30.11.2008 STЁKLА: К альбому мы шли долгие-долгие часы...

«Из точки А», с дебютным альбомом, могилевскому слушателю явилась группа с хрупким названием «Stёkla». С музыкантами группы мы встретились в уютном кафе, возле стены с изображением мужских гениталий. Ребятам явно хотелось выговориться, а мне на их примере понять: из какого теста слеплены и что из себя представляют молодые могилевские музыканты?

— Как я знаю, после «Второго Эшелона-2005», из всех групп-участников остались только вы и «BEZ.NOT». Чем же вы такие особенные?
— Изначально мы собирались не просто так, у нас были свои цели, идеи. Наша группа не существует на таком уровне — а вот мы собрались, нам нужен басист. В свое время мы искали не просто людей, которые умеют играть, а людей, которые поймут и прочувствуют. Мы все очень дружим. У нас, по сути, отношение к проблемам глобальным близкое друг к другу. А большинство других групп, когда собираются, даже не задаются вопросами, чего хотят достичь. Главный вопрос для любого творческого коллектива: «Зачем?» проходит мимо. Про такие «группы-однодневки» говорят: «абы деукам нравилась!».. К тому же двигаться вверх многим просто мешает лень. Увы, в этой жизни ничего так просто не дается, нам тоже не с неба упало, и никто на подносе не принес.

А вы задавались этим «главным» вопросом?
— Мы до сих пор им задаемся. А ответ... Дело в том, что нам просто есть, что сказать.

Как сами считаете, чего уже реально добился ваш коллектив?
— Сейчас, по идее, надо себя хвалить, да? Мы добились выхода первого альбома. Мы можем донести что-то до своего слушателя... Каждый найдет в этих песнях свое.

А что пытаетесь передать через текст?
— Мысли, порывы, желания и стремления. Мы хотим, чтобы слушатель взглянул на некоторые вещи нашими глазами и что-то понял и решил для себя.

Какой слушатель является для вас лучшим?
— Умный, понимающий, внимательный. Если человек приходит на наше выступление, а в его глазах чувствуется понимание (со сцены все видно), то очень приятно видеть, что он впитывает то, что мы ему доносим. И не просто слушает музыку, а разбирает и текст.
У нас вообще впечатления от могилевской публики противоречивые, от концерта к концерту. Когда-то так классно принимают, прямо толпы народу, а иногда просто аморфность какая-то и тогда вообще не понятно, для чего люди пришли на концерт, тупо пива попить? Хотя у нас так большинство и ходит. Обратное можно сказать про Гомель. В прошлом году мы там были первый раз, нас никто не знал, но там такое творилось! Мы даже сыграли песен 5 лишних, потому что нас просто не отпускали. В Могилеве никогда такого не было. Игра музыкантов зависит от того, как их принимают. В этом плане Могилеву можно пожелать больше стараться принимать и поддерживать, ведь это важно для групп.

А вот в таком отношении публики, кто виноват?
— Тут много причин может быть. Чаще всего люди приходят на сборные концерты на какую-то свою, любимую группу. Они ей они аплодируют, отрываются под нее, слушают. А когда выступают другие — болтают, или выходят на улицу курить. В то же время на сольные концерты придет совсем мало народу...

У вас не было сольного концерта?
— Нет, потому что мы еще не в том статусе, чтобы сделать свое выступление. И в Могилеве нет группы, способной собрать достаточное количество людей на сольный концерт. Хотя в принципе тот же «Маузер» в состоянии сделать сольник, но это тоже не факт. У нас даже ПСИХЕЯ — группа-легенда, собрала всего 400 человек, а в том же Минске собирает 1000 и за 2 недели до концерта — нет билетов. Могилев вообще уникален в рок-культуре, он всегда чем-то выделялся. Когда-то он был рок-столицей, сейчас это понятие стерто. Допустим, Гомель можно назвать металл-столицей, там проводится много металл-фестов и они всегда собирают людей. А если у нас проводить металл-фесты, будет ходить максимум 50 человек.

Изначально группа планировалась как коммерческая?
— Такой актуальный вопрос, особенно в нашей стране... В идеале человек должен действительно заниматься тем, что ему дико нравится, тем, что ему дорого, и этим зарабатывать. У нас самое главное в жизни — музыка. А получается, что кроме любимого дела приходится еще распыляться на другие заработки. Все где-то работают, но это делается ради достижения одной цели — музыкальной.
В идеале можно будет зарабатывать музыкой, когда у нас в стране что-то поменяется. Может, это случится даже не на нашем веку. Хотя на Украине так стало довольно быстро. Там сейчас никто не играет за «просто так», все играют за деньги. Цены на концерты растут и при этом количество публики не уменьшается. А у нас обратная тенденция: цены на концерты где-то падают, где-то повышаются, а публики становится все меньше. Конкретно про Могилев говорим, потому что видим это.

И почему так происходит?
— Потому что у нас все в кавычках «охуенные». Все продвинутые, знают толк в музыке, галдят на форумах... Кто-то считает, что могилевские группы не достойны внимания, да и не только могилевские. В Могилев приезжает куча очень интересных коллективов, которые добились многого на российской, польской сцене, а здесь их принимают не самым радужным образом, что обидно.
Публика на концертах раньше менялась. В этом году она одна, а в следующем сезоне на 50% другая, появлялась «молодая кровь». А сейчас народу стало ходить меньше, и какой выход из этой ситуации — не ясно. Цена билета приемлема, качество выступлений улучшается, а люди хотят непонятно чего!

А вам не хотелось бы уехать, допустим, в Россию, и играть там?
— Чтобы уехать, нужны какие-то гарантии, а в России сейчас такая же ситуация, как и в Могилеве. В ту же Москву или в Питер ежемесячно приезжают такие группы как «Linkin Park», «Metallica», «Korn». И туда ходят люди, потому что это топовые группы, признанные мировой сценой. А на местных туда мало кто ходит, поэтому они стараются ездить больше по периферии, в Ростов-на-Дону, в Смоленск, в Могилев, потому что здесь они еще нужны, а там — нет. В России на концерты ходят одни музыканты.

Расскажите про ваш первый альбом? Что вы хотели им сказать, показать, сделать?
— К альбому мы шли долгие-долгие часы...
Год назад у нас созрела мысль, что пора бы нам что-то выпускать. Писать песни и просто выкладывать их в интернет — смысла нет, песню послушают и забудут. Те же организаторы в других городах большое внимание обращают на релиз. Да и вообще группа музыкальная должна выпускать диски, без этого никуда.
Писали на студии «Wave hill records». Пришли мы туда в конце июля 2008 года, а в сентябре уже полностью был готов альбом. Диск издан на «Go-records», соответственно распространение будет не только в областных городах Беларуси, но и за их пределами. Существует такой план-задумка, что после Нового года мы выйдем и в России и во всех странах СНГ на русском лейбле, но это пока задумки...
В Беларуси первый тираж будет 500 дисков, естественно, если он продастся, то выйдет дополнительный. Альбом называется «Из точки А». Мы довольны результатом. Он концептуальный, каждый трек включает в себя какую-то конкретную, определенную мысль, чувства, которые идут в логической последовательности и заканчиваются бонус-треком, выпадающим из концепции. Этот бонус трек играет в клубе «Метро» — надо же поддержать отечественную диско-культуру.
Презентация нового диска будет в декабре, в каком виде, мы еще точно не знаем, но будет интересно и очень необычно. Радио-презентация альбома будет на «Нашем радио» и в программе «Масса брутто».

Вы уже почувствовали на себе груз популярности?
— Ну, девки пишут разные, конечно. В этом же популярность выражается?.. Звонят, домогаются, пишут гадости всякие, что хотят нас в разных позах! Приходишь домой, только залез в интернет — и понеслось! Есть фанатки, которые очень много пишут, причем хуйню. Например, «Бля, да вы вообще пиздец! А как вы додумались до такого, чтобы играть? Как можно сочинить такой текст?» На что нельзя ничего ответить, кроме того, что мы Боги и нам все было послано свыше.

И даже вокалистке пишут такое?
— И ей пишут, слухи еще всякие ходят... Она очень замечательный и добрый человек, она вообще глупостей никогда не делает, а про нее рассказывают такой бред, что она рожает двойню от всех. Последний слух был про Андрея — гитариста группы ASGUARD, что у них там роман, но все это неправда. Но слухи везде ходят и про всех, поэтому мы не исключение.
Ну а на концертах все аплодируют, веселятся. Потом пишут, причем не только девушки, но и мальчики: «Заебись, пацаны, молодцы!» Популярность — это все так относительно. Вот популярность у группы «Muse», допустим, вот это да! А у нас это местечковое понимание...

А хочется добиться не местечковой известности?
— Было бы не плохо. Если мы будем дальше развиваться, будем стараться, будем писать хорошие песни, то это будет.

Что в вашем понимании — хорошая песня?
— Хорошая песня — это хороший текст и хорошая музыка, хорошая аранжировка. Все должно быть гармонично. Ведь именно текст доносит до людей то, что хочет сказать группа. А музыка лишь средство донесения.

Читала ваш «послужной» список, с кем вы делили одну сцену. Сами как вы трезво оцениваете себя между ними?
— Мы считаем, что достойны стоять и выступать с ними на одной сцене. Если бы это было не так, нас бы не приглашали на эти концерты.

Приятно работать было с теми людьми?
— Мы же не стоим с ними на одной сцене, сначала отыграли мы, потом они. Нет никакого музыкального контакта. Если и общаемся, то где-то за сценой, в гримерках. Отличные ребята в группе «Jane Air», простые, интересные и добрые.
На самом деле многие думают, что если группа из Москвы или из Питера, то обязательно пафосная и грубая, но это не так. Перед каждым выступлением они волнуются, переживают, хоть у них в месяц по 25 концертов, они трясутся перед каждым...

Какой из всех ваших выступлений был наиболее волнительный для вас?
— Наверное, когда мы были в Гомеле (15 марта 2008 года), потому что это новый город, новая публика. Мы волновались, но когда выходишь на сцену и начинаешь играть первую песню, то ты как актер в театре, входишь в роль какую-то свою и чувствуешь единство с группой, пропадает страх, ты находишься в другом мире и живешь своими песнями, даже для себя каждый раз открывая что-то новое...

Конкуренция между коллективами — обычное дело? Чувствуете на себе косые взгляды и необоснованную злобу?
— Да, у нас было пару неприятных случаев роспусков неприятных слухов от людей, от которых не ожидали. Но имен не хочется называть, конфликт улажен, был он на мелком уровне, междусобойчик такой...

(Здесь мне пришлось включить все свои силы — уговора и даже физические, чтобы вырвать правду из цепких лап Флинта...)
— Слухи были связаны с распространением разговоров, что группа платит кому-то деньги, чтобы выступать на концертах, распространял их кто-то из приближенных к музыкантам людей.
Чтобы говорить о конкуренции, должна быть объективная сторона этой конкуренции... Бороться за внимание могилевской публики — я просто слабо представляю методы этой борьбы, все как бы борются за это по умолчанию, все хотят быть услышанными и востребованными, но чтобы была какая-то конкуренция между группами — я бы так не сказал. В Минске она есть, мы общаемся сейчас с некоторыми людьми, и у них там постоянная практика: чтобы молодая группа выступила на концерте, она должна заплатить 50 баксов и реализовать билеты. Когда узнал, у меня истерика была.
Музыка — это творчество, а творчество — не то место, где приемлема конкуренция, но это в идеале, но случаи есть всякие.

А зачем людям вообще распространять всякие слухи?
— От нехуй делать! Просто существует такая штука, как испорченный телефон, мы сталкиваемся с этим постоянно, когда кому-то что-то говоришь, а потом это проходит через 5 языков и на выходе получается совсем по-другому. Это закономерные вещи для существующего общества. Мы привыкли.

А вы обижаетесь на критику?
— Обидно было тогда, когда нам был только год, когда мы не умели играть и нам кто-то что-то плохое говорил, мы жутко обижались! Критика должна быть всегда, но от тех людей, которые действительно понимают в музыке, тогда мы ее принимаем и делаем для себя какие-то выводы. А вот допустим, те же форумы, где может сидеть какой-нибудь 12-ти летний мальчик и писать все, что в голову взбредет. Зачем писать, например, что группа говно, потому что басист уже 2 концерта подряд играет в одних и тех же кедах и что это за ужас! — у него нет больше кед??? Никто же не хочет писать: мне не понравилось, потому что группа как-то не смотрится, не имеет своего образа, не имеет экспрессии и подачи... Хорошие рекомендации мы принимаем, ведь ежу понятно, что некоторые вещи мы не замечаем за собой, варимся в этом котле и что-то упускаем. Для этого и нужна критика.

Кого из могилевских музыкантов вы сами можете назвать профессионалами?
— Таких довольно много... Например Леша Александрович из группы IKONA — талантливый и профессиональный гитарист. В плане вокала выделяется группа «Бедлам» Александр Королев, этот человек не смотрит на тенденции, не пытается впихнуть новомодные фишки, а поет своеобразной манерой. Он гнет свою линию и правильно делает.

Ваш стиль вы называете experimental metal music, как я понимаю, направление западное. Чем задело и почему не хочется возрождать русский рок или стать грудью за белорусский?
— По поводу стиля. Да, принято определять для каждого исполнителя какие-то стилистические рамки, показать, к чему ты ближе, и это правильно. Мы после выхода альбома, когда услышали себя со стороны, из колонок, пришли к выводу, что мы — альтернативный рок.
Западную культуру мы не поддерживаем, зато у нас на альбоме есть одна композиция на белорусском языке — своеобразная дань «роднай мове». Был из-за этого даже спор с издающим рекорд-лейблом, они не понимали, зачем на русскоязычном альбоме такая песня, но мы отстояли свое право внести ее в альбом.

Помечтаем. 2018 год. Чего бы хотелось?
— По логике, к 2018 году мы выпустим 4-ый альбом, а также DVD с концертами, сделаем что-то очень важное и стоящее в музыке. Там, в будущем, будет очень жестко, будет засилье электронной музыки, но появится много клевых наркотиков, алкоголя и сигарет. Еще у нас появится шоу-бизнес, появится много клубов...Все будет меняться в лучшую сторону! И мы поменяемся...

Ирина ТИШИНА
Фото из архива группы

STЁKLА: К альбому мы шли долгие-долгие часы... (Беседовала Ирина Тишина, Инфо-центр ЦЖР, ноябрь 2008)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям