12.09.2011 666 альбомов белорусской судьбы. Rockerjoker - 2011 "Продается планета" (Юрий Романов)

Не надо бояться теоретизирования, надо атаковать на всех фронтах. Передозировка теории придает неожиданный динамизм.
Мишель Уэльбек

Люди лучше воспринимают информацию в виде наездов. Ругаться эффективнее, чем хвалить.
Сергей Гурьев

РНО (роскошь нечеловеческого общения)

- У меня вообще нет никакой политической позиции, я не левый и не правый, мне наплевать. В результате кто-то из журналистов придумал мне определение: "левый реакционер". Недавно мне, как и другим известным писателям, пришел призыв подписать письмо против Ле Пена. Я ничего не ответил, меня политика не интересует.
- Расскажите тогда, что вас интересует.
- Жизнь очень изменилась за последнее время. Буржуазной, иудео-христианской морали больше не существует. Противопоставление сексуальности и чувства, нарциссизма и любви, муссировавшееся в прежние десятилетия, ушло. Золотой век любви - 50-60-е годы. Он прошел. Индивидуализм, воцарившийся в западном обществе, - это неспособность принадлежать к чему-нибудь, что превосходит ваше личное понимание. Энтузиазма стало гораздо меньше. Человек как элементарная частица - это одна из клеток общества, которые ничем между собой не связаны.
Сегодня объединяют не идеи, а места, в которых люди проводят время. Нынешний мир холоден, геометричен, депрессивен. После смерти нет ничего. Как ни странно, из ценностей и установлений прежних эпох, выжило всего одно явление: пара, союз двоих.
Двигатель нашего общества - это умение ставить палки в колеса нашим желаниям. Если бы было возможно умерить желания и облегчить их реализацию, жизнь стала бы не столь грустной.

- Что доставляет вам удовольствие?
- Автоматизм. Я начал писать, потому что меня увлекли рифмы. Механистичности, повторяемости много в детстве: можно сто раз играть в одну игру, повторять одни и те же слова, считалки, сказки, стихи - и никогда не надоедает. Я никогда не работаю над стихами: написалось, как написалось, это ближе всего к фотографии. Над прозой, к сожалению, приходится работать. Я не люблю работать, а тем более - зарабатывать деньги. К счастью, я имею возможность больше не работать.
- Появилось поколение писателей, которые не только пишут о гнусных вещах, но и говорят о них гнусно. А есть ли для вас какие-нибудь ценности в жизни?
- Доброта.
(Из интервью с Мишелем Уэльбеком)

Rockerjoker - 2011 "Продается планета"

Rockerjoker - 2011 "Продается планета"

Вьется по ветру Веселый РоДжер
Люди Флинта песенку поют

Удалось удалое. "Самая страшная группа современности" клонировала себя самоё (хелло, Долли!) - выпустила второй альбом. И последний, утверждают сами участники проэкта.

Некоторые удивились: с чего вдруг? Клонирование же такой процесс: раз начав, можно не останавливаться, пока не набьешь кошару отарой кушанашвили. А там - стричь да стричь...
Большинство не восприняло слова о последнем всерьез. Это национальная черта - ни черта не воспринимать всерьез. Поскольку (как не верить Летову?), если воспринимать всерьез, - всего два выхода: схватить автомат и... Или... Ну, ты еще помнишь. Поэтому всерьез - ни-ни.
С другой стороны, это же "два выхода для честных ребят". А таковых - раз два да обчелся, не то что "чэсных".
Между тем, Рокер-н-Джокер абсолютно популярно разъяснили, почему ждать от них Долли-3 не приходится. Причем в первой же песенке, немудрёно называющейся "2012".
- Оп-па, оп-па, нам всем приснится жоп-па...
Какие ж тут (там) альбомы?!

Еще одна национальная черта - праздновать так, чтоб чертям было тошно. Будто завтра Конец Света. Так, как же не отпраздновать этот самый Конец?! Вот, празднования, сиречь мероприятия по достойной встрече Конца Света начались.
- На арене сегодня, завтра и до Конца - бело-рыжие кло(у)ны Рокер и Джокер!

Спросите у любого: где играют настоящие музыканты? И любой (православный богобоязненный казак Леопольд Зильберович) вам ответит. Не просто ответит, зуб даст: настоящие музыканты играют на свадьбах и похоронах!
Веселый РоДжер - из настоящих, самый, что ни на есть свадебно-похоронный ансамбль. А что состав такой скромный, так это веление времени: надо жить по средствам.
Опять же преимущества перед оркестром Утесова, скажем, или Калачиком Рядом - очевидны. Легкость на подъем - раз. Мобильность - два. Компактность - три (утопчи десяток на сцену "Граффити"!). Денежки и славу, буде такие подстерегут, легче и приятнее делить на двоих, а не на десятерых (ага, Гилмор?) - четыре. Наконец, пять, - зачем собирать больше, когда и двоих хватает. Не веришь? Стань там и слушай сюда: отсюда будет проистекать! Слышал? Хватает!

Впрочем, два (вернее, один+один) - не аксиома. Хочешь - приплюсуем еще единицу-другую. И плюсуют - одну трубу, одну скрипку, один бас, один барабан(щик). Может, оттого что близнецы, с одной стороны, любят быть похожими друг на друга; с другой, любят хоть чем-то друг от друга отличаться. Не понаслышке знаю: в друзьях долго были твинз с Гомельщины.
Так что Долли-1 и Долли-2 все-таки разнятся. Найдешь десять отличий? А пять?

RockerjokerЧто ж, внимательнее посмотрим на Долли-2.

Да, оне играют на похоронах и свадьбах. Выборы? Выборы - частный случай первого и/или второго.
Что это я в июле про декабрь? Так, с определенного момента выборы и РоДжер - неотделимы. Мы говорим "илекшнз", подразумеваем РоДжер. Мы говорим "РоДжер", подразумеваем "вален".
Пояснять мысль, уверен, не надо. Пояснений во время оно хватало. По у(ш,с)ам текло. И даже кое-кому в рот попало. Как там про двух лягушек под дождем:
- Ыбе ада в рот э попадаыт?
- Э-а...
- А мне попадаыт...

Всем известная песенка - пример двухсотпроцентной реализации творческой идеи. Поп-арт носорожьей поступью шагнул с андеграундных подмостков прямо на политические, смешав блудливой ручонкой сюрреализм и реализм. Вот тебе и реди-мейд! Марсель Дюшан, украсивший в 1917-ом выставочный зал в Нью-Йорке стандартным писсуаром с автографом, довольно потирает руки и нервно курит.
Сколько народу под носорожьими копытами оказалось - уйма!
- Уй, мадам, вы натурально ошибаетесь!
Если считаете, что сюрреализму (поп-арту, постмодернизму, дадаизму) - не место в политике. Я тоже так считал. Проесчитался. Вероятно, это еще одна наша национальная черта.
Мне жаль того, кто в непомерной гордыне, богохуйник, бил себя в грудь: мол, я-то, умничка, все понимаю правильно, а вот тот-то и та-то, дебилы, они же... Но я не намерен развязывать в этом тексте очередной виток давно исчерпавшей себя дискуссии. Я о другом.
Славно, что на Долли-2 нет такого клока шерсти, выше помянутой песенки.
Во-первых, условно говоря, один раз процесс дефекации на людях за творческий акт выдать вполне можно. Второй, третий, четвертый разы вызывать интерес, тем более восторг могут лишь у извращенцев да, хм, фанатов группы Ленинград.
Во-вторых, песенка та, окажись в альбоме, с той же носорожьей грацией растоптала бы весь остальной материал, вывела его за скобки. В нашем же случае всё - в скобках. Куда и пожалуем.

С первой вещицей мы уже знакомы. Со второй тоже. Это та самая "Бам-бам (кулаком по зубам)", которая имела место быть на сольном альбоме Михея Носорогова. Та? Та да не та!
У Михея, так сказать, было Load, а тут - Relax. В стиле pub-step, который со времен Дюны и Пани Хиды лежал в уголке практически невостребованным. Правда, Дюна была по-московски расслабленна и туповата, а Пани - лиха, но провинциально косноязыка.
У РоДжера язык абсолютно без костей. То есть, любой врач-оториноларинголог подтвердит, - в полном порядке. Как и шаловливые ручонки. Тем более, язык они (Михею) прикусили. Напрочь избавились от первоначальной агрессии ("с удовольствием врезал бы сам"). Остались с
- ни много, ни мало, набили ипало
с ни много, ни мало - непротивлением злу насилием! А это уже... толстовство?! Ну да! Оно и всплывает. Но через одну.
Одна - это "Фидель". Пропустим? Пропускаем. Хорошо пошла ("только Фиделю и верю"). Любопытно, но сильно напоминает парафраз на... Черного Лукича. Который обещал: "Будет весело и страшно". Обещание сбылось. Ну, за сбычу мечт, имя которой РоДжер?

А вот и она. Хто? "Анна Каренина"!
Начинается как марш. Которые, как известно, сопровождают как похороны, так и свадьбы! А в западной части РеБе до сих пор наступает на свадебной церемонии такой момент, когда музыканты в составе, напоминающем РоДжер, начинают "играть марши" - песенки по заказу - для сидящих за столом. Тем самым, собирая себе деньги - в банку. Желательно, трехлитровую. Если не добирают до суммы, которая была оговорена заранее, жених с невестой доплачивают. Добирают - расходятся "миром". Даааа
Да! Носорожья (опять!) поступь марша вскоре оборачивается поскакушками блохи. Это частный случай паб-степа - "джига-джага" - также весьма любимый РоДжером.
Чтобы закруглиться, "Каренина" - полновесный радиохэд... ээээ, радиохит.

"Комета" - вот тебе, дружок, регги на баяне (неслабая доля?)! Но главное даже не в этом. Эта песенка - ответ всем, кто считает, что у РоДжеров - тараканы в голове. Не тараканы!
Где-то где-то где-то
В голове моей комета
От виска к виску летает
В косу мысли заплетает
Убивает
Тараканы в таком разрезе, ты понимаешь, мелочь пузатая. Гони, и дело с концом. А тууууут... К тому же это заразно!

Rockerjoker"Осколки"
- о, вот уже и понесли!
- нееет, это мой сосед Соломон Маркович, у него сегодня день рождения!
Натуральные похороны. Труба. И, само собой, укулеле+баян.
Я так люблю тебя, жизнь!
За твой пульс и твой ритм
Я об этом пою
Это дело. Однако отпелся. Поди же - попляши.
Эх, придет время - несите меня под неё, под "Осколки"!

"Босс"
Когда-то, в том самом сольнике Михея, этим всё накрывалось. Контекст изменился. И предполагает...
Предполагает, что именно в этом месте (а почему не в этом?!) слушающий призадумается: "Чем не Том Вейтс?!"
Не хочется спорить даже самому с собой. Да. Это он, курилка. То есть алкашка. А не местами симпатичный, но анемичный Билли Новик.
А еще в очередной раз можно призадуматься над подаренным РоДжером гамлетовским вопросом №2: "Сможешь ли ты променять душу на подъебос?" Или уже?

"Про любовь"
На прогулку вышел
Грустный алкоголик
У него под шляпой
Новые стихи
Про любовь

Перекликается со "Скок-поскок" Бени и Серебряной Свадьбы. Если угодно еще одну тонкую смелую максиму: они, РоДжер и СС, зазеркалья друг друга. Вот где пост-шансон, в пинте которого замешаны ирландское, еврейское, цыганское, всякое. На диком бреговиче иртыша...
А еще - очень редкая и очень правильная постановка вопроса: не поэт там, музыкант, художник, политик, немерено пьющий водочку, не способный не пить; а алкоголик, пишущий стихи, песни о любви, картины, подписывающий и рукой водящий...

"Растафарай"
Традиционное столкновение исконной местной, стаканно-водочной культуры с наносной конно-травяной. Достаточно нетрадиционно решаемое за счет песенки российской группы "Голос Омерики" - в пользу первой, естественно. Еще из евангелия от СашБаша известно: играть ТУТ регги - всё равно, что ходить в пальмовых трусах за Полярным кругом. Но на тему взаимоотношений, взаимопроникновений и взаимоисключений расписдяев и растафари аффтар в этих текстах уже неоднократно рефлексировал. Оговорюсь, что эта песенка вызвала приступ слушания братской для РоДжера формации "Голос Омерики". И даже некоторую любовь к этим рас, но не тафари. Лучше - о другом.

Встретились как-то православный отец, католический падре и иудейский раввин. И завязалась у них беседа: кому, в чем и как помогла молитва.
Православный батюшка рассказал историю, как корабль, на котором он плыл, угодил в ужасный шторм. И едва дело не кончилось полным крушением - корабля и всех надежд - из шести букв. Но отец пал на колени, вознес молитву во спасение Господу. И тот прислушался к его просьбам: на море-окияне бушевал шторм, а вокруг корабля было тихо и спокойно, и он легко дошел до ближайшего порта.
Католический священник поведал похожую историю о самолете в грозу. Когда все вот-вот грозило развалиться и сверзиться с небес на землю, стал он, коленопреклоненный, умолять Небеса. И Те сжалились над несчастными. Гроза бушевала сама по себе, а самолет летел сам по себе. И спокойно сел в ближайшем аэропорту.
Настал черед раввина.
- Иду я как-то в шаббат по Иерусалиму. Вдруг: прямо под моими ногами лежит пухлый кошелек. И даже невооруженным глазом видно, что он - полон шекелей. Поднять? Однако шаббат же, святая суббота, любая работа - великий грех. И тогда я пал на колени и вознес молитву Господу. И Господь услышал мои стенания: вокруг была суббота, а у меня был четверг...

Так вот, РоДжер - разно-цветный четверг - все поинтереснее будет раскрашенной Пятницы.

"Золото". Не все то, что блестит, золото. Может быть еще и... песенка для Тяни-Толкая или Хлестова. Сомневаешься? Тогда представь вместо носорожьего рыка традиционный местный козлетон. Ну? То-то.
Почему нет? Раз начав, гм, творческое сотрудничество, вполне можно его и продолжить. За мзду малую. Не достало всяческое "Чумачечий, натянул очечи" да "На помывку едет младый комбайнер"?
Ага, пятнадцать, бля-певцов на хороший песняк! Йо-хо-хо и веселый РоДжер!

Rockerjoker"Звезды" - экзистенциальная, извиняюсь за выражение, верхушечка альбома. Если слегка вдуматься, в ней РоДжер мучительно размышляет над гамлетовским вопросом №1 - таки быть или не? Естественно, в выражениях, присущих коллективу.
Поначалу лирический герой определенно склоняется к первому варианту:
Я тоже хочу, как ракета
по небу ночному кружиться
И в космоса черную жопу
блестящей иголкой вонзиться

И даже рефлексирует, что приходится существовать во втором:
Зачем я не стал космонавтом
Зачем я не слушался маму
Зачем не мечтал о красивом
Не выстроил приоритеты
Сейчас бы смотрел на звезды
в круглый иллюминатор
А так я стою на балконе
и пальцы мне жжет сигарета

Отметим очередную пушкинскую рифму "приоритеты-сигарета". А также то, что в конечном итоге герой все-таки вспоминает: рефлексия убивает действие! И решительно делает выбор:
Идите вы звезды на хуй
Лети ты на хуй ракета
Ночь, я стою на балконе
И курю сигарету

"Сердце" могло бы украсить собой альбом... Ляписа, например. Или Дюбеля. Или даже Морсов. А украшает этот. И венчает.
История, старая, как "Старуха Изергиль" Максима Пешкова. И даже старше. И грустная, как она же. Кто б ожидал (я?).
Очередной Данко несет очередному темному люду свет. Красиво, однако, что ж грустить?
А грусть, думаю, от осознания глубинного противоречия.
Ну, вот она, твоя свобода, "опиум для народа". Стал ты свободнее? Свобода ведь, как говаривал первый рок-самиздатчик, принадлежит тому, кто пользуется этой свободой, кто свободен. Свободу фиг подаришь. Она либо есть, либо нет. Крепостному и закрепощенному, которому свобода ДОСТАЛАСЬ, всегда могут сказать: "Отдавай-ка родимую взад". Что и происходит издревле: дают - отнимают - дают - отнимают...
Да и счастливее стал ли? Свобода, она же и осознанная необходимость, бля. Ответственность. И еще много-много радостев (детишкам принесла) на "ть". Счастливым не делает никого. Да и счастливее - немногих. А многие, крепостное большинство, интуитивно и регулярно пытаются от свободы избавиться. Делегируют, вручают и всучивают свободу родителю, приятелю, учителю, супругу, начальнику - Хозяину. Так и мечутся, спошлю, между хочется и колется.
Отсюда и грусть.
А еще и от осознания того, что собственно РоДжер Данко быть не может. Органически. Хотя порою нестерпимо хо...

Эх, стоит ли грустить? Прислушайся к диалогу Брата Жана и Панурга из "Гаргантюа и Пантагрюэля":
- ты что, совсем ничего не знаешь?
- а что?
- ты совсем-совсем ничего-ничего не знаешь?!
- что такое-то?
- скоро Конец Света!

Однако пока еще не Света, лишь альбома.
Самое время для бурных и продолжительных аплодисментов. Или сегодня, не дай Бог, среда? Так выход известен и описан выше. Пади на колени, вознеси молитву. Глядишь, вокруг будет среда, а у тебя...

@ ВСЕ АВТОРСКИЕ ПРАВА ЗАЩеку

* caveat emptor

666 альбомов белорусской судьбы. Rockerjoker - 2011 "Продается планета" (Юрий Романов, Инфо-центр ЦЖР, сентябрь 2011)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям