12.07.2012 666 альбомов белорусской судьбы. КальЯн - 2011 "Антыпазытыу" (Юрий Романов)

РНО (роскошь нечеловеческого общения)

- ...Я помню 1984 год... Вот, когда действительно было такое чувство - как раз за год до перестройки - что воздуха вообще не осталось в этой стране. И я помню, что в нашем круге начались тогда обыски, хотя мы не были активными диссидентами, были художники-концептуалисты и я, такой непонятный писатель. Тем не менее, любое проявление себя, которое не вписывалось в официальный контекст, уже властью воспринималось как опасность. И я бы очень хотел, чтобы это не случилось сейчас.
...Как написал Некрасов в середине XIX века: "Люди холопского звания - те же псы иногда: чем тяжелей наказание, тем им милей господа". Вот, ХХ век у нас выращивали холопов и уничтожали людей со своим мнением. И немудрено, что реабилитация Сталина или восстановление памятника Дзержинскому вызывают одобрение. К сожалению, действительно - такой народ. Но все-таки я считаю, что людей здравомыслящих у нас достаточно, и я знаю много молодых людей, которые практически не жили при советской власти, у них абсолютно здравый взгляд на современную Россию, и они очень хорошо понимают, что к чему. Поэтому впадать в генетический пессимизм не надо. Моя любимая поговорка: "Не умирай раньше смерти".
- Один из самых актуальных вопросов в книжке "Сахарный Кремль" - это сцена допроса: "Вы враг России или друг России?" И ответ, поражающий простотой: "Я гражданин России". Выходит, сегодня этого ответа недостаточно?
- Да. Может быть, у нас скоро появятся такие нашивки - "ВР" и "ДР", "враг России" и "друг России". Чтобы человек, стоящий в очереди за кем-то, понимал, за кем он стоит.
- Ну и как в этой системе координат существовать?
- Меня пугает, что сейчас молодые люди говорят об эмиграции. Даже не эмиграции, а идея почти каждой более-менее состоявшейся семьи - иметь место для бегства. Вот, такого не было ни в 90-е годы, которые считают у нас чумой, ни раньше даже.
- Так, что, наш крест, быть всегда под ними? Какой выход?
- Я думаю, что выдавливать из себя по капле раба - нового нет ничего, и надо делать это каждому, и начинать с себя. Другого пути нет.
- Нужны ли какие-то объединяющие идеи, которыми так озабочены наши власти?
- Мне кажется, что России надо пойти по стопам Германии: надо сначала очиститься от прошлого, назвать всё своими именами, обозначить те преступления, которые были совершены, и только после того, как она очистится, она может спокойно и нормально развиваться. Мне, вот, французы недавно сказали - я был в Берлине - "Берлин - это самый демократичный город в Европе". Вот это нормальный путь. Не тащить все за собой, тот сталинский мрак и миллионы убиенных, а очиститься от этого и спокойно развиваться.
- Скажите, отчего и когда мы, так сказать, свихнулись, и не есть ли это просто органическое существование наше?
- Мне кажется, что... мы плохо выдавливаем из себя раба. И пока каждый это не сделает, у нас ничего хорошего не будет. И по-прежнему мы будем тянуться к сильной руке и молиться, приносить себя в жертву беспощадному и бесчеловечному государству. Нужна, собственно, не вертикаль власти, а горизонталь.
- Вы же, наверняка, с ними сталкивались в реальной жизни? Ведь два чувства только на челе, две эмоции у тех, кто бывал вот в этих кабинетах высоких: либо это просветление невероятное, либо страх.
- (смеется) Ну да, власть либо очаровывает... как сильный наркотик, либо растаптывает. К сожалению, наше государство было создано в XVI веке человеком не очень здоровым, Иваном Грозным, который личную шизофрению параноидного типа воплотил в идее разделения общества на опричнину и остальных. И, к сожалению, это разделение, оно всегда было в нашем государстве и остается до сих пор. Пока это будет, пока каждый чиновник мелкий, каждый парковщик или гаишник будет себя чувствовать "отдельным человеком" - а это дословный перевод слова "опричник" - мы будем жить в такой стране.

(Из интервью Владимира СОРОКИНА)


КальЯн - 2011 "Антыпазытыу"

ТЕБЕ НИЧЕГО НЕ СВЕТИТ

В этой стране. Или ты предпочитаешь говорить "в нашей стране"? Так она НЕ ТВОЯ. В ЭТОЙ стране большинство взрослых - пенсионеры. Или, если угодно, ветераны. Им, прадедам и дедам, жизнь офигительно НЕДОДАЛА, задолжала. И сегодня они ДОБИРАЮТ, возвращают должок. И доберут.
А пока не доберут, тебе, и даже твоему отцу, за редкими исключениями, жить не дадут. ТЫ будешь жить в ИХ стране. ИХ жизнью. Не важно, что ТВОЯ жизнь проходит БЕЗВОЗВРАТНО. Они же ВМЕСТЕ С ТОБОЙ не умеют. Никто их этому не учил. НИКТО не говорил и не говорит ИМ, что это ТЫ делаешь так, чтобы ОНИ могли ЖИТЬ, ДОБИРАТЬ. Они уверены: заработали и заслужили. Не спорю: как правило, заработали и заслужили. Только то, что они заработали и заслужили, уже ДАВНО проебли - они же и их дети. Но им, вполне резонно, на это посрать.
Вместе с тобой они не умеют, а ОТДЕЛЬНО нет возможности. Ну, не Запад. Право на самостоятельность есть, само-стоять и лежать НЕГДЕ.

Куриный закон: клюй ближнего, сри на нижнего, забирайся выше.
Кстати, вот и одна из причин, почему индивид здесь так стремится наверх, к власти, во власть. Предполагается, что ТАМ самостоятельности БОЛЬШЕ. ТАМ можно, наконец, начать ЖИТЬ. А вовсе не страсть к наживе, скажем. Они ведь, в подавляющем большинстве, понятия не имеют, что делать с нажитым. Нет ПРИВЫЧКИ потреблять много. И соответственно культуры потреблять нет. Ну, дом-крепость, ну, машину-замок. Ну, золотой унитаз в доме. А заодно и в машине. А дальше? Дальше фантазия заканчивается.
Ты должен понимать: это засада. Самостоятельности ТАМ ничуть не больше. Точнее, самостоятельность эта - камерная: вокруг курятник, камера. Верхний насест - нижний насест, на нарах - под нарами... ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ разницы нет. Принципиальна эта разница ТОЛЬКО для несамостоятельных, несвободных. "Они делят весь мир на кентов и петухов", - заметила однажды группа Эдгар По. Это ИХ способ утешаться тем, что ОНИ в камере.
Что остается - ТЕБЕ?
Ждать, когда ТЫ САМ станешь ветераном (перестройки-демократизации-гласности-отката-к-прошлому)?
Ехать?
- Надо ехать! - сказал после очередного кардинального выбора Кокс.
- Куда ехать?! - лениво вопросил я.
- Не КУДА, а ОТКУДА!
Отвоевать место под солнцем?
Однако ж, а) можно не дождаться; б) надо быть легким и независимым, как Комар Жванецкого; в) ВОЕВАТЬ со своими отцами и дедами - моветон? Не по-христиански? Не по-человечески? Как раз, видимо, по-человечески. И тебя вполне могут шлепнуть, чтобы ЖИТЬ не мешал.
Говорят, война не закончилась, пока не похоронен ее последний солдат. Поэтично. Красиво. Проникновенно. НЕ ПРАВДА. Последний солдат НИКОГДА не будет похоронен. Выходит, война никогда не закончится? Закончится! Если ты перестанешь воевать с отцами и дедами. С ними и против них. Иначе - по кругу. Ага, та же прогулка по курятнику-камере. Изо дня в день. Из года в год. Из жизни в жизнь.
ЧТО тогда? Для начала НЕ БЫТЬ кентом или петухом. А дальше - не искать СВОЁ место под ИХ солнцем, в курятнике-камере, а изменить систему координат. Как минимум, выстроить свою. А как максимум? Ну... поискать настоящее солнце. Настоящую веру. Настоящую любовь. Там и настоящая надежда появится.

Абяцау пра КальЯн? Дык тое й было пра КальЯн. Калі прыслухацца да песень гарадзенцау, дык ранейшы тэкст можна лічыць вольным скарочаным пераказам на рускай мове. Але ж грэбаваць уласна КальЯнам ня будзем. Гэта ж нямодна - грэбаваць кальянам:)

Сёй-той паспяшауся абвясціць альбом "Антыпазытыу" лепшым у дыскаграфіі К. Падпісацца пад гэтым мне цяжка. Але й разважаць на тэму "лепшы - ня лепшы" не хочацца.

СБ зазначыу:
- У час, калі беларускія рок-аўтарытэты заняліся апяваньнем літаратурнай клясікі альбо трапілі ў зацяглую творчую дэпрэсію, ніша шчырага і бескампраміснага року засталася вольнай. Альбом "Антыпазытыў" якраз яе і займае.

Так, гэта, мабыць, першае, што кідаецца у вуха. Чым болей патрэбныя "песні пра цеста", тым меней вакол тых песень. Але ці гэта дзіва?
Адны пап-аутары(тэты) аднойчы вырашылі, што проста спяваць песні недастаткова. Трэба несці у масы культур-мультур. (Пыха - смяротны грэх).
Другія стаміліся спяваць "пра цеста". Ты ж сам рыпеу йім на вуха: "Колькі можна? Усё "каубасны рок" ды "каубасны рок"?! Гэта ж ня музыка, а нейкі (з прыкрасцю) Шевчук". Хіба, ня ты?
Трэція заспявалі пра каханне. Ціто сцябуцца. I гэтае цалкам лягiчна. "Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!" Музыкi не "пра цеста", а тае, якая будзе, так бы мовiць, слабiць. Вунь, ён мяне зразумеу. Ну, як сродак супраць запору. Супрацьстауленне. Псiхатэрапеут, безумоуна, падцвердзiць.
Чацвертым натуральна трэба час, каб нешта выйшла з-пад пяра. Асэнсаваць, падабраць належныя словы. Асаблiва, калi ты звык выяуляць эмоцыi праз мэтафары ды гiпэрбалы. Не па-руску цi беларуску, па-эзопску.
Пятыя, ну, так, ня без дэпрэсii. Гэтым увогуле патрэбна вярнуць прытомнась, якую той-сёй страцiлi пасля мiнулага Новага году.

Дык можа, тое, што песьнi, кшталту КальЯну, патрэбныя - перабольшванне? Анi! Як доказ - ляпiсаускi "Грай", якi зрабiуся у пэуных колах амаль што нацыянальным гiмнам. Цi надта тая песьня удалая? Не, ня надта. Так, Мiхалок - хлопец-зух. Але папулярнасьць твора, далiбог, перавышае ягоную якасць. Папросту IНШАЙ НЯМА!

"Бляск ды галеча" гарадзенскага гурта, абодва вынiкаюць з тае сiтуацыi, што ён стауся ледзь не адзiным, як у дупе дзiрачка, хто выказвае свае й "пятай калёны" меркаваннi наконт навакольнага асяроддзя у прамых ды простых словах. У той час, як "чацвертая калёна" - нiчога не баiцца, нават свайго сумлення, й нiчым ня грэбуе, нават гауном на талерцы - выказваецца рэгулярна ды красамоуна. На самой справе КальЯн ня адзiны гэткi. Але адных, як магiлёускiя Глюкi, ужо няма, а йiншыя, як deVIAtion, "далёка". У сэнсе йiх зусiм ня чуваць. КальЯн трошкi чуваць. Ды аб ім таксама. Вось дарэчы - прыслухоуваемся ды каментуем.

- Алесь Дзянісаў - адзін зь нешматлікіх, хто проста і без надрыву можа прамовіць услых пра тое, што яму хочацца "блевануць на гэтую шэрую рахманасьць".
Камент: проста? Так. Без надрыву? Не. Надрываецца - здароу будзь! Гэтак і трэба - калі ня можаш не крычаць. А цікава было б паслухаць, каб нехта праспявау гэткае накшталт Дольніка. Злёгку нецвяроза й дастаткова мэлянхалічна.
- Адчуваеш, што выканаўцу баліць.
Камент: Так. Таму й йенчыць.

- У адрозьненьне ад братоў па крыві - гурта Deviation - "КальЯн" больш мэлядычны, а ў іх тэкстах больш драматызму.
Камент: некалi было так. Зараз не.
- "Антыпазытыў" - адзін з галоўных беларускіх рок-альбомаў 2011 году.
Камент: так? Ну, калi толькi на "бязптуш'i"...

- Напрашиваются параллели с земляками из Deviation, но "Кальян" звучат громче и музыкально мыслят несколько шире.
Камент: ня "напрашиваются", а "напрашивают". Грамчэй - не. Шырэйшыя - не!
- Коллектив не замыкается на быстром, отрывистом и громком, периодически выдавая панк-баллады со скрипкой.
- Увядзеньне скрыпкі ў агульную палітру гучаньня было зусім ня штучным. Да месца і па справе.
Камент: таму й апошняе "не", што саунд альбому даволі аднастайны. А тая скрыпка немаведама скуль бярэцца й немаведама куды знікае. Ды пакідае пытанне: "Што гэта было?!" Калi б яна прысутнiчала напрацягу усяго альбома, кшталту вiяланчэлi Тома Коры ува галанскiх The Ex, было б добра. Па-меншасьцi цiкава. А, як той эма казау, "одна слезинка - еще не смерть".

- У асобных месцах можна было б сыграць і крыху прасьцей, аднак тут свае няпісаныя для іншых стыляў правілы дыктуе менавіта сам стыль.
Камент: прасьцей? Так! Ня толькi можна, патрэбна было! Напрыклад, узяць прыклад з Глюкау:) Стыль дыхтуе? Не. Напрыклад, узяць прыклад з Глюкау:)

- Темы для песен - самые, что ни на есть социальные. Встречаются и ответы на вопрос "что делать?". Например, "Не выбірай - сам стварай сваё жыццё, сам стварай свой край".
Камент: сацыяльныя? Так. А "Не выбірай" - галоунае, што заспявалі К. на гэтым альбоме. Можа, самі ня зауважылі, што гэта значна больш шырока, чымсці ілекшнз.
- Песня "Гародня" ("Я абвяшчаю Гародню незалежнай") вполне может стать настоящим панк-гимном.
Камент: так. Амаль як спявау йіншы спявак з "чорнага спісу" - "Я объявляю свой дом безъядерной зоной!" (Бывай) здароу, Віктар Робертавіч.
Але ня гэтая песенька - сапраудны гiмн. А "Не выбірай", каб была крышачку больш папсовай, павінна была б зрабіцца сапраудным гімнам. Для кожнага свядомага гімнаста.

- Главная ценность альбома в запредельной эмоциональности. В эпоху, когда почти вся музыка стала слишком красивой, аккуратной и убаюкивающей, подобные агрессивные записи на злобу дня нужны как минимум в качестве отрезвляющей пощечины. Чтобы мы с вами не расслаблялись и не забывали, что такое рок в его изначальном понимании.
Камент: так. Але, хто увогуле яшчэ памятае, што гэта - рок? Хiба толькi палякi...
Так, аплявуха патрэбная. Але ня дзеля напамiна пра рок-спрадвечны. А дзеля напамiна, што няблага людзьмi звацца.

- "Кальян" змусіў пераканаць ў тым, што сапраўдны рок на Беларусі жывы і здольны даваць чаду па поўнай праграме.
Камент: не. "Сапраудны рок" крышачку йiншы. У "сапраудным" словы ЧУВАЦЬ. У адрозненне ад КальЯну, дзе 80 адсоткау губляецца у дыр-дыр. Увогуле: хочаш выказацца - бяры ня хардкор, а Offspring:)

- Песни для пятнадцатилетних пацанов и пацанок, отягощенных политической ситуацией в стране.
Камент: так? Не? Усё адносна. Павiнен жа нехта акрамя якой насты каменскiх спяваць для 15-гадовых. Можа, толькi гэта й варта - спяваць для 15-гадовых.
Па-другое, шчыра шкада, калi палітычнай сiтуацыяй у краiне "отягощены" толькi 15-гадовыя. А 40-гадовыя ("эксперты") - не. Дарэчы, чым яны у гэтым выпадку "отягощены"? Як ува Стругацкiх, злом?! Ааа, опытом, сыном ошибок трупных.

- В целом диск составляют композиции-однодневки.
Камент: можа й так. Але ж пап-музыка, у першую чаргу, зьява актуальная. Шкада, што тут з цягам часу большасьць на гэтае забылася. Ды крочыць тупалоба у Вечнасьць. Чаму тупалоба? Таму што пап-музыка - даволi цяжкi й дурны шлях да Вечнасцi. Заблытаны шлях. Ёсць значна прасцейшыя й правiльныя шляхi. Па-другое, гэта толькi падаецца, што нашыя музыкi твораць для Вечнасьцi. Гэта "фальшак". Ствараць для вечнасцi нельга! Можна, калi стварыу нешта... лепей гэтак - Нешта, ПАТРАПIЦЬ у Вечнасць. Ды й то наурад цi. Бо - нiхто мяне у адваротным не пераканае - вечных каштоунасцяу няма.
- Криэйтором? Это в переводе с английского - творцом?
- Творцы нам на йух не нужны! Криэйтором, криэйтором...
Вось менавiта гэтак. Няма нiчога вечнага з таго, што зрабiу чалавек.

- Гениальная муть и глупость.
Камент: так. Сапрауды. Гэтая фраза. Кшталту фразы йiншага "эксперта" пра "чумачечую весну" - "шизофренически красиво".
Хлопцы й дзяучаты ад пяра! Хопiць нам шызафрэнii й бяз вашых шызафрэнiй - уласнай ды навакольнай. Прыпынiцеся крышачку.

- Аполитичным нужно держаться от этой работы подальше: чревато расстройством психики.
Камент: так, трэба. Пытаньне: цi ёсць, што "расстраивать", - амаль рытарычнае. А цябе, чытач, крый Божа апынуцца хоць аднойчы побач з "апалiтычным". Бо невядома шчэ, што гэта, "апалiтычны", за пачвара? Мо зараза якая? Безумоуна зараза! Абавязкова хутчэй памыйся з мылам.

Каб урэшце неяк падсумаваць,
Добра, што ёсць гэткi КальЯн.
Шкада, што няма на гэтым месцы йiншага гурта, лепшага. Вось i даводзiцца слухаць Кино:)

@ ВСЕ АВТОРСКИЕ ПРАВА ЗАЩеку

* caveat emptor

Читать все главы эпического труда "666 альбомов белорусской судьбы" крышачку йiншы. У крышачку йiншы. У

666 альбомов белорусской судьбы. КальЯн - 2011 "Антыпазытыу" (Юрий Романов, Инфо-центр ЦЖР, июль 2012)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям