».

Впрочем, если существование андерграунда мало кому нужно, то, одновременно, оно логично: глубины нутра, они ведь никуда не деваются, величина не абсолютная, но постоянная.

Школьник-5 Андерграунд в андерграунде (Юрий Романов, журнал Под Шумок №456, июль 2002)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям