16.12.2009 Негативный disco-дека-данс. Интервью с группой AKUTE
Группа AKUTE - главное открытие 2009 года на могилевской сцене. «Раскольники», «престолонаследники» группы ГЛЮКI впервые заявили о себе еще весной несколькими демо-треками, просочившимися в Интернет, на аудио-сборку «ГАЛАКТИКА МОРОК» и в хит-парад «Тузина Гитоу». В августе состоялся дебют на сцене, в сентябре - первые гастроли. В октябре - запись саундтрека к художественному фильму, в ноябре - презентация большой концертной программы. К концу года за спиной AKUTE осталась уже череда концертов; впереди - громадье планов. AKUTE стали желанными для организаторов концертов и коллег по сцене, причем, не только в Могилеве. Популярность группы продолжает раскручивается, как мотоциклист внутри циркового шара и самое время настало чуть приподнять косую челку, чтобы заглянуть музыкантам в глаза и в душу - есть ли она?..
Чем же дышит группа AKUTE сейчас? Воздухом! В этом смог убедиться спец-кор нашего сайта Гаджи Мерзоев, явившийся для ответственного интервью в квартиру бас-гитариста AKUTE Романа Жигарева (далее - Рома). Вскоре на старинной модификации автомобиля «FIAT» туда же прибыл гитарист группы Стас Мытник (далее - Стас) и директор - Ирина Борисевич (далее - Ира). Тогда, не медля более ни секунды, Гаджи Мерзоев выхватил из узких штанин диктофон и приступил к выяснению всех волнующих его подробностей.
- Начиная с первого выступления AKUTE не редкостью стали такие разговорчики, типа: «Хорошая группа, неплохие песни, но не хватает большого, мясного, народного хита». Будет ли группа что-либо делать, чтобы стать народной-хороводной?
Рома: Было бы глупо говорить, что мы жаримся для себя и не хотим народу понравиться. Нет, хочется, чтобы нас слушали на концертах и качали через Интернет. Но в народно-хороводном направлении мы точно ничего не будем делать. Я вообще думаю, что несложно сделать какой-то народный хит. Другое дело, что лично у меня после этого не остаётся вообще ничего… ну там в сознании что-ли…
Стас: …Что там у народа: «Ам», «Ем», «Дм»?..
Рома: Знаешь, народное – оно разное бывает. Например, народная певица Исландии Бьорк – я бы не сказал, что там «Ам-Дм».
- Ну люди слегка удивлены: «где же эта панковская умца-умца, тарахтелка, бубнелка, дисторшн, драйв»? Вместо этого - что-то мрачновато-депрессивное, с косметикой, в общем - гламурный инди-рок, и музыканты от народа далеки.
Стас: Ты правильно подметил: инди-рок совсем не то, чего ждёт от нас народ. Ему хочется, чтобы было как раньше…
Рома: А мне, может, хочется, чтобы мир был во всём мире. А народу - какой-то такой группы, которой уже нет. И что с этим поделать? Мы наконец-то делаем то, что нам нравится. Лично я шёл к этому очень давно, играл в огромном количестве разных групп, долго. А сейчас я занимаюсь только любимым делом. Песни, которые мы сейчас делаем, нас устраивают.
- Насколько готова публика, и что нужно ей, чтобы полнее вашу музыку понять?
Рома: Мы не делим слушателя на разные суб-культуры, тусовки. Осенью у нас было выступление в Витебске. Мы там не в свою талерку попали, там были «всю жизнь по дэс-кору» ребята. А у AKUTE другая жизнь, поэтому нам было тяжело захватить эту часть аудитории, и все равно нашлись в зале люди, которые врубились и потом много добрых слов сказали о нашем выступлении.
- У AKUTE заметен крен в забугорную, примоднённую музыку. В частности это Killers, White Lies, She Wants Revenge - такие ассоциации возникают. Может ли быть актуальна такая музыка в Беларуси вообще? И видите ли вы конкурентов-музыкантов среди белорусских исполнителей? Допустим, вот есть The Toobes…
Рома: А почему сразу The Toobes? Полетела такая фишка – сравнивать нас с Тубсами! Сейчас будет неполиткорректное заявление, но я бы не стал слушать The Toobes, мне в них никакой Божьей искры не мелькает. Абсолютно безынициативная, какая-то глупая музыка. Но кому-то она нравится - это, бляха, прекрасно! Другое дело, что у нас своя музыка. Лично я не знаю другой такой группы, аналогов, не знаю, с чем нас можно сравнить!
Честно говоря, мне бы хотелось добиться, чтобы AKUTE воспринималась как часть мировой художественной культуры. Здесь ударение на слово «мировой». Мы не ввязываем себя в какой-то конкретный жанр, просто в данном случае мы делаем белорусскую культуру, которая является частью общемировой. Когда приходит осознание, что ты являешься частью мира, получается совсем другая музыка. Но мы не хотим приучить народ к инородной музыке, мы хотим приучить народ к музыке AKUTE!
- Сейчас появился элемент конъюнктурности: все подхватили брэнд «инди-рока», стали его нести гордо и смело. И кажется, что AKUTE – один из проектов, тиражирующих эту идейку в массы. Что вы по этому поводу можете сказать?
Рома: А я не вижу никакой волны. Я не знаю ни одной белорусской инди-группы и AKUTE к «инди» не относил бы. У нас психоделический рок, и вряд ли он будет востребован широкой аудиторией, чтобы говорить о какой-то коньюнктурности.
Стас: Я занимаюсь этим всю жизнь не для того чтобы достичь чего-то. Понравиться хочется, но изначально ты занимаешься этим потому, что тебе нравится сам процесс создания такой музыки…
- Мрачный дэнс. Танцы в моей голове с грустью, с печалью не ассоциируются…
Рома: - Вполне ассоциируются! Любая дэнс-колотуха – довольно мрачное дело! Даже всякое трансовые группы или какое-нибудь техно – не думаю, что они в «мажоре»… Не говоря уже про драм-н-басс.
- А если сравнить с нашим лоходэнсом, со всякими ЛАСКОВЫМИ МАЯМИ?…
Стас и Рома (одновременно): - Ну почему это лоходэнс?! (общий ржач)
Рома: - Эти ребята опередили свое время. По мне так, они слушаются гораздо лучше, чем The Toobes! Когда сегодня по спирали вернулись угрюмые восьмидесятые, ЛАСКОВЫЙ МАЙ слушается еще и моднее!
- Группы, поющие на английском языке, заведомо работают на «target group» – западного слушателя. Ваша музыка такая же модная, но на белорусском языке! Спрашивается: для какой аудитории вы играете? Вы бы выиграли, если бы перевели песни на английский.
Рома: - Может быть. Мы бы еще больше выиграли, если бы родились в семье миллионеров. Но ни одна из песен AKUTE не была сфабрикована, каждая песня была рождена! Приходила какая-то мелодия, потом приходил на нее текст – все взаимосвязано. Я всю жизнь пишу по-белорусски! По-другому получается глупо и незачем. Не вижу проблемы для группы Франц Фердинанд, например, слушать группу AKUTE. Ни языковых, никаких проблем! Если они чего-то не поймут, пусть мне напишут – я переведу!
- У лирического героя песен AKUTE получается такой характер мрачный, депрессивный. Но ведь белорусский характер – памяркоуны, терпеливый, равнодушный! В песнях AKUTE появляется новый, не типичный для белорусской музыки персонаж. Это проблемный момент, как мне кажется.
Ира: - Давайте я отвечу.
Рома: - Ты только попроще, пожалуйста. Чтобы и мы поняли… (общий смех)
Ира: - Я не могу согласиться с тем, что это совершенно новый характер! Достаточно углубиться в белорусскую литературу, не школьную программу, которая является таким плевочком на макушку айсберга. Есть огромный пласт, который не открыт вообще. Допустим, литература 20-30-х годов, Максим Гарецкий, произведения типа «Лявон Бушман». Там такие стороны характера открываются! Или же Быков. Многие авторы демонстрировали, что белорусы - разные! А нам показывают лишь плоскую поверхность, типа «лапти, бульба, гарэлка». Стереотип. Который копируется и разносится. Отчасти из-за этого большинство наших белорускамоуных гуртоу в большой жопе. Они сознательно или несознательно подстраиваются под этот стереотип. Покачайте с Тузина Гитоу т.н. «позитивные песни» – это хорошо заметно! Послушайте этих…
- ДРАНИКИ, ДРОЗДЫ, РАЗБИТАЕ СЭРЦА ПАЦАНА…
Ира: - Да-да! Или эта прослойка… «спасателей айчыны»…
Стас: - Ох, сейчас залажаем все лучшие группы! (общий смех).
Ира: - У всех этих групп нет своей реальности, которая была бы близка слушателю. Заслуга AKUTE в том, что они пытаются показать человека таким, каким он есть сейчас - чем дышит, что чувствует.
Рома: - Наш «образ белоруса» - альтер-эго принятому, но мы вообще не делаем упора на то, что наш лирический герой - белорус. Я бы сказал, что это инопланетянин какой-то…
- Хуманоид?! То есть продолжение истории путешествия того самого героя?
Рома: - Что значит «продолжение» истории? История не заканчивалась!
- Вот говорят, песня нам жить и строить помогает. А вот ваша музыка, помогает ли она жить?
Рома - Мне кажется, что от песни, от которой не хочется жить, наоборот хочется жить! Это парадокс, но это так.
Ира: - Меня Супранович обычно спрашивает, когда мы разговариваем…
Рома: - О! Давайте еще и Супера обосрем! (смех)
Ира: - Так вот Супранович задает один и тот же вопрос: «А эти твои, AKUTE, они позитивную музыку играют?» (ржач)
Рома: - Негативную, скажи! Главное, что мы собираемся играть качественно, много и долго!
Рома ставит песню AKUTE «Шчасце» на компе. Слушает несколько минут. (Мерзоеву):
- Ну что? Разве не позитивная песня? (общий смех)
- Но у AKUTE есть все же придуманные фишки. Те же костюмы! Кто-то же придумал эту фишку.
Рома: - Нет в этом никакой идеи. Просто Стасик прекрасно выглядит в жилетке! Я не представляю, чтобы было, если бы у него были широкие, рваные штаны. По-моему, форма соответствует содержанию и это главное.
- Похоже на начало двадцатого века. Декаданс. Маяковский…
Рома: - Да, Маяковский, кокаин, «Чапаев и Пустота»…(смех) Короче, мы придумали определение – «диско-декаданс». Это определение подходит! Чтобы никто не раздражался по поводу имиджа. А то пошла такая тема - если не «тру», то по ебалу - «н-на!» (общий смех)
- Кто является автором музыки, текстов, как вообще происходит творческий процесс в группе AKUTE?
Рома: - Совместно все происходит. Я бы так сказал, из «импрОвиза», но за музыкальную составляющую все-таки больше Стасик отвечает. Он придумывает лейтмотив, я же пишу текст. Получается песня. Всё делаем совместно. Даже Паша любит поспорить иногда! Но мы хорошо понимаем друг друга.
- И у вас, я так понимаю, одинаковые музыкальные вкусы/ориентиры?
Стас: - Да, конечно, Рома часто приносит мне что-то послушать. Хотя, в начале у меня было предвзятое отношение…
Рома: - Знаешь (обращается к Стасу), если кормить корову нефтью, то она будет давать бензин (общий смех).
- Не кажется ли вам, что многие песни AKUTE слишком длинные? Пять, семь минут - солидный хронометраж.
Стас: - Они сами собой такие получаются! Если бы я сидел дома и думал, как бы уложиться в три минуты, получилось бы три минуты дерьма. (смех)
- Но если эту музыку уплотнить, то песня зацепит сильнее. Сейчас все расплывается, не фокусируется мозг на песне. Создается ощущение, что эта музыка – скорее такой саундтрек к фильму…
Рома: - Эта музыка и есть саундтрек к фильму. Фильм сейчас снимает Володя Козлов!
- Да? Я вообще-то был не в курсе…
Стас: - Да ты – ясновидящий! (массовый ржач).
- Владимир Козлов – автор сценария?
Рома: Автор сценария и режиссер. Съемки были осенью в Минске, уже закончились. Мы делали музыку, ориентируясь по сценарию. Картинки пока не видели. Володя послушал – ему понравились многие трэки из тех, что мы ему предложили. Думаю, все получится неплохо. Собственно, в фильм войдет несколько наших песен в различных вариациях. Пускай они будут урывками, как это обычно на монтаже, посмотрим…
- Он вообще такой андеграундный, то есть инди-фильм будет, да? (общий смех)
Рома: Там же играет AKUTE! Однозначно – инди-фильм! (ржач) Я вот на веб-камеру снимаю свою рожу – это инди-фотосессия. Мы записываем что-то в микрофон – это инди-запись. Наш директор вот сидит - инди-Ирка (ржач).
- А о чем вообще фильм, о чем история? Про гопников, про школу?
Рома: Ну там рабочее название – «Каникулы». Фильм о любви. Опять же, я не видел, что там получилось, но думаю, что Козлов-стайл будет присутствовать.
- Это логическое продолжение? Вы ведь давно сотрудничали, еще будучи ГЛЮКАМИ.
Рома: Да, было однажды что-то вроде литературного вечера, когда мы творили какой-то нойз вокруг, а Володя читал свои рассказы.
- Он достаточно интересные истории рассказывал. Например, про видео-кабинку (общий ржач). Помню, вы по музыке там не особо мудрствовали…
Рома: А зачем? Акцент ведь не на музыку был, а на текст. Мы должны были быть фоном. Кстати, 18 декабря в Могилеве будет повторение этой истории: мы поиграем в магазине «Бука» на Ленинской, на презентации новой книги СССР Владимира Козлова. Можно будет снова все увидеть своими глазами.
- Вам никак не удается избежать сравнений с ГЛЮКАМИ. Вы не боитесь, что выйдете на сцену, и кто-то закричит: «Давайте «Бывай»!!!
Стас: Такое уже было. От этого никуда не уйти.
Рома: У всех была своя группа ГЛЮКИ, разная. Чья-то группа ГЛЮКИ похожа на группу AKUTE, так что могут быть такие ассоциации… Я не обижаюсь на это, было бы странно, если бы таких ассоциаций не было. Какими бы не были AKUTE, кто-нибудь обязательно найдет «что-то из ГЛЮКОВ». Но мы совсем другая группа, другая музыка.
Стас: все зависит от того, насколько близко ты знаешь группу, ее участников. У меня совсем другое было восприятие ГЛЮКОВ до того, как я влился в группу. Я их не слушал и не любил. Но когда я познакомился со всеми, распробовал ближе, что они играют – стало совершенно по-другому.
- У ГЛЮКОВ было много халявности. Все как-то держалось на драйве, на отношении очень легком… Когда я увидел AKUTE на сцене, мне показалось, что эта группа звучит намного сыграннее, техничнее.
Рома: …и не только, чем ГЛЮКИ. Я сказал бы – чем многие наши группы.
Стас: от ГЛЮКОВ остался только Рома из музыкантов. А ты слушал, как NEVMA играет? Паша - барабанщик наш - из Невмы.
Рома: Почему бы нам не найти искру НЕВМЫ в музыке AKUTE? Ведь явно же в «Стихии слёз» виден вот этот вот тонкий переход Паши! (смеется)
- Ваш состав, такой вот малобюджетный, минимальный, он не будет расширяться?..
Стас: А зачем брать человека, который не в теме и не знает, чего ты от него хочешь. Нет общих приоритетов. А тут 3 человека знают конкретно, что им нужно. Может быть однажды и появится такой человек, который будет делать то, что нам надо… Например, Сережа Кульша. Он гитарист, но на клавишах делает гениальные вещи. Просто нажимает пальцем, но это действительно классно.
- Можно ли будет когда-нибудь осчастливиться полноценным CD группы AKUTE?
Рома: - Как только нашего московского издателя выпустят из центра психического здоровья.
- Это что - шутка?
Стас: - Серьезно. Сгорел человек на работе. (смех) Он мне утром однажды позвонил и сказал: «СТАС, ВСЕ НАЧАЛОСЬ!!!» (общий смех). До этого он мне писал какие-то странные иероглифы в скайпе. Я пишу ему, что «не понимаю», а он мне в ответ - опять иероглифы!.. И после этого исчез… а чуть позже мы узнали, что он на лечении. Жаль, что так получилось - это был один из вариантов издаться. Посмотрим, может появятся иные варианты.
- В Интернете уже есть фан-клуб AKUTE, сарафанное радио разносит слухи о группе. Люди ждут, когда появится полноценная запись. Ведь с ГЛЮКАМИ какая беда была: очень много хороших песен – пара сотен было! Но все они очень медленно записывались. Не постигнет ли такая участь AKUTE?
Стас: - Нет, у нас совсем другой подход к созданию песен. Вот со мной такое было не часто, чтобы я ОХ..ЕВАЛ от того, что сам придумал! (общий ржач) А что? Два раза это уже было! (повальный, смертельный, всепобеждающий ржач).
- Просто так уж повелось, что бич могилевских групп – они очень много сочиняют, но ни фига не записывают.
Стас: - Значит, мы не могилевская группа! (смех)
- Вы открещиваетесь от всей этой могилевской волны?
Рома: - Нет, нам от нее никуда не деться. Надо просто определиться с тем, что мы не начинаем играть. Мы – ни хрена не начинающая группа! Честное слово! Вот я играю с 98-го года…
- Я уже представляю себе заголовок: «Мы ни хрена не начинающая группа». Но вот с другой стороны, ГЛЮКИ ведь, при всей своей халявности, расхлябанности, всегда указывали вектор развития: можно было улучшать технику игры, придумывать новые темы и мелодии. В этом несовершенстве был двигатель. А вот группа AKUTE почти совершенна: собрались музыканты, опытные, профессиональные… Но лезут мысли: ну будет альбом, ну а дальше что?
Ира: - Мне кажется, совершенство заключается не в том, чтобы подниматься все выше и выше, а в глобальности и всеобъемности.
Рома: – Я думаю, у нас вообще никаких границ нет! Ни жанровых, ни административных. Дальше можно будет сделать еще тысячу песен! Я писал песни десять лет и продолжаю их писать. Песни не перестали ко мне приходить! Они все равно сваливаются в строчки, в столбики и так далее. Все продолжается.
Беседовал Гаджи Мерзоев. Версия расшифровки Ирины Борисевич. Обработка Виталия Шума.
Фото Олега Шпаковского
Негативный disco-дека-данс. Интервью с группой AKUTE (Гаджи Мерзоев, Ирина Борисевич, Виталий Шум, Инфо-центр ЦЖР, декабрь 2009)
Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Вью делали всем мороком.
большое, местами несерьезное, но достаточно интересное интервью.
кстати, вопрос от меня к группе AKUTE:
-а как правильно произносить название группы? как вы сами его произносите? я встречал несколько вариантов: [акУтэ], [экъЮт] и даже [акУце] и т.д
Спасибо!
2 Тишина Кому и за что - поконкретнее, пожалуйста;))
Тебе-тебе)
И всем, кто там БЫЛ.
За интервью и силы, приложенные к нему.