Онкология (Редакторская статья к журналу ОН №1 )

Все, что хорошо начинается,
кончается плохо.
Все, что начинается плохо,
кончается еще хуже.
(закон Пэддера)

Он болел добрых полтора года. Поначалу, как это бывает обычно, все казалось прекрасно: он был молод, в меру циничен, в меру весел, в меру пошл, в меру возвышен, лиричен, скабрезен - все в меру. Совершенно определенную - наверное, а может и наверняка, меру. Он даже был до некоторой степени известен и в известном смысле популярен. Не то, чтобы очень. В меру. Могло ли так продолжаться вечно? Вряд ли. Но уж достаточно долго - определенно. Если бы не ОНА.

…Звали ее - Болезнь. То есть не то, чтобы звали. Сама приходила к кому хотела и когда хотела. Заглянула и к нему. И нашла благодатное поле. Потирая руки от предвкушения, обосновалась где-то под мочевым пузырем, поближе к душе.

Маленькое слабенькое темное пятнышко. Потихоньку - понемножку начала высасывать энергию, протягивая узкие бледные отростки к ногам. Потом к рукам, к печени, желудку. А сама все увеличивалась, разрасталась, распухала, заполняя образующиеся пустоты, ямки, полости, дырочки.

...Вначале он почувствовал легкую неуверенность. Чуть позже - сомнения. И вот уже стало тяжело двигаться, сделалось неуютно и болезненно. Все чаще приходило желание передохнуть, хорошенько обдумать, тщательно поискать и окончательно отмерить. На то, чтобы "отрезать", уже не оставалось ни сил, ни желания. Он пустел, мрачнел, становился все менее подвижен и легок, врастал вовнутрь, каменел.

...А ОНА ощущала перманентный, то есть постоянный голод. И места ей уже не хватало... По мере того, как она получала все меньше и меньше энергии, отростки протягивались дальше, глубже, увереннее. Вот уже - и легкие, и сердце под контролем. Остался только мозг, слабо сопротивляющийся, ленивый, мягкий и тусклый. Пока в один прелестный - с ее точки зрения - день и этот последний приют не выбросил тряпку как знак полной и окончательной КА-ПИ-ТУ-ЛЯ-ЦИИ. Созвучно со словом "Kapitel" из немецкого. Или с английского "capital". Глава. Закончилась жирной, мерзкой, теплой, скользкой кляксой.

...А окружающие ничего не замечали. Впрочем, как обычно. Спорили, рассуждали, размышляли, обсуждали, хаяли и восторгались. А он уже тихо ушел из жизни, веки закрылись и изо рта не вырывалось хриплое дыхание, просто дурно пахло подгнившими зубами. Случилось это в середине июня 1994-го года. Без чрезвычайного скопления народа, заламывания рук, похоронных прочувствованных речей, рек слез и истеричных всхлипов. В самом начале 6-го года жизни приказал долго жить рок-самиздатовский журнал "ОКОРОК". Отсалютовав на прощание расплывчатым по концепции, бойким по исполнению, траурнообложечным (кому повезло) вялым десятым (снимите шляпу!) номером. УМЕР. И БОГ с НИМ. А может и не БОГ (Романов, что ли?). Он умер, но, как нередко случается, на его месте родился новый. ОН. Не-е-т, лучше так: "ОН"...

Проще всего было бы сказать, что "ОН" - это тот же "ОКОРОК", только Новый. Что столь же верно, сколь в то же время совсем не соответствует действительности. Этимологию названия можно попытаться проследить, полистав повесть А. и Б. Стругацких "Попытка к бегству", в которой главный герой говорит : "В конце концов, свобода – это Осознанная Необходимость, а все остальное – частности".

Впрочем, при желании некий ретивый книголюб смог бы разыскать нечто подобное у стоиков. Моя эрудиция так далеко не распространяется. Однако, если вы решили, что "ОН" - это аббревиатура слов "Осознанная Необходимость", то впали в очередное заблуждение. У тех же Стругацких в романе "Отягощенные злом, или 40 лет спустя" встречается такое место:

"…Довольно любопытная классификация нынешних "неедяк".

Класс А. "Элита". Доморощенные философы, неудавшиеся художники, графоманы всех мастей, непризнанные изобретатели и т.д. Инвалиды творческого труда. Упорство, чтобы творить, есть. Таланта, чтобы творить, нет. Поскольку цивилизация порождает такие явления, как поэзия, должны, видимо, возникать индивидуумы, приспособленные только к тому, чтобы потреблять эту поэзию. Они не способны производить ни материальные, ни духовные блага, они способны только потреблять духовное и резонировать. Это оказывается чрезвычайно важным для творца, важнейшим элементом обратной связи для того, кто порождает духовное…

Класс Г. Г оно и есть Г. Люмпены… Полное отсутствие видимых талантов, полное равнодушие ко всему. Лень. Безволие. Максимум социальной энтропии. Дно…

...Что общего между ними? Отвечаю: чрезвычайно низкие личные потребности… настолько, что выводит их всех за пределы цивилизации, ибо они не участвуют во всеобщем процессе культивирования, удовлетворения и изобретения потребностей".

Место, после прочтения которого вслух вся редколлегия сошлась на том, что писано сие и о них в том числе. Отчего родилось сочетание "Остров или "Общество" - кому как нравится - Неедяк". Интересно. И не более... Если взять в руки англо-русский словарь, можно легко выяснить, что все тот же "ОН" в различном контексте обозначает "После", "указывает на продолжение", а выражение to be on переводится на великий и могучий как "в движении, в развитии". Что, согласитесь, до некоторой степени правомочно. По крайней мере, хочется надеяться. Но только до некоторой степени. Вот тут-то мы и подошли к... нет, простите, еще не подошли.

В кулуарах редакции в несколько видоизмененной форме всплыла знаменитая фраза: "Ужасно далеки они были от народа". При этом предлагалось эту далекость всячески приветствовать, культивировать и пропагандировать. В ответ на понятное - некоторым отдельным лицам - справедливое (до определенного беспредела) возмущение бывшего главного редактора "ОКОРОКа", надеявшегося и впредь решать спорные моменты волюнтаристским способом, ему было недвусмысленно дано понять, что, мол, "кто старое помянет, тому глаз - вон!". После чего тому, и без того не отличавшемуся хорошим зрением, оставалось только помалкивать в тряпочку. Так что буквы на обложке - "ОН" - можно смело ("Товарищи, в ногу ! Не надо по голове-е!!!") интерпретировать, как последнюю часть вышеназванного изречения, а именно "От Народа". Можно, но не обязательно, и вот тут-то мы на самом деле подошли. К тому, что "ОН" - это своеобразное сокращение первого слова под названием "Орган чувственных восприятий", причем ударение - по вкусу, на который как известно, "товарища нет". Ам, и нет товарища!.. Совершенно очевидно, что подназвание появилось неспроста. И даже не с бодуна. На имевшем место в середине июля "круглом журнальном столе", где присутствовала большая часть тех, кто нынче имеет честь фигурировать в так называемых "выходных данных", было решено не зацикливаться на рокенролле, которого, как некоторым известно, нет, а "копать вширь", т. е. от этого самого места и до посинения.

В результате появилась концепция "чувственных восприятий", с помощью которых поставленная задача должна быть разрешена. Нельзя не сказать, что особых восторгов концепция не вызвала ни у одного из присутствующих, кроме, естественно, автора. Но была этим самым автором протащена при полном попустительстве остальных. Под разрозненные реплики размягченных теплым сухим вином и холодной водкам редколлег, каковые (реплики) сводились к тому, что должно, дескать, обратить взор на культуру и Высокое искусство (определения которым так и не нашлось, а посему и первая, и второе получили разумную в данных обстоятельствах приставку "псевдо"), концепция обрела необходимую расплывчатость и глобальность. Таким образом, суммируя, настоящее издание должно базироваться на трех китах: "воспринимать", "чувствовать","ото-, "обезо - бражать". Не считая массы мелких китят, о которых, я думаю, вы еще неоднократно споткнетесь.

Редколлегия решительно не согласна с расшифровкой названия "ОН" как "ОБМАН", и не настаивает на версии, согласно которой "ОН" - это вместилище всех чувственных восприятий, т. е. Человек, Хомо сум. А тем паче "ОН", как Креатор всего сущего и несущего - Господь. В то же время, сознавая, что для некоторых выражение "орган чувственных восприятий" имеет в себе значение, достаточно нецензурное в русском языке, нашими американскими коллегами выражаемое словечком "кок" ("скок" англ.), редколлегия смеет заявить, что подобная расшифровка представляется достаточно смелой, но не совсем адекватной..............

При определенной фантазии, название можно читать справа налево, получая сомнительное "НО", а то и решительное "НОН", что приятнее, тем более, что не лишено смысла... Хотя, по всей видимости, самым точным является факт наличия во главе всего проекта вполне конкретного, хотя и полумифического - полумистического существа (гуманоидного типа), коего и за глаза, и в глаза редколлеги почтительно величают в третьем лице и с некоторым придыханием (а-ля Доронина). Существо, тем не менее, несмотря на таинственную расплывчатость, совершенно реально, доказательством чему не может не служить помещаемый здесь же фотопортрет.

Прежде чем поставить точку и поздравить новорожденного, смею заверить, что те читатели, которые полагают название "ОН" вообще не имеющим никакого смысла, также недалеки от истины. И просто недалеки.

Ну вот. Первые крики младенца становятся все громче и членораздельнее. Тонкий слух уже может явственно разобрать слова : "Факин бастардз", "леке-мирарш", "вхриставбогадушубогородицумать", что неопровержимо доказывает - новорожденный уже чувствует, воспринимает, отображает. Поздравим его. Пожелаем ему. И не будем мешать. Пущай живет... если сможет.

Онкология (Юрий РОМАНОВ, Журнал ОН №1, декабрь 1995)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям