30.11.2010 666 альбомов белорусской судьбы. Prana 2010 - "Завтра новый день", Ilo and Friends 2008 - "Па дарозе", Мамкины Бусы 2008 - "Демо", 2009 - "Концерт на Кубе" (Юрий Романов)
N'ayez pas peur de theorisation, il faut attaquer sur tous les fronts. Overdose theorie donne un dynamisme inattendu
(Michel Houellebecq).
Ludzie bardziej otwarci na informacje w postaci nalotow. Przeklinanie skuteczne niz chwalic
(Siergiej Guriev).
Уступ. РНО (Роскошь нечеловеческого общения)
эб) Настоящая красота всегда грустная... Есть две красоты: красота радости и красота печали. Вы, люди Запада, предпочитаете первую, мы - вторую. Потому что красота радости недолговечна, как полет бабочки. А красота печального прочнее камня. Кто помнит о миллионах счастливых влюбленных, которые прожили свою жизнь, состарились и умерли? А о трагической любви сочиняют пьесы, которые живут столетия.
Мидори ТАМБА dixit.
Ну, о радости, грусти и красоте?
Для тех, у кого при виде подобного текста в черепной коробке включается табло "Многа букафф! Ниасилил", -
Краткое содержание.
- Не интересно.
- Может, и интересно, но не для меня.
- Может, и интересно, но с выводами стоит подождать.
А теперь - для тех, кто читает все подряд; или кому нечего делать; или кому просто симпатичен автор; или кому автор несимпатичен до такой степени, что невозможно не прочесть, -
Долгое содержание.
У тебя какой язык, злой или добрый? Я к тому, что, если добрый, - впору прищуриться: "Дамы наступают!" А если злой, - самое время возопить: "Бабы душат!"
Как ты понял, темка сегодняшней лекции "Роль женщины в истории современной поп-музыки". Темка не нова. Поднималась уже, как не буду говорить, что, даже в рамках этого лироэпического труда. Сегодня мы ее разовьем. На местных реалиях.
Собственно, ничего удивительного и из ряда вон выбивающегося не происходит. Напротив, глобальная логика происходящего вовне требует именно такого развития внутри описываемого предмета. Феминизация, не боясь порвать штаны (само собой), шагает если не семимильными, то достаточно широкими шагами.
Достаточно? Нет.
Можно говорить, что шагает по планете. Поскольку овевает крылом и иные, не только белую цивилизацию. Белую уже даже не овевает, плющит. И тошно уже не только чертям. В Швейцарии вон запретили употребление слов "отец" и "мать" (допустимо исключительно "родители"), поскольку слово "мать" - сексистское и оскорбляет современную продвинутую даму. В Европарламент соответствующий законопроект внести собираются. И внесут. И вынесут. Вердикт: "запретить". И тогда уж непременно уравняют в правах - не мужчину и женщину, их фиг уравняешь, коль скоро Господь разделил, но себя и нас. Поскольку и у них почти библейское выражение "иов твою мать!" станет нецензурным.
Хотя речь не об этом, а о том, что леди-дамы-сеньоры-фемины доминируют далеко не только в альковах (что порой приятно), но во многих прочих местах и просто сферах. Порой мужчина уже даже не цепляется за ошмётки того, что еще недавно было присуще лишь ему, как сильному полу. Череда революций - социальная, сексуальная, научно-техническая, фармацевтическая и протчая, и протчая - привела к стиранию границы между мужским "городом" и женской "деревней" и далее - к размыванию понятия о "силе" полов и силе вообще. Условно говоря, добыть кусок мяса, развести огонь и ухандохать врага вумен теперь может с не меньшим, если не большим успехом, чем мен. Притом что рожать последний так и не научился.
Можно долго распрягаться на эту тему, приводя все новые и новые аргументы. Чем в свободную минуту и можешь заняться. Я же использую свободную минуту, чтобы продолжить. Но уже, как говаривал питон Каа, "бли-и-и-жееее" - к заданной мною же теме.
- Женщины редко являются генераторами идей и источниками огня, практически, никогда не являются. Но есть женщины, которые, раз загоревшись идеей, остаются верными этой идее чуть ли не до гробовой доски.
Хорошая цитатка. Но так ли она АКТУАЛЬНА? По крайней мере, первая ее часть?
До недавнего времени это, возможно, было и так. В первую голову потому, что мужчина был не склонен позволять женщине генерить и искрить. Однако чем консервативнее становился "сильный" пол, тем больше радикализировался "слабый". Допустим, фемина отвоевала себе "право думать" (у кого? у нас). Главнее - она отвоевала право говорить. Причем даже не вслух, во всеуслышание. Причем о таких вещах, о которых недавно и думать не могла или боялась. Но самое главное, возможно, что она отвоевала право слушать себе подобных, в самом широком смысле, а это значит, что "высказывания" стало возможно продавать...
"Ешшшчеееее блиииииииижжжеееее"
Сразу отложим в сторонку то, что уничижительно называется "попс". Поскольку ЭТО как раз не имеет отношения к феминизации, напротив, "пережитки прошлого". Да, попс - это сплошь поющие женщины. Но так же сплошь - те самые "поющие трусы", недальняя родня проституток, которых эксплуатируют, потакая физиологическим маскулинным вкусам, продюсеры-сутенеры. Другое дело - "тру" рокенролл или поп-музак (найди 10 отличий).
Не секрет: большинство рОковых мужчин в последнее время, как Старик Ромуальдыч, пережевывают портянку. В лучшем случае, пытаясь извлечь новый звучок и изобрести даже не новую, чуток новенькую формочку.
А есть еще целый вид извращенцев, которые не песни поют, даже не музыки играют, а занимаются со своим инструментом любовью: с ударной установкой (подвид - драммофилы, они же бубначосы), гитарой (гитарфакеры или гитаробари), пианино-органом (тастофилы или клаволюбы), саксофоном-флейтой-трубой-кларнетом (хорнофилы, они же дудотрахеры)...
Ты считаешь, что это не аксиома, а теорема, требующая доказательств? Изволь! Разве не вызывает почти каждая попытка поговорить не о форме, а о содержании нервный смех, а то и истеричный лай окружающих? Телеги автора - не исключение, вполне укладываются в это правило (буравчика? левой руки?).
Разве не вызывают ту же реакцию исполнители, пытающиеся в своих песнях говорить о серьезных, важных для них или просто важных вещах?
Разве тексты большинства "мужских" песен - не набор бессвязных фраз под маской глубокомысленности или голое, такое же бессмысленное зубоскальство под маской позитива?
Ну, сколько раз "кю"?
В то же время поющие фемины рулят! Сходим недалеко за примерами?
В последнее время самые обсуждаемые (а то и просто самые) - Серебряная Свадьба, Naka, ДетиДетей, Таня Кушнер, Таня Белоногая, Tanin Jazz... Причем на фоне их содержания фраза "волос - долог, ум - короток", безусловно, поменяла свою ориентацию с женской на мужскую. А с ней и пол. На потолок.
Можно сказать, с потолка ВДНХ (выставки достижений накохитриков) я и взял очередную порцию. Пожалте, вскипело.
Как ни крути, без небольшой лекции не обойтись. Извольте.
Прана - на санскрите "жизнь", "дыхание", "постоянное движение" - понимается как жизненная энергия. Считается, что прана пронизывает всю вселенную, хотя и невидима. Современная наука не признает существование праны (sic!).
Человек изначально свободен. Суть его души - чистый свет, дарующий ей бессмертие. Именно прана оказывает непосредственное влияние на душу, которая под воздействием праны может видоизменяться. Именно вливание праны может дать жизнь умирающему или заставить труп двигаться, и именно контроль над праной позволяет достичь озарения.
Ни тело, ни ощущения, ни чувства, ни ум и ни теории не являются сущностью души человека. Это всего лишь накопление опыта. Но то, что создаст и активизирует эти накопления, и есть прана. Разобраться, где накопление опыта, а где прана, означает понять сущность праны и освободить от нее свое "Я". Это и есть цель духовной практики (упс!).
Существует разница между зрелым и незрелым умом и между зрелой и незрелой душой. Если человек способен различать качество праны, он часто даже интуитивно будет понимать, какая прана приносит ему пользу, а какая вред. Вот в чем различие между тем, кто понимает, что такое прана и ее "оттенки", и профаном.
Конец цитаты.
Таким образом, цели и задачи певицы Екатерины "Праны" Проневич (почему не Проня?) очевидны: оказать благотворное влияние на душу слушающего, пробудить в ней ее суть - чистый свет. А задача аккомпанирующего состава, группы - заставить двигаться даже труп. Шутка.
Цели и задачи нашей духовной практики - разобраться, пользу несет нам Прана или вред, и, в конечном счете, освободить от Праны свое "я". Шутка? Однако этим сейчас и займемся.
Первое впечатление: голос, когда забирается в верха, вызывает неприятные ощущения (эффект "пенопласт-стекло").
Второе впечатление: некоторые слушатели, которым нравятся песни Праны, осознанно (если знают, о чем речь) или, гораздо чаще, неосознанно тоскуют по песням... подмосковной исполнительницы Вики Морозовой и ее группы Кусочки Льда.
"Нет, вы съездите в Одессу и спросите: кем был Паниковский до революции!"
Нет, вы послушайте Вику! Уж два-то альбома найти несложно. Притом что массы, несмотря ни на что, остались к Вике-соло равнодушны (другое дело - к Вике в составе ХЗ).
Третье впечатление: в ответ на некую "духоборческую" направленность текстов Праны циник Кокс непременно бы скаламбурил "Птички уснули, рыбки уснули... ну и хули?!"
Я не настолько циничен. Светлый лиричный незамутненный взгляд Праны на не адекватный взгляду мир мне, скажем, симпатичен. Правда, тут вспоминается история о том, как в 30-е годы прошлого столетия некий режиссер снял кинофильм об Октябрьской революции.
Главным действующим лицом переворота в нем был показан Сталин, а Ленин мелким бесом вертелся возле Отца народов и не мог шагу ступить без его мудрого совета. Сам Иосиф Виссарионович на премьерном просмотре все больше и больше хмурился и повторял в усы: "Нэ так это было. Савсэм нэ так!" Авторы киношки уже приготовились к Соловецким лагерям, однако, все закончилось... Сталинской премией.
В случае с Праной дело тоже вполне может дойти до премий. Однако ключевое слово в нашем повествовании не "премия", а "нэтак". Тему эту надо трогать нэ так, как Прана. Тем более, нэ так, как всевозможные патлисы. Может, так, как группа Switchfoot с ее "Love is the movement, love is the revolution"?
Короче, если трогать ТАК, получается не что иное, как пальба в БЕЛЫЙ свет, как в копеечку. Ласковое поглаживание СВОИХ, тех, кто и без того белый и пушистый. Да к тому же здоров. Притом что "высший пилотаж" (и просто имеет смысл?) все же обращаться в ТЕМЕНЬ - к... белым и пушистым, но БОЛЬНЫМ. Глядишь, обрящешь и обратишь.
Четвертое впечатление: тривиально и даже скучно. Не рокенролл: слишком попсово. Не поп-музыка: жестковато и грубовато. Говорят, рокапопс. Но все это игрышки изворотливого ума: нет никакого рокапопса! Есть поп-музак, хороший или плохой. Есть такой же рокенролл.
Можно выпендриться: мол, это - эдакая Буланова. Но для "булановщины" не хватает щемящей слезливой простоты, поскольку есть претензия на афористичность и глубину. А для тех, кто взыскует глубины и афористичности, текстам как раз не хватает... сложности!
В этом месте уместнее всего вспомнить слова Доктора, сказанные по иному поводу: "Ребята, вы просто плохо знаете бардовскую песню!" Да, песни Праны - это именно достаточно традиционная, едва не каноническая бардовская песня. Которую, как это нередко сейчас бывает, сыграли не только на акустических, но и на "сопутствующих" электроинструментах. И, как обычно бывает, получилось неудачно.
Тем не менее, учитывая молодость и известный идеализм автора, будет любопытно следить за ее взрослением и развитием (будет ли?), а также за все возрастающим интересом к ней народных масс (будет!) Ну, до скорой встречи?
Песням этого проекта подобрано множество определений, таких как "фолк-джаз", "акустический лаунж", "фанк-джангл". Некоторые даже числят МБ по разряду ни на что не похожих явлений из "подвала белорусского андеграунда" (тавтология?). Тут уместно спросить: как уживаются в одной посуде лаунж, легкое слушание "для всех и каждого", и андеграунд, тяжелое слушание "для единиц и одиночек". Но...
Ребята, вы просто плохо знаете бардовскую песню! Да-да, это вновь она, крррасавица. Разве что не такая традиционная и тривиальная. Не такая, какой ее привыкло и хочет видеть большинство. Но барды ("хорошие люди, только не давайте им петь" - Слава Сэ) - ползучи. Что можно увидеть, например, на примере Григория Данского. А можно - на примере Мамкиных Бус.
Первое впечатление: о, уже и Серебряную Свадьбу начали подснимать!
Второе впечатление: ну, где, где ухо могло расслышать подобия с эСэС?! Разве что в отдельных интонациях вокалистки. Так эсэсовцы тут совершенно ни при чем. Это просто народилась новая манера пения - "пою, как Бень". Сокращенно - "поюбень". Лысый смайл.
Третье впечатление: а действительно ли барды? По музыке, по саунду, по исполнению - несомненно. А по содержанию? У тех ведь либо пусто (сплошная беззаветная и непреложная верность истлевшим традициям), либо густо (по шесть скрытых смыслов, семь метафор, восемь гипербол, девять аллитераций на строку). А тут как-то... В смысле, смысел - "кое-где у нас порой", но никто на нем не заморачивается. Хотел призадуматься над этим "пародакозом", но...
Ребята! Вы просто... см. вверх. Еще выше!
Четвертое впечатление: заморачиваются не на смысле, а на сампроцессе. И тут - "к пуговицам претензий нет: пришиты намертво, не оторвешь". Процесс бусам доставляет заметное без увеличительных приборов и изрядное удовольствие. Одна поет, вместо того чтобы дышать. Другие струны ласкают, как обезьяны "ищутся". Прямо не бусы, а буси! И поскольку сейчас модно переименовываться и перелицовываться (вон, Дети сыграли в ящик, то бишь в s*unduk), то и Мамкины Бусы неплохо было бы (пере)именовать - в Мамкины Буси. Оно и к сути горааааздо ближе. И с детством - голопопым, но счастливым - связь прочнее.
Пятое впечатление: слушал-слушал, слушал-слушал... и так захотелось врубить Обаяние Невовлеченности. Да погромче (привет, ОК).
Хорошо, пусть и это будет шутка. Не про "погромче". Погромче непременно. Но пусть будет... эээ, Cold, скажем. Или Soul Coughing. Или Blonde Redhead. Только не Cult Of Luna.
Поэтому - слушайте себе. А я перехожу.
Первое впечатление: экое название кошмарное. Даже не кошмарное, ни-ка-ку-ще-е.
Второе впечатление: а что за акцент такой? Ужель соотечественница безвременно ушедшего (вариант - ныне здравствующего) Качиньского? Ужель. И не она одна.
Спасибо Сетиву, ликвидировало мою безграмотность. Ило (Карпюк, Ilo Karpiuk) - как и "фрэндз" - из Белостока/Подлясье/Польша. Кстати, фрэндз - это: Марцин Коханович/Marcin Kochanowicz - гитары, Анджей Гжесь/Andrzej Grzes - перкуссия, Анджей Поплавски/Andrzej Poplawski - бас.
Начинали пятилетку назад (у нас это снова в моде, время пятилетками мерить) втроем. Но вариант "две фемины и мен" быстро трансформировался в "два мена и фемина" - гитара, перкуссия, вокал. В прошлом году пригласили басиста и акустический формат начал трансформироваться в электрический. Их "фишки": немножко бита (a little bit of beat), много гитар, чистый и сильный голос.
"Мы не забыли о наших акустических корнях и все еще поигрываем порой в таком духе, но наша идея - открыть неоткрытое: сатисфэкшн! Полное и глубокое удовлетворение! В основном мы поем на белорусском языке, который нам даже не музыкально, по-человечески очень нравится, это очень мелодичный путь, чтобы рассказать наши истории". Вот. В смысле вот тут-то и рождается
Третье впечатление: белорусский язык во рту Ило, если я правильно понял, "часткова захоплены у палон". В смысле - полонизирован. Это я так типа скаламбурил. Но не это важно. Важно то, что он несомненно и безоговорочно красив! И достаточно богат. Прямо бери некоторые из песен и - в школу, на уроки белорусского языка и литературы. И(или) музыки и пения. И многих из тех, кто поет на мове или собирается петь, - на эти уроки. В приказном порядке.
Четвертое впечатление: да, Карпюк умеет петь. А музыканты умеют играть. Саунд прозрачный и, как выразился бы Макаревич, вкусный. Иные вопросы: хорошо ли поет Ило, и хорошо ли играют "друзья"? Для тех, кто под "хорошо" понимает "технично", выходит, хорошо. Входит плохо! Это для тех, кто под "хорошо" понимает "своеобразно", "оригинально", "необычно".
Обычно. Повыдумывали всякие анплаггеды, а поскребешь - поди ж ты, снова она, бардовская песенка! Даже можно и не скрести. Поскольку, в отличие от МамБусь, Ило с друзьями гораздо лучше укладываются в застеленную традициями бардовскую постельку. Ну, может, не за 45 секунд, как хороший боец, но за полторы минуты - вполне. И пусть тебя не вводят в заблуждение ни блюзовые интонации, ни танго, ни прочие якобы "отклонения"...
Правда, Ило настолько серьезна, чуть не монументальна в своей серьезности, (так и видятся закрытые глаза и брови, сдвинутые шалашиком), что намерение легонько постебаться улетучивается, едва-едва родившись. Рождается и постепенно крепнет другое - слушать. Даже не так - вслушиваться. И вот уже заводишь по новой...
Пятое впечатление: что называется "на фоне" альбом "Па дарозе", конечно, удача. Если фончик прибрать, оценка становится не такой однозначной.
Сами "друзья" говорят, что "альбом "On the way" иллюстрирует первый период истории их музыки". Вот. В смысле, вот о том и речь. А также в смысле подождем. Когда появится иллюстрация второго, современного периода их истории. Осторожно говоря: есть вероятность, что новый альбом станет уже не заметным, а замечательным событием в истории белорусско-язычной поп-музыки.
На этом месте - до видзэня. Пойду искать поющего мужика. Ну, еще одного, кроме Вольского.
@ ВСЕ АВТОРСКИЕ ПРАВА ЗАЩеку.
Продолжение следует...
Читать предыдущие главы великого научного труда 666 альбомов белорусской судьбы
666 альбомов белорусской судьбы. Prana 2010 - "Завтра новый день", Ilo and Friends 2008 - "Па дарозе", Мамкины Бусы 2008 - "Демо", 2009 - "Концерт на Кубе" (Юрий Романов, Инфо-центр ЦЖР, ноябрь 2010)
Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Зачем же так много текста на главную помещать, а? Задолбаешься, пока прокрутишь страницу до других новостей.
А читать не пробовал? А то болбаешься всё...