Блюз, рок и дансы

«АВАНГАРДШКОЛА» (Могилёв), «ВАЙТ НАЙТ БЛЮЗ» (Белыничи-Могилёв), «ЭГОИСТ» (Минск), «МАДЕРА ХАРД БЛЮЗ» (Минск), «ПАЛАЦ» (Минск).

«Блюз — это когда хорошему человеку плохо»
(Якобы прописная истина)

Фойе ДК «Куйбышева» отзывалось на мои нервные шаги гулким эхом. Я шёл в зал, уже догадываясь что мне предстоит увидеть. Панорама пустых кресел и всего три-четыре десятка человек. Концерт без зрителей? Музыка ради музыки? Зачем?! И как получилось, что на бесплатный концерт достаточно известных групп, народу не пришло совершенно?

Виной всему — конспирация. Дело в том, что сейшн был устроен на «оппозиционную капусту». Этой же капустой наелись и организаторы с музыкантами. А когда дело коснулось самого концерта, проходившего накануне перевыборов Президента, выяснилось, что сытые революционеры конкретно перетрухали. Кэгэбэшные воронки, снайперы на крышах и везде ссущие менты устроителям начали мерещиться уже за неделю до концерта. Как итог — ни одной афиши развешено небыло, не говоря уже о задействовании средств массовой информации… Виват подпольщикам! Но это всё присказка!

Первыми на могилёвскую сцену, после своего полуторагодового отсутствия на ней, вышла панк-жемчужина Могилёва, группа «АВАНГАРДШКОЛА». Выход этот был результатом моих с Юрой Нестеренко дружественных отношений, в результате которых группу в последний момент удалось запихнуть в чужеродную обойму.

Говорят, что дарёному коню в зубы не смотрят. Согласен. Но одно дело беззубый конь, а другое — подстава чистой воды. Могилевскую команду «аппаратчики» просто проигнорировали. Ещё бы, это ведь не столичные звёзды, обойдутся и без приличного звука! Обошлись — соло-гитары не было слышно вообще. Фан просёк в какую жопу втрескался, но было поздно — нужно было играть. И играли: «По улицам», «Вишню», «Бабка энд сёмки», «Вот он я какой», «Призывную». К концу выступления в зал прибежало с десяток фанатов «АВАНГАРШКОЛЫ», не ведомо как прознавших про концерт, и тут же завязали пляски. Группа обкатала пару новых песен и уступила место фиктивным звёздам.

— «Бля-я-ят! Эт-ти ёп-паные рюскийе панки расст-троил нам ап-п-парат»! — В таком ключе, хоть и не дословно, конечно, отозвался о героических потугах могилевчан одолеть западло, лидер столичной «МАДЕРЫ ХАРД БЛЮЗ». И добавил, что дескать, сейчас начнётся настоящая музыка. И музыка началась, заквакала по пустым проходам, ища в пустоте хоть одно благодарное ухо, а у меня как раз выдался момент гадливо поразмышлять о перспективах минчан: — «Ну-ну, можете играть в невъ…бенную звезду, господа, но посмотрим что вы скажете через пару лет. „АВАНГАРДШКОЛЕ“, конечно, вряд ли светит успех в шоу-бизнесе (Фан — гордец, жопу никому лизать не станет), но уж то, что группа будет многими любима — наверняка. Она уже… А вот „МАДЕРОВЦАМ“, видит Бог, из кабака не суждено вылезти ни-ког-да. Они будут играть, а жующие рыла слушать. И кто-то потанцует, повертит жопой, кто-то навернётся под лихое соло в огуречный салат. А потом группа тихо и мирно сканает, как сотни таких же до нее. И никто, заметьте, никто не прольёт по этому поводу даже слезинки». Потому что никому и в х..й не впились бездушные, бездарные песни, с глубиной проблематики по щиколотку и фальшивыми эмоциями, кстати, действительно красиво и правильно переданных музыкой…

Минскому «ЭГОИСТУ» тоже скоро придётся тапки белые примерять. Группа технична и сыграна, но божьей искры в их песнях нет. И не будет. Поп-группа хороша при иной расстановке акцентов, блюз-роковая, замечу, — тоже. А «ЭГОИСТ» и ни то и не этое, без лица и без будущего. И напрасно их гитарист, который гениальный Камлюк, так отчаянно размахивает щеками, грудями и подбородком. От недостойной кончины и это группу не спасёт. Кстати, трагический финал «ЭГОИСТА» может случиться и по другой причине, продолжи их сексапильный вокалист и дальше так быстро полнеть. Клубные девочки — аудитория «ЭГОИСТОВ» — жирных не любят…

Выступление «ВАЙТ НАЙТ БЛЮЗ», своих давних любимцев, стало последней каплей в полосе разочарований. Хуже выступления «ВАЙТОВ» видеть мне ещё не приходилось. Складывалось ощущение, что музыка, словно при стереоэффекте, откололась и звучала в одной колонке, когда текст — в другой. Отсутствие цельности в композициях, их сырость, а также скудность скучных аранжировок — всё это захотелось поставить на вид, но… Ещё больше мне захотелось сохранить хорошие отношения с Юрой Нестеренко, а ещё-ещё-ещё больше напиться, и, вместе с неунывающей «АВАНГАРДШКОЛОЙ», я отправился на поиски пива…

— Знаешь, — по дороге в магазин, сказал мне Фан, — я кажется понял почему они (музыканты) не развесили афиш.
— Почему?
— Чуваки просто боятся, что их заплюют. Ты посмотри какие они все прилизанные, кто их вообще слушать-то будет?! — недоумевал он.

Эх, эта святая простота. Но нет же, всё как раз наоборот. Чуваки не боятся, а скорее напротив, считают себя местными адептами настоящего Блюза.

— «Блюз — это когда плохому человеку хорошо!», примеряясь к белорусской действительности, любит язвить герр Романов. Ведь блюз у нас — музыка «белых» людей. На то она и Белая Русь, чтобы «чёрных», настоящих, не сыскать было. Одно странно: «звездатость» наших белорусских блю(з)менов, их белокожесть, проявляется не после триумфального покорения какого-нибудь стадиона Уэмбли, но после двух-трёх концертов в каком-то сраном «Стар-клубе»! Этого хватает для возникновения соплей, обиды на весь белорусский шоу-бизнес, что не даёт возможности «пробиться к ушам», и на сами уши, не желающие правильно воспринимать качественную музыку, и на отсутствие клубной системы. Как известно, плохому танцору даже яйца мешают. По щекам хлопают, прыгать высоко не дают…

Может быть я не был бы так зол, коли бы не знал лучшего. Но появилась же однажды в Московии Умка и лабашит настоящий «чёрный» блюз, потрясая воображение критиков, меломанов, хипья да и вообще всех?! Вылез на свет Чиж, белый от рождения, но весь в саже — прелесть! Чем мы хуже? Почему в Беларуси испокон веков такая ху..ня?!!!

Две бутылки оптимизма не прибавили. Захотелось отправиться домой, спать, но маленькая надежда на достойное выступление группы «ПАЛАЦ» вернула меня в зал, где я просидел, стеклянными глазами рассматривая сцену.

«…Вот это и есть легенда белорусского фолк-рока? „ПАЛАЦ“? Боже мой, что за гнусность?! Я то думал там — велечина. Фиг! Скачет какой-то массовик-затейник в дурацкой шляпе, выкрикивает невнятности блеющим голосом, а позади ещё один топчется, шарманку вертит. И оба прутся от самих себя… Тьфу! Ещё глоток пива и нужно убираться восвояси …»

Блюз, рок и дансы (Виталий Шум

, сентябрь 2001)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям