Растафара, растафара, ты не вейся надо мной...

В возможности в нашей лесополосе играть регги многие издавна отказывали. Дескать, играешь в России-Беларуси-ижесними ум-ца в слабую долю, — ходи летом и зимой в пальмовых трусах. Неочевидность такой логической цепочки стала очевидна (икскъюз фор каламбур), когда «КОМИТЕТ» с Олди во главе начал остатки нашего тепла охранять. Пришла другая аксиома: добавлять тепла нужно именно там, где оно в недостатке; там где его в избытке,... ну, его и так в избытке. Но далее сложилась новая патовая ситуация.

Следом за рэгги — а не наоборот, как следовало бы — к нам шагнуло растафарианство. Понеслась: Рас Тафари Макконен, Хайле Селассие, Джа, кайа-гянджа, земля обетованная Эфиопия, Давид, Соломон, царица Савская, чёрная библия, чёрный Христос, Цайон-Сион... И вот уже музыканты «МАРКШЕЙДЕР КУНСТ» издеваются над слишком известной песенкой: «Бл..дь! Аргентина-Ямайка 5:5!»... А если бы это спели не «ЧАЙФЫ», мгновенно (хотя и не вчера) сделавшиеся жупелом, а, к примеру, «ДЖА ДИВИЖН»?! Только отвечайте после некоторой паузы...

На смену песенкам Барыкина, Кузьмина, Гребенщикова, Сили, даже (даже!) Олди пришло движение. Назовите его, если очень хотите, — «ДЖА ДИВИЖН». Хотя это даже не движение, а скорее ритуал: нет Бога, кроме Джа, и Гера — пророк его. Служба. Дни и ночи. Такая вот она, раста-кайя, наша растаманская жизня.

А дальше, Олди канонизировали в Бобы Марли от растафарии, хотя он, скорее, — собственно местный Рас Тафари, чем даже Тош (но не Марли). Этому моему «скорее» не мешает даже сознательное желание Олди приблизиться к Марли, которое у него присутствовало (не знаю, как сейчас). Потому, что не всегда мы сами решаем, кем быть: Джа, императором, пророком или адептом... Но Олди всё-таки канонизировали, хотя абсолютно правы были те, что говорили и писали: «КОТ» — это не рэгги. Принципиально песни Олди ближе к тому же Силе, БГ, или даже (ой-ой-ой!) Арефьевой, чем к «ДД». Если отбросить то, что сам Олди «внеплановый сын африканских трав» со смещением перспективы на российский градус, песни «КОТА» — это именно песни в стиле рэгги. Это создание традиций (сомневаюсь, могут ли они быть продолжены, но надежда теплится), а не следование им.

Остальным повезло не так сильно как Олди. Потому что они — не растафари. А просто прикалывались в разное время. А религия дело серьёзное, отношения требует серьёзного. Но вот тут-то я и подхожу к главному.

С рэгги, если вернуться к началу этого отступления, переборщили. Ему, как любви, все, гм-гм, покорны. Другое дело растафарианство. Оговариваюсь, что к хиппизму отношусь с некоторой иронией, но и с некоторой нежностью. На практике, как происходит почти с любой идеей, выглядело всё несколько вонюче (в прямом и переносном), но в теории — очень даже. В определённое время в определённом месте. С Растой — дело другое. Это не Свидетели Иеговы. Это не кришнаизм, тем паче — не буддизм. Скажите на милость, что конкретно нужно некоему условному русскому-белорусу в Эфиопии?! Зачем ему Хайле Селассие и Джа?! Даже если достаточно большое количество нас с недавних пор ощущает себя в положении негров на рабовладельческом Юге Штатов, самоидентификации с чёрным народом не происходит, не может происходить культурно. Исторически, экономически, как угодно. Наше растафарианство — не более, чем очередной, с чуть видоизменёнными «правилами» вариант хиппизма. Не бегство от Вавилона, не противостояние ему, а вариант врастания в Вавилон.

В «ПИНОЛЛЕРЕ» однажды то ли в шутку, то ли всерьёз Л. Афонский написал, что Декларация прав человека в США была декларация для чернокожих: у белых все права и так были. Как парафраз: вопрос о том, кто написал Библию, для кого она — руководство к действию, для чёрных, белых, красных или жёлтых — вопрос «в десятых» (а по-моему, вообще не имеющий значения). Он лишь подчёркивает, что у некоего народа, человека — в полный рост — комплекс! На расовой почве. Борется за свои права тот, кто считает, что его права ущемлены. С колен пытается подняться тот, кто на них стоит. А как же со свободой воли и выбора, которую Господь даровал ВСЕМ? Я не религиозен, но христианство — спасение для всех, независимо от расы, пола, места проживания (к примеру). В таком случае, растафарианство сужает христианство и обращает его в расизм. Как только мы вспоминаем, что на горе Синайской Бог через Моисея даровал народу Израиля десять заповедей, а остальным — немножко другие скрижали, так сразу начинается он самый. Дело ведь не в том, отличаются ли христианские заповеди от заповедей строителей коммунизма, а в том, чтобы СЛЕДОВАТЬ. Думаю, вы меня поняли...

Итак. Отбросим вопрос «арийцы мы аль нет». Вавилон — реален. Он падает. Но сила инерции велика, и когда он окончательно нае..нётся — другой вопрос. Возможно, курение марихуаны и регги-мантры в этом ему помогают. Возможно, как предположение, что оторвавшиеся от стада перестают быть блудницами вавилонскими. Хотя кто-то и поспорит. Но ощущение — одно: не знаю, правы ли панки с их «дестроем» и «ноу фьюча», но «Джа лов» — это красивая сказка. Вавилон её уже переварил в виде «детей цветов». Стоит ли возвращаться с идеей «детей травы»? По-моему, вопрос риторический. Другое дело, то, что ответа на вопрос не требуется, не исключает поиск собственной, альтернативной Земли Обетованной; не исключает поисков своего Сиона. Давайте по старинной нашей традиции вольём в чужие меха своё вино. С этой точки зрения становится не так уж спорно, что Арефьева, поющая просто женские песни (причём, иногда в духе, но чаще — нет), которые написались и спелись вот в таком ключе, более достойна внимания, чем «ДЖА ДИВИЖН», песни которых окончательно превратились в винни-пуховы бормоталки, сопелки, пыхтелки — хоть тебе регги, хоть ему ска. Спортивный Клуб Армии Растафари. «СКА РАСТАФАРАЙ»! Такой вот «джа лов» энд пис-детц, Джадушуять.

Кстати, от Геры, если вам захотелось его послушать в домашней тиши, есть отличное противоядие. Как пел Силя, «Поставь мне Марли или «БЛЭК УХУРУ». Я бы предложил Тоша и его «БУШ ДОКТОР». Так что на концерт «ДЖА ДИВИЖН» ходить надо (если хочется), а слушать надо (если надо) того же Олди.

Что касается поисков Сиона, то, с одной стороны, есть православие — ось растафарианства. Хотя я, повторюсь, нерелигиозен. С другой стороны, есть Урал, Алтай, Кавказ. Да и Тибет. Вот только отличаются ли эти вершины от артефакта Вавилонской башни? Берите ледоруб — и вперёд. Только не пейте водку, корча из себя растафари. Видоизменяя сакраментальное арефьевское «Растафари жив, рокенролл уже нет», скажу: он тоже НЕ ЖИВ. На х..й все эти брит-попы. Не канает растафара, дай руку, Олди! Джа растафарай!

Растафара, растафара, ты не вейся надо мной... (Юрий РОМАНОВ, журнал Под Шумок №456, июль 2002)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям