17.12.2011 Общество слепо-глухо-немых?..
Холодным январским утром на одной из станций метро Вашингтона расположился мужчина и стал играть на скрипке. На протяжении 45 минут он сыграл 6 произведений. За это время, так как был час пик, мимо него прошло более 1000 человек, и только 6 человек ненадолго остановились и послушали, а еще 20, не останавливаясь, бросили деньги. Заработок музыканта составил 32 доллара...
Никто из прохожих не знал, что скрипачом был Джошуа Белл — один из лучших музыкантов в мире. Играл он одни из самых сложных произведений из когда-либо написанных, а инструментом служила скрипка Страдивари стоимостью $3,5 миллиона долларов. За два дня до этого, на концерте Джошуа Белла в Бостоне, при стоимости билета 100 долларов, был полный аншлаг.
Игра Джошуа Белла в метро была частью социального эксперимента газеты Вашингтон Пост о восприятии, вкусе и приоритетах людей. Главными вопросам эксперимента были: в будничной среде в неподходящий момент ощущаем ли мы красоту? Можем ли мы оценить ее? Распознаем ли талант в неожиданной обстановке?
В результате эксперимента, редакция "Вашингтон пост" пришла к следующему выводу: если мы не можем найти время на то, чтобы ненадолго остановиться и послушать лучшие из когда-либо написанных музыкальных произведений в исполнении одного из лучших музыкантов планеты; если темп современной жизни настолько всепоглощающ, что мы стали слепы и глухи к таким вещам — тогда что же еще мы упускаем?...
А какие выводы можете сделать из этой истории ВЫ? Хотелось бы увидеть ваши ответы - в комментах.
Общество слепо-глухо-немых?.. (Инфо-центр ЦЖР, декабрь 2011)
Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Конечно, хотелось бы, чтобы можно было посвятить жизнь только красоте, но это практически нереально. Если человек не остановился, не подошел - это не значит, что у него не екнуло сердце и не отозвалось что-то в душе. И за пару минут, пока стоишь ждешь поезда, можно услышать, распознать и почувствовать. Количество тех, кто подошел и кинул денежку - это не показатель.
Вот, бывает, идешь по улице - и снег в фонаре кружится, или мокрый асфальт золотом под ногами растекается, или тот же снег - серебром. Но ты просто идешь и переживаешь это внутри себя, и совсем не обязательно стоять полчаса и ушами хлопать, глядя на это всё. Здесь что-то близкое, наверное.
У меня мнение радикальное - просто большинство классической музыки и т.н. "одни из самых сложных произведений из когда-либо написанных" - это всё ерунда полная. По крайней мере для большинства из слушателей. Есть определенный круг фанатов классики, они считают что классика рулит и всё такое, но это такой снобизм... Большинство из них вот так вот на самом деле даже и не остановились бы возле обычного уличного музыканта, пусть бы он там какого-нибудь Паганини наяривал. А купить билет за сотню баксов - это да, это мы могём, ведь надо показать социальный статус...
Ну или вот еще вариант - определенная музыка хороша в определенном месте. Та же классика - сложные произведения, состоящие порой из многих частей - ну как их в метро можно услышать и полюбить? За 2-3 минуты-то? А вот играл бы он Леди Гагу - заработал бы в десятки раз больше
В общем не факт что все так уж слепы и глухи, просто... Обстоятельства
Я сегодня зачем-то (ясно зачем: Новый Год скоро, подарки близким посмотреть) забрёл в пару магазинчиков бытовой техники. И прифигел. Бедные вечно жалующиеся на жизнь/зарплату/страну белорусы бодренько так покупали дорогие (для меня?) мобильники, огромные телевизоры, навороченные ноутбуки. Я понимаю - "предрождественская распродажа". (Ну то есть это у них, там, за бугром распродажа, а у нас просто сезон массовых покупок...) И как-то в голове моей возникла картинка про человека, который ходит на восемь часов в день на работу и терпит её, чтобы иметь возможность брать кредиты и тащить себе в конуру все эти самсунги и прочие ЛыЖи... Ну и да, конечно, статус выше у того, у кого больше диагональ, мощнее сабвуфер и реалистичнее три-дэ.
Нахрена им человек со скрипкой в переходе? Даже самый-пресамый профессиональный? Куда его воткнуть в этот жизненный процесс?
По дороге из дома на работу в автобусной толкучке? На работе, где непрерывно воркует/поёт белорусское госрадио, изредка перебиваемое заводским селектором? По пути с "задолбавшей" работы, наполненном мечтами о диване с пивом и телевизором? Или, наконец, по пути в магазин за телевизором (из магазина с телевизором)?
Другое дело концерт. И дело даже не в статусе. Просто это целый ритуал, мероприятие, событие. К нему готовятся, на него планируют время в графике и выделяют деньги в бюджете. Ну и хорошо, ну и ладненько, ну и чудненько. Пускай хотя бы такое будет хотя бы иногда в этих бесконечных больших и малых кругах так называемой "жизни"...
Я не думаю, что восприятие красоты можно сводить только к способности воспринять и оценить произведение целиком. Если исходить из такой позиции, то эксперимент в принципе - провальный. Даже подготовленный фанат Белла и игры на скрипках Страдивари может не остановиться в час пик в метро - не потому, что он не способен заметить прекрасное за пределами камерного зала, а потому что тупо нет времени засвидетельствовать свое почтение. И лишних ста долларов совершенно случайно с собой может не быть. И это не сказать, чтобы было ужасно, нелогично и неправильно.
Я понимаю, если бы эксперимент проводили во время праздных народных гуляний, и около Белла стояло бы шесть человек, а около лабухов, перепевающих шлягеры, - толпа. Но метро... Ты и так стоишь и слушаешь - пусть спиной, ожидая электричку, и обещая себе, что после работы, если этот человек всё ещё будет играть, ты постоишь и послушаешь до упора.
И не исключено, что тех мимо проходящих, у кого дрогнуло сердце от осознания "как это прекрасно", в общей сложности было больше, чем тех, кто испытал нечто подобное на аншлаговом концерте. Потому что красота в необычной обстановке, наоборот, может восприниматься острее...