К вопросу об осимирении населения

“А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира?”, — пришла в голову фраза из фильма про автокрада Деточкина, когда я твёрдо решил, что поднялась-таки у меня рука на самое “святое”, что есть у нас нынче в Могилёве — Округ Свободного Искусства в его самой величественной и достойной инкарнации — OSIMIRA. Ну, понеслась! Э-эй ухнем...


Часть 1. Факты. (Субьективно)

8 ноября 02 года Эры Водолея в самом большом и престижном, проще говоря, в самом лучшем, зале города Могилёва — Большом Зале ДКиТ “Химволокно” (только не надо меня убеждать, что Ледовый Дворец тоже концертный зал) — состоялся вечер корневого белорусского этнического искусства. Для тех, кто не постеснялся (не поленился, не пожмотился и т.п.) купить билеты по вполне реальной, если не сказать “скромной” цене, а также многочисленных разного рода “халявщиков” (по моим подсчётам, где-то 300 последних на 200 “честных” зрителей) всё начиналось ещё в холле, где на стене перед залом были развешены произведения якобы (традиционно) ранее забытого, но теперь бурно возрождаемого искусства вытинанки. Здесь же, за столом перед экспозицией, базировалось некое “бюро экспресс вытинанки”, где можно было приобрести на память прямо у вас на глазах рождённый шедевр (не знаю, брать ли последнее слово в кавычки — понимайте, как Вам больше нравится). Вспомнилось любимое предновогоднее занятие в детском садике — вырезание ножницами ажурных бумажных снежинок и наклеивание их на окна. Эт чё, не вытинанка? Или не белорусская? Или не корневая? Ладно, проехали.

Меж тем, повествование получается достаточно нудное и более уместное, наверное, в каком-нибудь “Вечернем Могилёве”, чем в нашем издании (к вопросу уместности ещё вернёмся), так что, если Вам уже надоело, переходите сразу к части 2-й.

Теперь, собственно, о действе. Для начала на сцене материализовался Андрей Половченя и пояснил, что:

а) OSIMIRA — это нечто малоизвестное на Родине (то ли дело за бугром!), и сейчас состоится почти дебют;

б) в концерте примут участие 3 звёздочки, лучше бы 5 (шутит), которые в скором времени могут стать созвездием: “Александра и Константин” из Минска, танцевальный коллектив “Тет-а-тет” (тоже из Столицы) и, наконец, ... правильно! (Как Вы догадались?!) OSIMIRA!!! Виновники торжества.

Итак, этническая вокалистка Александра и её не менее фолковый гитарист Константин. С первыми нотами программы мне почему-то стало смешно. Нет-нет! Всё делалось правильно, грамотно, от души, вот только... То ли случившийся днём раньше праздник Великого Октября, то ли многочисленные воспоминания из советского детства и постперестроечной юности кривым (?) зеркалом превращали происходящее в смотр художественной самодеятельности Ленинского района.

Тем не менее, Александра прекрасно пела, Константин отлично играл, зрители хорошо принимали. Периодически выходили на помощь барабанщик и перкуссионист OSIMIRA, и тогда зрители апплодировали ещё громче. Мне лично больше всего понравилась Александра а капелло, и, конечно, совершенно фантастически исполненная песня “Лятаў голуб” с жонглированием микрофоном вокруг рта и, как результат, потрясаюими звуками. Подумалось: а можно ли так же красиво и профессионально спеть что-нибудь умное? То есть, я понимаю, в Беларуси дохрена видов растений, животных, водоёмов, природных явлений... Вот и появляются песни типа “Вярба”, “Рэчанька”, “Галубок”, “Вясна” и т.д. и т.п. в невообразимых количествах и так же невообразимо скучные. Тоска. (Хотя... Для тех, кто уже успел серьёзно переболеть проблемой смысла жизни и окололежащими вопросами и приобрести ко всему этому крепкий иммунитет, наверное, вполне логично фильтровать сквозь себя эту ритмизированную чушь, восхищаясь “профессионализмом”, “энергетикой” и “плотностью звучания”.)

Кстати, на пресс-конференции после концерта (которая была на порядок интереснее, чем сам концерт) АиК признались, что ни в какие творческие экспедиции они не ездили, а просто пришли в архив белорусского радио, хорошо попросили, и им записали кучу кассет с песнями бабушек и дедушек из глубинки. Вот над этим-то материалом и работают потихоньку...

“Тет-а-тет”, попытались хореографически выразить в одном танце то, о чём поют и играют Александра, Константин и ОСИ месте взятые — белорусский этнический дух. Не знаю, осилит ли “Тет-а-тет” постановку хотя бы ещё одного подобного танца, уж очень всё получилось ... самодостаточно, что ли. Всё, что могли сказать сходу — сказали. Дальше надо бы, чтобы душа болела да мозги в нужном направлении работали, а “Тет-а-тет”-у, по-моему, глубоко всё равно, что танцевать... Но публика принимала тепло, за что ей спасибо.

OSIMIRA. Красиво. Душевно. После появления в коллективе скрипачки всё встало (все встали) на свои места, в группе появилась некая созидательная симметрия или даже гармония. И только таким несознательным элементам, как я, очень обидно, что Костя Концевой, будучи почти равноправным вторым фронтменом на концерте в “Кукольнике”, отныне и навсегда занял тихое и спокойное место правофлангового дудуна (с чем мы его и поздравляем.) Дальше ясно: Андрей Половченя в центре, аки красно солнышко, слева — Катерина Донда со скрипочкой. Вот вам и весь первый ряд. Во втором: Алексей Половченя на перкуссии, Андрей Биндасов на барабанах (полный восторг!), Илья Долженков на басу (второй полный восторг).

OSIMIRA играли, пели (к счастью, немного), танцевали (“Тет-а-тет” бы им на подтанцовку — вот шумство вышло бы!). Я тихо завидовал тем, кто видит это впервые (многие, наверное, были просто счастливы) и думал о том, что, даже если OSIMIRA и запишут альбом, слушать его будет невыносимо скучно...

Остаётся отдать должное Николаенко за великолепную работу на пульте и ДК “Моготекс” за крышу и сценические костюмы...


Часть 2. Аргументы. (Совсем субьективно)

Хорошо мечтать. Во-первых, это бесплатно. Во-вторых, не надо прилагать никаких усилий. Мечта ведь на то и мечта, чтобы не сбываться. А вот ежели слегка потрудиться, и то, что хочешь, сбудется, то не мечта это никакая вовсе, а жизненные планы. Это я к тому, что с тех самых пор, как услышал впервые OSIMIRA, мечтаю (сплю и вижу), как в инструментале и энергетике группы зазвучат новые песни Кости Концевого:

Посеешь ветер — пожнёшь ураган,
Посеешь каннабис — вырастет план,
Посеешь рожь — рожь и пожнёшь,
А посеешь любовь — потом хуй найдёшь!..

Но это, как уже отмечалось — мечты. Что имеем в реальности? Вот вам текст с официального сайта группы (osimira.by.ru):

Румяна поле, румяна
Поўнае коней нагнана,
Ніхто тых коней не пазнаў
І да стаення не загнаў.
Верачка тых коней пазнала
І да стаення загнала,
Й сваяму брацятку сказала:
— Дай гэтым коням аброку,
Бо гэтыя коні здалеку.
Сіваму каню болей дай,
Бо ён паедзе ў чужы край.

В общем, бред сивого коня. А ведь ОСИ выросли, казалось, из могилёвского альтернатва и подавали, вроде, некоторые надежды на рокенролльность. Увы. По мере роста профессионализма коллектива и его популярности становится понятно, что “альтернативой” в нашем понимании этого слова тут и не пахнет, тем более — контркультурой. Ну, этого, конечно, никто и не обещал, только вот... Вы обратили внимание, как стремительно стареет зритель проекта OSIMIRA? А ведь уже бабушки и дедушки с удовольствием могут ходить на их концерты и умиляться. Ничего плохого, собственно, в этом нет, но ещё 1–2 шага в том же направлении, и мы увидим ОСИ в одном хит-параде не с АвангардШколой, а с ансамблем “Харошкi”. Вообще, то, что я сейчас пишу, возможно, последнее, что будет написано рок-самиздатовской прессой о коллективе Андрея Половчени и компании.

А ведь начиналось всё как-раз на рок-фестивале “Калейдоскоп-777”, где ЮАР, предваряя выступление ОСей рассказал (он это любит) старый анекдот про то, что “Ос — это нэ паласатый мух, а то, вакруг чего Зэмля вэртицца...” Идея так понравилась, что теперь приходится читать на полном серьёзе в безобразных бумажках (из серии «маленький мальчик компьютер нашёл…»), которые раздают перед концертами OSIMIRA всем, кому ни попадя: “OSIMIRA — это те стержни культуры и природы человека, на которые нанизываются эпохи, времена и события. Это нетленные столпы ушедших и нынешних цивилизаций, запечатленных в каждой клетке человека, в его подсознании”. И никак не меньше.

Между тем, название OSIMIRA далеко не так удачно, как кажется. Меня, например, часто спрашивают: “Осимира (с ударением на 1-е “и”) — это такое старославянское женское имя?” Приходится рассказывать всю предысторию. А мне лично непонятно, как лучше склонять (или не склонять?) столь мудрёное название. Это ж вам не “Аквариум” какой-нибудь!

На этой радостной ноте оставим музыкантов в покое. У них впереди — долгий и тернистый творческий путь, и, похоже, он всё дальше от нашего. Что ж, пожелаем «Осимире» дальнейших побед в конкурсах, выступлений по радио, телевидению, хороших концертов и преданных зрителей. Половченя & Ко давно это заслужили.

А мы? Будем мечтать дальше...

К вопросу об осимирении населения ( Журнал " Под Шумок " № 777, Анджей Полянский, июнь 2003)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям