17.12.2011 Общество слепо-глухо-немых?..

Холодным январским утром на одной из станций метро Вашингтона расположился мужчина и стал играть на скрипке. На протяжении 45 минут он сыграл 6 произведений. За это время, так как был час пик, мимо него прошло более 1000 человек, и только 6 человек ненадолго остановились и послушали, а еще 20, не останавливаясь, бросили деньги. Заработок музыканта составил 32 доллара...

Никто из прохожих не знал, что скрипачом был Джошуа Белл — один из лучших музыкантов в мире. Играл он одни из самых сложных произведений из когда-либо написанных, а инструментом служила скрипка Страдивари стоимостью $3,5 миллиона долларов. За два дня до этого, на концерте Джошуа Белла в Бостоне, при стоимости билета 100 долларов, был полный аншлаг.

Игра Джошуа Белла в метро была частью социального эксперимента газеты Вашингтон Пост о восприятии, вкусе и приоритетах людей. Главными вопросам эксперимента были: в будничной среде в неподходящий момент ощущаем ли мы красоту? Можем ли мы оценить ее? Распознаем ли талант в неожиданной обстановке?

В результате эксперимента, редакция "Вашингтон пост" пришла к следующему выводу: если мы не можем найти время на то, чтобы ненадолго остановиться и послушать лучшие из когда-либо написанных музыкальных произведений в исполнении одного из лучших музыкантов планеты; если темп современной жизни настолько всепоглощающ, что мы стали слепы и глухи к таким вещам — тогда что же еще мы упускаем?...

А какие выводы можете сделать из этой истории ВЫ? Хотелось бы увидеть ваши ответы - в комментах.

Джошуа Белл

Общество слепо-глухо-немых?.. (Инфо-центр ЦЖР, декабрь 2011)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям

Конечно, хотелось бы, чтобы можно было посвятить жизнь только красоте, но это практически нереально. Если человек не остановился, не подошел - это не значит, что у него не екнуло сердце и не отозвалось что-то в душе. И за пару минут, пока стоишь ждешь поезда, можно услышать, распознать и почувствовать. Количество тех, кто подошел и кинул денежку - это не показатель.
Вот, бывает, идешь по улице - и снег в фонаре кружится, или мокрый асфальт золотом под ногами растекается, или тот же снег - серебром. Но ты просто идешь и переживаешь это внутри себя, и совсем не обязательно стоять полчаса и ушами хлопать, глядя на это всё. Здесь что-то близкое, наверное.

У меня мнение радикальное - просто большинство классической музыки и т.н. "одни из самых сложных произведений из когда-либо написанных" - это всё ерунда полная. По крайней мере для большинства из слушателей. Есть определенный круг фанатов классики, они считают что классика рулит и всё такое, но это такой снобизм... Большинство из них вот так вот на самом деле даже и не остановились бы возле обычного уличного музыканта, пусть бы он там какого-нибудь Паганини наяривал. А купить билет за сотню баксов - это да, это мы могём, ведь надо показать социальный статус...

Ну или вот еще вариант - определенная музыка хороша в определенном месте. Та же классика - сложные произведения, состоящие порой из многих частей - ну как их в метро можно услышать и полюбить? За 2-3 минуты-то? А вот играл бы он Леди Гагу - заработал бы в десятки раз больше Happy

В общем не факт что все так уж слепы и глухи, просто... Обстоятельства Happy

Я сегодня зачем-то (ясно зачем: Новый Год скоро, подарки близким посмотреть) забрёл в пару магазинчиков бытовой техники. И прифигел. Бедные вечно жалующиеся на жизнь/зарплату/страну белорусы бодренько так покупали дорогие (для меня?) мобильники, огромные телевизоры, навороченные ноутбуки. Я понимаю - "предрождественская распродажа". (Ну то есть это у них, там, за бугром распродажа, а у нас просто сезон массовых покупок...) И как-то в голове моей возникла картинка про человека, который ходит на восемь часов в день на работу и терпит её, чтобы иметь возможность брать кредиты и тащить себе в конуру все эти самсунги и прочие ЛыЖи... Ну и да, конечно, статус выше у того, у кого больше диагональ, мощнее сабвуфер и реалистичнее три-дэ.

Нахрена им человек со скрипкой в переходе? Даже самый-пресамый профессиональный? Куда его воткнуть в этот жизненный процесс?
По дороге из дома на работу в автобусной толкучке? На работе, где непрерывно воркует/поёт белорусское госрадио, изредка перебиваемое заводским селектором? По пути с "задолбавшей" работы, наполненном мечтами о диване с пивом и телевизором? Или, наконец, по пути в магазин за телевизором (из магазина с телевизором)?

Другое дело концерт. И дело даже не в статусе. Просто это целый ритуал, мероприятие, событие. К нему готовятся, на него планируют время в графике и выделяют деньги в бюджете. Ну и хорошо, ну и ладненько, ну и чудненько. Пускай хотя бы такое будет хотя бы иногда в этих бесконечных больших и малых кругах так называемой "жизни"...

Я не думаю, что восприятие красоты можно сводить только к способности воспринять и оценить произведение целиком. Если исходить из такой позиции, то эксперимент в принципе - провальный. Даже подготовленный фанат Белла и игры на скрипках Страдивари может не остановиться в час пик в метро - не потому, что он не способен заметить прекрасное за пределами камерного зала, а потому что тупо нет времени засвидетельствовать свое почтение. И лишних ста долларов совершенно случайно с собой может не быть. И это не сказать, чтобы было ужасно, нелогично и неправильно.
Я понимаю, если бы эксперимент проводили во время праздных народных гуляний, и около Белла стояло бы шесть человек, а около лабухов, перепевающих шлягеры, - толпа. Но метро... Ты и так стоишь и слушаешь - пусть спиной, ожидая электричку, и обещая себе, что после работы, если этот человек всё ещё будет играть, ты постоишь и послушаешь до упора.
И не исключено, что тех мимо проходящих, у кого дрогнуло сердце от осознания "как это прекрасно", в общей сложности было больше, чем тех, кто испытал нечто подобное на аншлаговом концерте. Потому что красота в необычной обстановке, наоборот, может восприниматься острее...