6.09.2009 реЦЕНЗУРА: NEVMA «Стихия слез» (Гаджи Мерзоев)

«А чего плакать? Надо веселиться и радоваться. Чего мне плакать? И чего плакать белорусскому народу? Живем в центре Европы, прекрасное, стабильное антиглобалистическое государство. Ребята носят майки не с Че Геварой, а со здравствующим антиглобалистом и лидером всего движения. Американцы нервно курят, оранжевые не проходят. От этого радость большая. Так что никаких слез».
- Сергей Михалок в интервью Rolling Stone, апрель 2006.

«Не знаю, я вроде человек довольно веселый, но сочинять веселые вещи ну просто не прет. Просто сажусь писать - и получается вот херня»
Даниил Забела в интервью morok.ru, апрель 2009.

NEVMA. Стихия слёз.Самого унылого певца британского рока, апологета однообразных фортепьянных аккордов Криса Мартина многие критики пинают, мол, чего же ты, зануда, скулишь из года в год про свои нескончаемые «troubles», коли все у тебя в жизни «пучком»: голливудская красавица Пэлтроу под бочком, двое здоровых детишек, платиновые диски, забитые стадионы, покоренные билбордовские чарты. С таким шикарным букетом только банд’эросовское «вот э бьютуфул лайф» пьяно и радостно распевать во всю глотку – ан нет! Продолжает, сцуко, упрямо и тихо скулить…

Судя по интернетовским разведданным, в жизни фронтмена могилевской Невмы Даниила Забелы все складывается ничуть не хуже, чем у его коллеги, фронтмена Coldplay. И trouble у них один на двоих: по-летовски «выдуманная напрочь» меланхолия. В эмоциональном плане Забела, конечно, позволяет себе гораздо больше, амплитуда психически неустойчивая: от нервного, вкрадчивого шепота до Muse-вской вокальной сирены (привет еще одному британскому истероиду Мэттью Беллами, и попутно – «охуенно поющему» П.Елфимову!).

Долгожданный, круто затянутый дебют Невмы «Стихия слез» вообще раздает приветов не на телеграммку, а на целую бандероль многим забугорным, топовым и не очень артистам – Evanescence (тревожные клавишные пробежки), Rammstein (железобетонный гитарный напор), System of a Down (этнические вставки-напевы), Korn (ритмическая изломанность и утяжеленные фанковые завихрения), Within Temptation (вселенский пафос и консерваторское мышление). Источники-вдохновители вычисляются и угадываются легко, но не так легко слушается сама Невма. Прав был критик Климов, еще на The Global Battle Of The Bands охарактеризовавший саунд могилевчан как «неуютный» и «дискомфортный».

Поначалу и впрямь кажется, что выдержать этот дерганый, нервозный тяжеляк – задача мало реальная, но если попытаться, что называется, совладать со стихией, то вдруг обнаруживается – стихия становится привычной, своей.

В песнях Невмы есть один простой и «страшный» компонент, который подкупает и искупает все остальные компоненты-огрехи, - это вычурная, холодно-заснеженная красота. Воображаемый видеоряд «Стихии слез» - бесконечные, километровые арктические айсберги и льды, подобные тем, что можно было наблюдать в популярнейшем ролике «A Beautiful Lie» 30 seconds to Mars.

Только вот из ослепительно белых громадин Забела выжимает не пресную водичку, а почти натуральные слезы. Беспрерывный невмовский «плач Ярославны» в самом деле какая-то необъяснимая патология: сложно понять, отчего и почему ТАК серьезно «убивается» лирический герой. Разгадка усложняется и потому, что лирический герой предпочитает изъясняться мертвыми книжными фразами-конструкциями, расплывчатыми псевдопоэтическими образами и прочими банальностями-дикостями вроде «светлый взор погас в холодной тишине забвенья». Чуть легче становится, когда Даниил все-таки «отрывается» от томика Пушкина и… дружественно «протягивает руку» певице МакSим:
«Мысли отравляют душу,
Слезы просятся наружу.
Может, их держать не стоит?
Их легко смахнуть рукою»

Попсовые тексты-безделушки (что на русском, что на белорусском языке) не предвещают трагического исхода: веревки, мыла и лезвия в деле не фигурируют. История больше смахивает на безобидную детскую шалость – прикинуться мертвым, чтобы попугать родственничков. Детские наивные порывы особенно отчетливо звучат в «Где-то там» - «создам я мир без горя и без бед, будет там тепло и розовый рассвет» (чем не «пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет мама»?).

Если условно разложить «Стихию слез» на теги, то, пожалуй, ключевым будет тег «трогательно». Вещи, которые здесь трогают и умиляют, можно перечислять до бесконечности: это и регулярные сахарно-карамельные клавишные вступления, пытающиеся казаться грозно-устрашающими, и песняровские классические скорбно-ласковые мотивчики («Дзе ружы», к слову, мог бы спеть сладкоголосый «беловежский олень» Борткевич), и отчаянно-эмоциональные забеловские перегибы и его же самозабвенные «прогулки вокалом по октавам», и, наконец, сама концепция пластинки – все это не всерьез, понарошку, просто так захотелось.

Создается впечатление, что страдать-умирать Даниила обязывает исходный жанр, а не текущая жизненная ситуация. «Сам собою брошенный» персонаж малоубедителен – в редких случаях в нем проклевывается что-то подлинно человеческое, опять-таки трогательно юношеское («я не влюбленный – я просто скромный, наблюдатель птичьих стай»). Именно такому, доброму аля Форест Гамп простачку хочется верить. В конце концов, «несчастного» крикуна-нытика мы уже слышали миллионы раз в однотипно-бездарных песнях клонированных эмо-пустышек.

Песни же Невмы отнюдь не бездарны – напротив, все сделано по академическому ГОСТу, основательно и со знанием дела. Техническая часть безукоризненна – ни один трек в записи не пострадал. Некоторые даже выиграли: удачно «очистилась» от жужжащих гитар и грохота ударных «Утопи». Теперь это – прекрасная акустическая балладка «под костерок». Такой чистой, незамутненной балладкой мог бы стать глюковский «Наркаман», но, к сожалению, не стал – перемудрили…

Мастерская, ровно-добротная «Стихия слез», конечно, не дотягивает до «рождения трагедии», но с функцией «сделайте мне красиво» справляется на отлично. Местные красавцы-айсберги – обязательный пункт туристической программы романтиков с «металлическим уклоном».

реЦЕНЗУРА: NEVMA «Стихия слез» (Гаджи Мерзоев)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям

Нет слов. Одни комментарии.

Будь я музыкантом, то выступал бы категорически против рецензий Мерзоева на свои песни. Ибо после его рецензий создаётся впечалтение, что любой альбом - это наворованные музыкальные кубики иностранного производства, из которых наши конструктора соорудили нечно беспросветно второсортное. Кажется, товарищ Мерзоев переигрывает.

с Невмой именно так. Нехер там ловить. А Наркаман инетереснее Утопи.

Ну, статья про Глюков написана в таком же ключе, что чуть ли не каждой песне найден первоисточник.

Ну насчет писанины статей, ты прав, пока одинаково. По одной схеме. Тут надо как музыкантов шпынять:"Новое нам давай!!!!!Хули поять тоже самое!!!!НихаЧу!!!)))

Не, меня устраивает, как пишет Мерзоев. Хотя вступление и объяснение, почему вступление именно такое, находятся на разных полюсах статьи. История про Колдплей интересна, но мозг требует объяснений, почему Колдплей плачет, если жизнь хороша. Но вместо объяснения идёт аналитическая часть (да, завидую), а объяснение "страдать-умирать Даниила обязывает исходный жанр, а не текущая жизненная ситуация" приходится на конец статьи, когда читатель уже забывает, что пару минут тому хотел ответы на какие-то вопросы. Так что за структуру статьи "трояк".

А рецензии не должны писаться одинаково, это правда. В этом журналист похож на музыканта.

ы, типа шарит чувак)

И раммштайновских гитар в Невме никак нету.

А мне наоборот нравится имхо широкая муз.осведомленность Мерзоева и то как он ее использует в рецензиях.В инете есть где скачать новый альбом Невмы?

паша, у меня можешь взять сегодня-завтра-послезавтра

А по мне Мерзоев в рецензиях из музыканта делает вора. Жду следующую рецензию. Happy

Вора? да!
нот то всего 6, да?

кстати. до меня дошел слух, что САМ Романов Мерзоева очень хорошо похвалил! чтото вроде "он меня утёр!"
чтобы Романов кого-то хвалил - это большая редкость.

Для тебя Романов уже авторитет? Laughing
Лео, если ты не веришь, что в музыке можно придумать что-то новое, то вообще незачем заниматься музыкой. Иди грузить вагоны - там искусства больше.

оу, шпаковский.. совсем тяжело у тя с юмором.. иронию от не-иронии отличить не можешь.

хотя последние лет 10 в музыке НИЧЕГО нового не появилось. вообще. сполшная эклектика: смешение новомодных звучаний с влиянием "старины" (the dead weather, the horrors, amy winehouse, the white stripes, даже те же Klaxons - н(ь)ю-рейв никакой не новый жанр, имхо)

и тем не менее, я верю (и очень этого хочу), что новое все же появится.
"кто-то сломался, а еще еще верю"
и, опережая, шпаковский, твой следующий пост, признаю, что это будем не мы. но это не повод чтобы идти "грузить вагоны".

а когда я утрерждал что он для меня не авторитет?
я лишь однажды написал, что "Романов писать разучился".
а мой пост о том, что Романов похвалил Мерзоева я написал не потому что Романов для меня авторитет, а потому что он авторитет для многих (в том числе и для меня), так что это интересно.

Насчет кубиков, так это факт. Нельзя ничего создать на пустом месте, как это не прискорбно ). На чем заостряет взгляд критик, это уже особенность его стиля. Кто-то личные эмоции описывает, кто-то первоисточники ищет, кто-то форму произведений разбирает и т. д.

А мне Невма нравиться. И имел я всех в виду.