13.01.2012 666 альбомов белорусской судьбы. SoUNDUK - 2011 "Том Первый", B_SIDE - 2011 "Smooth Season", БезНот - 2011 "Спустя рукава" (Юрий Романов)

Не надо бояться теоретизирования, надо атаковать на всех фронтах. Передозировка теории придает неожиданный динамизм.
Мишель Уэльбек

Люди лучше воспринимают информацию в виде наездов. Ругаться эффективнее, чем хвалить.
Сергей Гурьев

Уступ. РНО (Роскошь нечеловеческого общения)

юб)
- Как вы оцениваете сегодня "прекрасную эпоху" 50-60-х?
- Раньше я не отдавал себе отчет в том, что это было счастливое время. Тогда мы только недавно вышли из войны, и в людях были энергия, любопытство, жажда новых форм, смыслов - то, что постепенно исчезло. Теперь некоторые говорят: надо, чтоб была война, тогда снова настанет эпоха интеллектуализма.
- Но сейчас идет война.
- Нет, это локальная война. Это другое. Тогда мир перевернулся, воевали все, и все было разрушено. Германия была в руинах, американские бомбардировки уничтожили немалую часть Франции.
- И хотелось начать сначала, по-новому. И это новое вы и ваши коллеги сумели найти?
- Это было не так ново, как казалось французской публике. Она восприняла это как нечто неслыханное лишь потому, что не читала Фолкнера, Джойса, Кафку, Борхеса. Французская критика писала, что мы зачеркнули прошлое и начали с чистого листа. А мы продолжали определенную традицию. Как можно было объяснить критикам, что литература изменилась, потому что изменился мир! Но жаловаться тут трудно, поскольку именно благодаря этим разгромным статьям, где нас называли чуть не убийцами, мы и стали знаменитыми. Я считаю, что литература, появившаяся в середине 60-х, была революционнее, но скандалов с ней связано гораздо меньше, поскольку люди стали привыкать к мысли, что все меняется.
Что важно: мы сформировали поколение. Ведь искусство формирует публику, а не наоборот. Я вспоминаю, как был на конгрессе в Ленинграде, в котором участвовали в основном ортодоксальные советские писатели. И вот одна такая писательница сказала, что после выхода ее романа читатели были недовольны его концовкой и чем-то еще, в связи с чем она переписала роман согласно их пожеланиям. Это же абсурд! Большинство издателей стремятся убрать из текста перехлесты, но я считаю, что не бывает искусства, не выходящего за рамки.
- В чем принципиальная разница между вашей эпохой и сегодняшней?
- Главное сегодня - разочарование, как если бы сама идея преобразования мира - литературой, политикой, искусством, мыслью - исчезла. И еще - в сегодняшнем мире грустно от воцарившегося общего ощущения, что ничего нельзя изменить.
Если раньше искусство формировало публику, то сейчас происходит обратное: искусство следует за запросами публики.
Я знаю многих молодых писателей, и они все депрессивны. В наше время была эйфория творчества. Страдание тоже, конечно, но не жалобность.

(Из интервью с Аленом Роб-Грийе)

Ну, об энтузиазме, разочаровании и депрессии?

Заканчивается предпоследний год перед Майским Концом Света. (Вот ведь - декабрьский, но майский!) Уррра: маяться осталось всего год! Все прогрессивное человечество уже берет на себя повышенные прогнозные показатели по встрече знаменательной даты - 20/12.
Самое время спохватиться: реснички подведены, бровки подведены, даже губки подведены. А итоги года нет. Боги Сипакна и Эх-Чуах, которые отвечают в пантеоне майа за белорусскую эстраду, мне этого не простят.

- Я тебе говорил: "Не приходи больше"?
- Говорил.
- Я тебе говорил: "С лестницы спущу"?
- Говорил.
- Ну, так не обижайся!

Это было об энтузиазме. О нем же речь пойдет и дальше...
Ладно, вру. Не пойдет. Не будет энтузиазма. Во-первых, все, что вызвало энтузиазм, уже вписано в ряд "шестерок". Во-вторых, есть у нас другие, более серьезные структуры, которые отвечают за энтузиазм.

- Пошлите самых лучших!
- Лучшие зализывают раны...
- Тогда пошлите лучших из худших!

Ну вот о них, собственно... Шутка. На самом деле все, что будет ниже, - о "зализывающих раны".

И последняя (эрих мария) ремарка.

Не пИсалось
И не писАлось
Под этим "знаком" прошел год. Хоть я, вроде, и не автомобилист, но "под знак", если и хотелось, не моглось... Что ж теперь, спросит пытливый читатель? Так, Сипакна и Эх-Чуах зовут!

SoUNDUK - 2011 "Том Первый"

SoUNDUK - 2011 "Том Первый"

Включаешь: все проникновенно, концептуально, красиво, цельно - ПРАВИЛЬНО... Всё МИМО.

Можно, конечно, отмазаться: мол, душа просит другого, польскую El-Dupa просит:
Bedziesz wisial Mueller, ty kurwo jebana
Za to, ze DD sie tula po obcych krajach
Но отмазка - хлипкая: до этого просила Psychocukier и Happysad, Totentanz и Dezerter. Apteka и Komety. Coma и Cool Kids Of Death. Raz Dwa Trzy и Strachy Na Lachy. Zakopower и Acurat. De Press и Farben Lehre. Goya и Hurt. Laki Lan, Ptaky и O.N.A...
До них - французские Noir Desire и No One Is Innocent. Deportivo и Mickey 3D. Jean-Louis Murat и Daniel Darc. Louise Attaque и Matmatah. Madmoiselle K. и Oh La La!. Indochine, Elista и Venus...
А еще 16 Horsepower. Bourboon Princess. Local H. Twinemen...
Нет, не хиляет отмазка. Что, что тогда?

Может быть, потому что общий настрой - ноябрьский? И, корреллируя с таким же настроем внутри, создает полюс отталкивания?
Нет.
Может, потому что инструменты играют здорово, но ээээ традиционно? Саунд в Соундуке - стандартный?
Нет.
Может, потому что "изгиб гитары желтой" кажет себя из каждого второго слова, каждой второй ноты? А я ненавижу барьдё моё?
Нет.
Может, потому что не ту группу назвали "Белая гвардия": слушаешь Соундук - будто саундтрек к булгаковским "Дням Турбиных"? А романсы я ненавижу еще больше, чем бардьё?
Нет.
Может, я просто не люблю танцующих коней? Тем более, белых?
Нет.
Может, потому что Анина "свобода" - это что-то вроде "там раздеться смогу до гола я, и никто не пристанет ко мне"? (есть ВЕЗДЕ. Называется "воля". Покоя только нет)?
Нет.
Может, я не пытался сделать так, как просила Аня - "Если просто пытаться услышать меня, может, я окажусь твоей песней - удивительной, ослепителной, восхитительной песней"?
Нет. НЕТ! НЕ может. ВСЁ не то.

Эй, кто-нибудь вообще слушает эти песни? Не восторгается, не отметки выставляет, а проживает, переживает, сопереживает?

Ларчик, сиречь Соундук, открывается просто. Это женские песни. Не просто женские, а ТОЛЬКО женские. Притом НАСТОЛЬКО ТОЛЬКО, что нет во мне ни такого начала, ни такого конца, которым можно было бы вскрыть панцирь (консервную банку) и проникнуться. Не слушание, сплошь - хакерство: нудный, кропотливый, тяжкий-тяжкий и бессмысленный взлом самого себя.
Спасибо, Анна. Прощай.

B_SIDE - 2011 "Smooth Season"

B_SIDE - 2011 "Smooth Season"

Ты уже в курсе: я слушаю El Dupa - "Bedziesz wisial Mueller, ty kurwo jebana" - и... НЕ см. выше:) Но - стоять, Зорька!

З таго часу, як упершыню пачуу "адваротны бок" (беларускую старонку?), адмауляць факт наяунасцi тутэйшага трып-гопу немагчыма. Я й не збiраюся.
Што галоунае у гэткай музыцы? Пiсьменнасць музыкау? Не! Хоць пiсьменнасць, безумоуна, прысутнiчае. Цiкава, напрыклад, тое, што музыкi "гопаюць", так бы мовiць, жыуцом - там, дзе калегi па цэху ужываюць сэмплы. Але гэта не адзiнае, што можа зацiкавiць. Дастаткова паслухаць, як... ааа, дастаткова паслухаць!

Аднак галоунае не гэта. Галоунае - НАСТРОЙ!
Настрою у "адваротных" хапае. Толькi настрой гэты аднастайны. Па-магiлёуску кажучы - трывога ды безнадзёга. Слоганам да альбома маглi б стацца йiх уласныя словы - "нi выйсця, нi вусця"! "Матылi" - увогуле адна з самых жудасных песень, якiя я чуу за апошнi час. Нават больш жудасная, чымсцi творы Насарогава. Саундтрэк да рымэйка "Людзей на балоце", га?

Той-сёй казалi, што альбом, як тая птушка-дзяцел, каго хочаш задзяубе. Ну, так! Гэта ж тое, за што мы звычайна й любiм трып-гоп:)
Вось толькi немаведама, з якой нагоды гэткi настрой? Не, не спяшайся кiдацца камякамi гною: у самога часцяком такi. Але ж, анiшто у тэкстах на тую нагоду не паказвае. Нават рухам брывей.
Тэксты - як тэксты. Спачатку слiзгаюць мiмавуш. Нават не звяртаеш увагi, на якой мове спяваюць. Потым, калi звяртаеш, падаецца што беларуская мова прысутнiчае толькi для таго, каб не было сумневау: гурт - беларускi! А хто такiя беларусы? Беларусы гэта тыя, каго аб'ядноуваюць тэрыторыя (часам), мова (раз пораз), агульная гiсторыя (зрэдку). Цяпер вось яшчэ й, так яго, трып-гоп...

Гляджу на вокладку: можа тут адказ? Ннне! Альбом як называецца? "Smooth Season"! З якога перапуду ён "сiзан", калi большасць тэкстау на беларускай? Гэта ён пераапранууся для заходняга спажыуца. Тавар тварам, так бы мовiць. Але ж пад вопраткай - усё ладком, "сезон". Сведкамi - тыя самыя кампазыцыi на беларускай мове - больш адметныя за астатняе, бо не размываюць, а малююць твар. Ды й папросту гучаць лепей. Кали улiчыць, што, так бы мовiць, артадаксальны трып-гоп, цi трып-гоп-мэйнстрым усюды гучыць дастаткова аднолькава, дык беларускiм трып-гоп "адваротных" робiць менавiта мова. Не сэнс, не! Мэлёдыка самае мовы. Калi з'яуляецца ангельскi тэкс, музыка адразу робiцца сярэднястатыстычнай. Ды папросту сярэдняй...

Карацей, далёка не усё, што прапануе Бi_Сайд (крый Божа, не бiсэксуалы?!), цiкава. Без хiбау для зместу можна было б скарацiць на трацiну. Прауда, тады б атрымауся не альбом, а сiнгл:)
Але рызынак - дастаткова. Калi яшчэ й сэнс з'явiцца не толькi у музыцы, а й у тэкстах... Абяцаюць... Дачакаемся?

БезНот - 2011 "Спустя рукава"

БезНот - 2011 "Спустя рукава"

Альбом, который "не соответствует критериям", и в силу этого выпал из поля зрения приличных обсерверов. Но от этого не перестал быть приличным. Одним из событий года.
Я бы обозвал его "Лет шесть спустя рукава". Или сколько там прошло от момента, когда БеН впервые выгнал народ на танцпол, до момента, когда тот же (?) народ смог подержать в руках картонную книжицу с рекламой "Шпаркага дамавiка"?

Причем, если от типа регги БеН на танцполе жарко в любой точке, которую поставила на карте группа, то книжица доползла не до любой. Жаль. Не потому, что группа из Могилева (а я люблю все могилевское:). Даже не потому, что я во время оно был нешапочно знаком с мамой лидера БеНа Жени (как причудливо тасуется колода:). Просто группа - достойная. Достойная популярности не только среди захаров маев да молодых могилевчан, а в гораааздо больших масштабах.

В чем ее достоинства? Одно из - почти вечное "лето" - немерянное количество того самого навязшего в зобу позитива, по которому томятся в местных широтах многие и многие. Особенно в темное время года. "Одно из", но не единственное...

Вопрос: что главное в регги? Ответ: главное в регги - не усра... ой, это - на другой вопрос. Или?
Ну, я бы сказал, главное - БЕСПОНТОВОСТЬ. Вот есть она - регги, нет ее - под эээ делка?
У БеН есть. Кое-кому даже может показаться, что они тоже ТАК умеют. Потому что внешне все мило, непритязательно, простенько, хитовенько. На ПЕРВЫЙ взгляд. А вторым замечаешь, как лихо перекликаются то тут, то там гитара, клавиши, труба, как вкусно они звучат, как... КАК НАДО звучат!

Почему я тогда назвал то, что играет БеН, "типа регги"? Ответ: потому что это ИГРА в регги/ска и q-zar. Вроде основные элементы - в наличии. Там, слабая доля. Поминаются (не к ночи) растаманы, трава и Джа. Но ничего трушно-реггешного ты не найдешь. И это славно, это то, чего от такой музыки и ждут - не только я, но и подавляющее большинство слушателей и посетителей концертов. Растаман - это "звучит слишком гордо". Становиться растаманом даже на Ямайке большинству - в падлу (две трети - протестанты). А поиграться - прикольно. Вот, пожалте!

Для меня центральный номер альбома - песенка "Налегке". Она - своего рода пароль к этому "бест оф". Как я уже говорил, вкусно, но без перебора, ненавязчиво в музыке. Тексты не бессмысленны, но и не перегружены интеллектом. Ни один ненавистник русского рока не бросит в группу камень. По нынешним временам немало...
Вот БезНот ненавязчиво показывает Сукачеву, ЧТО на самом деле курит бабушка ("Бабуля"). А вот - БезБилета, как надо вспоминать детство ("Детство"). Вот - "Аддис Абебе", "Растению мудрости" и многим другим, как можно интерпретировать тему лета и солнца, не употребляя одни и те же давно затертые слова, образы, эмоции ("Лето")...

Так, что же, сдвинет брови пытливый читатель, одни плюсы?! Минусов в помине нет?
Ты невнимательно читал. Почти обо всех минусах я уже сказал!
Что есть минус? Это такая горизонтальная линия, которая вместе с другой, такой же, но поставленной на попа, даёт плюс. (А ты думал, что имеется в виду, когда говорят "минус на минус дает плюс"? Имеется в виду вот именно эта картинка!)
Если проще: плюсы БеН нередко и есть его минусы!
Иначе: то, что для одних - плюс, для других как раз минус. И какооооой!

Например, можно в качестве похвалы группе сказать, что ей давно пора мозолить глаза зрителю на всяческих телевизионных "эстрадных коктейлях", замещая там гораздо менее удобоваримые группы, вроде экивоков. И без труда убирать на "звездных (?) рингах" не только и не столько тяни-толкаев, но афанасьевых и прочих тихановичей.
А можно - что БеН - достойная смена на ниве эстрадной песни в стиле регги одному из ее отцов Александру БЫрыкину (по-моему, так правильно), который недавно нас оставил...

Или то, что они не "тру раста"? Для кого-то даже не минус, прочерк в графе "право на жизнь".
Или ненавязчивость текстов? Для иного - простота, которая хуже одного из самых тяжких грехов. Можно ведь сказать не "ненавязчивые", а "легковесные", а то и чего покатегоричнее да пообиднее.
Докопаться? Докопаюсь!
- Дочь растамана, о которой поется в одной из песен, она, почти наверняка, СОВСЕМ НЕ ТАКАЯ. Не раставумен, а обычная стервь. По закону маятника. По которому на смену хиппи пришли яппи, а дочери бывших волосатых ненавидят родителей: "Пошли вы на йух со своей свободой! Где ты была, мамаша, когда у меня был первый школьный звонок, когда начались первые месячные, когда я впервые влюбилась? Обдолбанная валялась!" Почти цитата, между прочим...
- Концертная хитяра "Нерусский" дааавно себя изжила. Ага, лидер БеН, конечно, не злопамятный. Просто злой и память хорошая:) Во-вторых, многие уже не понимают, в чем прикол. А шутка про "я готов уйти в оппозицию, чтобы рядом с твоим сердцем занять позицию" даже как-то попахивает в свете событий последнего (ли?) года...
- Или возьмем «Свободу». Все, кому не лень, выпрашивают её, как собака сахарную кость. Десятки лет. Поколениями. И регулярно слышат в ответ: «На (ко-ся, выкуси)!» Ну, ёлы-палы, нельзя её ДАТЬ. И ПОЛУЧИТЬ нельзя. Ее можно ИМЕТЬ. Или ВЗЯТЬ. А попрошайничать… Нууу… по-растамански?
Никогда не проси у сильного… Так, что, возьмем «Свободу»?
Докопался. Дальше.

А та же ненавязчивость в музыке? Ленивый хит - это ведь, можно сказать, и НЕ хит вовсе. Хит предполагает ее, родимую, навязчивость!

Ладно, год близится к завершению Подсуммирую.
Группы нередко делятся на концертные и альбомные. Но НЕ ТОЛЬКО по способу существования, но и по материалу. Сколько у нас таких, про которые практически каждый слушатель скажет: "На концерт схожу обязательно! Слушать - дома, в плеере - не буду"!
Вопрос: ты любишь БезНот? Отвечать нэ тара пися! Подумай...
Понимаю: для некоторых стать "группой, которую ставят в тачке", - честь. Для меня такая честь - сомнительная. Надеюсь, для хорошей группы БезНот - тоже.

Працяг хутка будзе.

@ ВСЕ АВТОРСКИЕ ПРАВА ЗАЩеку.

* Caveat emptor)...

Читать предыдущие главы 666

666 альбомов белорусской судьбы. SoUNDUK - 2011 "Том Первый", B_SIDE - 2011 "Smooth Season", БезНот - 2011 "Спустя рукава" (Юрий Романов, Инфо-центр ЦЖР, январь 2012)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям

повторяю:

@ ВСЕ АВТОРСКИЕ ПРАВА ЗАЩеку.

Happy:)