23.06.2011 666 альбомов белорусской судьбы. Петля Пристрастия - 2011 "Гипнопедия" (Юрий Романов)
Не надо бояться теоретизирования, надо атаковать на всех фронтах. Передозировка теории придает неожиданный динамизм.
Мишель Уэльбек
Быть ГовНострадамусом порой приятно.
РНО (Роскошь нечеловеческого общения)
- То есть, можно сказать, что контркультурный всплеск в 60-е годы был органичен. Скажем, у "Роллинг Стоунз" культурная оформленность и контркультурный бунт находились в правильном соотношении. Когда через несколько лет это соотношение оказалось сдвинуто, люди, которые были, вроде бы, более контркультурны, не смогли так высоко подняться.
- Да, можно это утверждать.
- Тогда почему у нас все так стараются и сейчас играть панк?
- Ну, потому, во-первых, что все довольно злы от жизни собачьей, а панк - он органичен для злых людей. Во-вторых, все не очень-то хорошо умеют играть - для этого панк тоже вполне подходит. И, кроме того, сейчас ведь все уже знают, всех уже научили, что такое контркультура, что панк - это самоуничтожение, и так далее. И все модно так стараются самоуничтожаться.
Вообще, это очень плохо, когда законы жизни, которые должны управлять подспудно, начинают осознаваться, и кто-то пытается осознанно по ним жить.
- На Западе панк-революция давно кончилась, когда у нас она только начиналась. Зачем было браться за средство, которое где-то уже бросили?
- Русский рок, и в частности - панк, оказался гораздо сильнее по текстам. А если творчество оказывается по какому-то параметру гораздо более интересным, значит, уже это все не бессмысленно. Исстари говорили, что Россия новых форм не изобретает, она вкладывает в них какое-то новое содержание. Оперу она тоже не изобретала. А по отношению к итальянской опере "Хованщина" - это то же самое, что по отношению к "Секс пистолз" "Инструкция по выживанию". Опера ведь и сейчас существует, наверное, можно сейчас хорошую оперу написать. И можно, значит, написать хорошее произведение в жанре панк-рока.
И не все же смотрят на Запад, люди живут здесь, пытаются что-то делать здесь. В 1985-87 годах совершенно другие вещи были актуальны: всякие политические лозунги, "смерть тоталитарному режиму" и так далее. Потом, когда это все оказалось отработанным, прошло, продемонстрировало свою ненужность, все стали дорываться до корней и рыть дальше. Это - конец 80-х годов.
- Но сама манера игры панк-групп делает их абсолютно изолированными от всего цивилизованного общества, которое ничего, кроме непонятных звуков, там не слышит.
- Ну да, поэтому они и могут считаться андеграундными. А "Битлз", например, никогда не являлись андеграундом. "Битлз" у массы людей вызывали ощущение, что эта музыка связана со свободой. "Битлз" это ощущение свободы очень яростно доносили как раз до среднего человека. А андеграунд - он несет в себе свободу, но он никому ее не навязывает. Еще неизвестно, что правильнее.
Вряд ли, если человеку 35 лет, можно средствами Егора Летова произвести в нем какую-то внутреннюю революцию. Человек должен формироваться, наверное, до 30 лет. Дальше он все равно начнет жить уже по инерции.
Во-вторых, наша интеллигентская культура - то есть не контркультура - была ориентирована на атмосферу застоя, которая как бы уплотняла духовный мир интеллигенции, не давала этому воздуху рассеяться. Брежнев, на самом деле, был хранителем ауры русского интеллигентного искусства. С кончиной советской власти все эти прессы, которые сдавливали и концентрировали воздух культуры интеллигенции, исчезли, и она развеялась по ветру, ничего от нее не осталось. А андеграунд, как жил подпольем, так и продолжает жить. Для него это органично - не развеиваться по ветру, вот он и не развеивается.
(Из интервью Сергея ГУРЬЕВА)
Пинг-понг - Кассиопея-Земля - продолжается.
Одна из самых заметных групп современости выпустила второй альбом.
На горле слушающего затянулась еще одна петля.
Кайф-через-же.
"Это же пытка. Как у Насреддина, с помощью палки и веревки. Веревка - текст. Палка - музыка".
Так писал аффтар о первом альбоме ПеПри. То же могу сказать и о втором. Но многие с аффтаром НЕ солидарны. Последнее-то и навело на размышления.
Не о том, что я заблуждаюсь. Все не только лгут, но и заблуждаются. В меру собственных способностей, говаривал в "Чародеях" Человек С Юга. Что хуманум эст? Именно, эррарэ хуманум эст.
А о том, что, то, что для одного - пытка, для другого - кайф.
Петля на горле. Какие параллели и меридианы?
Ну-ну, так уж и peacedeads. Сегодня мы таких слов употреблять (ой!) не будем. Хотя бы потому, что обвинять Илью Черепко и ПП в убийстве у нас нет оснований. Есть основания? Допустим. Однако, улики, доказательства, презумпция невиновности... Да, слова несколько подзатертые и подрастерявшие смысл. И все же.
И все же словечко "асфиксия" маячит.
"Асфиксия" (от греч. asphyxia, отсутствие пульса) - удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислоты в крови и тканях.
Опять peacedeads?! Мы же договорились! Что, не убийство, суицид?
Допустим? Нет, не допустим! Хватит с тебя (и меня) грешков. Грехов, тем более, смертных, не надо. Не убий! Себя, уродца, в том числе.
Я, конечно, не буду отрицать связь между песнями ПеПри и суицидом. Но это - на совести слушающего. А мы - о группе и альбоме. Поищем смысл чуть глубже. Память услужливо его подсунет. Не подсунет память, подсунет всегда готовое услужить Сетиво.
"Асфиксия сексуальная - специфическая разновидность аутоэротизма, при которой половое удовлетворение достигается в процессе развития удушья при самоповешении. В этих же целях иногда используются пластиковые мешки, противогазы, маски для подводного плавания и др. Оргазм в этих случаях может возникать и без манипуляций на половых органах, т.к. под воздействием острой кислородной недостаточности происходит нарушение процессов возбуждения-торможения в головном мозге, что и обусловливает центральное происхождение эякуляции и оргазма".
Вот, пока ты делал стахановское движение по горизонтали, достаточно было копнуть по вертикали. И, как пишут отдельные члены БДСМ, выяснить: композиции ПеПри - это "игры с удушением: для обострения ощущений", поскольку "самый сильный оргазм у человека происходит именно в сочетании с потерей сознания".
Вот и природа твоего немотивированного, с точки зрения аффтара и ему подобных, оргазма, когда ты слушаешь эту ипостась Черепко-Самохвалова.
Не думай, что аффтар бредит. Не более, чем обычно:) Слушая альбом, я стал засыпать буквально на ходу. И, в конце концов, едва не стукнулся лбом об стол. Ну, вот же оно:
- Потеря сознания из-за недостатка кислорода и веществ, вырабатываемых мозгом, в результате острого недостатка мозгового кровообращения. Вызывается... шоком, рефлекторным ответом организма на сдавливание рецепторов каротидного синуса.
Шок. Рефлекторный ответ на сдавливание. Потеря сознания...
Чувствую твое недоверие. Хорошо. Попробуй послушать "Гипнопедию" в компании с приятелем/приятельницей. Посмотри, как изменится его/ее лицо во время, допустим, песенки "Карамаджонг". Как выпучиваются, лезут на лоб глазки. Особое внимание обрати на уши. Потому что "уменьшение насыщенности крови кислородом было показано изменением цвета мочек ушей".
Между прочим, уже "после 2-4 секунд содержание кислорода в крови падает до 95-86% нормы. А для потери сознания достаточно уменьшить концентрацию кислорода до 60% нормы". "Удушение вызывает стресс, воздействуя на системы обмена жидкостью, гипофиз, вызывая выброс адреналина".
Дальше? Дальше "после прекращения сжатия нормальное содержание кислорода восстанавливается - в среднем за 5 секунд".
Вот тебе и схемка. Начинается песенка - Петля стягивается на твоей шейке. Содержание кислорода в крови падает. Адреналин выбрасывается. Ты ловишь свой кайф. Песенка заканчивается - возвращаешься в нормальное состояние. И так одиннадцать, по количеству треков, раз.
Все еще сомневаешься? Но группа, Илья Черепко дают тебе прямые подсказки, там-сям разбросанные по альбому. Вот тот же трек "Карамаджонг". "Я - как он", как карамаджонг, - недвусмысленно заявляет лидер ПП.
Если проведешь небольшой самоликбез, узнаешь: карамОджонги - самое темнокожее племя Африки, живут в Уганде. Уклад их жизни не изменился со времен Потопа, а то и с допотопных. Единственное, что их по-настоящему интересует, - война. Когда нет войны, - тёлки. Коровы или секс. Женщины в Карамодже постоянно носят с собой в кожаной сумке-мешке ВЕРЕВКУ: чтобы умереть в случае гибели мужа или массового падежа скота.
Умирать рано? И Илья живехонек, и "массового падежа скота" не наблюдается. Но последний, по всем приметам, не за горами. Так что тренируйся, слушающий, получай сексуальное удовлетворение. До времени. Но помни: вокалист INXS дотренировался до кончины. Да и с Кертисом не все очевидно. Не говоря о баптистском пасторе, у которого НЕ ВОВРЕМЯ отказала хитрая система сдавливания шеи с помощью... ягодиц.
Неумеренность-норма-же.
В чем нельзя упрекнуть Илью и ПеПрю, так это в умеренности. Можно даже сказать: где только ни может быть неумеренность, там она у ПеПри и присутствует.
Типичный пример. Первая же песенка "Жарче, чем солнце".
Кое-кто угол зренья сменил
Всмотрелся в себя
Глазами зеркало царапая и вопя
И слег в постель, температуря
даже жарче, чем солнце
Не вовремя
Старожилу приходит на память песенка Насти Полевой:
Это танец на цыпочках
Его танцуют все девочки
Все пока хорошо. Но тут она добавляет - "моего роста". И всё. Всё и всё.
С Петлей - похожая история:
И слег в постель, температуря
даже жарче чем солнце
Все пока хорошо. Но тут - "НЕ ВОВРЕМЯ"! И всё. Очко скукоживается: перебор. Неумеренность. Эх, пастор, пастор...
Неумеренность словесная влечет за собой неумеренность музыкальную. Я по-прежнему уверен: музыка у ПеПри служит способом организации текста. Вот так рождается кажущийся парадокс. Аккомпанемент при всей его достаточной скупости и простоте оказывается сложен - из-за мелодических и ритмических изъ... скажем, поворотов и наворотов. Потому что тексты Ильи организовать с помощью пост-панка, по разряду которого кое-кто взялся числить ПеПрю, - фиг получится. А не фиг - получается, что ПП творят не песни, не альбом, а пишут оперу (ему, Василий Иванович?)
Некто уронил словцо "инди". Подразумевая: не для всех и не для каждого. Для некоторых немногих. Индюков и индюшек.
Индюки, если кто не знает, это такие куры-мутанты (для тех, кто не знает). Бормочут и бормочут под нос нечто маловразумительное. Особенно хороши - в тушеном виде на определенные праздники в определенных странах. Если ты, конечно, не был знаком с индюком лично.
Я больше скажу, "инди" - это, как и нынешний андеграунд, нечто вроде Неуловимого Джона. Ага-ага, вот он меня понял. И вот когда на фиг никому, тогда апологеты и говорят: авангард! Ан, не авангард, а сбоку припека.
Однако ж время бродит спиралями. И происходят любопытные вещи. Можно ждать, ждать да и дождаться. Того, о чем, по его же словам из песенки "Жарче, чем солнце", мечтал Илья:
Я весь - ожиданье момента такого
Чтобы вдруг зазвонило в звонок
Заворочалось валиком
И по сравнению со мной
Все стало маленьким
А это уже не хрен собачий, это уже
Новый-героизм-же.
Именно так.
Аффтар алкал Героя, одновременно упрекая героя ПеПри, что он - малюсенький человечишко, плакса и нытик, смутно ощущающий свою чужеродность в этом мире, не умеющий выразить ее ни словами, ни музыкой?
Получите. Древнекитайская философия в белорусской упаковке!
Герой - не герой, геройчик? А если, по совету древних, присесть на травку у Свислочи? Да с бутылочкой "Аливарыи"? Да посидеть достаточно долго? Даже лучше так - доооолго... И вот уже грязноватая городская волна влечет по забетонированному руслу мимо твоих очей распухший под не по-белорусски (по-карамоджески?) палящим солнцем труп твоего врага-Героя!
Ага, не надо махать руками, когда вокруг и без того душно. Ну, и кто тут герой?!
Кто-то скажет: у каждого времени - свой герой. И отрежет: у нашего - вот такой. Герой, делающий все возможное, чтобы не быть героем. Героизм которого - ни в коем разе не быть героем! Герой, обосновывающий такую свою позицию (и позу - одновременно):
Я бы пошел
Под эти ножи
Но какой в этом толк
И вдруг меня ждет
Зубная дыра
А не небеса
Оставим в покое "зубную дыру". Это практически то же самое, что пресловутое аукцыоновское "дупло".
Однако ж...
С нулем в остатке
Организмы возвращаются
В черный квадрат
НЕ ГЕРОЙ! Любопытный во всех отношениях зверек, у которого именно что и осталось - любопытство. Ну, еще сомнения. А веры нет.
Что ж, как говаривал известный литературный персонаж, "все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это! Вы уходите в небытие, а мне радостно будет выпить за бытие".
Текст-о-ло-же(ство).
"Такое количество наворотов в текстах говорит о том, что автор либо не может, либо не хочет доходчиво и кратко выражать свои мысли, либо мыслей нет вовсе".
Цитирую себя не для приятности. Просто после второго альбома очевидно: НЕ ХОЧЕТ.
Тут можно возразить критикам, которые считают, что в песнях Черепко-петляющего смысла нет: есть смысла! И выражать свои мысли витиевато, заворачивать спиральки, сучить из настриженной с паршивой овцы шерсти нить - его право. Неотъемлемое. Находятся и еще найдутся те, кто получит свое БДСМ-удовольствие, ползая по спиральным виткам, расшифровывая шарады, бултыхаясь в волнах кЭфира - ОТПЛЯСЫВАЯ В ПЕТЛЕ. Такой вот, можешь назвать его "балетным", способ входить в историю (лысый смайлик). Антраша, жете, кабриоль, шассе, соте...
Но вот тебе, дружок, маленькая сказочка на ночь.
В число трех главных философских произведений прошедшего века включили такие разные книжицы, как "Улисс" Джеймса Джойса и... "Винни Пух" Артура Милна!
В первой сложно разобраться не то что с поллитрой, но и с литром. Необходимы либо недюжинная эрудиция, либо "умение" постоянно пастись в примечаниях.
Вторая проходит... по разряду "детская и юношеская литература". Как и, кстати, "Кэтчер во ржи" Сэллинджера, из-за непонимания бейсбола именуемая здесь "Над пропастью во ржи".
Милн входит в историю и вводит в нее читателя не "по-балетному", а мягким, легким шагом и тихой сапой.
Два равноценных, с точки зрения истории, способа, подхода. Мне (да и всему матерому рокенроллу) всегда был, есть и будет милее второй. Хотя кому-то интереснее прикладная графомания. Понимаю. Ну, читаешь же ты этот текст:)
"Петь Джойса"?! Фи! Точнее, петь-то как раз... А вот слушать...
Пусть говорят, что поэтические и прозаические тексты аффтара - сродни текстам Ильи Черепко. Самое интересное (у аффтара в том числе) - не в ЗАУМИ. Простота - хуже воровства? Потому что КРУЧЕ воровства. Прочти, к примеру, другого Романова, Пантелеймона, рассказы. Или послушай "Веселые картинки" ляписов.
Почему так милы они, до слезы и сопли? Потому что вдруг Михалок заговорил с тобой не языком пост-модерна, а ЯЗЫКОМ, простым и понятным. О простых и понятных (?), но, главное, очень ВАЖНЫХ вещах. Вот уж, казалось бы, удивление для критиков, плюющих желчью на всё и вся, отдаленно напоминающее "русский рок", то есть осмысленное! Но выяснилось, что ИМЕННО ТАКОЙ простой, душевный, серьезный разговор - о вечных вещах, вере, надежде и любви - ОЧЕНЬ НУЖЕН здесь и сейчас многим и многим. И за эту пост-шансонную душевность (лысый смайл) Сергею простили всё-всё. То, что альбом, в отличие от предыдущих, - не альбом вовсе, не цельный, рассыпается в ручонках на отдельные треки и их кучки. То, что тексты порой горбатятся и топорщатся, что образы там-сям тривиальны или "так себе". То, что музыка не отточена, не вылизана, "не в стиле". Да хрен с ним! Загнанным в подвалы и на кухни такой "душевный базар" нужен ВО КАК! Позарез. Он, между прочим, по шкале Константина Уварова, именно СПАСАЕТ ОТ СУИЦИДА. А песни как душевный базар спасают сугубо и трегубо!
С другой стороны, вопрос: чего ты ищешь, диалога или монолога? Потому что песни Ляписа - ДИАЛОГ - с сильным, цельным, интересным собеседником. А песни ПеПри - именно МОНОЛОГ. А ты в роли НЕ слушающего, но ПОДСЛУШИВАЮЩЕГО.
Петля, на самом деле, не набрасыается на тебя, просто висит - маня либо отталкивая. Стоит ли в нее бросаться и в ней болтаться, дело твое.
@ ВСЕ АВТОРСКИЕ ПРАВА ЗАЩеку
Фото - Юрий Сидун и еще ХЗ кто.
666 альбомов белорусской судьбы. Петля Пристрастия - 2011 "Гипнопедия" (Юрий Романов)
Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии