7.07.2009 Юрий Шевчук: "Я хочу писать о том, от чего меня трясёт.."

Интервью с Юрием Шевчуком, взятое во время посещения последним города Могилева.

Юрий Шевчук в Могилеве- Есть ли у вас ностальгия по союзу?
Ю.Ш.: Нет. И тогда было сложно, и сейчас. Всегда сложно оставаться самим собой, держаться каких-то принципов.

- Что для этого нужно делать?
Ю.Ш.: Как раз ничего и не надо делать. Не нужно дёргаться. Просто делай своё дело, может тогда и сохранишь себя. Если бы я сейчас встретился с тем Юркой Шевчуком, мне важно - подаст он мне руку или нет. Вот тот романтик, чегеваристый Юрка… такой абсолютно бессребреник, бескомпромиссный.
Есть вещи, через которые переступать нельзя… при этом, конечно, нельзя быть ослом упрямым. Мы, например, не поём на корпоративах, не поём перед политиками, на съездах. Мы много чего не делаем. И так легче жить. Я много раз это говорил, ведь, что для меня рок-музыка – это свобода, это внутренняя свобода. И чтобы её сохранить, нужно меньше дёргаться, суетиться. Бойся царского гнева и царской милости… У художника хозяин Бог, он должен быть свободным. Если художник не свободен, он уже врёт, подстраивается под политика или магната, он уже официант в искусстве, а не художник. Нас в 80-е затащила в рок-музыку жажда свободы, жажда говорить что думаешь, свобода жить.

- Как относятся политики к вашим текстам?
Ю.Ш.: Мы всем рады на наших концертах. Но это они должны к нам приходить, а не мы к ним. На выборах, на Красной площади я никогда не буду играть ни в Москве, ни в Минске.

- Какой политический строй вы бы предпочли?
Ю.Ш.: Демократию, гражданское общество. Но его нет ни в России, ни в Беларуси. Независимый суд, независимая исполнительная власть, независимая законодательная власть – всё, три кита.

- Как вы относитесь к союзу России - Беларуси?
Ю.Ш.: Я против. Вы должны жить сами по себе. Московские олигархи сожрут вас за неделю. И вы потеряете не только свободу, которой у вас нет, а вообще всё. Мы должны просто дружить, как братские народы.

- Помимо ДДТ было ли желание заняться чем-то принципиально новым?
Ю.Ш.: Нет, есть два пути. Один из них - это постоянно менять составы, но я не почётный железнодорожник. Мне мои ребята очень нравятся. У нас очень дружный коллектив. Нет никакого волюнтаризма, авторитаризма. Мы в отличной форме и разные музыкальные задачи нам по плечам и мы будем работать. Мы ещё не выдохлись, нет.

- Будучи популярной группой, на протяжении 25 лет, можете ли вы назвать формулу успеха?
Ю.Ш.: Быть гениальными. Больше ничего не надо. Это я сейчас не про себя. Вот ко мне приходят многие молодые группы и говорят «Юра, нам нужны деньги». А я говорю «будьте просто талантливыми безумно в 21 веке». Нужна новая музыка, новые слова и словосочетания. Например, в русском языке ходовой словарь – 150 тысяч слов, а в английском – 400 тысяч. Русский язык не обрастает новыми словами, славянские языки погибают. Нужно развивать язык, придумывать новые слова, которые бы чётко отражали новые отношения, как в своё время придумывал Достоевский, Карамзин, Блок, Маяковский. На совершенно новом беларуском и русском языках давать свежие выражения и гармонию. Вот это я жду от молодёжи.

- Как вы относитесь к тому, что многие современные музыканты продвигают свою музыку через интернет?
Ю.Ш.: Очень хорошо. У нас была магнитофонная культура. Я давал бабину и через неделю она была на дальнем востоке. Пока что интернет не зажали, слава богу. Я постоянно нахожусь на сайтах поэзия.ру и стихи.ру. Что-то читаю, что-то слушаю. Ну, а кто нынче телевизор то смотрит?

- Помогаете ли вы молодым?
Ю.Ш.: Важно понять, что моё мнение не объективно. Это всего лишь мой взгляд и всё. Я могу послушать, дать совет.

- Вы сегодня много говорили об экологии…
Ю.Ш.: В новом альбоме, над которым сейчас работаем, много размышлений о животрепещущих проблемах. Песня – это вещь злободневная. И мы этого не чураемся. Я не собираюсь писать нетленки, песни на века. Я хочу писать о том, от чего меня трясёт. Песня «за тобой пришли»... Кто пришёл? Чего пришёл?.. Но это ощущение есть теперь у многих. Посмотрите Канский кинофестиваль, Московский… ощущение тоски в мировой культуре, армагедонистое такое. Многие ожидают конца света, мир стоит у пропасти. А художник лучше чувствует болевые точки, точки времени и пространства. Кажется, Герман Гессе сказал: «если ты писатель, то ты страшный пессимист, но об этом пишешь с оптимизмом», с надёгой какой-то. Посмотрите фильм Воропаева «Кислород»… старички уходят, плюются, говорят «цинизм». А мне понравится.

- Что вы читаете?
Ю.Ш.: Последнее время я болею греческой православной философией. Читаю Юнга о философии боли, ненависти. Я против глобализации, потому что это ещё одна форма насилия над человеком. СМИ, корпорации делают человека рабом. Они гнут человека, а он не гнётся, он начинает протестовать. А самый короткий путь – проявление фашизма, левого коммунизма. Этого сейчас очень много. Человечество может прийти к этому уже завтра. В жёсткое время живём. Поэтому я всегда говорю – любовь, любовь, любовь. Это сейчас не менее актуально, чем в 60-е, когда об этом пели битлы. Тогда была Вьетнамская война, Холодная война… Сейчас нам угрожает терроризм. На Кавказе может разгореться новая война. Я очень этого боюсь – войны - нет ничего злее и страшнее. Слава богу, что вы в Беларусии не знаете современных войн. Да вам и одной хватило.

Интервью украдено на сайте Свободный Могилев.

Фото предоставлено Игорем Щербаковым

Юрий Шевчук: Я хочу писать о том, от чего меня трясёт.. (Инфо-центр ЦЖР, июль 2009)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям

блин, ну не понимаю зачем музыканту задавать такие вопросы? про музыку, блять, спрашивайте...политики...политики. Козлы интервью брали.

Тут я не пагаджуся, бо музыка павінен разглядацца не толькі ў якасці музыкі, але і як чалавек з сваемі светапоглядамі і жыццёвымі меркаваннямі. Бо каб дакладней зразумець песні спяваючага - трэба спазнаць яго думкі...

Мне интервью понравилось. Оно маленькое, но емкое - по существу. Для чего, ради чего, с надеждой на что... И лично мне совершенно не интересно что там Шевчук скажет о музыке. Нормальное интервью - оно лучше чем многие новые песни Шевчука.

согласен и с Артемием и с Шумом

+1

Интересное интервью, мне понравилось. Разве что маловато, хотелось бы побольше...

интервью хоть и маленькое, но весьма интересное.