8.02.2009 Интервью. ХУТКИ СМОУЖ: "Группа начинается с бутылки"

Вечерний «Тридцатник» встретил меня безлюдными улицами. Ни утомленных рабочим днем прохожих, ни шумных автомобилей, ни вездесущих маршруток. Одинокий светофор на перекрестке печальным желтым сигналом рассказал, что ему скучать не впервой. Если бы не свет в окнах домов, было бы совсем одиноко. Наверное, такой же тихий квартал, только лондонский, вдохновил Джона Уиндема в романе «День триффидов» истребить все человечество... Не удивительно, что именно здесь находится репетиционная точка village-ska группы ХУТКИ СМОУЖ, куда мне и полагалось добраться. «Без интервью не возвращайся» — так звучало последнее icq-напутствие от поборовшего зимнюю депрессию Шума. Вместо денежного аванса — номер телефона вокалиста и фронтмена группы Сергея Лукашенко. Увы, лидер «улиток» задержался на работе, поэтому отдуваться за товарища пришлось барабанщику Алексею Половчене и гитаристу Виталию Свириду. Надеюсь, интервью от этого хуже не стало.

— Музыку оценивают по содержанию, а выбирают по названию. В массовом сознании «деревенское» — это нечто незначительное и примитивное. Почему ваш дебютный альбом получил название «Вясковы»?
— (Алексей Половченя) Потому что альбом про обычную деревенскую жизнь, и «Вясковы» — это самое подходящее название. Никакого подтекста. Чем людям в деревне заняться, кроме как работать в поле, пить самогон и прыгать через костер? Нечем. Поэтому альбом получился по-деревенски простым и весёлым. Так что мы не обижаемся на критиков, которые называют наши песни колхозными. Чего добивались — то и получили. Нас пока правильно воспринимают.

— Альбом записан в 2007 году, но издан только сейчас. Почему так долго?
— (Виталий Свирид) Действительно, материал был готов ещё в 2007 году, но мы не достигли договоренности с музыкальными издателями.
— (Алексей Половченя) Я бы сказал, что минским музыкантам проще. Они живут в одном городе с издателями, все друг друга знают, и всегда найдется человек, который может за музыканта замолвить слово. Группам из регионов сложнее, поскольку приходится рассчитывать только на свои силы. В Могилеве никто не занимается изданием дисков, приходится ездить в Минск. Мы разослали всем издателям наш альбом, потом долго ждали ответа, после чего пришлось стать в очередь и опять ждать. В конце концов, нас издало «БМА».

— И как лейблы объясняли свои отказы?
— (Алексей Половченя) По-разному. Но было очень неприятно, когда к нам подошел представитель одной из компаний и без объяснений заявил: «Мы вас издавать не будем». Мы не стали расспрашивать, в чем причина отказа. Может, ему просто не понравился ХУТКИ СМОУЖ, а может, были другие причины. Но неприятный осадок в душе остался.

— Многие хорошие музыканты недовольны своей музыкой и постоянно ее совершенствуют. Было ли желание перед самым изданием что-то улучшить?
— (Алексей Половченя) Дело в том, что альбом был записан в одном ключе, на одной аппаратуре, чтобы добиться единого звучания. Потом мы его заново сводили, добавляли кое-какие эффекты, чтобы звук сделать более современным. Мир постоянно меняется, и мы меняемся вместе с ним. Можно было бы дописать альбом, но мы от этой идеи отказались. Звучание новых композиций получилось бы другим, и целостность альбома была бы нарушена.

— Есть ли жизнь после дебютного альбома?
— (Алексей Половченя) Да, есть. У нас уже достаточно много нового материала, и иногда даже подумываем о втором альбоме.
— (Виталий Свирид) Но наша ближайшая цель — это выпустить сингл. Конечно, если договоримся с издателями. Притом сингл попробуем издать уже летом, чтобы побыстрее перейти к другим проектам.

— Чем удивят ваши новые работы?
— (Виталий Свирид) Пока ничем. Сингл по звучанию будет близок к альбому «Вясковы», а вот второй альбом будет другой. Мы сами пока не знаем, каким именно, но желание поэкспериментировать есть.

— Интересная особенность: все критики на портале experty.by вынесли примерно одинаковые оценки — в среднем 6.5 из 10. Вас это не смущает?
— (Алексей Половченя) Нисколько. Понятно, что у каждого субъективное мнение, каждый думает о чем-то своем. Есть люди, которым вовсе не нравится ХУТКИ СМОУЖ, но это не из-за того, что мы плохо играем, просто им не нравится музыка именно такого направления. И это хорошо. У каждого есть выбор, что ему слушать, на какие концерты ходить. Что касается оценок критиков, то это тот случай, когда из множества субъективных мнений получилось мнение объективное. Нас это устраивает.

— Рассчитываете ли сделать презентацию дебютного альбома?
— (Алексей Половченя) Да, у нас есть такое желание, но о сроках ничего не могу сказать. Хочется, чтобы презентация прошла на высоком уровне и запомнилась, а все хорошие вещи надо долго готовить.

— Хотя бы намекните, что нам ждать.
— (Алексей Половченя) Хотелось бы сохранить интригу. Впрочем, в афишах и так все будет раскрыто. Рассчитываем, что Кирилл Смышляев исполнит наши песни. Возможно, и мы исполним что-нибудь из его репертуара. Скандально известная группа «Заточка» нам очень нравится, у них отличная духовая секция. Им одна из наших песен очень подойдет. Конечно, презентация не обойдется без OSIMIRA. Так что сюрпризов будет много.

— Почему не подали заявку на Mass Medium Fest?
— (Алексей Половченя) Приглашались все группы. Но мы подумали и отказались от участия. В нашем понимании, фестивали в Могилеве должны проводиться для молодых групп, а мы хоть и не старики, но некоторый опыт у нас есть. Тут дело даже не в выпущенном альбоме. Мы на хорошем счету у продюссеров, выступали в Польше, в России, в январе у нас был мини-тур по Украине. А молодые могилевские группы ничем таким похвастаться не могут, поэтому мы решили им уступить дорогу. В нашем городе много хороших групп, им надо развиваться. А мы если и будем участвовать в конкурсах, то в более серьёзных и с ровным подбором групп.

— А если я обвиню вас в звездной болезни?
— (Алексей Половченя) Никакой звездной болезни! Все очень просто: есть концерты, в которых мы участвуем, а есть те, в которых не участвуем.

— Коль упомянули Украину, то такой вопрос: вы выступали в Западной Украине, которая знаменита своей националистичностью. Это совпадение или закономерность?
— (Алексей Половченя) Вот уж не знаю... Скорее всего, обычное совпадение. Дело в том, что нам в организации концертов помогал Константин Концевой, у которого хорошие связи с украинскими организаторами. У нас было три клубных концерта в небольших городах: Луцке, Дубно и Ивано-Франковске. Но, я хочу сказать, не в каждом крупном белорусском городе есть такие клубы. Клубная культура у них развита на порядок лучше, чем у нас.

— А как вас воспринимала публика?
— (Алексей Половченя) На Украине очень много музыки, особенно инструментальных направлений, поэтому удивить тамошнюю публику непросто. Но можно. Зрителю всегда интересно посмотреть на что-то новое. Конечно, были люди, которые сидели за столиками и смиренно слушали, но была и молодежь, которая активно зажигала на танцполе. А что касается какой-то дискриминации, то мы ее и не заметили. Конечно, в некоторых областях были проблемы с общением, но не потому, что там недолюбливают иностранцев, просто молодежь выросла в украинском окружении и разговаривать на русском языке для нее сложно.

— Хотели бы вы выступить на крупных белорусских фестивалях, таких как «Славянский Базар» и «Дожинки»?
— (Виталий Свирид) Нас как-то заставляли выступить на «Дожинках», но мы откосили. Нам и БРСМ предлагал сотрудничество, но мы стараемся избегать политики. Да, мы отправили заявление для участия в «Амбасовище», но не для того, чтобы засветиться перед американцами, а чтобы выступить.
— (Алексей Половченя) Что касается «Славянского Базара», то нам этот фестиваль интересен, но мы не хотели бы попасть на главную сцену. Есть опасения, что придется играть под фонограмму, да и выступление рассчитано до секунды, никаких возможностей для импровизации. Если и выступать, то на площадке возле КДЦ или в филармонии. Либо поступить так же, как в 2005 году сделали OSIMIRA: взять с собой старую барабанную установку, комбарь, гитары, выкупить «розетку» в центре города и весь день играть на свежем воздухе перед прохожими.

— Вернемся к альбому. Обложка диска исполнена на белорусской латинке, при этом люди несведущие не могут правильно прочитать название группы. Для чего такое оформление?
— (Алексей Половченя) Это сделано для Европы. Мы не настолько богаты, чтобы выпустить пластинку в двух вариантах — для Европы и для Беларуси, — потому пришлось искать компромиссный вариант. По этой же причине в буклете названия композиций и состав группы продублированы на английском языке. Всё же фольклорная музыка в Европе ценится, кто знает, может и нас заметят.

— Многие критики упрекали вас за то, что альбом завершают две русскоязычные композиции. Так задумано или просто не хватило белорусскоязычного материала?
— (Виталий Свирид) Да, в то время не было. К моменту издания у нас появились новые белорусскоязычные песни, но мы не стали их записывать и добавлять в альбом, поскольку получилось бы совершенно другое звучание. Было предложение «Весну» и «Зёрнышко» выпустить в качестве бонусов, но тогда альбом оказался бы слишком коротким. Хотя до десятой композиции альбом выстроен идеально, и это нам нравится.
— (Алексей Половченя) Ещё Сергей Будкин упрекнул в том, что у нас неправильный белорусский язык. Мы согласны с критикой, но и надо понимать, что Славгород — это восток, и белорусский язык в этом регионе не такой, как в центральной Беларуси.

— Кто придумал обыграть историю про миелофон?
— (Виталий Свирид) Это моя идея. «Гостья из будущего» — это один из моих любимых детских фильмов. Дело в том, что «Весна» очень старая песня и история ее создания тесно перекликается со становлением группы. Мы в Славгороде репетировали в бомбоубежище, которое располагалось в центре города под спортзалом. А возле спортзала находились фонтаны. Никаких баров и клубов в то время в Славгороде не было, поэтому летом вся молодёжь тусовалась возле фонтанов. Стены бомбоубежища для лучшей шумоизоляции были обшиты яичными лотками. Многие и сейчас так делают. Колонки и усилители собирали всем городом. Барабаны мы вовсе выменяли в деревенском клубе на две бутылки водки. А водку мы купили за деньги, вырученные от собранных возле фонтанов бутылок. Можно сказать, группа ХУТКИ СМОУЖ началась с бутылки. Естественно, у нас получилась не репетиционная точка, а проходной двор. Кто-то пытался играть, кто-то приходил послушать, а кто-то и просто заявлялся попить пива. Песню «Весна» мы сочиняли толпой: Сергей Лукашенко что-то наигрывал на гитаре, я предложил первую строчку, кто-то подобрал рифму и так далее. Мы не стали удалять эту песню из альбома еще и потому, что она нам дорога как напоминание о безбашенной юности.

— Как получилось, что почти все музыканты родом из Славгорода, но живут и работают в Могилеве?
— (Алексей Половченя) Разные причины. Вот Виталик женился и вместе с женой переехал в Могилёв. Сергею же просто захотелось сменить обстановку, почувствовать что-то новое. Можно сказать, он переехал ради музыки.

— Кто в группе генерирует идеи?
— (Виталий Свирид) Серега Лукашенко! Он пишет тексты и музыку, а потом его наработки мы все вместе претворяем в жизнь: обрабатываем, аранжируем, что-то меняем.

— Вопрос о роли личности в истории: если Сергей уйдет, что будет с группой?
— (Алексей Половченя) Хороший вопрос, мы прежде не думали на эту тему. Скорее всего, ХУТКИ СМОУЖ прекратит существование. Все же Сергей — это стержень. Более харизматичного лидера для группы я не могу представить. Сергей родился и вырос в Славгороде, он отлично знает все особенности деревенского уклада. Может, на его место придет кто-то другой, но это будет уже не ХУТКИ СМОУЖ.

— Грамотные маркетологи, прежде чем продавать товар, определяют целевого покупателя. Есть ли у вас целевой слушатель?
— (Алексей Половченя) Нет, перед нами такой вопрос никогда не стоял. Мы играем то, что нам нравится. Мы сторонники западных ценностей, по которым музыканты играют то, что им нравится, а функции продюсера ограничиваются распространением готового материала. Каждый должен заниматься своим делом, иначе ничего путного не получится. Другое дело, что в нашей стране такая концепция пока не имеет широкого применения, отчего продвижением музыки приходится заниматься самим музыкантам. В нашей группе, например, нет чёткого разделения труда, мы всё делаем сообща. У кого лучше получается, тот и делает.

— «Есць гарэлка — будзем піць», — на эту фразу опирается одна из ваших песен. Как в группе относятся к алкоголю?
— (Алексей Половченя) Скажу так: альбом был записан без меня, так что я никакого отношения к текстам не имею. Но однажды мне довелось с Сергеем Лукашенко наведаться в Славгород. Вернулись мы только через три дня. Так что в белорусской глубинке алкогольная тема актуальна: каждые выходные, как ни крути, пить придется. А то и каждый день заставляют. Но перед концертами никакого алкоголя. Бывает, выпьем по 50 граммов коньяка, чтобы разогреть голосовые связки, но не больше.
— (Виталий Свирид) Ну, были случаи, когда напивались до такой степени, что не чувствовали инструментов. Но это было давно, мы уже повзрослели.

— Коль разговор зашел о вредных привычках, то такой вопрос: как в группе относятся к курению?
— (Алексей Половченя) Я не курю — бросил. И Виталик не курит. Сергей курит, но у него мощный вокал, так что ему курение не мешает. Духи (музыканты духовой секции — прим. О. Ш.) курят, и мы их за это упрекаем, мол, если бы не курили, лучше бы дули в трубы. Но у нас хорошая духовая секция, претензий к ней у нас нет.

— И как тебе удалось бросить курить?
— (Алексей Половченя) Я раньше был заядлым курильщиком, доходило до того, что выкуривал в день по две пачки сигарет. Известно, что все заболевания обостряются осенью и весной. И вот однажды осенью я проснулся и понял, что задыхаюсь. С тех пор я не курю.

— Испугался?
— (Алексей Половченя) Можно и так сказать. Я еще слишком молод, чтобы умирать. Агитация и социальная реклама оказалась бессильна, пока я сам не понял, что курение меня слишком рано загонит в могилу. Наша группа, хоть и издала дебютный альбом, но находится в начале своего пути к вершине. Не хотелось бы растерять музыкантов по пути. Нам есть чем удивить слушателя.

Беседовал Олег Шпаковский
Фото из архива гр.ХУТКИ СМОУЖ. Сообщество В КОНТАКТЕ

Интервью. ХУТКИ СМОУЖ: "Группа начинается с бутылки" (Олег Шпаковский, Инфо-центр ЦЖР, февраль 2009)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям