13.11.2009 666 альбомов белорусской судьбы. Дай Дарогу! - 2008 "Д.С.П.Г." (Юрий Романов)

Читать предыдущие главы бесконечной истории 666

- Да, я не верю, что что-то возможно без продажности. Один из видов продажности - использовать любую возможность быть счастливым.

Уступ. РНО (Роскошь нечеловеческого общения)

бд) ...Завершился очередной тур хит-парада КПЗ "Тузiн хiтоу". Смотрящим в камере на этот раз поставили Диму Колдуна. Ну, правильно, чем он хуже прочих. Подобных. Тот все прослушал. И оценил... Вот, в частности, о глюковской песне "Краіна":
"Прослушав "Краіну" несколько раз, заметил, что в аранжировке использованы клише, уже много кем и не один раз использованные. Поэтому звучание для меня было достаточно предсказуемым. Рэп читают на соответствующем (належным) уровне, а вокалист очень убедительно владеет техникой скримо, что придает красок общему восприятию".
Вполне вероятно, что Лёпа мог бы за последнюю фразу и в морду дать. И был бы прав: у него из нутра вопль вырывается, не заткнуть, а тут - "техника скримо"! Но вот ведь гражданин слушал. И что услышал? По аналогии с хрестоматийным "смотрит в книгу - видит фигу", можно сказать "слушает песни, не слышит хоть тресни". Если литературно (дети еще не спят?). Или (спят?) - "эй, олух, совсем оглух, достань йух из ух"!
Вот ведь, с человеком говорят о вещах ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ, ГЛАВНЫХ, без которых жить, возможно, невозможно. Сокровенным делятся. Своей болью, своей любовью, своей ненавистью, своими надеждами и сомнениями. И если б он "в ответ" сказал: фигню поют потому-то и потому-то, говно по той-то причине - можно было бы согласиться или нет, но понять и принять мнение.
А он - да, клише, звучание предсказуемое... Да, рэп ничё так читают... Да, техника вокалиста (это Лёпа-то вокалист!) убедительна, придает красок восприятию... Так ведь НЕТ у человека органа, которым он мог бы что-то воспринимать!
Летов говаривал: "Давишь, давишь человека, а из него всё говно прёт. Когда уже кровь пойдет?!" Не идет кровь. Ну, вы же книжки читали, кино смотрели. Кровь идет только из живых.
Кстати, для малолетних поклонников, а особливо поклонниц одного из (а то и обоих) братьев.
"Колдун" - это не дядька такой, который зыркнет из-под бровей, плюнет на ладонь и - грудь увеличивается на два размера или - обратно в жабу! "Колдун" - это такой здоровеееенный местный пельмень. Только сверху у него не тесто, а тертая картошка. Было бы тесто, звали бы их не "колдуны", а "манты". А чё, в самую тютельку: Дима (Некро)Мант.
ро) Протест - это когда я говорю: то-то и то-то мне не подходит. Сопротивление - если я прилагаю усилия, чтобы то, что мне не подходит, больше не повторилось. Протест - это когда я говорю, что отказываюсь участвовать в чем-либо. Сопротивление - если я прилагаю усилия, чтобы в этом не участвовали и все остальные.
Ульрика Майнхофф dixit.

Ну, о протесте, сопротивлении и продажности?


Дай Дарогу! - 2008 "Д.С.П.Г."

Альбом ДаДа послушал давно. Тогда же и пофрустрировать, гы, собирался. Однако судьба, принявшая форму форматирования жесткого диска, жесткой рукой удалила ДаДа (да не их одних) нафиг. Что отложило околовсяческие размышления на изрядный срок. Думал даже - навсегда: что распрягаться вокруг очередного альбома хорошей панк-группы, если она мне не нравилась, не нравится и, видать, никогда не понравится ("никогда" - какое страшное - для алкоголика - слово). Но судьбу не обманешь. Все патроны ДаДа снова оказались заряжены в винчестер. Затем, не без сопротивления, выстрелены в наушники (не пёрло вслушиваться в Рел1кт, Петлю Пристрастия, Молот и Садъ) - не раз. Затем рука начала бессознательно шарить по клавиатуре. Подключить частицу сознания было делом времени...

Видите, как медленно маховик раскручивается? Наверное, потому что про ДаДа говорить не только не хочется, но и колется. Так, я и не буду. Пока. Буду - о панке. Пришло время?

Сказать, что панк, как и рокенролл в целом, у каждого свой, значит сказать правду, но не сказать ничего.
Христа оставим в покое, чтобы не "всуёвывать". Но вот, Хаус м.д. любит при постановке диагноза говорить аллегориями. Я тоже этим грешу. Почему не согрешить еще разок? Это, кажется, не самый тяжкий...
Так вот. Огород для всех один. Да, грядки на нём разные. ("Отведи мне грядку на своем огороде, я гашиш разведу!"). Поскольку разные были семена - растения вырастают неодинаковые. Глядишь, вроде хрен. Ан, хрен, конопля! Не, лопух?

Прусский офицер Клаузевиц (теорию ведения войны которого взяли за основу Райс-Траут и в книге "Маркетинговые войны" успешно провели аналогию между борьбой корпораций и военными действиями) изрек: "Война - продолжение политики другими средствами!"
Пожалуйста: панк-рок - продолжение рок-н-ролла другими средствами. И его квинтэссенция.
А что ж за "политика"?
Нуууууу... рокенролл - музыка бунта. Ладно, так ржать-то! Аж мне тут слышно...
Не, на самом деле, когда-то рокенролл был и праздник, и досуг, и фишка, объединявшая подобных и отделявшая своих от чужих. Но был и формой протеста детей против отцов, их образа жизни, мысли, веры.
Другое дело, дети-семена сильно разнились.
Одни "выросли в рабочих районах". У других, как у Джима Моррисона, "папа был главнокомандующим ВМС США в Европе".
Одни и в среднюю школу не доходили. Другие, как Джим Моррисон, отучились в университете Лос-Анджелеса.
Одни позаканчивали "консерватории". Другие, как Джим Моррисон, писали песни, не зная нот и не умея ни на чем играть...

...Однажды "рок-эраунд-зе-клок" да "блю-сьюд-шуз" доэволюционировали до рок-опер и симфонических произведений... Комбо-квартеты превратились в септеты, нонеты и просто оркестры (Electric Light).
Однако LSD потребляли не все. Кое-кто попивал пивасик, а то и водочку...
Не всех устраивали многочасовые камлания и медитации. Хотелось "a walk on the wild side", драйву животного, газку...
Кого-то все эти "flower power" да "peace-and-love" раздражали безмерно. Хотелось не peace, не подставлять вторую щеку обидчику, а надавать ему peaceдюлей (или хотя бы пенделей)...
Кому-то философии, буддизмы-синтоизмы, были до задницы, хотелось просто танцевать... "Мы будем делать то, что мы захотим. А сейчас мы хотим танцевать!"

Вот они, эти разные "кто-то", взяли в ручки "полена" и стали новым андеграундом. В противовес прочим разным волосатым, к тому моменту обожаемым и любимым, стадионным и официальным...

Конечно, началось в Америце - в Нью-Йорке да Детройте: Англия идейки тибрила, доводила до ума-моды-коммерции-абсурда.
Конечно, их было немного. Игги Поп со Stooges, Ramones, New York Dolls, Heartbreakers, Ричард Хелл c Woidoids, Том Верлен с Television, Dead Boys, Blondie, Патти Смит примазалась, МС5 причислили...
Если отвлечься от приколовшихся, от богемы, которая всегда налетает на пикантное, как мухи на овно, в основном это были расpeaceдяи-двоечники. Городская гопота. Игги едва доучился в школе. Хелл с Верленом не доучились, сбежали в Нью-Йорк. Дебби Херри-Блонди, ненавидевшая уроки, работала официанткой...
Соответственно, и слушали тот, американский прото-панк в основном "униженные и оскорбленные" - на все Штаты набралась горстка, которую вполне вмещал CBGB.
И тут (к) панку подкрался Макларен. Посмотрел на Хелла, на Верлена, все дела и просек: "То, что не продается в "колонии", можно продать в метрополии!"
Народец устал смотреть на музыкантов, как на небожителей, снизу вверх. А тут - на! - "секспистолзы". Хабах! Граница между городом и деревней, той и этой сторонами сцены - стёрта. Как писала советская пресса: чтобы музыканты играли не лучше слушателей - те ведь тоже пощипывают гитарки.
В Америке бунт катился к закату, к воцарению яппи. Панк-рокеры большинством воспринимались как кучка прикольных уродцев.
В Англии, напротив, всё приближалось к точке кипения. Панк-рокеры стали голосом поколения.

Панков в стране туманов и окрестностях нашлось поболе, чем в Америке, хотя были они несколько другие. Тоже, конечно, расpeaceдяи. Но не только по жизни, но и "поневоле". Ну, которой охота - пуще. И в основном это была не городская гопота, а средний класс... Да и панк-рокеры - те еще!
Конечно, были и такие как Дэйв Вэньен (Damned), который сменил на панк-прикид робу... могильщика! Но были и другие.

Даже "выходцы из низов" Джон Лайдон и Сид Вишес (Sex Pistols) познакомились... в художественном колледже Хэкни. А их коллега по группе, ответственный почти за всю музыку Глен Мэтлок и вовсе был студентом колледжа искусств им. Св.Мартина.
Хью Корнуэлл (Stranglers) - выпускник Бристольского университета, три года преподавал в школе, занимался научной работой. Его соратник по "душителям" Джет Блэк был владельцем крупной пивоварни. На верхних этажах его магазина Jackpot размещались оффисы пивного предприятия, в подвале - цех по производству мороженого.
Т.В.Смит (Adverts) еще в школе побеждал на национальных поэтических конкурсах, снимал сюрреалистические фильмы, учился в художественной школе в Байдфорде.
Пит Шелли и Ховард Девото (Buzzcocks) были студентами Манчестерского технологического института.
Адам Ант (Adam and the Ants) учился в известном художественном колледже Хорсни на факультете графического дизайна.
Стинг (Police) был преподавателем английского языка и литературы.
Джо Страммер (Clash) - пожалуй, самый авторитетный и популярный по обе стороны океана пункер - выходец из семьи дипломата, учился в закрытой частной школе...

В принципе, можно и дальше кратко излагать историю панка-рока, новой волны. Но есть ли смысл? Нет. Каждый желающий может проштудировать ее сам. Книга Легза МакНила "Please Kill Me", например, пусть изданная с кучей ошибок, продается даже в Могилеве. Не говоря уже про творения всяких макларенов и вивьен-вествудов.

Ближе к делу. Суть - в том, что практически изначально всех панк-рокеров можно было смело разделить на неравные, но могучие "кучки".
- Одни, в принципе, были панками по жизни, и панк-рок был для них естественным состоянием.
- Другие примазались к "движухе", увлекшись новым звуком, новой модой, новыми рыночными отношениями.
- Третьи избрали панк-рок своим оружием - психологическим, эстетическим, политическим...

Конечно, это упрощенный взгляд. Но почему б от него не оттолкнуться? Тем более, в принципе, положение вещей - и сейчас таково.

Оборотившись на Союз нерушимый, но порушенный, заметим: панк-рок достаточно долго был не "нормой жизни", а концепцией ее осмысления. Первый отечественный панк - Андрей "Свинья" Панов - больше похож на Страммера, чем на Хелла. Происходил из семьи известного балетмейстера. И хоть не страдал любовью к советской школе, но был вполне начитанным и "наслушанным"...
Впрочем, кого только у нас к панкам не причисляли! В Питере, например, где рокеры первыми увлеклись новой волной, - и Аквариум образца 80-го, и Алису, и Аукцион...
Москва также подтянула выводок ребятишек, которые не имели к тру-панкам никакого отношения. Например, известных концептуалистов ДК (про "мухоморов" помолчу). Да и Звуки Му, которых кое-кто считает первой отечественной панк-группой, выходцами из низов назвать можно ооооочень условно.
Сибирь ответила на вызов времени злыми молодыми (и в основном образованными) людьми, которые панк-роком лупили по прогнившей и разваливающейся системе...
Но одновременно со сквозняком свободы, которым потянуло при Горби, к панкам-"оружейникам" стали присоединяться и прочие из моей вышеприведенной классификации. Застрельщиком опять-таки и естественно выступила Москва с ее "рок-лабораторией". Властям было выгодно, чтобы рокеры не распевали "песни протеста", а дурковали. Вот и появились позеры вроде Ва-Банка да гоп-панки (если хотите, говно-панки) вроде Чуда-Юда.

Само собой, Летов сотоварищи изрядно "загадили" мозги подрастающему поколению. В правильном, как по мне, направлении. Но панк-революционеров в процессе сворачивания перестроечной революции и превращения ее в контрреволюцию агрессивного построения недоразвитого капитализма стало гораздо меньше, чем панк-гопарей. Что мы имеем сейчас? Босый хой! Сплошные яйцы фаберже да разных расцветок плесень.
Ну и Бог с ними. Я не санэпидстанция - бороться с плесенью. Придвинемся поплотнее к объекту рассмотрения?

Суть своего творческого метода ДаДа описали сами: "не хуй было делать, а пёрло - п.здец всему!"
Прёт хлопцев не по-детски. Говорят, давеча на фесте под Могилевом брестчане наголо "сбрили" питерских ПТВП. Верю: не уследишь - их энергетика может оторвать подмётку. Так что меня не удивляет народная любовь к ДаДа. Каждый их концерт типа - радость в дом, гы. Претензии мои, питающие нелюбовь к группе, лежат в другой плоскости.

"Пиздец", я не боюсь этого слова", - поют ДаДа.
Я тоже не боюсь этого слова. Да и других. Хотя, может, и надо бы. Слово убить может ("злые языки - хуже пистолета"). Но не боюсь. Сам порой отвожу душу. Правда, не освоил, каюсь, даже "малый морской узел". Да и себе двенадцатилетнему в скАчках по матери уступаю даже не корпус, все десять. Но считаю употребление нецензурной лексики естественным и даже нормальным. В конце концов, если Пушкину было можно, почему нам нельзя?!
А Пушкину было мооооожно! Вот, к примеру, цитата из письма Александра Сергеевича другу Олегу Соболевскому:
"Безалаберный! Ты ничего не пишешь мне о 2100 рублях, мною тебе должных, а пишешь о M-me Керн, которую с помощью Божией я на днях уёб".
Хотя Пушкин славен не только этим.
Одно дело - ругаться матерно (некоторые эмоции иначе не выразишь). Другое дело - матом разговаривать.
Многие полагают, что гопники - это такие пацаны из анекдотичных Шабанов или с могилевского "восьмого-кирпичного". Так вот... нет. В типа нашей, рок-среде таких до фига и трошки. А еще больше тех, кто в гопников играет.
Идут три зеленых девчушки, одна вчерашними "переживаниями" делится: "...А потом дождь как уебал!"
Восьмой (или седьмой?) класс возле гастронома на пивко собирается, одна стильно прикинутая подростчиха кричит на разбредающееся стадо одноклассников: "Ну, вы, уёбки, идете, блядь?!"
Это - не старческое брюзжание, констатация факта. Как поют те же ДаДа, "я тебе не Папа Римский, никакой не гуру". Никого не собираюсь учить жить.

В качестве притчи.
Коротко стриженный, недавно отзвонивший своё - студенту в троллейбусе: "Сидел?" Тот отрицательно мотает головой. "Аааааа, - пренебрежительно морщится "опытный". - Значит, не мужик!"
Я, как все тут живущие, от тюрьмы не зарекаюсь. Но, уже писал, что никакой крутости в том, чтобы отправиться на зону, не вижу. Для этого много да и вообще мозгов не надо.
Ах, уголовная вольница! Ах, я плевал на ваше государство и на его законы! Какая, нах, вольница за каменным забором с "колючкой"? "Плевал"? Не-а, нарушая УК, попадаешь в жесточайшую - жестче в Государстве не бывает - систему, становишься ее винтиком. Круто? Романтика? Ну-ну. То-то ДаДа ноют за всех таких "романтиков": "Доля - сука-падла-говно..."

Хотел бы провести четкую границу, отделить зерна ("простых" человеков) от плевел (сознательно опрощающихся). Вот последних не терплю.
Соратник Шевчука по раннему еще уфимскому ДДТ Вован Сигачев со своей группой Небо и Земля певал в 88-м:

Напрасно вы, социологи, будете спорить со мной
Что чуждое явленье, что такого породить не может наш строй
Облепили гусеницами фраз. На меня не прите, как танк
Вот оно живет среди нас - наш русский, советский панк

У него на голове такое, что просто кошмар
Винище пьет, будто молод он, а вовсе не стар
В ужасный фиолетовый цвет он свои покрасил усы
А как дополняют портрет его пиджак, очки и часы
У него в кармане кастет
Это собственный мой дед

Нет зубов, торчат гнилые, ему на это плевать
Куда там зарубежным ругаться, как вспомнит он русскую мать
Не приемлет красивых слов, буянит и пьет вино
Из всех культурных основ признает одно домино
Плевать хотел на весь свет
Это собственный мой дед

Американские, а за ними и английские и прочие панки бунтовали (и изредка еще) против квадратно-гнездовых предков, с их расписанной по минутам от рождения до смерти серой жизнью; с их уютненькими гнёздышками-камерами; прилизанными волосиками; чистенькими костюмчиками; аккуратненькими портфельчиками; золочеными дорогими часиками; приторно-слащавой лицемерной манерой поведения и такой же лицемерно-заинтересованной манерой общаться; фальшивой религией, скрывающей отсутствие веры во что бы то ни было; против системы, ваяющей из вчерашних бунтарей сегодняшних предков-шнурков... Против подавляющего (во всех смыслах) большинства! Орали "fuck you!" в красную лоснящуюся от довольства рожу мира.
А у нас? Половина электората - панки по жизни.
Эпатировать, разговаривая по-матушке? Ты им - "аааааааа, пошли вы все на хуй"! Ааааа... никто не слышит, потому что со всех сторон несется "науй-бля-сдец-тфаюяць-ниибацца-ца-ца-ца..."
Протестовать против навязываемых оков лживо-христианской морали? Так про нее тутошнюю сказано: "А что касается морали, то на неё давно насрали".
Эпатировать прическами, шмотьем - общим бомжеватым видом? Так, полгорода по виду - натуральные бомжи! Быдло, быдло... Ладно, не по-христиански! Но ты в зеркало давно смотрел? Гопник? Нет?
Эге, в таких условиях опрощаться, прикидываться асоциальным - это солидаризироваться с большинством. Не выделяться, растворяться, становиться этим большинством. В таких условиях надо не разговаривать через "бля", а бороться за чистоту языка аки истинный пурист и пуританин. Ну, если имя тебе "панк", гы.

...А еще я не верю, что бывает "доля-сука-падла-говно". Вообще не люблю слова "доля" (если не про музыку). Долю каждый себе сам выбирает.
Вот, кое-кто в восторге от краснозвездного "Я люблю тебя, нахуй!" Типа самое искренее и трогательное выражение эмоций. Хотите, я вам один вещь скажу?
Девчо, которое "дождьбляуебал", которое её бойфрэнд угаворивает "Ялюблютебянахуй", скоро, как пишут в протоколе, "за совместным распитием спиртных напитков", дождется от любимого сковородкой по морде. А что, по-вашему, принца? Только и исключительно - "принца на белом коне". Но уж не под алыми парусами.

Моралите, хехе, закончил. Опять о ДаДа.

Не сказать, чтобы мне у "наших Рамонес" ничего не нравилось. Отнюдь. Нравится:
- саунд бас-гитары и сама манера игры бассиста
- голос - правильный, "панковский"
- песенка "По синему", фиг знает, за что
- в песенке "Есть основание" - отмашка "Пошел!" и - о! - кусок, который следом
- "Зеленка" - х.з. за что, может, за то, что лирика, или за то, что похоже на ХЗ
- "Бери бабка ружье" и "Все свободны" - за угар в припевах
- "Трубка мира" - прикольная, "песенка настоящего ковбойца"; а кусок "Не ругался, не стрелял и никого не фачил. Просто голову поднял и офигел: кругом апачи!" - мой любимый
- "Самородок" - за офигенный драйв
- "Марья Ивановна" - "марихуана - пять лет за полстакана" - нормальный кривой панк-регги
- "Давно такого не было" - за то лучшее, что было... в раннем "Пилоте"; я б с этой песенки непременно начинал концерт
- "Без пятнадцати четыре" (начало - битловская "облади-облада"?) - моя любимая: "Карманы прямо-таки стонут: положи прямо сейчас на пивас, на Бога-сына-ганджубас!"
- "Любите вспоминайте" - и правда прёт!

Видите, сколько хорошего. Добавить? Добавлю: "20 см" мне понравился больше, чем "На морозе", а "ДСПГ", вроде, лучше "отмороза", но хуже "сантиметров".

Чтоб виднелась у текста некая структура, подсуммируем.

Старая и уважаемая брестская группа, с моей точки зрения, как раз и относится к тому, что я выше обозвал гоп- или говно-панк. Бытописание экзистенции городских пролетариев. Малевание картин разрухи. Которая (по пр. Преображенскому) проистекла в городах и головах за девяносто лет ссанья где попало.
И это не плохо и не хорошо. Это так.
Быть или не быть?
Я, родившийся в рабочем районе выходец из мидлкласса, всю жизнь учился НЕ БЫТЬ гопником.
Помните, в начале я говорил, что панк у каждого свой? Я люблю панк-рок. Свой. И не люблю гоп-панк. К нему у меня никогда и ничего не лежало, не лежит и лежать не будет. Или не стояло? Но никакой драйв не положит и не поставит. Я как дышал неровно к ГО, Инструкции, Соломенным Енотам, Чернозему, Адаптации, Передвижным Хиросимам, так по-прежнему неравнодушен - к панк-революционерам. В разных их ипостасях.
"Рвутся целки от любви в интересах революции" - вещала самойловская Агата. Возможно, сейчас на дворе - "время рвать целки". Но я не люблю моды делать это напоказ. Предпочитаю, когда рвут если не душу, так башню.

Продолжение следует...

Читать предыдущие главы бесконечной истории 666

666 альбомов белорусской судьбы. Дай Дарогу! - 2008 "Д.С.П.Г." (Юрий Романов, Инфо-центр ЦЖР, ноябрь 2009)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям