Страстная неделя

(традиционный рэкламный рЭПАрТАЖ)

Вступление


Всякая критика, увы, - это скучный финал того, что начиналось как ликование, как неуёмное желание кусать и скрежетать зубами от н а с л а ж д е н и я.
Хулио Кортасар «Преследователь»

Ну, строго говоря, совсем не неделя. Добрых полгода. Хотя суть то не в хронологии. Несмотря на то, что события (если позволительно их так называть) выстроены аккурат в хронологическом порядке. Просто однажды, листая журнал «Шпигель» (какой я умный и эрудированный!), вдруг совершенно отчётливо понял, из-за чего, собственно, ломал копья предыдущие пять лет. Подтолкнула небольшая, неглупая, но под завязку набитая пафосом (ну точь-в-точь я, когда меня, как Остапа, «несет») статейка-некролог о Курте Кобэйне. Приводились там слова из прощальной записки, призванные если не оправдать (кого? за что??), то объяснить, зачем лидеру «Нирваны» понадобилось палить в рот из дробовика, так что идентифицировать труп полиции пришлось по отпечаткам пальцев. (Кстати, поторопитесь оставить в вышеозначенном органе свои: случись что - и не опознают). Так вот, Курт написал абсолютно недвусмысленно, что «не может больше испытывать страсть», а посему процитировал Нила Янга – «уж лучше сгореть, чем увядать». Хотя может, последнюю цитату притянула его супруга Куртни, дабы поярче обставить, так сказать... Дело опять-таки не в этом, а в слове СТРАСТЬ. Несколько дней оно вертелось у меня в черепной коробке, благо место позволяет, пока не надоумило взять в руки четвёртый том. словаря В.И. Даля. Взял и вычитал, что «страсть - страдания, муки, ...душевная скорбь, тоска», также употребляется в значении «сознательно принимать на себя тяготы, мученичества». А кроме того – «душевный порыв, нравственная жажда, безотчетное влечение, необузданное, неразумное хотение». Далее следовало пространное объяснение: «Страсти человека отделены от разумного начала, подчинены ему, но вечно с ним враждуют и никакой меры не знают: всякая страсть слепа и безумна...» и так далее. Сами понимаете, прочитав такое, оставалось лишь сделать очевидный вывод: всё вышеизложенное в полном смысле соответствует моему пониманию того, что же такое Настоящий Рокенролл, и констатировать, выражаясь языком того же Даля, что именно и всенепременно Страсти в рокенролле взыскует моя мятущаяся душа, отметая безжалостно все бесстрастное и мелкое, отказывая «увяданию» в праве называться Рокенроллом, ставя на нем Тяжёлое Раскалённое Клеймо – «Попс»-с-с-ш-ш (горит палёная шкура, в воздухе амбре жжёной свиной щетины)...

Так и получилась, что нижеследующее (назвать ЭТО статьёй, материалом, репортажем язык не поворачивается) было поименовано «Страстная неделя» ( по Далю – «последняя неделя великого поста»). Что можно сказать по этому поводу? Да всё, что угодно. Язык он ведь без костей. Но, экономя журнальную площадь, на «всё» замахиваться не стану. То, что нам здесь, сидящим в Могилёве, приходится переживать великий пост - очевидно. Безрыбье, бесптичье, обезжиренность и обезвоженность. Можно, конечно, сколько угодно, растягивая губу, скалиться: «Сы-ыы-ыр!» или, стоя на коленях перед портретом Вишеса или Моррисона, заклинать шепотом: «Халва! Халва!!» Увы. Это «не сыр» - молоко… вообще всё скисло. Мясцо присутствует только в вяленом виде.


Былые и думы

ШАБАШу приснился шабаш! Новообразование Саши Суворовца РАСПИЛИЛ И ВЫБРОСИЛ, похоже, - не более чем расписной кувшин: гладенький и яркий снаружи, пустой - изнутри. ОБЩЕСТВО МЁРТВЫХ ПОЭТОВ приказало нам долго жить (спасибо ему), а возрождение Бори Штерна сколь-нибудь серьёзно обсуждать пока не приходилось. Боба Шышкин полностью (!?) реализовал свои устремления за один концерт па «Фестивале музменьшинств». ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ продолжает «хэппенинговые традиции» (цитирую С. Михалка), пытаясь окончательно превратить слово «хэппенинГОВые» в слово «хэппенинГОВЕННые»: вокал стал хуже, тексты скучнее, прежнее веселье нынче напоминает престарелого рыжего клоуна: не смешно, а больно. ЧИСТОЕ СЕРЕБРО, вынырнув из небытия, наводит на мысль, что денежка, полученная Иудой от Каиафы — тоже «серебро». Скучно. НЕЙРО ДЮБЕЛЬ одни из немногих, кто честно рубится на своей территории, в чем заключается и главный недостаток: только на своей, как будто боится сделать попытку вырваться за привычные рамки («Попытка - нэ пьггка! Нэ так ли, таварыщ Берия?»). ЭДГАР ПО начисто исчез из виду, начиная с января прошлого года, и говорить о том, что «пациент скорее жив, чем мертв», позволяют только бродящие слухи о записи двух новых альбомов. МАМА ДАЛА БАНКУ из разряда лидеров переходит в другой разряд: «самых незаметных групп». Поэтому стоит воздержаться от оценок. Хотя общение различных людей с «чеширским котом» местечкового андеграунда Ролловым в последнее время наводит на мысль, что, переехав в Минск, он либо вот-вот превратится в «кота» (фенечки, модная музыка), либо уж больно он «чеширский» (маска оригинальности тоже ведь способна превратиться в мурло)... Что, никого не забыл?


Здравствуй, племя младое.

Витебская ПУНКция греет душу... мыслью, точнее надеждой, что «это будет очень круто». Понадеемся вместе. Что ещё остаётся. Гомельские МЁРТВЫЕ ЛЕЙКОЦИТЫ, выпустив альбом, выхода коего, впрочем, никто не заметил, «творят в стол». Мозырский «В.И.Ч», по всей видимости, уже стал достоянием истории, так и не успев стать «чем-либо». Бобруйский БОБ-ТАУН назвать молодой группой – значит, оскорбить... ладно, здесь я забегаю вперед. Воздержусь и от болтовни о могилевском МЕСТЕ РАСПРОДАЖИ ИЛЛЮЗИЙ – успеется... Можно, конечно, продолжать в том же духе, но главное-то я себе (!) уже доказал - Пост. Усугубляющийся еще и тем, что кроме всенароднолюбимых Янки, Ники, Сили, Неумоева, Летова никакого свежего дуновения в том, что называется «Русский рокенролл» не ощущается. «Русский прорыв» - ощущается (чувствуете, пахнет?), а «Русский рок» - нет-с.

ПОНЕДЕЛЬНИК Витебск, ВЕЛЬД, ЭДГАР

Нестор Иванович Махно — личность культовая. Для большинства его имя ассоциируется с советским кинофильмом «Александр Пархоменко» или с ещё более мифическим шефом его службы безопасности Лёвой Задовым , воспетым А.Толстым (помните : «Я Лёва Задов, со мной брехать не надо!... У мине балакають!»). А в одной анархистской газетке - о том, как Нестор Иванович пришёл к гуляйпольским деткам на Новогоднюю ёлку: если поменять «Нестор Иванович» на «Владимир Ильич», ничего не изменится: тот же добрый взгляд с мудрым и чуточку лукавым прищуром, та же трогательная забота о детстве босозадом ... Махно - это даже не миф. Это - Великая Анархистская Мечта, наподобие В.Американской.

Проще говоря, где бы какое бы разгильдяйство не намечалось, обязательно всплывёт Махно, подтверждая официозное мнение, что «анархия» и «хаос» - близнецы-братья. И ну их к матери-истории... Я с этим не согласен, ну и что?

Вот и этот праздничек назывался «Махно- шоу»... Когда-то Костя Уваров написал, что «ждать Летова - уже стало традицией».Летова дождались! Теперь у нас традиция ждать «Эдгар По». Только не верьте, если узнали об их приезде от одного из них. Лучше, если «опросили» всех и услышали единодушное решительное «Да!» Но еще лучше увидеть их глазами, потрогать руками — приехавших. В этот раз случились серьёзные проблемы у Остапа (может с «ляхами» а, Андрий?) ... Макс, Оззи и Дэс в «отчетный период» из ПУНКции (первого) реинкарнировались в ВЕЛЬД (второго), заиграв нечто среднее между хардкором (первого) и дэс-металл (второго), с вокалом первого и текстами ... обоих. А почему бы и нет, Леня?! Вклад Макса — «истеричность падучей» (редкий пример просто классного, сшибающего крышу франтмэна - вокалиста). Вклад Оззи — неандертальская мрачность, красивая басуха, цельнобетонная уверенность и солидность... Хотя те давешние могилёвские «десять минут, которые, схватив за шиворот, потрясли мой внутренний мир»...

Кем-то когда-то уже отмечалась страсть всяческих инструменталистов бороться за приставку «мульти». То ли динамичный Кузя так на всех повлиял, то ли от неудовлетворенности окружающей действительностью, то ли со скуки. Гитаристы, устав барабанить по струнам, садятся запиливать на барабанах. В нашем случае речь - о Саше Суворовце, который по причине недоезда значительной части «Распилил и выбросил» перепел – перепилил – перестучал вначале с «Цветами» всю их программу, потом вообще всё, что на память пришло: надо ж было растянуть «махновщину» хотя бы часа на полтора...

ЦВЕТЫ: как и положено, растут (это раз); гитарист Лёша обрился налысо, возможно, по причине отсутствия присутствия Лысого на басу, чтобы не нарушать сложившийся имидж, а также быть поближе к космосу (это два); трогательные буратинистые шапочки-кисточки уступили место береткам: Леше - чёрненькая, вокалисту - беленькая, отчего он сразу стал смахивать на псевдоголубкинскую Зою Синицкую из «Золотого телёнка» (это три).

Несколько индивидов из категории «мОлодежь и пОдростки» приняла вокалиста — видимо сослепу — за Роттена, а себя — за лондонских панков и устроила продолжительное плевание, покушаясь на самое святое — лицо группы. Попали. Получили достойный отпор: вокалист пинал их ногами и органично, не нарушая музыкального строя, добрую минуту выпевал: «Пошли nahuj со сцены!...» Неплохо выпевал. И не только эту ключевую фразу, но и всё остальное... Вообще, ЦВЕТЫ имеют тенденцию к превращению в Минске в культовую группу. Что и смущает. Очень...

ВТОРНИК Орша, фэст

Позволю себе задержать ваше внимание. У Виталика свет-Злыдня есть теория: дескать, в черепной коробке нет никаких таких мозгов, а установлены там маленькие катушечки, на которые намотаны волосы. Человек живет - волосы растут - это катушки раскручиваются. Пока однажды утром (вечером или в обед, кому как повезёт) волос на катушке не заканчивается. И поскольку длина каждого волоса в отдельности колеблется, начинается процесс превращения этого сфероида в глобус.

…Теперь вы думаете, что мой рассказ - история несчастного облысения? Нет! Или, может, это история о том, как беременная рокенроллом белорусская почва то и дело разрождается очередным фестивалем? Увы, вам, увы!

Это рассказ о пагубности пристрастия Джека и его тогдашней подруги к всяческим дурманам, начавшийся через пять минут по прибытии в ДК, продолжившийся через семь (!!!) в ближайшем отделении милиции, и благополучно закончившийся к трём часам пополудни следующего дня. Подробнее останавливаться не имеет смысла, ибо происходившее уже досконально описано в достаточно известной песне: «Только прилетели - сразу сели, выбрали укромный уголок».

Вопрос: «Где же были мозги Джека?» отметается автором с негодованием, ибо означает, что читатель невнимательно ознакомился с теорией Злыдня. Лишним доказательством все той же теории может служить приключившийся в отделении триалог с участием пострадавшего и отделенцев.

Они (указывая на вполне определённое вещество) – «Это у тебя анаша?!» Он: «Не-е-т...». Они же: «Да нет, откуда у него анаша, это конопля». Вновь они: «А может, это гашиш?» Он: «Не-е-т…». Ещё раз они «А что?» Он: «Семена-а-а...». Снова они: «А-а-а, понятно...». Запись в протоколе: «У задержанного обнаружена трава с семенами». Которая, кстати, при освобождении потерпевшему была возвращена...

В промежутке между входом и выходом Джека местная достопримечательность «ПАНИ ХИДА», бывшая, по мнению местного населения, хороша, и питерский ФРОНТ (также любимый зрителями нью-Йорши), единственным достоинством которого была страшненькая, но ужасно непосредственная, а оттого милая барабанщица, опосля пившая водку из горла и проповедовавшая свободу секса (впрочем, лишь теоретически...).

Упомяну об отсутствии питерских «Опасных соседей» (что в ни малой степени не расстроило), а также минского Нейро-Дюбеля (о чём скорблю).

Явился из Минска - дюбель-не-дюбель, гвоздик - Макс Ивашин: пописать и помочь - помешать своими клавишами бобруйским товарищам. Последних некогда совершенно заслуженно обосрал «Окорок». Нет, тут мне самое время «поздравить себя соврамши», ибо из той группы - (ДУБЛИН) в БОБ-ТАУНе остался один вокалист Володя Рудик. Бобруйчане помнят, но особых претензий не предъявляют. И правильно! Ибо... ибо...

Рудик порадовал лужёной в хорошем смысле глоткой, подвижностью, «корневой» шестидесятнической музыкой и трусами цветов растаманского флага, мило выглядывавшими из расстёгнутых, постоянно норовивших сползти ниже колен латаных джинсов. Группа отличалась двумя дамами - ладненькой басисткой в светлом пиджаке и бэк-вокалисткой (на голове которой по странной бобруйской моде сидел кожаный картуз) с джазовым диапазоном голоса, смущавшейся, когда Рудик пытался возложить своё чело на ея колена...

Видите, как я увлекся, воспевая БОБ-ТАУН. Неудивительно: в ДК Льнокомбината впервые за два дня запахло не льном, водкой или мочой, а нормальным рокенрольным духом.

Далее воспоследуют чисто могилевские разборки, разбавленные младенческо-подростковым нью-йОршанским УКВ. УКВ? Очень просится на язык тривиальное: «Ну, что хорошего можно сказать об УКВ?.. Вот, пожалуй, и всё!» Таки и нет! Можно! Например, что мальчики ну очень молоды. Или что их очень любят местные подростки-тинэйджеры. Ещё они очень весёлые. А главное их достоинство, что иногда они даже похожи на «Кьюз» (!!!).

Могилевское МЕСТО РАСПРОДАЖИ ИЛЛЮЗИЙ совершило первую вылазку из родных пенатов. Настолько удачно, что после стирало с волосатого торса Гребы пот, губную помаду и слёзы умиления. Третий в истории концерт стал одновременно премьерой новой программы. Отрадно, что именно новой! Сэм отличился коронной нынче фразой: «Я – пидор, у меня струна порвалась!» Благо гитару ему-таки дали, хотя хозяин её особой радости по данному поводу не высказал. С самого начала наш гитарный Паганини умудрился разругаться со всем залом, нарываясь на изрядную pisdjulju, которая, полагаю, не заставила бы себя ждать, когда бы не неожиданная помощь одного из коллег, который сказал примерно следующее: «Да чё вы, мужики?! Чуваки играют клеевую музыку, поддержать их надо!» (что неожиданно подействовало). К слову сказать, злость МеРаИловцев была отнюдь не беспочвенной (завёлся даже обычно флегматично басящий Белка) и ярче всего выражается послеконцертными словами последнего: «Никогда не видел, чтобы на сцене столько мониторов и чтобы ничего не звучало!» С трудом удалось вывести что-то в барабанный. В остальном всё напоминало выступления Миколки Джагермана соКАМНИки, когда тот начинал концерт уроном (от слова «ронять») всех мониторов, а дальше – по наитию.

Ещё пару слов. Первое: Сэм ёрзал по струнам пивной бутылкой и периодически порывался за тем же дорваться до микрофонной стойки, что удавалось не очень. Второе: Грёба бился в «пляске святого Витта», падал и полз к правому порталу, как защитники брестской крепости «за водой к Муховцу», а текста нашаманил столько, что заговорил присутствующим зубы, рожу, снял порчу, сглаз, а у некоторых присутствующих даже исчез шов, находившийся в том самом месте, где его поместила мать природа; третье: заключительная 12-ти минутная (бывает и дольше) вещь совсем посрывала крыши. Было очень похоже на кузнечный пресс (ритм-секция) под визг лесопилки (гитара), сквозь которые пробивалось хрипение-бормотание вконец испорченного робота-поэта Вертера (вокал). Четвёртое: виттовские конвульсии Гребы перебросились на Джека-Злыдня-Дэна, в действо неожиданно вмешались два шкафообразных представителя местных фанатов из милицейского лагеря. И это выглядело уже настолько фантастично, что окончательно довершило очень губительное доорзоподобие и вызвало массу подозрительно-восторженых вопросов, типа: «Где вы.нашли таких «ментов»? Вы это специально, да?!»

Если вы решили, что я слишком много внимания уделил МеРаИлу, то, во-первых, вы - правы! А во-вторых, вышеописанное выступление было, с одной стороны, самым Живым в «страстной вторник», а с другой - стало своеобразным рождением группы в новой ипостаси, возведя МЕСТО... в ранг «одна из».

О заканчивавших питерцах – что-то там, связанное с гоблинами – не хочется. А о предшествовавшей «нашей» банде РЕВОЛЬВЕР (бывш. Конвент) – «либо хорошо, либо ничего».

СРЕДА. Москва, фэст «Индюки-94»

От ДК Бронетанковой академии, мурлыкая «Броня крепка, и танки наши быстры...», мы брели по какой-то набережной. В небе, как любят писать в газетах, расцветали бутоны салюта. Причём в шести местах сразу. Спросили: «А что за праздник?» Услышали: «Да, свадьба у кого-то»... Одно слово: Москва. В Беларуси так не палят даже в День Победы. Средств не хватает.

Ещё одна традиция: поезда из Москвы отправляются в сторону «майго роднага кута» либо слишком рано, либо слишком поздно. Как следствие, ни одно действо, на котором присутствуешь, не заканчивается само по себе. То есть оно-то заканчивается, только уже без тебя ...

Частое посматривание на часы не могло ни остановить время, ни ускорить настройку ДОБРОЛЁТа. Кстати, хватило б и настройки. Так что АУКЦЫОН остаётся за кадром.
ЯДЕРНЫЙ ЛОСЬ на самом деле NUCLEAR LOCЬ, но - думаю - в типографии сложности с иностранными буквами. «ЯДЕРНЫЙ» сразу трансформируется в «ядрёный». Это еще до выхода на сцену. А после: бритая голова, тёмный балахон с капюшоном и белыми завязочками, полтора центнера весу (живого) ... угадайте кто? Вокалист? Неправильно! Клавишник? Тоже не угадали!! Это и вокалист, и клавишник!!! Остальные подкачали. Но только в смысле имиджа. Лось с микрофоном скакал и ревел, как раненый (не скажу куда). Какая ж ядрёная, то есть ядерная сила в таком хрупком ново-сибирском теле. Ахтунг, Третья Мировая - в нашем подвале! Очень логично, что играли в домике бронетанковой академии: Курская дуга с поправкой на полсотни лет... Очень понравились скинхэдам и прочим фашистам. Ядрёные Мюллеры! Так издеваться на старыми больными людьми: барабанные перепонки в дырах, задница в пене, голос только внутренний (другого не слышно). Гады! Снимаю шляпу: отличная группа.

Пресс-конференция. «Мы вообще-то думали, что никого не будет, - вздыхает Гурьев, - но раз вы пришли...». «Ученики» расположились на дециметровом сегменте сценки в фойе, «учителя» — их трое: «комендант» А. Кушнир, «политрук» С. Гурьев и «завхоз» — стоят перед нами. Нам гораздо уютнее: мы припёрты к стенке. Им беспризорнее, за их спинами пустота холла, упирающаяся в клозеты. Что волнует учеников? Егор Летов... (Гурьев: «С моей точки зрения, Летов в творческом отношении больше не интересен. Инструкция По Выживанию — наоборот ... Что касается каких-то политических вещей, то я считаю, что если у русского национального государства появится хотя бы шанс на существование, будет кровь, потому как образоваться ему не дадут. Потому будет лучше, если такого шанса у него не возникнет вовсе».) …участие группы ТЕЛЕВИЗОР… (Кушнир: «Если АЛИСУ, к примеру, полгода продержать взаперти, никаких клипов, концертов, интервью, а потом выпустить играть на зал в триста человек, будет потрясающий концерт по энергетике. Я считаю, что у ТЕЛЕВИЗОРа вчера был лучший концерт в истории, потрясающая энергия».) …атмосфера на фестивале… (слово предоставляется патриарху Валерию Мурзину: «Чтобы была атмосфера, мы сами должны приходить на фестиваль не водки попить, не потусоваться, а музыку слушать – во-первых. А все остальное уже потом».) …якобы всеядность фестиваля… (одни - отказывают группам типа ТЕЛЕВИЗОРа, АУКЦыОНа, НОГУ СВЕЛО, НАРОДНОГО ОПОЛЧЕНИЯ в праве на андеграунд, другие призывают приглашать только группы типа пермской ПАГОДЫ, третьи озабочены - озадачены присутствием (вариант — малым присутствием) панк-крыла) …почему на фестиваль не попали следующие группы… (далее - список на десяти страницах) …Кушнир и «завхоз» парируют выпады, колют... «Туше! Туше!!» Всеобщее удовлетворение.

НИК РОК-Н-РОЛЛ в Москве проездом. Из Вавилона в Киев и обратно. Почему «Вавилон»? Зачем «Вавилон»? А потому, что раньше «клинило башню», а теперь мы её строим. А? Вот он меня понял: не вверх, не в сторону, через рот, то есть голову... Пять минут пре-сти-ди-жи- та-ция. Остальное - гипноз. Снимает белую сорочку. Надевает белую сорочку. Снимает белую (потную) сорочку. На… ах, никак в рукав не попадёт… вот! Надевает белую сорочку. Снимает белую сорочку. Поглаживает живот: выше – ниже - выше - еще ниже. Ну, членом об пол! Нет, уф-ф-ф... А как поёт! Нет, серьёзно. И где он так научился? Это вам не на Гауе лет десять назад: «Идёт-коммунист... Дрочу — и нет коммуниста... Идёт пацифист... Дрочу — и нет пацифиста ...». НИК — газете «ЭНск»: «Я хочу быть профессионалом!» Уже.

РАЗНЫЕ ЛЮДИ без Чижа. Уж слишком они с Чернецким разные люди. И нечего им в одной куче делать, а то замучается ленту перематывать: одному — «Черный-ворон», другому, — «Сенсимилья»... С Сашей группа — органична, агрессивна, традиционна. Тексты — так себе. Энергии — на сорок «шевчуков».

Чернецкий — график, архитектор, скульптор... А Чиж — мальчик с мольбертом...

ГЛАЗА из Черноморска — это тот же ГОГЕН. Только в профиль. Профиль Д. Гнедышева. Форма — черная рубашка. Ника Кэйва? Тяжёлый народный шансон. Всемирная история. XX век. Франция. Песенка «Пари» (Paris?) Пари, что гогеновские «Время росы» и «Последняя четверть луны» лучше?... Есть такой термин — «поэтическое кафе». А на
гитаре — Моня Артиллерист. А «первый гражданин Черноморска» Александр Иваныч Корейко — давно на лазурном берегу… Дима, а не вернуться ли вам в Арбатов к хозяевам гуся? Самое время.

ФОМА уже не тот черный лебедь (свон), что был некогда, каким я его не помню. Я его так ждал, а электронные барабаны — не стучат. А романсы — они чудно идут под фоно вечерком, при свечах, с милой барышней... «Ах, белая акация, цветы эмиграции...». Тут — водка, трава, панки, два часа дня...

НОГУ СВЕЛО настолько явно, что окромя «Хара мамбуру» остальное навевает о стареньком самолетике, завязанном суперавангардистом 70-х «мертвым» узлом.

ХЛАМКИН ЕДЕТ В ИЗРАИЛЪ, захватив па борт таинственную рижскую легенду ВАЛЕРА, ЭТО РИСК!(т.н. засадной полк Одиссея - организаторов в троянском коне «Индюков») в очередной раз перепутал Стену плача с кремлевской стеной. Честно: легенда не стала менее таинственной. ХЛАМКИН, которого повадились называть «томвзйтсообразным рэгги» либо «рэггиобразным вэйтсом», сплел присутствующих в единую пляшущую массу, разрываемую молниями — криками Кушнира: «Ласточку давай!!!» «Ласточку» дали. ХЕВИ (аббревиатура названия группы) явно удивляет массовым весельем, которое преследует Карла сотоварищи: то ли андеграунд истосковался по сверхцивилизованной кокетливой и слегка ненатуральной музыке, то ли в восторге от самого факта, что прибалты вообще что-то могут делать с долей улыбки и юмора, то ли побивший все рекорды модности Том Вэйтс подвизается ТАМ в роли диджея типа Лики Стар.

МЫНУЛА ЮНЬ, начавшая свое тиранозаврее шествие по городам и весям аккурат с нашего Могилева (с подачи Кушнира) своим «гуцульским народным хардкором» (определение Гурьева, ему и отдуваться) способна своротить даже бронетанковую башню, что уж говорить о прочих. В Могилеве я их не просек — занят был. На записи я их не просек — может, конечно, дело в ушах, но я склонен винить магнитофон и качество записи попеременно. На «Индюках» снаряд ивано-франковских «гарних хлопцив» Товарища М. чавкнул мне куда-то в Александровский район («Разрывная!» — раскинул мозгами Штирлиц). Какой, однако, мощью отличались тиранозавры! Добре, что не все «вмерлы». Может потому, что Ивано-Франковск гораздо южнее Могилева?

АККЛЮЗИЯ иногда напоминала заявленный рэгги, вызывала грусть, замыкая «индюшиный» тройственный союз КОТ — Джа Дивижн — ...; объяснила скользко-туманное словечко «разогрев»... И вообще я пиво пил.

К нам с Сантимом («Мы пахали», — сказала муха) подбрел юный стильно нечесанный - неопрятный фан РЕЗЕРВАЦИИ: «Сантим, че ты не спел, как договаривались, «Россия - для русских, Москва - для москвичей!» ??? «Я же говорил: ничего такого я петь не буду!» — в голосе Сантима звякает металл совсем не дешевого свойства. Юнец кивает. Стороны расходятся полностью довольные собой. Что странно. Как минимум наполовину...

НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ вывело (кроме Алекса Оголтелого) Игоря Черидника (экс-АУКЦыОН) на барабанах, памятного многим АУшно-свинского Ослик-а и Гриню Сологуба (СТРАННЫЕ ИГРЫ, ИГРЫ, и еще, и еще, а ноне: «Мы с Витьком - братом - сейчас играем хардкор. Не-е-е,слушать это скучно, невозможно просто. Но играть так прикольно: люди какие-то со сцены в зал прыгают»…) на гитаре. «Этому мужчине осталось до смерти два раза поссать», — мой друг-коллега-попутчик о Грине. «Уй-уй, какие мы крутые!!...» — это уже после фразы Алекса о том, что в их музыку врубаются только те, «кто употребляет кислоту и грибы». Предлагается немудреный рецепт для любителей оных: берешь (для цвету) вязанку сушеных мухоморов, например, заливаешь бутылкой уксуса (конц.), ночь выдерживаешь(если не выдерживаешь, то можно прямо через несколько минут) — есть большой деревянной ложкой. На здоровье! А Алекс впоследствии поминал о грибах и кислоте после каждой песни, чем в конце концов проел плешь даже тем, у кого волосы намертво приварены к голове... Однако, справедливости ради, правда: песни Свина и Алекса Оголтелого («А кошка крикнет «Мяу!»,а собачка — «Гау!», я отвечу — «ГауМ») можно воспринимать только во вполне конкретных состояниях. Правда, различных.

КАКЪ — саратовское открытие все того же Кушнира — напрочь подкосило последнего, убедив его же в тупости и поверхностности собравшихся, в числе которых — и ваш покорный. Не прочувствовали мы в какерах — роллингстоунзах той исключительной силы эротических флюидов, о которых вещал Саша. Правда, вокалист — взаправду похожий на Джеггера — бился как 28 тех и других панфиловцев сразу, но, как откровенно и небеспричинно бросила Т.А.Нюха: «Если в нем есть эротика, то я —фригидная женщина!» Потом, правда, неоднократно утверждавшая и подтверждавшая, что так оно и есть.

ТЕПЛАЯ ТРАССА — очень светлое пятнышко духа в огромном мясном котле. Проще всего сказать, что это барнаульский сплав Летова и Ревякина, что одновременно и достаточно оскорбительно (?) и не соответствует действительности. Полностью подтверждает давний тезис Гурьева о том, что лидеры нашего экзистенциального андеграунда не в ладах с техникой, но с лихвой окупают сие душевной потенцией. Записи ТТ не отражают и пятой доли того, что клубится со сцены. Очень-очень... Хоть и кольнула предательская иголочка-мыслишка, что свято место пусто не бывает, в том числе и летовское. А победителей, по их же броским словам, «не судят, победителей калечат».

РЕЗЕРВАЦИЯ ЗДЕСЬ за два года прошагала - где с потом, где с кровью - нелегкий путь из «местноизвестной» в «культовые». Добрав попутно басиста Колю и барабанщика Олега (который, говорят, шоумэнил в М-ТВИСТЕРе, покуда не запанковал, хе —хе) до полновесного квартета, выдавливают прямиком из нутра уже не только рокенролл-действо, но и рокенролл-музыку (см. Могилев, Москва, Тверь). Сантим оказался способен на строгое руководство, а Дима Даун на необходимое в иных случаях воздержание, и все разом - на репетиции. Кроме того, опровергая устоявшееся мнение, Илья родил к «Индюкам» две с половиной новые песни, одна из которых смело сойдет на девиз очередному барону - либо баронству - от андеграунда: «В этой jobanoj стране анархия не катит!» Поддерживая имидж фана ФК «Динамо» (Столица) — Сантим: «Меня музыка не интересует, я футболом увлекаюсь» — развешивал на микрофонной стойке шарфики родных цветов, успевая не только петь, но и отбиваться от реплик «Спартак—чемпион!» фразами типа «А мы возьмем кубок!» Последнего, как известно, не случилось…

…РЕЗЕРВАЦИЯ начала с заявления, что играет только панк и только и исключительно для панков, а все остальные смело могут пойти пописать (вторая часть фразы — авторский оборот, дань страсти украшательства). Что частично и было исполнено, но не смогло помешать десятку пОдростков, мнящих себя панками, бля, тянуться к потолку с «Неil'ем», нестройно подбадривая себя (трудно напугать ежика голой жопой!) ломким от мутации: «Россия — для русских» (а Америка — для американских!). Сантим слишком умен — благого порыва не поддержал... В целом: лез в глаза Абсолютный Прораб, увещевающий Юношу, Обдумывающего Житье: «Любуую р-работу нада делать с душом!» Увы, увы...

ТЕЛЕВИЗОР — как тот шпионский «Сатурн» — почти не виден. Многие и вовсе успели о нем позабыть. «Эй, моряк, не слишком ль долго плавал (по чужим морям, прудам, ручьям)??» Пока не напомнила программа «А —а». И вот: «Европа фальшива, но это ничего не значит…». А раньше-то Борзыкин пел «красива». Теперь последний эпитет сопровождает лишь строчку «Моя страна». Пррравильно! Как там: «Когда, постранствовав, воротишься…». А вот что «не значит», так он, пожалуй, и не прав… Впрочем, и это ничего не значит. А было, значит, здорово. Вот давеча на «Играх доброй воли» фиделькастровский Савон настучал по почкам (в прямом смысле) молодому российскому чемпиону. Прозрачное сравнение. Вызывает удивление только то, что, кажется, никого не интересует: объединяющая энергетика — а-ля алисовское «Мы - вместе!» — накладывается на очевидно диссонирующий с партерными «танцямы» новый словесный имидж, идеологию, если хотите. Борзыкин сделался крайне «индивидуалистичен», растеряв по весям-заморьям последние кусочки «мы». Былой боец идейного фронта, отечественный красноклиновец, дон-кихот замшелых рок-клубовских мельниц полностью вкладывается в одну фразу, повторяемую, как магическая формула: «Этот мир никогда не будет иным!»

ТАНГО — группа «завхоза». ВСЁ — о-ох. Диалог в кулуарах на бегу. «Завхоз» (о РЕЗЕРВАЦИИ): «Ну что это за такое, ну... как это же, нельзя, ну... Ненавижу, ну...». Гурьев (с не меньшей ненавистью): «Я же о твоём ТАНГО не говорю...».

АВГУСТЕЙШАЯ особа из Екатеринбурга была просто расстреляна почтеннейшей публикой из Москвы. Макро-драма через семь с половиной десятков лет повторилась в виде мини-трагедии. Кровь — пот — и слезы текли ручьями к ногам победителей. Память большевистская была отомщена. А группа хорошая. И вокалист как брат минскому Джиму из «Нейро Дюбеля»: ухватки, голос, всё.

Происшедшее с АВГУСТЕЙШЕЙ позволяет автору сильно усомниться в интеллигентности, доброжелательности, утончённости заполнивших зал, в чём они пытались убедить его во время выступления групп КАЗМА-КАЗМА и ПАГОДА, устроив овации-бисирование и едва не омывая музыкантам власами ноги. М-да. При всём при том, совершенно не собираюсь умалять достоинство действительно великолепных музыкантов. Группы совершенно логично оказались рядом в одном концерте. Обе практически отказались от рок инструментов (ПАГОДА использовала ударную установку, КАЗМА ... не обошлась без гитары: хотя с таким же успехом эти инструменты являются и джазовыми, и симфоническими, и ...Бог знает какими ещё). Обе играют абсолютно нетрадиционную музыку, которая настойчиво вопрошает: «А рокенролл ли это? А андеграунд ли это? А музыка ли это? А можно ли так вообще?» И сама же отвечает: «Нет! Нет! Нет! Да!» По поводу третьего «нет»: к происходящему лучше всего подходит определение Действо, впервые употребляемое автором без побочных ироничных оттенков. Мрачная наэлектризованная статичность средневековой духовой КA3МЫ ... Ходош, колотящий по «полковому» барабану, висящему на шее. Звуки духовых — то резкие, то плавные — дудочка Крысолова. Кто выступает в роли крыс, думаю, пояснять нет надобности. Когда КАЗМА заканчивает, хочется сразу же хватать их запись и бежать к магнитофону, остальное — незначительно. Отходишь не скоро. Слушать ПАГОДУ имеет смысл только если ты уже видел их живых. Говорят, что это такой «нью-эйдж» с народными «делами». Это ничего не объясняет. Не может объяснить не видавшему. Разве что они и взаправду уже из другого века. Мне это больше всего напоминает какое-то неизвестное или забытое заклинание группы шаманов. Нет, скорее одного шамана - андрогина, принявшего облик нескольких мужчин и женщин одновременно. Буря эмоций! Взрыв солнца. Протуберанцы и солнечные зайчики. Неизвестный «солдат» справа сыто бормотал о том, что вот, мол, наконец народ познал на опыте Великую Силу Наркотических Веществ. А я опустошенно уткнулся в вопрос: «Как вообще в Перми нашлось столько - семеро? - людей, чтобы сделать Такое, и сколько слушателей может найтись в среднестатистической перми — могилёве? — у Этого». Вопросы от абсолютной неожиданности. Кто ж знал, что начало фестиваля будет таким. Хотя кое-кто знал это наверняка. Организаторы, например.

Из разговора с Гурьевым по телефону: «Да-а, состав вот такой как бы... Коммерция? Ну да... Но вообще в последнее время в андеграунде проявляются определённые попсовые тенденции, которые нельзя не отразить...». Это он, впрочем, о Другом.

ЧЕТВЕРГ. Витебск, фестиваль «пионерских групп». – «Рыбный» день. Пушистые хвосты…

ПЯТНИЦА. Могилев, фестиваль «Во. Доросли».

Большинство вокально-инструментальных коллективов и солистов, принявших участие, были вытащены «за ушко» впервые. Друзей у них в зале, кроме них самих, практически не наблюдалось. Наблюдалось глобальное разрушение пресловутой андер-ауры тех подвальчиков, чердачков и комнатушек, в которых они прежде музицировали и наслаждались собственной крутостью, энергичностью, талантливостью. На белой полоске песка, у лазоревых струй, среди молодцеватых подтянутых телес, большая часть их скукожилась, местами начала разлагаться и даже - даже! иногда обижаться. Ей же, ей, не след организаторам подобных мероприятий следовать накатанной колеёй личных пристрастий и представлений. Однако ж и автор этих строк грешен тем, что относится к мастурбации (музыкальной) как к вещи не бессмысленной, но нехорошей. «Мы не против интимности!... Но вокруг должен стоять коллектив!!!» А посему, оправдаем слепое следование традициям: подвал-фестиваль-гастроли-пластинка-... пантеон. И сменим привычный лозунг «Ни пощады, ни снисхождения!» на приличный «Ноу пощады, но со снисхождением»...

На фестивале выступали: ЧЕТВЕРГ; G.S.; ДОКТОР ШИ3ЕЛЬ; Серж; ПОГРАНЗАСТАВА; МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ.

«Черный ворон летел, да обошел стороной. А свиньям нас не съесть!...» - пел некогда Слава Задерий. Всё тютелька в тютельку: «наш» Ворон тоже «обошел стороной», то есть у группы МОЁ HOCPATО оригинально только название. Да и то мало. А всё остальное - Русский панк. МП - чистый мзйнстрим: пронзительность, мрачность, надрыв. И как венец - соло Никотина в стиле «обиженный бизон»...

Давно перестал удивляться, слыша, как один гопник, указывая товарищам на другого, тянет: «Хло-опцы, дык гэта ж «крэст». Общеизвестно: гопников не любят все и больше всего сами гопники. К тому же еще ни разу ни один из гопников не был уличен в том, что признаёт себя гопником. Навела на думы сии ТЫЛОВАЯ КОНТУЗИЯ, исполнившая ораторию (от слова орать) «Бей гопника!», «Баба гопника», и самокритичное «Я – гопник», в которой автор опуса тем не менее занял отстраненную позицию. Увы, за немногословными текстами скрывается отнюдь не бравурная медь тевтонских военных маршей, а достаточно очевидная ущербность аутсайдера, чересчур умного, чтобы не замечать, как другие с бицепсами, успешно заменяющими головной мозг, трахают его девушку, и достаточно наблюдательного, чтобы не провести сравнительный анализ шуршания ветра в его карманах с шуршанием «бабок» в чужих; но недостаточно умного, чтобы плевать на это с высокой колокольни и радоваться другим граням жизни.

Рудик из БОБ-ТАУНА обозвал меня плешивым, но я ему искренне это прощаю (заметив в скобках: оршанские трусы цвета растаманского флага уступили место «флагу казахскому»). Плюс - новые песни. Минус - отсутствие бэк-вокалистки. Плюс - наличие басистки (на этот раз в красном), которая так растрогала зрителей, что те выстраивались в очередь за её телефонным номером. Минус - новые песни как однояйцевые близнецы похожи на старые. Плюс - все тот же дух индейских рокенролльных костров и духовное братание бледнолицых с красно...кожими. Минус - рядом с классными строками вольготно чувствуют себя случайные, и вообще тексту уделяется ровно столько внимания, сколько уделяется. Плюс - ручная черно-белая крыса с таким же добрым характером и приятными манерами, как и у лидера группы... Как видите, плюсов больше, чем минусов.

Проект Кости Концевого, отличающийся не в меру пластичным названием в этот раз (РАДИО «АДДИС АБЕБА»), явился первым пришествием «раста-мьюзик» на могилевскую сцену. К соратникам Кости «Ой, Мороз, Морозу» (драмс) и Завьялову (гитар) дабавились МеРаИловцы Сэм и Белка, что вызвало легкую панику среди трёх первых, когда Сэм на настройке завёл «джи-джи-джи» из далёкого детства. Впрочем, всё обошлось. Некоторые притащились, хотя Сэмова гитара к рэгги имела отношение самое отдаленное. Оставили свой след: Белка, любящий свой бас, как редкий муж жену, а оттого врубающийся во всё, даже в регги; колокольчики из глины, с одним из которых автор носился половину второго дня; тупой текст «Гала регги, гала регги, гала Джа» и чуть менее тупая «рыба» в марлеевской «Акрон лайон цайон»; болезнь Кости, имя которой «трепонема толкиена». В целом было несколько тягомотно, но первый опыт можно и признать удачным. Кто за…?

Понять происхождение названия РЕЗУС-ФАКТОР можно только послушав группу. В том числе и «Группу крови»...

Тут бесцеремонно и грубо в мои ленивые воспоминания вмешивается второй – внутренний – голос (хотя никто его за язык и не тянул, мог бы и помолчать. Ну да ладно):

«Положа руку на десятый «Окорок» хочу сделать чистосердечное признание: был лишь на втором дне. Но, как говаривал небезызвестный Лёлик: «Достаточно одной таблэтки». Тем паче, если это пилюля цианистого кальция. Конечно, ждать каких-то откровений было слишком наивно, но надежда на это теплилась. Поначалу. Однако после того, как МММ с довольным видим Мальчиша-Плохиша набросал шифера в большой пионерский костёр, пришлось окончательно перебираться на верхние ряды к приятной компании и милым беседам. Хотя нет. Был еще один запоминающийся эпизод. Шутка вечера – фраза, сказанная ведущим после одного из выступлений: «Вот такая вот .... судьба».

Главное же ощущение: команды, как Огневушка-Потаскушка, зарывали что-то и метались, издевались, глаза отводили. То там, то сям вылезут и обратно в темноту. Хотя лозунг феста «За однополую любовь» был выдержан от и до. Музыкальная мастурбация перла из всех щелей, вызывая брезгливость, усталость, неудовлетворённость. Так что высидеть до конца не удалось. Нет, что бы кто ни говорил, а одного умения играть на гитаре и складывать буквы в слова ещё мало для того, чтобы носить высокое звание массовиков-затейников...».

Да пошел ты! Второй - вот и сиди на своем месте.

Кстати, об МММ. Полное название «MORE МЕРТВЫХ МЕНТОВ». Это материализовался заплесневевший слух о том, что Джек плюс ко всему еще и поёт. Подыгрывали ему, как и многим другим, в частности Майку, осколки группы «ПАРТИЗАН НИШТЯК», которая не принимала, не участвовала, не привлекалась. Суть проекта на 39% уместилась в названии. Кроме того присутствовали: матерный сленг, солнечный гимн «Я не буду ментом!» (в котором более 200 куплетов, но спето было по тетрадке около 10): Джек перебрал всех знакомых-незнакомых, согласив клише «Я буду...», отрицая лишь единственную возможность (см. название); лермонтовская строка «обожравшись водкой «Зверь», головой проломишь дверь», а на коду - Рыжая с нетленкой «Как теперь не веселиться, не грустить от разных бед...» и дэсообразный рык Джека в два микрофона. Зал рыдал, разбивая руки о спинки кресел. Джек единодушно был признан «звездой», а его послефестовская популярность достигает неприличных размеров. Впрочем, сам герой воспринимает происходящее с должной скромностью и работает над совершенствованием программы. Да, едва не упустил характерный факт: и до, и во время выступления Джек был подозрительно трезв и набрался лишь через пятнадцать минут после оного.

...Нет, я отнюдь не забыл о «любимом» МЕСТЕ РАСПРОДАЖИ ИЛЛЮЗИЙ, которое на этот раз было в два приёма: заканчивало первый день и было обрублено вместе с электричеством на тринадцатой минуте, а затем вписалось во второй с переменным (50/50) успехом. 50 - это от оршанской планки. Добавлю: народ воспринял ужесточение группы как «айсберг в океане», несмотря на то, что Айсберг-то по национальности гораздо ближе отдельным членам группы, чем я, а уж тем паче некий гипотетический Иванов.

МАЙК на удивление отличился хорошим про-летовским голосом и очень грамотными про-летовскими текстами. Утверждал, что «всех партизан перебили», искал «свое место», клеймил позором кумира Игоря Фёдоровича, короче: «Я вошёл в андеграунд, а там все мертвы». Ну и ничего. Тем более, что пока ещё не все. Вот, Майк, к примеру, ещё живой. Радует. Вселяет. Вызывает.

В последний час. Полностью оправдали свое название СУКИ ОБЛОМАЛИСЬ, не без вины организаторов, но достаточно логично.

Полностью оправдали название СУК Бобы, Бронсон и экс-гитарист СУК Макс с вывеской «Офриманские утопленники». Собрались играть регги, но напутали с ингредиентами. Как следствие, 15-тиминутная настройка так и не перетекла... ни во что. Увы и ах. Также и бобруйчане REALM OF CHAOS, приехавшие, но не удовлетворившиеся звуком и завернувшие оглобли... Занавес, все встают. Аплодисменты.

Вытащенные из толщи морской водоросли на свету буреют, загнивают, превращаются в гумус (гуано, навоз, перегной). Говорят, из водорослей получаются неплохие удобрения. Глядишь, забуреют они окончательно, и проклюнется росточек... один... другой... Вчера было поле. Сегодня глядишь - лес стоит. Героика в буднях?

Страстная неделя (Юрий РОМАНОВ, Журнал ОН №1, декабрь 1995)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям