Фестиваль «отНАШЕния»

Брат, Митя, помирает, ухи просит…
«Все уже спето и как-то нелепо я наступаю на голое небо,
Хочется света, сквозь бетонные плиты многоэтажных домов…»

(АДАПТАЦИЯ)
Любая жизнь – это болезнь, итог которой – слезы родных и близких, да мелкая дробь земли по крышке гроба. Я отношусь к этому философски. Между тем, мой родимый братишка уже совершеннолетний – 18-ть лет, как смертельно болен. И последние 6-ть годиков я лично ухаживаю за ним: меняю простынки, белье, кормлю манкой из ложки. Я преданная сиделка…
Сколько мы пережили вместе радости, сомнений, и разочарований – не передать. Бывали дни, когда братец горел жизненной силой, и казалось, недуг отступает навсегда. Но бывало – лежит, чуть дышит, с серыми от пролежней боками, отказывается есть. А мне тогда – и того хуже. Душат слезы и чувство беспомощности… В такие моменты, чтобы отвлечь его и себя, я рассказываю сказки. О том, что плутает лесами, неподалеку от нашего городишка, Великая Любовь, о которой еще не слыхивали, и о том, что где-то топчут болотный мох братья-богатыри – Доброта, Храбрость и Честность. Не перевелась еще эта сказочная живность, не сгинула, и однажды найдет дорогу к цивилизации.
Братишка смотрит на меня печальными искрами в глубоко запавших глазах. И я спешу раздуть в них огонь. Вот и сейчас – надумал рассказать о только прошедшем в нашем городе фестивале «живой» музыки – «отНАШЕния». Подчиняю все, о чем говорю, великой цели – поиску доброго и вечного в этом дерьмоподобном хаосе информационного пространства. И, как всегда, что-то восхваляю сверх меры, что-то утрирую и коверкаю. Не обессудьте. Брат, Митя, помирает, ухи просит. Не хочу расстраивать брата.

«отНАШЕния-1»: Лучшая девачка в классе

Прохожу в зал клуба «Joker», он – битком. Сегодня ожидается выступление трех могилевских мегамонстров – «OSIMIRA», «3T.ON» и «ГЛЮКИ». Последних фанаты стали рвать на части еще до концерта, в фойе и напоили до скотского состояния. О директоре же группы, понятно, никто не вспомнил. Пришлось мне, трезвому, смотреть на то, как сцену примеряет на себя всякий порожняк. Первым в этом списке – проект ЛЕТАРГИЯ. Еще в 2002-м я предположил, что в акустике это слушать невыносимо. Теперь увидел и убедился… «НезачОт» нужно ставить и экс-МАЛЕНЬКИМ ТРАГЕДИЯМ – группе БАРОН МЮНХАУЗЕН. Большая трагедия в том, что лидер группы А.Сташкевич не может признаться себе в том, в чем я сейчас его признаю: это конец. На пенсию, домой, в Быхов. В Могилеве этой скучной группе места уже нет. Слишком много стало молодых и зубастых. Таких, как БЕЗ НОТ, заманивших к себе «барабанную проститутку» Женьку Зверева и выдавших с ним плотную реггей-программу. Вал отрывающегося народа под сценой был лучшим доказательством того, что группа «в теме». На экс-оршанской группе «CLIFF’N’CLOUD» я тактично вышел покурить, дыбы не обижать пацанов, слишком сильно любящих и умеющих играть британскую музыку, но не имеющих ни капли индивидуальности.
В фойе ко мне с неловким вопросом «Когда же мы, наконец, будем сотрудничать?..» пристал Вова Сумин – вокалист НОМЕР ЛЮКС. Хотел расхохотаться ему в лицо: «Никогда!!!», но я человек добрый, ушел от ответа. И правильно, потому что НОМЕР ЛЮКС стали для меня первым открытием фестиваля.
Неловко начав, где-то к третьей песне группа раскачалась и стала бомбить со страшной силой. Отличное сыгранное трио бас-гитара-барабаны (умницы!!!) выстроила агрессивную и мощную стену звука, которую теперь назвать брит-попом – язык не поворачивается. Слабое звено – сам Вова, с тамбурином, выглядевший, этаким Ромой Зверем на заключительной стадии шизофрении. Что-то в этом образе не срастается. На мой взгляд, группе стоит решительнее повернуться лицом к управляемому сумасшествию, оголтелой «НОМовщине» и как следует продумать сценическое шоу.
Следующими на небольшой фестивальной сцене с трудом поместились «мультиинструменталисты» из «OSIMIRA». И пока публика приближалась к первым конвульсиям продолжительного оргазма, я смог насладиться своей явной страстью – «черненькой скрипачкой» – Катей Дондой. Бедняжка, была зажата со всех сторон атрибутами звуковоспроизведения. Стоило ей вильнуть бедром, как остальные музыканты посыпались бы со сцены (вслед за лучшим в республике Беларусь концертным аппаратом «Cobra» Игоря Коржова, просившего написать об этом!). Кате некуда было деться и она лишь вздрогнула, когда я, прикрыв глаза, коснулся губами смычка ее скрипки. И я, рискуя, перебрался на ее руку, ощупал губами каждый ее миллиметр, плечо, поцеловал в шею, заскользил неловко и… скатился в ложбинку груди… Отвлекся я лишь на секунду – какой-то пухлый приятель по соседству ментально насиловал «беленькую» скрипачку – слюна капала в пепельницу на столе… Испугавшись выглядеть столь же неэстетично, я волевым усилием оторвался от своей непревзойденной Кармен и вышел покурить…
Руки тряслись… Пока я приходил в себя, со сцены грянули «3T.ON». А в фойе в это время засуетились менты с автоматами. Это на улице, у клуба, собралось около полусотни «львов» - футбольных фанов, возжелавших провести инспекцию среди волосатого отребья на предмет национальности и причастности к секс-меньшинствам. Не дождавшись, чем дело закончиться, я купил банку пива и пошел смотреть на «3T.ON». Тут и говорить нечего, да и не о чем: все, что имело силы ходить и двигаться – неистово тряслось и слэмило у сцены. «3T.ON» давал едва ли не лучшее в своей истории выступление. Такого дикого кача и экспрессии я давно уже не видел и от «3T.ON» – не ожидал. Снимаю парик и расшаркиваюсь – отличнейшее выступление хорошей группы. Было даже тревожно за «последних ГЛЮКОВ». Если вы еще не забыли, они надрались в самом начале феста. И если Ромка успел придти в себя, то Лепа сшибал все стойки и микрофоны на пути следования, кое-как добравшись-таки до своего места на сцене, и…
…Были ГЛЮКИ. Боюсь быть упрекнутым в предвзятости, но ребята совершили невозможное, убрав всех. И не профессионализмом, и не качеством исполнения, и не репертуаром, а какой-то… живостью, что-ли, обалденным контактом с публикой! Это было лучшее выступление на сцене «отНАШЕний», причем от группы, менее всего вписывающейся в формат «Нашего Радио». Я не о музыкальном формате говорю. Как точно заметила девушка по имени Зязюля, большинство участников отНАШЕний – гламур в шоколаде, соевое мясо в целлофановой оболочке, и только ГЛЮКИ – настоящее, с кровью и хрящами…
Есть мнение, что Лепа знает на гитаре всего одно соло, но в этот вечер он и его забыл – гитара жила собственной жизнью, заставляя остальных музыкантов импровизировать и подстраиваться под ее финты, зато каким воодушевленным стал вокал! Публика, протеревшая до дыр «Хуманоид», в какой-то момент стала петь громче ГЛЮКОВ, задняя галерка танцевала и умилялась в каком-то невероятном экстазе. «Какой офигенный Гриндей!!!» - перлись у пульта «главные звукачи Могилева» - Сергей Николаенко и Денис Маненок… Апофеоз: новые песни – «Талерантность», «Кули», «Мая краина: «Мая краина – пад белыми крылами, / Мая краина – пад чорными хмарами, / Мая краина – за тяжкими кратами, / Мая краина – тябе мы не стратили!!!». Будет весело и страшно, будет больно и смешно – это про ГЛЮКОВ… Страшные темы, разбавленные неприкрытым стебом. Здесь же, в паузе между песнями, ГЛЮКИ в незатейливой кавер-импровизации породили и суперхит фестиваля «отНАШЕния», состоящий из двух строчек: «Ты самая лучшая деваЧка в классе / Давай пАтанцуем под Бени Бенасси!»… Финал – незаконченная песенка на итальянском языке, в середине которой дико отрывавшийся весь концерт Лепа вдруг приобрел озадаченное выражение лица и, спотыкаясь, побрел прочь со сцены. Публика просила «ЕЩЕ!», но Ромэо лишь подытожил: «Леша устал. Леша больше не хочет играть…».
Так прошел первый и лучший день фестиваля отНАШЕния, посеяв в душе чувство праздника, которое не исчезло и в последующие фестивальные дни, гораздо более бледные.

«отНАШЕния-2»: Скворцы и вишня

День второй сразу напугал пустыми проплешинами в зале. К середине концерта сползлось почти три сотни зрителей, но начало было пустое. Впрочем, и смотреть было не на что. Открывал день славгородский «Modus Vivendi», играющий в стиле «калиновмострок». На вокале – фигуристая красавица с полным отсутствием голоса и слуха, и «паганец» с алкоголическим носом, собственно, сам Дима Ревякин, каким он, наверное был, перед тем, как его положили в дурку. Совет группе: быть ближе к корням – пахать, сеять, полоть… Дальше устроила «апошни бал для тых, хто яго чакау» группа STEKLA. Прощание со сценой – то же мне, прощание с человечеством!..
Группа РИНКО, кусками очень симпатичная в музыкальном плане, не раз заставлявшая останавливаться рядом с радиоприемником, в целостности своей на сцене также была скучна. Группа неактуальна, но упрекнуть ее не в чем: музыканты честно и добротно делают свой рок-н-ролл. Вокруг миры встают и рушатся, люди в петлю лезут, шахиды рвут себя в Палестине, Козулина вот посадили… А группа РИНКО делает свой рок-н-ролл…
Думал, что первый «ба-бах!» произойдет на «NEVMЕ». К сожалению, избыток пива убийственно сказался на чувстве ритма барабанщика группы. Бомбы не получилось, но целая куча народа слышала «NEVM-у» впервые и поразевала рты, а после их выступления целая вереница журналистов бросилась за интервью к группе, расстроенной, и ничего не желавшей давать. Ничего, то, что нас не убивает, нас сделает сильней. У группы закончатся «болезни роста», дайте только срок…
Выглядела не слишком убедительно, но смогла раскачать зал ГУРРЕАКТИВ, с набором своих рокенрольных хитов из прошлого века. Довлеет над группой какая-то скованность… И вроде песни эти любишь по записям, и группа лабает замечательно – можно часами смотреть, как слэпует накачанный басист-Конан-варвар… Но не прет – хоть плачь! Не хватает всего-ничего – естественности. А ведь все, что естественно, то не без оргазма… Удачи, ГУРРЕАКТИВ!
«Волк сошел с ума! Волк жрет траву!» - смутила меня, напряженно всматривающегося в следующую группу – горецкую ВТОРОЕ Я, одна хорошо знающая меня особа. Дала понять: «Что ж вы, сир, в очистках роетесь?». Я смутился… А между прочим, играли «ВТОРОЕ Я» – очень и очень! В лощеных кругах «это» даже принято называть «рок-музыкой», а в кругах позлее – «говнороком». Я это называю попсом, добротным попсом, перспективным даже, но не интересным мне ни под каким соусом. И поэтому я предпочел фойе и экскурсию в туалет, где порадовался тому, как три панка, тряся своими обрубками над писуарами, пьяно распевали: «Ты самая лучшая девачка в классе, / Давай потанцем под Бени Бенасси!» - вчерашний суперхит ГЛЮКОВ уже глубоко проник в массы…
Был в Могилеве когда-то рожден и другой хит – «Вишня» группы «АВАНГАРДШКОЛА». Без «Вишни» сегодня не обходится ни один турслет, ни один костер, ни один двор с гитарой и б..ядями-малолетками. «Вишня» стала подлинно-народной. А ее автор – Кирилл «Фан» Смышляев – просто ненавидит ее сейчас, как ненавидит иной актер свою неповторимо сыгранную роль, перечеркнувшую дальнейшую карьеру. Вот и на этот раз, мощное, хорошее, душевное выступление группы АВАНГАРДШКОЛА, покорившее чуткую и вдумчивую публику в зале, напрочь утонуло в буре восторга, вызванной «Вишней»…
Далее эстафету хэдлайнера перехватила группа АФАЗИЯ. Мое отношение здесь – притча во языцах. Эта группа будет всегда востребована и в Кричеве, и Быхове, и в Лиде – во всех местах и местечках, до которых никогда не доберется группа АРИЯ. Любой же мало-мальски культурной прослойке слушателя очевидно: АФАЗИЯ = пир безвкусицы. И очень жаль, что подобного слушателя в Могилеве, увы, не много. А стоило бы закидать эту группу тухлыми яйцами, дав им прочувствовать трагизм собственных текстов: «И ты не успеешь даже выкрикнуть «ой!», / Ты живая мишень и ты чувствуешь боль…»

«отНАШЕния-3»: Жоп-с – фас-анфас

По идее, весь фестиваль отНАШЕния должен был быть, как его день третий. Если бы это было так – вряд ли бы я вообще почтил сей фест своим присутствием. Скорее всего лежал бы тахте с какой-нибудь юной нимфеткой или ноздри пудрил кокаином (а че?..). Так нет же – теперь вот, пиши о том, на что не встает…
Из далекой Москвы в этот день приехал приглашенный ведущий, САМ Макс Любимов, страшно известный ди-джей «Нашего радио». Могилевские охотники за автографами, ничтоже сумняшеся, преследовали Макса по туалетам и гримеркам и бубнили: «Миша, дай автограф!» Макс вздыхал, страдал от хамов, но давал… Отдельные «врубные» свидетели происходящего, мочились в носки от смеха. Соль шутки в том, что Макса путали с Мишей Козыревым, и до некоторых НАШих меломанов еще не дошло, что Козырева с «Нашим радио» уже больше года ничего не роднит…
Финальный день, опять на полупустом зале открыла группа НЕСТОР БЭНД. Говорят, что было очень даже «ничего», и я верю. Хотя сам грешил – не видел, общался в фойе с некой любезной гражданкой, представившейся пиар-менеджером группы НАКА, деликатно прощупывающей почву моего сволочного поведения. Я держался, как партизан на допросе, смущенно пряча за спиной огрома-а-адный мешок дерьма, заранее заготовленный для приезжих минчан. А на сцене тем временем отметилась великая минская группа ВОСТОК-ЗАПАД, исповедующий стиль «Мумий тролль – жиф!». За ней –минская (же) поп-группа «NEO» - по-видимому фанаты «Матрицы», точно так же утратившие связь с реальностью – только этим можно объяснить желание NEO сделать в Могилеве сольник (на который соберется, в лучшем случае, 15-ть инвалидов…). Это что же они там о себе думают – достаточно обозваться минской группой, и можно провинциальному Могилеву втюхивать всякое третьесортное дерьмо – сожрут?.. Господа, не надо нас держать за быдло! И не надо повторять, в дешовой заведенке: «Клевый город, клевые люди…». Ну а сейчас – на меня глядя, по-прежнему так считаете? Так таки и клевый?..
Еще одни резвые минские парни с мозолистой гематомой на роже – С НОГ НА ГОЛОВУ. Nou comments: «Станьте дети, станьте в круг, позитив – наш лучший друг!». Если раньше панк-рок играли бунтари-отморозки, то сейчас – дебилы-стрейтейджеры – радостные скейтбордеры и довольные роллеры, хвастающие способностью казать из окна дизеля Ж. Чуваки, я долбаный рокер 25-ти лет, и меня голой Ж. не успугаешь – пуганый уже. Мне жалко тех, что верят в ваш позитив и отрываются под сценой. Совсем скоро они еще не одну Ж. увидят и поймут, что вся эта жизнь – одна большая Ж…
Могилевская группа «F-5» - тоже недалеко уехала, но на фоне «С НОГ НА ГОЛОВУ» выглядела выпускниками Гарварда. Хотя более примитивный текст, типа: «Пиво – хорошо! / Хочу еще! / Наливай! / Давай-давай!» - придумать, наверное, сложно. Тем не менее, выйдя на сцену, Ф-5 выглядели типа достойно и даже заслужили от Макса Любимого приглашения поиграть по московским клубам. Попутного им ветра… в карманы-паруса.
Ну а сейчас – НАКА – щелк – публика заворожено замерла!.. Впервые с начала концерта проснулось любопытство и у меня. Но не впечатлился этим кошачьим цирком. И музыки не почувствовал, и драйва – нет, одну лишь холодную эстетику. Но артисток я видал и получше. А пустые глаза Насти – напугали. И писал бы я зло и нагло, как и раньше, если бы… не довелось прежде услышать альбомчик «Тебе». Вот тут мне и пришлось пересмотреть свое мнение относительно НАКИ, и многие свои слова взять обратно. Интересные песни. Больше студийная группа, чем концертная. Вряд ли НАКУ ждет стадионный успех, но стать культовой в какой-нибудь извращенной художественной и артистической среде Москвы или Минска она могла бы… Единственное, что этому может помешать – личные качества Насти и… крайне скучный, просто «никакой» аккомпанирующий состав.
Ну а дальше… «Лу-ка-шен-ко! Лу-ка-шен-ко!» - скандировала толпа. Не тот, что вы подумали, а Сергей Лукашенко – лидер могилевско-славгородской группы ХУТКИ СМОУЖ, взорвавшей зал, спустя несколько минут, своим «народным панком». Случилось то, что я и предрекал: ХУТКИЕ отобрали звание «народной» группы у АВАНГАРДШКОЛЫ, а совсем скоро, уверен, отберут это же звание и у государства. Уж слишком красивая группа, душевная и правильная: «Прыйдзе вораг – будзем бить, есць гарэлка – будзем пить / У цвярозым стане – адрадзим каханне – будзем жыць!». То, что происходило следующие полчаса – можно не описывать – сплошная эйфория, тотальное счастье фанов… ХУТКОМУ СМОУЖУ, за отсутствием иных «супертяжей» в этот день, полностью принадлежал зал.
Группа МЕТАКСА. Состав: барабаны, гитара, бас и… четыре свободных вокалиста, что само по себе –анекдот. Хор мальчиков-зайчиков. И песни, которые пишутся ради припевов, да и те «хороши»: «Я не могу кричать, когда меня не слышат…» - странная, однако, зависимость от слушателя… Не продемонстрировав ничего убедительного, МЕТАКСА уступила место группе «IKONA», которая в спешке наделала много шума и крику, и в целом, как мне показалось, записала на свой счет первое в своей истории не очень удачное выступление. Последние песни группы сопровождались потоком покидающих зал людей.
На такой вот ноте закончился первый в истории Могилева трехдневный фестиваль живой музыки «отНАШЕния».

По дорогам из желтого кирпича…

Поэзия - нет дела бесполезней, в житейской деловитой круговерти,
Но все, что не исполнено поэзии, бесследно исчезает после смерти.

И.Губерман.

Фестиваль «отНАШЕния». Не знаю, кто за чем, а я подобные мероприятия посещаю в поисках действительно «живого», истинного – для своего братца. Ведь все группы делятся на тех, кто хочет играть свою музыку и на тех, кому есть, что сказать. У меня был хороший шанс – отсмотреть за три дня четверть сотни команд и отделить плевел от зерна. Разница, в действительности – колоссальна. И мое желание видеть на могилевской сцене как можно больше групп, «которым есть, что сказать», объясняет, почему я считаю большинство фестивальных групп – фекальными. Но «Наше радио» никогда и не было институтом благородных девиц, так что настало время эту тему закрыть.
Эй, братишка, ты только верь, не сдавайся, вырастут и на нашей грядке маки! Вчера – слышишь – один вылил душу на аккорды и строки, а сегодня другой не увидел петли. Вчера кто-то шел по сцене, как русалочка, каждым шагом чеканил боль, рычал в микрофон… Не знал и не верил, но в зале нашелся тот, кто жался в углу рыдающим комочком – он услышал и понял. И сегодня, со вспухшими от слез глазами, он пойдет следом, на свою Голгофу, на свой Эверест.
Ничего не свято – осталось так мало надежд, но братец, посмотри – кто? Кто, если не мы?.. Однажды лопнет перегнившая плесень реальности, и по нашим следам, по нашим костям, мечтам и страданиям, станет возможным вымостить тропинку из желтого кирпича к людским сердцам и душам, по которым вернуться в наш мир и былинные богатыри, и заблудившиеся чувства, и подзабытые Боги…
…Вы только не думайте, что я маразматик. Быть может – мечтатель и сказочник, создавший миф и в него уверовавший. Сейчас этот миф передо мной – забылся болезненным сном, тревожно дышит, но гуляет румянец на бледных щеках. И значит – не все еще потеряно.
Я верю: дохнет и в ваши лица горячим ветром, запахнет озоном на улицах городов, и небо нальется подлинной синевой, и зелень станет неестественно-яркой, когда в очередную весну встряхнется и пойдет гулять по миру, быть может, последний из могикан, мой славный болезный братишка – могилевский рок.

Виталий Шум,

, "Музыкальная газета".
Фото Евгении Алёфы, Александра Солдатова, Янины Бондаревой

Фестиваль «отНАШЕния» (В.Шум, Музыкальная газета, апрель 2006)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям