8.06.2011 Эксперты.бай об альбоме "Холода" группы КАЛАЧИКОМ РЯДОМ
Белорусские музыкальные эксперты наконец-то послушали группу КАЛАЧИКОМ РЯДОМ. Не прошло и три года. Так уж случилось, что первый, более "человеческий" альбом "Разговор с землей" остался без экспертных оценок. Зато второй обделен не был. Климов - так вообще перевозбудился. Прям, на удивление... Видимо, очень "современную" и "могучую" столичную сцену накрыл такой всеобъемлющий пиздец, что даже экспертам становится страшно, и с некоторым облегчением они начинают расхваливать коматозную могилевскую сцену. Один только Подберезский не догнал, что происходит и где он находится, но ему вообще все простительно. Осталось добиться от экспертов понимания того, что русский рок - не музыкальный стиль, а Ревякин от Емельянова так же далек, как группа AKUTE - от космоса, и можно будет со всей силы дружить. Читаем экспертов!
Могилевское наше все. Русский рок с отличными текстами фронтмена коллектива Никиты Емельянова. Обычные для "направления" рефлексии – и внутренние переживания, и вброс "претензий" миру в целом.
Подобного слушано-переслушано лет двадцать-двадцать пять назад, и чтобы таким пробить меломана сегодня, нужно обладать и поэтическим талантом, и музыкальным незамшелым вкусом, и аранжировочными идеями. У "Калачиком Рядом" этого навалом: хватит на весь русскоязычный минский рок-н-ролл и еще останется для собственных будущих работ.
Матерый рокешник, с этим материалом в наше время запросто можно претендовать на сцены самых больших постсоветских фестивалей, а, перенесись группа в 80-е, была бы в числе лидеров тогдашнего рока.
Понравится тому, кто помнит средне-раннего Ревякина, когда его не так сильно привлекал процесс отращивания бороды, и кто слушает "Сплин". Такого качества продукт.
Отмечаем воинствующий саксофон Дмитрия Акуленко, ритм-секцию в лице Евгения Зверева (ударные) и Павла Марченко (бас), гитару Андрея Неменкова, а также песни: "Перчатки", "Холода", "Клиника моей болезни", "Тушканчик". Язык не поворачивается назвать какую-нибудь из композиций хитом.
Русский рок нот дэд. В Беларуси его в последнее время чаще всего и, наверное, потому лучше всего делают в Могилеве. Из достаточно удачных опытов, рассматривавшихся на страницах нашего сайта, можно вспомнить группу "Сердце Дурака" с альбомом "Децтво" (2009), из менее удачных – группу "Барон Мюнхгаузен" с альбомом "Смутное время" (2010).
В этой музыке в первую очередь важно слово и харизма. Поэтому в центре подобных коллективов часто стоит не просто автор песен, а поэт, который бы харизматично полупел-полудекламировал, периодически срываясь в надрыв. Никита Емельянов с этой ролью справляется. К тому же его тексты о неспокойствии души и мира вокруг достаточно монолитны, выдержаны в соответствующем слегка вознесенном "штиле", а также характеризуются нужной плотностью емких слов и образов.
Музыкально тут все настояно на 80-х и 90-х. Из основных влияний слышится непоздний тягучий "Калинов Мост", смешанный с обличительно-поэтическим пост-перестроечным роком. Уже без цимбал и флейты, которые присутствовали на первом альбоме "Разговор с землей" (2008), но по-прежнему с фирменным саксофоном, который навевает параллели с определенным периодом "ДДТ". Ну и какой-то музыкальной основательности здесь больше, чем на дебюте.
Все не без современного тюнинга, а также арт-роковых и альтернативных вкраплений, которые приятно разнообразят музыкальную картину, но какой-то глобальной идеологической сути не меняют. От динамичных констатаций боли к монолитным поэтическим полотнам и лирическим балладам. Возможно, лучший белорусский альбом в данной стилистике за какое-то количество лет.
Аркестрык з Магілёва запісаў другі альбом удумлівага року, зь якім можа ўвайсьці ў сонм герояў расейскамоўнага беларускага року. Аляксей Шадзько ўжо не выяўляе музычнай актыўнасьці, цалкам прысьвяціўшы сябе тэатру. "Кали Юга" даўно ў небыцьці, таму добрай мужчынскай музыкі ды з ухілам у тэкст на "обшчэпанятнам" бракуе. Дэбютнік "Калачиком рядом" прайшоў па-за ўвагаю, але гэтую працу праігнараваць проста немагчыма.
Лідэр каманды Мікіта Емяльянаў яўна ўзгадаваны на ўзорным рускім року і добрай рускай паэзіі – адсюль у яго звышувага да слова. "Калачиком" трэба ня проста слухаць, у яго трэба ўслухоўвацца. Асабліва ў такія песьні, як "Иудово слово". Відавочна можна правесьці паралель КР з КМ – сьпевы магілёўскага гурта яўна знойдуць водгук у сэрцах прыхільнікаў Дзьмітрыя Равякіна. Голас Мікіты, асабліва на падвышэньні, моцна нагадвае голас колішняга паганца з Навасібірску (асабліва "Колыбельная" і "Тушканчик"), адпаведная часам і тэматыка: "Ветер веет, и время бороться за звание зверя…" ("Солнце"). Але цэтлік ""Калинов мост" з саксафонам"" можа і не прыляпіцца, пакуль пішуцца ў КР такія песьні, як "Клиника моей болезни", "Нужно очень много думать" і "Жить". Як толькі дадаецца псыхадэлікі, а голас вакаліста робіцца больш рэзкім, зьяўляецца ў іх ня тое каб арыгінальнасьць і непаўторнасьць, але нейкая разынка.
Гурту ёсьць куды імкнуцца. Пры тым магутным патэнцыяле, які адчуваецца ў "Холодах", Мікіта яўна не напісаў яшчэ сваёй галоўнай песьні.
Вельмі часта здараецца так, што першая ж зьмешчаная ў альбоме песьня адразу задае агульны настрой усёй праграмы, вызначае яе характар, атмасферу, служыць пэўным указальнікам. І каб у гэтага калектыву пасьля "Обязанности" далей пайшло адпаведным чынам, дык можна было казаць, што пра альбом дастаткова цікавай, перспектыўнай каманды. І не казаць, што вакал Мікіты Емельянава мяняецца ледзь не ад песьні да песьні (добра гэта ці не – у дачыненьні да "Калачика" нават не магу сказаць) і часам гучыць амаль як голас лідэра піцерскага "Пикника".
Аднак другі, трэці, чацьвёрты трэк – і пачаліся ваганьні. А чаму гэтак страката, чаму песьні сапраўды часам надзвычай розныя (параўнайце "Колыбельную" і "Иудово слово" – быццам зусім розныя калектывы!), а адзіны стрыжань калектыву намацаць вельмі складана? Ад чаго гэта залежыць, чым прадыктавана? Малады ўзростам калектыў, які, што называецца, яшчэ намацвае індывідуальнасьць, уласны стыль? Калі ня так, дык гэта што – сьвядомая "фішка"? Ня думаю, што рашэньне такое – слушнае. Бо тады напрошваецца пытаньне: а што з аўдыторыяй? Думаю, згуртаваць вакол сябе прыхільнікаў такой стракатасьцю будзе складана.
Бо, да прыкладу, годна зробленая песьня "Холода" – гэта яўна для адной аўдыторыі, а "Тушканчик", мне думаецца, для зусім іншай. Так што надалей варта было б імкнуцца да адзінства стылістыкі, агульнага вобразу калектыву. Пакуль што невялікі па працягласьці альбом хутчэй нагадвае набор гэткіх розных па тэхніцы выкананьня карцінак.
Тут вельмі дарэчы на сайце morok.ru знайшлося невялікае інтэрвію, у якім Мікіта Емельянаў на пытаньне калегі Сяргея Будкіна "Ці ёсьць нейкая канчатковая мэта па заваёве пэўнай прасторы, пэўнай аўдыторыі..." адказаў гэткім няхітрым чынам: "Канчатковай мэты няма". Ну дык...
Асобная падзяка дызайнэрам альбому: прачытаць на вокладцы тэлефоны цяжка нават з дапамогай лупы. Вось чаму па сукупнасьці і выпадае толькі 5.
Материал скоммунизжен с сайта www.experty.by/, за что ему спасибо.
Эксперты.бай об альбоме "Холода" группы КАЛАЧИКОМ РЯДОМ (experty.by, июнь 2011)
Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
))
Позиция МОРОК.РУ относительно нового альбома группы - исключительно метакритическая: рецензия на рецензию майсити, рецензия на рецензию экспертов?
С печалью и воодушевлением ждем новых метарецензий!
Это не рецензия на рецензию, это всегдашняя практика - равнение чужих опусов по горизонту здравого смысла и уровню ценностей, которые мы считаем главными. Просто иногда было черезчур лениво это делать.
Что касается своих опусов... Тут такое дело: не хочется, чтобы Никита со мной здороваться перестал, к примеру. Придется ведь обидется - ему, а потом и мне. Мало кто хочет слышать что-либо кроме того, что он действительно хочет слышать. А извиваться змеем, чтобы не погрешить против собственной правды и всем при этом угодить... для этого мотивации маловато. Недомотивация, короче. "Холода" однозначно хуже "Разговора с землей", как по мне: и по материалу, и по звучанию, да и вообще. Но при этом, особенно на фоне остального, альбом неплох, и хорошо что он появился.
> Что касается своих опусов... Тут такое дело: не хочется, чтобы Никита со мной здороваться перестал, к примеру. Придется ведь обидется - ему, а потом и мне. Мало кто хочет слышать что-либо кроме того, что он действительно хочет слышать.
Волков бояться - в лес не ходить.
> "Холода" однозначно хуже "Разговора с землей", как по мне: и по материалу, и по звучанию, да и вообще.
Дело вкуса, это нормально.
Романов, кстати, вчера за 10 минут написал 4 рецензии. На АКУТ, на КАЛАЧЕЙ, еще на что-то...
Все рецензии из 1 строчки-афоризма состоят. Может, со временем, мотивируется на большее...
В принципе, Будкин прав. Даже не просто прав, но на 98%. Чувствует человек, это заметно.