Белые пятна. Немного истории

Неужели дожили? Дожили! С опозданием на 30 лет пришел заморский рок-н-ролл и в наш закуток. На 8 лет позже, чей в Ленинград пришел родной и к нам. «Рок-клуб»! Как много в этом звуке для сердца что-то там слилось...«Все кричат «ура», и бросают в воздух чепчики, парики и вставные челюсти. На пятом году перестройки сподобились, наконец. Спасибо, граждане чиновники, что не зарубили, дали таки вздохнуть. Радость-то какая! Фестиваль нашего доморощенного рока! Правда, всего один день, правда, во вторник, правда на каждую команду всего по 20 минут, но «имеющий уши да услышит...» И услышали, что не «Спектром» единым... Но были, были и кое-какие плюсы. Все-таки крупнейший лучший и едва не единственный нормальный зал в городе. Ленинград, к примеру, долго ютился в подвале на 400 мест. Но на то он и Могилёв. Чем мы хуже всяких столиц! А и, правда, чем? Но об этом чуть позже. Оставим на время то самое событие, которое заставило схватится за перо фирмы «Паркер», стоимостью 60 копеек...

Экскурс в недавнее прошлое. Год назад Могилёва на рок-карте нашей необъятной родины не было... совсем. Уже в Минске существовал рок-подвал «Нямига», дававший концерты через два года на третий и ничего не дававший ни уму, ни сердцу. Уже бродили упорные слухи — да, слухи, господа, что что-то творится в Новополоцке и Гомеле, которые, как выяснилось, чуть ближе, чем Лондон и Нью-Йорк. А в Могилёв, если не считать нежданного взлёта эрот-звёздочки мастного значения Инны Афанасьевой — тишь, гладь и «модернтокинговская» благодать. Нет, пластами фарцевали изрядно! Не было нужды объяснять фанам, что такое «Папл», «Саббат», «Флойд», «Скорпионз», «Хипп». Это-то все рубили! А вот советский рок присутствовал, в основном, в виде состарившейся «Машины» и всяких обуржуазившихся «Динамиков». На гастроли — из рок-составов — в город приезжали разве что разнопестрые цыгане и лилипуты. Ну, еще «Земляне» (под фонограмму). Цирк на дроце!

Но время круто повернулось. Много раз обматерённая монополия под страшным названием «Мелодия», сдув пыль времён, начала выпуск альбомов Ленинградского рок-клуба. Тут-то и вылез наружу долго дремавший интерес к своему, исконному. Русскому. Диски «Кино», «Алисы» размели в момент. Слегка покряхтели и, достав из карманов засаленные «Трояки», подчистили сначала «Зоопарк», потом «Аквариум». Как выяснилось, в кайф не только «мяталл», но и кое что другое. В воздухе запахло весной. Весной 1988 года. И в мае грянула гроза. И какая! Энтузиасты из молоденького молодёжного культурного центра при ДК «Химволокно» задумали провести — ни много, ни мало — рок-фестиваль. И не какой-нибудь, а всесоюзный! Пригласили, кроме «своих», пришельцев из Ленинграда и Москвы. Комсомольский актив, услышав слово «рок», присел на задние ноги. Не секрет, что, если всем известное животное упрётся, с места его сдвинуть, практически невозможно. Так, едва родившись, идея начала агонизировать. Не будем пересказывать перипетии этой леденящей душу истории (достойной пера старика Шекспира). Фестиваль, как известно, состоялся. Ребята из МКЦ, слегка разобидевшись — ещё раз честь им и хвала — выдали на гора такой уровень, что потеснились такие городки, как Киев и Донецк (не говоря уже о всяких «минсках» и «новополоцках»). Можно смело утверждать: это был самый крутой сэйшен из всех, которые Белая Русь видела за всю историю отечественного рока. И хотя, признаемся честно, команды были не из первой «Обоймы» — исключая, может быть, «Сезон» и «Алиби» — наш народ увидел и услышал настоящий русский рок-н-ролл. Четыре дня, к ужасу старичков-вахтёров и некоторых товарищей повыше, бурлила тусовка на сцене, в зале и в фойе. Парад стилей, парад прикидов. Четыре клёвых весенних дня. И ничего, пережили. Никого кондрашка не хватила. «Вынесли» и «Алиби», и «Зартипо», и «Порт-Артур». Единственная лажа за все четыре дня — выступление хозяев. Откровенная тягомотина. Были ли тогда в зале оптимисты, которые, могли представить, что через какой-то год состоится открытие «своего» рок-клуба? И всё-таки чего-то ждали... Ох, уж этот год... Не могу не обратить своё пристрастное око — в очках отечественного производства — на два события в «бурлящей» рок-жизни города. Первое — решительный отказ народа полюбопытствовать, что же это за зверь такой рок-клубовская команда из Ленинграда «НЭП». Между тем, «Нэпманы» с аншлагом откатали программу в Свердловске, а журнал «Совок» Московской рок-лаборатории величает «НЭП» не иначе, как «знаменитый». Увы, не у нас... Второе — менее решительный, но тоже, по-моему, завал концертов уже знакомой нашей публике по фестивалю московской группы «Небо и Земля» (бывшего клавишника «ДДТ» Вована Сигачева). Это тем более досадно, так как «НиЗ» становится все круче. Ребята сейчас в Москве и окрестностях «на волне», а их новый альбом «Панки по жизни» на порядок выше, чем два предыдущих, и неплохо раскупается фанами обеих столиц и дру?гих центров нашего рок-движения. Жаль, что пожалели трудовые копейки и время. Жаль.

Ну и, наконец, прежде чем перейти к собственно «параду могилевских надежд», остановимся на ещё одном переломном, на наш непросвещенный взгляд, событии. 3 апреля в ДК Железнодорожников состоялся первый «афишный» концерт могилевской рок-группы. Не в ресторе, на пятачке, а, именно, в ДК и с программой, которая не имела ничего общего ни с «Мясоедовской», ни с «белыми розами». Эти концерты были тем более любопытны, так как в первой половине лабали гости — молодая рок-клубовская команда с берегов Невы «Тихий омут» Бори Андреева. Напомню, что Леннинград — рок-н-рольная Мекка и «мыльных» команд там практически нет. «Хозяева» были представлены группой «Проезд запрещен» Олега «Радиста» Курашевича.

Итак, воскресенье, 18.00. Толпы восторженных фанов осаждают зал, в котором яблоку... не на кого упасть: 3/4 мест — пустые. Великолепная сцена (больше похожая на дровяной сарай) ломится от «Динакордов», «Крамеров», «Ямах» (времен «Очакова и покоренья Крыма») и готова принять в свои объятия музыкантов. И они выходят — как в лучших домах — с опозданием на полчаса — слегка пошатываясь от «усталости и волнения». Два гитариста, сакс и барабан«. Что же водится в этом «Тихом омуте»? Басист пытается нащупать медиатором струну, а гитарист и вокалист Боря на «блатных» аккордах рубит типичный питерский «грязный» рок-н-ролл «а-ля Майк».»Не Майами-Бич, а, просто, бич, бич, бич... «Из дерьмовых динамиков вместо голоса — хрип и стон. И, хотя играют ребята кое-как, но есть у «Омута» и свои плюсы. Например, явная накатанность программы — сказывается концертная практика, некоторое присутствие стиля и довольно оригинальный вокал. Без особого энтузиазма, между делом, «Омут» завязывает и очищает сцену. Что тут скажешь. Для Могилева бы, наверное, сошло. Для Ленинграда — слабовато...

Ждем своих. «Проезд» выходит солидно, не суетясь, как и подобает хозяевам этого сарая. Начинает, и... тут-то неожиданно пошел настоящий драйв! И дело совсем не в том, что гитарист вышел в зимней шапке и пальто (тем более — он потом «разоблачился» и предстал на людях в шляпе и в джинсовом жилете). А вот в чем: знаю я Олега давно — лет девять — знаю, что он любит все питерское и шевчуковский «ДДТ», в частности; но никогда не думал, что, едва вылезя из подвала, ребята заиграют такой сложный музон. Впрочем, как выяснилось позже из разговора с Радистом, это стало неожиданностью и для самих «проездов». Над стилем они голову не ломали, все вышло естественно, само собой. Дальше выясняется, что техника у «П3» — на голову выше, чем у «Омута». О сложности, и многослойности музыки и говорить не приходится. Особенно хорош гитарист Серж Николаенко — симпатичный бородач баскетбольного роста (фанатки, возьмите на заметку). Но, самое интересное, ухо, практически, не находит кусков, содранных у «великих». Саунд «ПЗ? Не похож ни на Московский, ни на Ленинградский...

Народ в зале доволен. Особенно круто пошла «Сиротка-победа». Увы, не время для восторгов. Качество аппарата — ужаснейшее, текстов — не разобрать (благо, я уже кое-что слышал раньше). Хрип и стон из динамиков то и дело сливаются в протяжный волчий вой. В общем, как сказал Радист, если проблемы с аппаратом постоянны, то — это уже не проблемы. Мне показалось, что не совсем уверенно звучат клавиши, а иногда и солисты, но разве при таком звуке что-нибудь разберешь. Подождем фестиваля...

Белые пятна. Немного истории (Юрий Романов, журнал ОКОРОК № 1, апрель 1989)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям