Рецензия на журнал В Тихом омуте-3

С начала 90-х гг., когда снижение интереса к рок-андерграунду стало очевидным, а постсоветское пространство все глубже погружалось в трясину экономического (и культурного) кризиса, количество самиздатовских журналов и газет в нашем Отечестве резко сократилось сравнительно с предыдущим десятилетием.

И все же о смерти самиздата как культурного (контркультурного?) явления сегодня говорить преждевременно. Живут еще «Старички» («Окорок», трансформировавшийся в «ОН»), иные оживают в Internet («Ура! Бум-бум», «Иванов»), некоторые — рождаются. Один из последних — могилевский журнал «В Тихом Омуте…», появившийся на свет в 96-м году при одноименном могилевском творческом объединении.

Мне, давно не державшему в руках что-либо подобное (приятное исключение — «Окорок/ОН» #3 (13)’99), сие издание доставило без преувеличения ощущение праздника. Журнал явился достойным преемником лучших андерграундных традиций, заложенных такими «китами» отечественного самиздата, как «Урлайт», «Контр Культ УР’а», «Окорок».

Есть в музыкознании термин «лейтмотив» (от нем. leiten — вести), что в приблизительном переводе обозначает основной, ведущий, главенствующий. Свой лейтмотив есть и у «ВТО» #3 — ТРЕЗВЫЙ ВЗГЛЯД НА СООТНОШЕНИЕ АНДЕРГРАУНДА И ОФИЦИОЗА. Не удержусь, чтобы не процитировать слова главного редактора журнала Клайда Эрмана: «…давно прошли времена „Ордена Клинических Романтиков“… Настало время „Новых Патологических Прагматиков“» (с. 11). В переводе на общепонятный русский язык: причина неизвестности местных андерграундных групп — в них самих, в их бездеятельности и лени. Коснулся Клайд также анархистов и белорусской оппозиции, вуалирующих свою пассивность и робость внешней декларативной революционностью. Юра Романов («Окорок/ОН») выразился еще более лаконично — «ВСЕ ВЫ ПРОСРАЛИ СВОЕ ВАТЕРЛОО» (слова из песни, сами знаете чьей) — в одноименной статье, завершающей журнал.

С обложки номера на читателя смотрят Мик Джаггер, Джим Моррисон, Джон Леннон и Майкл Джексон. Под их фотографиями — оговорка: «Этот журнал — не о них!» Издание полностью посвящено ОТЕЧЕСТВЕННОЙ сцене (в самом широком смысле), причем — никаких там грандов, мэтров, звезд и иже с ними. И это радует.

Итак, пройдемся по рубрикам.

«Могилев-records». Эта рубрика родственна «Обзору новинок» в «МГ». Но рецензии на альбомы здесь уже и меньше по объему. Несмотря на название, рубрика не зацикливается на родном городе. Кроме альбомов могилевских групп DANGER, ЭЙН-СОФ и ОКРУГ СВОБОДНОГО ИСКУССТВА, в рубрике представлена продукция группы БОРЕЙ (Лида), а также аудиоприложение «Корни» к ростовскому самиздатовскому журналу «Кора дуба».

«Чай с джемом». Пытливого читателя ожидает интервью с Чуком (Сергеем Владимировым), лидером «металлической» группы DANGER. «Регион». В этой рубрике кроме Могилева (ЭЙН-СОФ, АВАНГАРДШКОЛА, АФАЗИЯ) представлены Москва (ДЖА ДИВИЖН), Минск (КРАСНЫЕ ЗВЕЗДЫ), Гомель (ZНАМЯ ЮНОСТИ), Речица (АСТРАЛ), Лида (БОРЕЙ).

Исчерпывающая информация справочного характера о представителях местной сцены и захватывающие интервью.

«Фестивали». Увлекательный рассказ Анджея Полянского о фестивале «Протяг-IV», который проходил в августе 98-го года в украинском городе Ровно.

На вкус и цвет… сами понимаете что. Прошу прощения за субъективизм, но лично я определил для себя три центральных материала, наличествующих в номере:

1) Фотогалерея ГО «В тихом омуте…». Не сомневаюсь в том, что среди фанатов ОБОРОНЫ «ВТО» #3 мог бы стать чем-то вроде бестселлера.

2) «Непоследний из могикан». Юрия Альбертовича Романова можно по праву считать мэтром и корифеем белорусской самиздатовской рок- журналистики. На стр. 38 — 49 Юрий делится своими воспоминаниями о своем детище — «Окороке». Из материала можно узнать также много интересного и полезного о жизни белорусской андерграундной сцены. В редакционном послесловии ожидается публикация продолжения романовских откровений (не могли полностью поместить!).

3) «СССР, реггей и джа». Интервью с Герой Моралесом, лидером ДЖА ДИВИЖН — группы и целого растафарианского движения. «ВТО» — журнал не только музыкальный. Рубрика «Поэтессы» представляет две книги стихов молодых могилевских поэтесс, выпущенные издательством «В Тихом Омуте…» в 98-м году: «Отражение» Наташи Руссиян и «Без одиннадцати тридцать» Катерины Рыльской.

В рубрике «Сделай сам» вы прочтете рассказ Анджея Полянского «Гитара дедушки Джо». Плюс веселые картинки молодых художников, подающих надежды на альтернативность…

Впрочем, к чему все эти подробности?.. Ведь, если перефразировать известную поговорку, лучше единожды самому воочию увидеть журнал, чем узнавать о нем из сотни рецензий. Настоятельно рекомендую ВСЕМ-ВСЕМ-ВСЕМ!!!

А собратьям по перу из «ВТО» хочется искренне пожелать больших денег (!), регулярной периодичности выхода издания, расширения аудитории и репертуара, новых музыкальных и литературных открытий. С безграничным уважением и пылкой любовью —

Рецензия на журнал В Тихом омуте-3 (Геннадий Шостак "Музыкальная газета", июнь 2000)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям