Воспоминания о будущем. Что принес нам "Диалог-2"

...Этого дня я ждал ровно год. С того самого мерзопакостного дня, когда, приехав в родной город, узнал, что "позавчера завершился первый в истории Могилева рок-фестиваль". Это было прискорбно. А уж вести о присутствии на сэйшене трех питерских и пяти московских команд добили меня окончательно и довели до такого состояния, что я небезуспешно попытался укусить собственный локоть. Что утешало, так это наличие в студии МКЦ приличных фонограмм и воспоминания очевидцев об этом, НЕСОМНЕННО, крупнейшем событии в рок-н-ролльной жизни республики. (Были и кое-какие невнятные упоминания о фестивале в консервативной молодежной (?) прессе. Даже "Магилеўская праўда" разродилась парой-тройкой критиццских замечаний). За бортом газетных публикаций остались и триумф ПОРТ-АРТУРА, на¬чавшего раскрутку именно с нашего “ДИАЛОГА”, и потрясающее внимание к непростой музыке СЕЗОНА ДОЖДЕЙ, и споры вокруг завернутого МАНГОМАНГО. Много воды утекло с тех пор через очистные сооружения "Лавсана". И вот в середине мая уже этого года взоры всего города – почему не всей республики? - вперились в самопальные афиши, которые буквально на каждом углу возвещали о втором пришествии "Диалога" на приднепровскую землю. Остается только поаплодировать упорству и настойчивости МКЦ "Улита", сметающим все бюрократические препоны на своем пути и в кратчайшие сроки при¬ведшим наш городок в число центров республиканского рок-н-ролла. А там и до Союза рукой подать??...

Сейчас, когда я царапаю этот материал, - "СИГАРЕТЫ И ЧАЙ НА ПОЛНОЧHЫX КУХНЯХ" - с момента торжественного прикрытия фестиваля минула неделя. Поэтому зацеплюсь за наиболее яркие пятна-воспоминания и не буду трепать вам и себе нервы мелочами. Если вы хотите освежить в памяти атмосферу этих трех дней, начиная со входа в ДК и фойе, смотрите "ОКОРОК" №1, репортаж с фестиваля Могилевского рок-клуба. Все было точно так же и еще круче. Кроме всего прочего, в фойе присутствовала стена "демократии", не дававшая, увы, информации о группах-участницах, как на "Диалоге-1", но дававшая возможность каждому желавшему выплеснуть все, что накипело и перекипело. И, конечно, Наташа Васильева (которая “ПОПС-ФОТО”) собственной персоной. Наташа - человек в питерском рок-клубе известный. Несомненно, она скрасила минуты ожидания ликами отечественных рок-звезд, а для особо страждущих – это я – кое-какими сплетнями из жизни второй столицы. Но о базарах с Наташей - в немузыкальных паузах, а перед тем, как перейти к его Величеству рок-н-роллу, пару слов о мини- и макси- разочарованиях, которые, впрочем, растворились в прочем, т.е. в плюсах. И именно поэтому им-то особое внимание.

Разочарование №1 (главное) - не прибыл НОЛЬ. Уверен, Федя здорово бы украсил эту грандиозную - по белорусским меркам - туссовку. Нужно оговориться, что МКЦ здесь абсолютно ни при чем: история с НОЛЕМ покрыта "лондонские туманом". Может, приоткроем завесу, если пригла¬сим Федю с сольными концертами? Могилев ждет Дядю Федора - сам слышал. Так что слово за МКЦ...

№2 - снова зажали "Динакорд” хотя и без него звук получился солидным, не говоря уж о клевой записи всех концертов. И все же, жаль.

№3 – ребята!!! Так дальше жить нельзя! Нам такой рок-н-ролл не нужен, как сказал бы необъятный Н.Н.Озеров. Срочно надо что-то делать со светом. Уж для такого-то форума просто необходимо расстараться. МКЦ чисто физически не может за всем поспеть. Давайте вместе думать. Свет-это же 40% кайфа!

И еще. Граждане и товарищи художники!!! Подвязывайте переносить на бумагу мечтания о пиве и вяленой рыбе! Фестивалю кровь из носу необходимы декорации (вспомните НАТЕ!). На фоне стандартного марлевого задника все это здорово смахивает на Синюю Птицу...

№4 - присутствие на сэйшене звезд рока не должно отменять участие молодых команд, типа ПОРТ-АРТУРА и ДИКТАТУРЫ. Совсем не помешала бы парочка банд из Свердловска, Харькова, Казани. Увы, не было на этот раз и москвичей. Где вы, ТУПЫЕ и Т-34, ПОГО и Э.С.Т.?? А может народ - и я в том числе - и впрямь зажрался? И все же не могу не сказать, что прошлый фестиваль был, судя по всему, продуман и подготовлен получше.

Так можно и растерять традиции... А теперь вспомним, какой же это все-таки был кайф - “Диалог-2”...

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Я ждал от сэйшена неожиданностей, и их принес первый же концерт. Сюрприз №1 - приезд питерской команды НАТЕ! Вы спросите, в чем же тут неожиданность, ведь они были заявлены в программе. А дело вот в чем. Буквально за три дня до фестиваля газетка “Московский Комсомолец” клятвенно уверяла, что 12-го мая НАТЕ! участвует в больших сборных концертах в столице. А учитывал то, что эту "солянку" снимало ТВ, не балующее группу своим вниманием, мои опасения станут для вас понятны. Тем ценнее то, что Слава прибыл, бросив крутые столичные дела, на наш фестиваль. Забегая вперед, скажу, что его участие стало (вкупе с КАЛИНОВЫМ МОСТОМ) главным украшением "Диалога”-89.

Первый концерт был во многом символическим. Открыл его Серега Попов со своим АЛИБИ, завоевавший наибольшее признание народа в прошлом году. Приятно было еще раз увидеть этого флегматичного, сросшегося на сцене со своей кепкой и робой рок-ветерана. Не будет преувеличением, если я скажу, что АЛИБИ просто-напросто пустило корни на Белой Руси. Я даже не берусь подсчитать, сколько же раз за этот год ребята выступали в нашей республике (только в Могилеве они были трижды). Особыми амбициями АЛИБИ не отличается, честно кует старый добрый рок-н-ролл, все так же чистенько и смело. Добавим к вышесказанному, что у Сергея всегда наготове ключик к сердцам народа, и уcпex группы на "Диалоге-2" станет очевиден, как троллейбусный талон. Но все же фаворитами на сей раз были не они. Слишком много было в зале кислых лиц. На мой дремучий взгляд, дело здесь совсем не в том, что новые песенки хуже прежних. Причины глубже. Во-первых, как я уже писал в №1 “ОКОРОКА", на "Диалоге-1” не было звезд первой величины (даже СЕЗОН ДОЖДЕЙ в Питере лишь №2 после ДЖУНГЛЕЙ). На фестивале-89 звезды были: и НАТЕ!, и КАЛИНОВ МОСТ, и ЦЕМEHT - это высший класс и море кайфа. Во-вторых, у лидеров этого года было то, чего не хватает АЛИБИ - оригинальность музыки, запоминающийся имидж, крутой саунд, свежие идеи. АЛИБИ же не изменилось. Их творчество осталось таким же лобовым и прямолинейным (хотя, "если опять", я хотел бы стрелять вместе с Серегой).

НА первом концерте произошло еше одно символическое событие - передача "приза зрительских симпатий" Славе Задерию и НАТЕ! (хотя въехали мы в это гораздо позже). Мне жаль, что приличная часть народа, да и жюри, увидела в шоу Задерия и Со только эпатаж, откровенную сексуальную направленность да пару маминых слов в текстах. Главное, по-моему, не в этом, а в том, что за прошедший год солидно изменилась наша психология. Если еще год назад путь к успеху у народа лежал через плевки в сторону вельможных "волг", "занятия онанизмом", "новых царей", когда мы все задыхались от нашей смелости (а с социальным роком в Белоруссии, повторюсь, пока туго); то на этот раз раскрепостилась сама публика, наше сознание. Мы, наконец, поняли, что мы не евнухи, не монахи, не стадо. Привыкли - или свыклись - с мыслью, что "там" совсем не так плохо, как нам долбили, а даже лучше; а у нас совсем не все так хорошо (и даже хуже). Посмотрели по сторонам и убедились, что и у нас еще кое-где имеет место этот чертов секс (что радостно, ибо означает, что еще не все потеряно). На собственной шкуре - слишком дорогой ценой – испытали, что интернационализм может обернуться национальной катастрофой; и на самом деле, "лучше секс, чем МХ” (явный девиз фестиваля). И, наконец, у всех у нас забрезжила надежда, что все действительно будет "так, как мы захотим", а не как ОНИ решат. И огромное спасибо НАТЕ!, которое поддержало нашу крепнущую надежду на близость настоящей свободы и напомнило, что есть таки еще любовь, и (как сказал кто-то из "великих") вершина ее - в постели (но не в канаве)! Концерты HATЕ! стали натуральным вызовом дремучему ханжеству и гимном свободе и любви. А наши впечатления – в меру "испорченности" каждого в отдельности...

ВПРОЧЕМ, кость мне в глотку, я совсем отвлёкся от музыки. А ведь вечерний концерт подарил нам новую встречу с клевым белорусским гуртом МРОЯ. Я впервые по-настоящему приторчал от их стод-рока (хотя и не пойму, чем же он так отличается от харда. Разве что беларускамоўными текстами?) В Новой программе минчан целая кипа боевиков. Это и "Война", и "ЗЯМЛЯ", и "ЗОНДЕРкаманда”, и, конечно,"Рок-музыкант". Когда б ребятам плюс ко всему еще хороший аппарат и возможность нормально репетировать – ох уж эти деятели с большой дороги нашей культуры - результат, думаю, был бы и покруче. Впрочем, и без этого стод-рок живет и развивается, что доказывает появление новополоцкой команды МЯСЦОВЫ ЧАС. Квитней, Беларусь!..

Удачным оказалось и наше знакомство с рижским рок-клубом в лице одного из самых ярких его представителей группы ЦЕМЕНТ (а не ЦЕМЕНТ, как упорно величал ребят многоуважатый председатель жюри). За плечами у Андрея Яхимовича и его товарищей успех на Подольске-87, где ЦЕМЕНТ так же, как и в Могилеве, покорил народ своим энтузиаз¬мом, фантазией и, бесспорно, классом игры. Неистребимый юмор Андрея, талант шоумена и страшной силы голос достали всех и каждого, и зал оттянулся от души. Кстати, Яхимович - не только душа ЦЕМЕНТА, но и президент рок-клуба, жизнь которого никогда не была особенно лег¬кой. Наверняка дикая энергия Андрея и его "стенопробивающий" сар¬казм оказывают заметное влияние на все латышское рок-движение. Хотелось бы познакомиться и с другими его представителями.

Все же добавлю в эту бочку меду и немного дегтя - в записи ЦЕМЕНТ теряет минимум 50% своей привлекательности. Музыка, хоть и хорошо сыграна, но простовата, тексты часто шершавые, и, мне показалось, что старые вещи – “Тундра", “Лесорубы","ПТУ-рвк" – все же посильнее новых. А может, я и ошибаюсь...

Разочарованием первого дня стало выступление любимого мной ПРОЕЗДА, который "ЗАПРЕЩЕН". Парни изрядно перемандражили, что и понятно: для них все пока впервые. Не заладилось с самого начала. 3вук был плоский и, что обиднее всего, ПРОЕЗД звучал хуже, чем месяц назад на сэйшене Могилевского рок-клуба. Светооператоры, вместо того, чтобы поддержать своих, явно отдыхали «снова скажу: “Тщательнее надо, ребятки”). Очевидны были ненакатанность программы, отсутствие движения. Радист распелся только к середине, и на фоне крутой-таки музыки снова вылезла в полный рост проблема вокала. И все же я бы не назвал выступление ребят неудачей. Большего, если честно, ждать пока просто наивно: еще доукомплектовывается состав (появление сакса - откровенно в кайф). Продолжаются - с миру по нитке - сборы своего аппарата. Поэтому меня несколько покоробила позиция некоторых "писателей на заборах", поторопившихся заклеймить ребят позором. Держался ПРОЕЗД в такой солидной компании солидно, кайфа не поломал. Подождем с полгодика, думаю, "проезды" себя еще покажут...

ДЕНЬ ВТОРОЙ

Утренний концерт порадовал еще раз выступлением ЦЕМЕНТА. Тому, кто не видел рижан на сцене, трудно представить, что представляет собой эта четверка. Казалось бы, ничего особенного ребята не делают: не падают на колени, не рвут на себе одежу, не онанируют микрофон. И вместе с тем в зале создается веселая непринужденная атмосфера рок-праздника. Барабанщик скрывается за своей установкой-крепостью, а все внимание приковано к трем его коллегам на авансцене и, в первую очередь, к гитаристу, вокалисту Андрею Яхимовичу. Анрэ - изумительныЙ франт-мен: в дамских брючках-трико в зелено-черную полосочку; с причесоном "а-ля московская красавица", с орлиным носом и тонкими губами,он чем-то напоминает Бой Джорджа периода КАЛЧЭ КЛАБ. (И в то же время не похож ни на кого). Он хрипит в микрофон что-нибудь типа "мой папа-алкоголик Булгакова читал".., причем создается впечатление, что вот-вот либо лопнут голосовые связки, либо вырубится микрофон. Ни того, ни другого не происходит, заводка, однако - колоссальная. Гитарист (солидный мужик лет 30-40, но ближе к последнему; в несерьезной полотняной кепочке, из под которой, как два уха пуделя, выбиваются химзавитые волосы) в это же время выделывает ногами неимоверные выкрутасы (иначе и не скажешь), не забывая при этом о своих прямых обязанностях, с которыми, надо сказать, справляется просто отменно. Басист напоминает товарища, только что ввалившегося на сцену из пивнухи и совершенно не понимающего, чего от него хотят все эти люди. Все вместе создает такую уморительную картину, что народ не только кричит и отбивает ладони, но и ржет, как настоящие строевые лошади. Веселье провоцирует и то, что поется, т.е. сам "репертуар", как будто взятый из ТВ-программы “Это было, было...". Кто бы мог подумать, что из "Надежды" можно слепить такой хит: "Надежда - наш компас земной. А песни - довольно одной. Нам всем – ОДНОЙ!.." Хотелось пообщаться с "цементовцами" подольше и покороче (т.е. переговорить), но - не судьба: ЦЕМЕНТ отбыл, так и не успев дать нам интервью. Жаль,… зато есть повод побеспокоить Андрея по телефону. Подождем…

В этом же концерте могилевчане имели возможность познакомиться с делегаткой от Одессы рок-трио КОШКИН ДОМ. Рок-клуб из столицы юмора и сатиры - такая же "табула раза" для нашего народа, как и рижский. Я слышал до этого пару команд - БАСТИОН, КРАТЕР - и даже не хочу разбирать их плюсы и минусы: одно слово – МЫЛО. А причина тут в том, что большинство одесских групп изначально поставили знак равенства между словами "рок" и "хэш-металл". Результат - на лице. Исходя из всего вышесказанного, КОШКИН ДОМ вызывал настороженность и любопытство. Мои опасения не оправдались - КД выглядел солидно. И состав (гитара, клавиши, барабаны), и музыка уводили во времена расцвета ЭЛП. С удивлением прочитал в "Рокси" (уже после "Диалога"), что вначале КД именовался КРОССВОРДОМ и как две капли воды был похож на КАРНАВАЛ-82 КУЗЬМИНА-БАРЫКИНА. Ай да Макс-лидер КД - вот это эволюция. Не меньшее удивление вызвал и тот факт, что ДОМ, как выяснилось, копает в ту же сторону, что и наш КОНВЕНТ. И у тех, и у других - психоделия, яркие вокалисты и упор на клавиши. И несмотря на то, что музыка у наших попроще, корни ее, по-моему, глубже. Простите за, может быть, неудачное сравнение, но я бы назвал музыку КОНВЕНТА "роком по-Бортнянскому", КД - "по Эмерсону". Хотя и то, и другое было в кайф, и искать параллели и проводить аналогии не хочется. Лучше просто сидеть и слушать. Тем более, что смотреть необязательно, да и не на что. (Разве что на зелено-блеклые максовы джинсы). К такой музыке нужен свет, лазеры, слайды. Увы, до всего этого пока далековато. Лучшая, на мой взгляд, композиция у Макса и КД - это "Пилигримы" на стихи некогда опального И.Бродского. Собственные поэтические изыски носят пока слишком большое влияние БГ, а особой внятностью не отличаются: "Это новый поток новостей принесла мне сталь...". КОНВЕНТ, по-моему, и здесь выигрывает: этакая средневековая философия с перестроечным уклоном. Проблемы - вечные, но, увы, не потерявшие остроты до сих пор. (Справедливости ради нужно заметить, что и КОНВЕНТУ необходимо подходить к текстам с большей тшательностью). Я не зря все время сравниваю КОШКИН ДОМ с КОНВЕНТОМ. Наши ребята открывали вечерний концерт и выступили удачно, подтвердив все теплые слова в свой адрес и поддержав марку юного рок-клуба. Приятно, что КОНВЕНТ не потерялся в компании знаменитостей. Приятно еще и потому, что выступление в утреннем концерте ОАЗИСА не стало, да и не могло стать откровением для "рок-н-ролльщиков и кайфовальщиков" (как величает музыкантов и фанов В.Рекшан - лидер легендарного САНКТ-ПЕТЕРБУРГА). "Настенная живопись" подтвердила мои слова о жуткой "похожести" ОАЗИСА, обвинив ребят в калькировании "скорпов" и “Уайтснек". Я бы, правда, сказал, что быть похожими на таких "китов" рока - совсем не плохо для начала. Хуже, повторюсь,что ОА пока похожи на добрых полсотни команд по эту сторону “железного занавеса". КОНВЕНТ же “близнецовым" синдромом не страдает. Еще раз я подивился клевейшему сочетанию – музон + тексты + вокал. Хотелось бы, чтобы на парней оборотило свое масляное око хотя бы одно "средство массовой информации". У меня, правда, вызывает опасение тот факт, что музыку ребятам пишет "человек со стороны": ведь рок-таки, в первую очередь, - авторская музыка. Может быть здесь внесет необходимую ясность разговор с самими участниками группы. Закончу же призывом: “КОНВЕНТ, ДАЕШЬ АЛЬБОМ!"

Затем людей еще раз порадовало АЛИБИ. И пусть это было не очень сложно и чересчур декларативно; и, может быть, старые вещи взаправду круче – пусть! Мелодии классные, голос олл райт, драйв на месте. АЛИБИ было на этот раз, увы, предсказуемо, но- в кайф...

Круче всех во второй день отыграли две команды. И, что просто здорово, так это то, что одна из них - ставшая едва ли не главной сенсацией фестиваля - наша. ПОСТОЯЛЫЙ ДВОР!!! Снова (как и месяц назад) на сцене властвовал Макар, явно бывший в этот вечер в ударе. Снова фаны из "группы поддержки" рыдали от умиления. Снова были "бурные и продолжительные". А Макар, потягивая некую жидкость из полбанки, извергал на публику море энергии и незрелые тексты. Не оттянуться могли только глухонемые или снобы. Нельзя не отметить уверенную поступь ДВОРА: второй! раз на сцене и уже -бесспорные лидеры рок-клуба из Могилев-сити. Что же будет, когда парни избавятся, наконец, от цитат из ДДТ и подрастут в плане техники?! Кстати, в число покоренных попало и жюри, едва не повесившее на шею ДВОРА лауреатскую медаль (в виде хрустальной вазы). Справедливость-таки восторжествовала, и лауреатами "макаровцы" не стали: все-таки вопросов по поводу программы ПД пока гораздо больше, чем ответов. Здесь и вторичность музыки, и пробелы в технике и общем "ансамблевом" звучании, и "сырость" текстов. Однако, приз "надежды", заработанный, фирмой "Макар и сыновья", фактически равноценен лауреатскому значку. Добавим к этому, что песенка "Эй, все пошло к чертям!" была объявлена суперхитом сэйшена и возопим, закатив глаза: "Браво,"постояльцы!” С юбилеем, однако ж, подождем, посмотрим, как белорусские фаны воспримут боевик ПД, участие которого в хит-параде радиостанции “БМ” подгадали аккурат к завершению "Диалога"...

За бурными восторгами по адресу ПОСТОЯЛОГО ДВОРА я едва не забыл о питерской группе ПРИИСК, что было бы очень обидно, ибо эти ребята подтвердили высокий класс невского рок-эшалона и тоже заработали хрустальную вазу. Я, если честно, ждал от ПРИИСКА металлического за¬боя: именно в таком духе они начинали в 85-м. Рад, что oбмaнулcя в своих ожиданиях. ПРИИСК, к слову, - типично питерская команда, что сказывается и в музыке, и в текстах, и в имидже вокалиста (неизменные кеды, широченные рабочие штаны и какая-то рванина на черноволосой груди). В музыке и манере исполнения - очень заметно влияние ТВ, хотя куда от этого денешься: сам Борзыкин не избежал в свое время влияния БГ, – с той лишь разницей, что "старатели" поменяли солирующую гитару на басовую да добавили сакс .Что еще роднит ТВ и ПРИИСК, так это довольно разумная дозировка "лирического" и "политического. Правда, у Борзыкина лирика вначале доминировала, затем - крутой поворот к социальности, когда Миша стал едва ли не самым ярым перестройщиком в Ленинграде; теперь, говорят, снова розовый розовый период, выражаясь языком "спецов по картинам”. (Интересный поворот! Неужто Борзыкин, покатавшись по ихним "зарубежьям", оторвался от улицы??! Было бы искренне жаль: рановато еще, вроде, мемуары писать...). Впрочем, речь-таки о ПРИИСКЕ. Так вот в его-то программе лирика и социальность уживаются очень мирно (за что группа может удостоиться упрека в недостатке крутизны…). Начав с супербоевика “Дедушка Ленин", попутешествовав вдоволь по ТВ-заморочкам, парни разрождаются тремя лирическими вещами, из которых мне лично в кайф пошла "Мы заключаем наш союз". К несомненном достоинствам ПРИИСКА нужно отнести поэтическую состоятельность и веселого юного басиста. Так что ваз не жалко! Не по¬боюсь заслужить упреки в старческом брюзжании, но главное, что на данный момент определяет творчество команды - это вторичность. На "Диалоге" ПРИИСК занял приличествовавшее ему место, но в присутствии "оригинала" (того же ТВ, к примеру) ребятам пришлось бы потесниться. К минусам группы я бы также отнес натянутость вещей, которая про¬истекает отнюдь не от богатства музыкального содержания: сыгранно, классно, но скупо; а от неумения кратко выражать свою мысль. Все же обычная поэзия изрядно отличается от рок-поэзии. Голос у вокалиста приятный, но, увы, небогатый, и в некоторых темах его просто-напросто не хватает…

Завершал второй день вновь Слава Задерий. Хочется остановиться на этом концерте подробнее, ибо он стал тем самым мини-скандалом, без которого не обходится ни одно подобное "мероприятие". Для тех, кто не в куpce, скажу, что кличка Славы - "Алиса" - дала название одной из самых крутых на настоящий момент команд страны. В Питере Задерий - человек с заслуженным авторитетом. Но с тех пор, как его и кинчевская дороги разбрелись окончательно, он находился в тени своего бывшего компаньона. Ну никак не удавалось НАТЕ! пробиться в "звездный городок". Три-четыре боевика – все, на что ребят хватало. И вот Могилев, фактически один из первых прогонов новой программы, которая – не по¬боюсь выступить в роли оракула – просто обречена на успех на пред¬стоящем в июне традиционном фестивале Ленинградского рок-клуба.

Знакомство с НАТЕ! начинается с задника-декора, размалеванного желто-красным в духе традиционного уже Пикассо с легким сексуальным уклоном. "Не бойся!" - вещает надпись на материи. Я бы назвал эти слова девизом группы: вся программа призывает именно к этому... Первая вещь уже в разгаре, когда из-за кулис, как чертик из табакерки, плавно выстреливает Слава, прикинутый в кофту, сшитую, судя по всему, из бабушкиной юбки; и начинает мэдленно извиваться перед микрофоном. Поначалу он здорово напоминает Кинчева, но… только поначалу. Костя красивее, жестче, энергичнее. Слава мягче, пластичнее. Кинчев - демон, Слава - мелкий бес (пользуясь сравнением Н.Тихоновой). Оба - классные шоумены, хотя профессионализм Кинчева - в том числе и как вокалиста - выше. Слава берет другим: озорством (уж извините!), свободой тела, свободой общения. Президент нашего рок-клуба (не знаю, сознательно ли, но очень удачно) окрестил НАТЕ! сексуально-политической группой. В но¬вой программе Славы есть пара удачных острых вещей: “Марш бюрократа", "Перестройка", "Конгресс по вопросам страха". Но погоду делают все же не они. Основа (выражаясь диаматерным языком – базис) - это вещи о любви к жизни и девушкам. Именно о любви, и эротика здесь как раз к месту. "Ох, уж эти девочки", "Кошке хочется спать", "Почему ты всегда говоришь мне нет" - вот он, стержень программы, хотя мне непонятен восторг наших фанаток, так как Слава поет эти песенки с изрядной долей сарказма. Али не хочется себя узнавать??.. Чуть в тени остались еще два боевика: "Я тебя любллю" (песня Саши Башлачева, в которой Слава лиричен безо всякой иронии) и "Кому какое дело…" (где он "по-спортивному" зол). Эта вещь сродни Борзыкинскому "оставьте меня в покое".

Апофеозом концерта стала более средняя вещица "Ведьма": благодаря импровизированному половому акту - так, кажется, в медицинской литературе? - за что фаны должны благодарить попутчицу КОШКИНОГО ДОМА. Сценка клево вписалась в программу. А что здесь такого? На киноэкране подобные сцены давно никого не шокируют, кроме, разве что бабулек, ответработников и учителей. В общем КРУТО, Слава. Могилев - с вами!.. Чтобы покончить с этим, добавлю, что лабали парни от души и не останови их, играли бы еще и еще. Приятно - так его и разэтак, - когда люди делают свое дело с удовольствием...

Агенство ОБС или тары-бары с Наташей

Этот диалог состоялся в фойе во время выступления наших гостей из ПНР, о которых ничего писать не буду, чтобы случайно не обвинили в антипольских настроениях.

Много интересного из рок-жизни Петрограда я почерпнул из "первых рук". Наташа еще хорошо помнит те недавние времена, когда за фотографирование фестиваля ее, заламывая ручки, засадили в заблеванную каме¬ру к двум проституткам. Впрочем, раньше у нас таких, кажется, не было. И спасло только вмешательство Тита (из АКВАРИУМА). Сегодня есть надежда, что это - уже история. По крайней мере, на "Диалоге" запах "ментола" практически не ощущался, а рокеров не только писали на пленку, но и
снимали на видик, что вызвало у Наташи слезы умиления.

Не так давно я узнал, что В. Цой женат (плохо мы знаем наших звездочек), поэтому меня слегка перекосило от удивления, когда услышал, что Витя уже успел освободиться от Марьяши и снова - вольная птица. Не меньшее удивление вызвал у меня и тот факт, что музыкантам в Питере живется, оказывается, совсем не сладко, не считая тех, конечно, кто уже выбился наверх. (Мы-то уверены, что у них - молочные реки и кисельные берега!) Тот же Цой жил в одной квартире с мамой, папой, бабушкой (которая теперь, вроде, перекочевала в дурдом),не считая жены. Факт, который вызвал бы у импортных звезд приступ истерического смеха. Тяжела ты, жизнь советского рок-н-рольщика, ведь многие и этого не имеют... С бытовых проблем разговор перескочил на финансовые. Наталья, знающая не по¬наслышке, что такое "голяк на базе", чужих денег не считает. Зато считает, что и наши ребята годами сидения в подвалах заслужили право на высокие гонорары. Я в этом вопросе с ней солидарен, но есь у меня и некоторое сомненьице. Где гарантия, что наши рок-звезды не заедут в дебри сытого мещанского болота, когда даже в сильный микроскоп не разглядеть той самой "патологической искренности", которая является едва ли не самой главной отличительной чертой нашего рок-движения? Вспомнив слова тов. О.И. Бендера о том, что "полную гарантию дает лишь страховой полис", смущенно опустим очи долу и дождемся-таки введения прогрессивного налогообложения. Попутно примем к сведению слова Майка: "Ребята, у меня сейчас всего хватает, но я стремлюсь к этому (к тому, о чем пою - прим. Ури)...

Нашлось в нашей беседе место и чисто музыкальным вещам. Так, например, выяснилось, что самая ходовая команда в Калининграде - любимая мной ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА Юры Рулева. (ПВ известна узкому кру¬гу широких рокнародных масс своими "операми" "Новое платье короля" (85 г.) и "Идеотека"Эпидемия" (86-й)). Нынче у одного из питерских фаворитов тяжелое время: группу снимают в кино аж на самом "Ленфильме"… Более-менee разъяснился и внезапный "качественный скачок"
НАТЕ! Слава в очередной раз ввел в бой свежие силы (гитариста и барабанщика), и последние месяцы ребята дружно сидели на своей базе, клепая программу. Остается надеяться, что новички приживутся в коллективе, тем более что Олег - крутой гитарист.

О многом мы успели переговорить. И о том, что в Питере идет погоня за дисками Саши Башлачева, которые свободно стоят у нас (или уже не стоят?); и о том, что "штатники" и другие уважаемые люди выкладывают сумасшедшие бабки за альбом Маккартни “Снова в СССР”; и о том, что килограмм сморчков (грибы - прим. Знатока) в Англии стоит столько же, сколько клевая гитара. Сподобился я и покопаться в Наташиной коллекции фотографий, где и Леня Федоров (гитарист АУКЦИОНА), и как в воду канувший Жора Ордановский (лидер легендарных РОССИЯН), и Свин (Андрей Панов - лидер АВТОМАТИЧЕСКОГО УДОВЛЕТВОРИТЕЛЯ); который, кстати, выступал в рок-клубе в одном концерте с ЮРАЯ ХИП. Много интересного в наташиной сумкe, однако "время есть, а денег нет..." Цены на лики наших рок-н-ролльных богов - не "божеские"! Впрочем, это - Наташин "хлеб", это - история рок-движения, это – радость, наконец. А за радость - если поверить АЛИБИ и собственному опыту - надо платить.
НО! Разговоры - хорошо, а рок-н-ролл – лучше! А посему переходим к

ДНЮ ТРЕТЬЕМУ

Народ, похоже, жил ожиданием “гала”: и утренний, и дневной концерты прошли при полупустом зале. Увы!!! Так как в этот день выступал КАЛИНОВ МОСТ, отсутствовавший на закрытии “Диалога”. Публике предоставлялась редчайшая возможность увидеть и услышать одного из лидеров русского рока. Своеобразие КМ оценили западногерманские бизнесмены, собирающиеся пригласить ребят с гастролями и записать их пластинку; а могилевская публика не соизволила "полюбопытствовать". Ну что ж, пеняйте на себя и кусайте локти...

Казалось бы, на сцене не происходит ничего сверхъестественного: две гитары, барабаны и Дима Ревякин у микрофона. Но вот Дима начинает петь… "Думали, что петь вечно будем, в низкой избе уподобимся Будде… Вышло наоборот". Дима то шепчет, то стонет, то рвет криком связки. “Ох, неуютно на родной земле..." В песнях МОСТА -боль, ненависть, страдание и (уж простите за высокий штиль) любовь-настоящая-к родине: кому на Руси жить хорошо... В музыке - старый хард, уводящий к корням (началу 70-х), в котором сквозят интонации ДООРЗ и… что-то неистребимо русское. "Сотый поцелуй не спасет от обиды. Точит путь соленая по скулам разбитым. Я хочу домой…" Слушаешь Диму и понимаешь, что жив рок-н-ролл. Наш родной сибирский, лапотный (не в обиду) рок-н-ролл. Жив и будет жить назло всяким "беловым", распутиным и лебедевым, прочим очень "памятливым" гражданам...

У КАЛИНОВА МОСТА все песни - хиты, и старые ("Пойдем со мной" "Честное слово"), и новые. (Наконец-то Ревякин избавился от сомнительных тем о "картавящих экранах”). Без сомнения, Дима – один из лучших наших рок-поэтов; он несет свои стихи к народу, как крест на Голгофу, поет, как в последний раз. Димины вещи чутко перекликаются с башлачевскими, но я надеюсь, что это сравнение не зайдет дальше чисто творческого (тьфу, тьфу, тьфу!). Как выяснилось позже, Ревякин очень неважно себя чувствовал, у него болело горло, и - как результат - отсутствие КМ на гала-концерте. Правда, сам Дима, загоревшись энтузиазмом зала, спел-таки длиннющую балладу - ко всеобщему восторгу - за что огромное ему спасибо. КАЛИНОВ МОСТ, по мнению многих, стал главным событием фестиваля...

Стоило бы, пожалуй, поумерить восторги, но сделать это отнюдь не так просто: в утреннем концерте выступало (выступала? выступал??) любимое могилевским народом ЗАРТИПО. Минчане отыграли на высоком уровне, с подъемом, наглядно продемонстрировав, что "и мы можем". Пиплз завелись, обрушили на команду настоящий шквал крика, свиста, топота и даже подпели "Чижика-пыжика". Довольны остались обе стороны, и, я думаю, никто не против, чтобы визиты ЗАРТИПО стали доброй традицией. Я также надеюсь, что на будущий год ребята привезут пару новых боевиков. (В этом году хитом стала песенка "Городская любовь/шуры-муры”). На этот раз я оценил по достоинству состоятельность Валеры как вокалиста, во что не въехал, слушая записи...

Конкурсную программу завершала еще одна могилевская команда БОМБЕЙ. В составе появился "живой" барабанщик, а народу было объявлено, что группа сыграет вещи "в хард-роковом ключе с небольшими лирическими вкраплениями". Выш-ло на-о-бо-рот! Хард-рок остался сбоку припеку. Я, конечно, снова оттянулся на солидном профессионализме ребят и на голосе Левы, а в остальном - смотрите ОКОРОК №1. Ничего хоть сколько-нибудь оригинального ни в музыке, ни в текстах я не заметил. Похоже, налицо отсутствие и того, и другого. А жаль...

Ну и, наконец, гала-концерт… Пятичасовой праздник рока, море кайфа! На этот раз зал был набит битком, люди стояли вдоль стен. Где ж вы раньше были, люди?!! Прямая трансляция концерта велась в видеозал. Вот это уровень!

Увы, на закрытии народ не увидел ни разухабистого ЦЕМЕНТА, ни КАЛИНОВА МОСТА, покинувших фестиваль, так что гала-концерт проходил без 50% лауреатов. В остальном же в этот вечер было все: и психоделические выверты КОШКИНОГО ДОМА и КОНВЕНТА, и визг по адресу АЛИБИ (когда весь зал, стоя, пел "Я пою не для них"), и балдежь от НАТЕ!, и зажженные спички и бенгальские огни во время исполнения МРОЕЙ их "змрочнага" хита "ЗЯМЛЯ". Перефразируя Серегу Попова, кто хотел сесть – сел, кто хотел встать – встал, кто хотел танцевать - танцевал, а также орали "БРАВО" и просто орали. А завершилось все торчком Макара "ЭЙ, все пошло к чертям!” Народ начал плясать на сцене, на чем, собственно, этот рок-марафон и закончился.

Итоги его, в целом, очень утешительные. Шутка ли, сразу пять! могилевских банд-участниц + два дипломанта + приз надежды ДВОРА. Растем, братцы, растем! И, чтобы окончательно подвести черту - МНО-О-ОГАЯ ЛЕЕ-Е-ЕТА молодежному культурному центру в целом и всем ребятам в частности, проделавшим для нас этот титанический труд. Отдельные слова благодарности Вите, очень СОЛИДНО смотревшемуся в роли ведущего. (При¬ятно также отметить, что "критика" ОКОРОКА №1, что называется, "до¬шла", и мы увидели на сцене президента Могилевского рок-клуба). ВСЕ. Надеюсь, до встречи на Диалоге-3"...

Воспоминания о будущем. Что принес нам "Диалог-2" (Юрий Романов, журнал ОКОРОК № 2, июнь 1989)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям