18.06.2007 Атрибуты и ребусы группы ЗАТОЧКА

Материалы этой статьи пылились в компьютере почти год. Я старательно выгадывал время для публикации, желая поймать тот момент, когда она будет востребована. Сейчас этот миг настал. Быть может, он растянется во времени, но уверен — группа, о которой пойдет речь, скоро канет в бесконечное «ничто», из которого выбралась только волей случая. Поэтому нужно спешить.

Нет, их никогда не назовут динозаврами рока, и заплаканные дети в анархиках и банданах не будут резать вены на их могилах. «Почему» — спросите вы? Да потому, что эта группа к музыке, да и магии творчества вообще, отношения не имеет. Как и 99% других белорусских групп. Они — атрибуты своего времени и своих суб-культур, но не их творцы. Поэтому и говорить об их «творчестве» не хочется. Сегодня будем говорить об атрибутах. Об атрибутах могилевской группы ЗАТОЧКА.

Атрибуты группы ЗАТОЧКА
* * *

Впервые ЗАТОЧКУ (вернее их предшественников — Б.Л.Я.) я увидел году так в 1997-м 1998-м на каком-то БСМ-овском концерте с ужасающей организацией и кучей гопья, вылавливающих «отбившихся от стаи» волосатиков. Кого не поспевали отмудохать гопники, добивала БСМ-овская охрана, выводившая людей в фойе и втроем-четвером отрабатывавшая на них свои навыки карате…

Я сидел в середине зала, у прохода. Прямо передо мной развлекались тем, что ставили подножки проходящим мимо людям два классических, фактурных гопника. В перерывах между песнями они отпускали в сторону сцены не лестные комментарии… А на сцене играли эти самые Б.Л.Я. — неказистые парняги в рэпперских кепках, валящие веселый, до ужаса грязный панк-рок. Помогал группе на сцене дикой пого-подтанцовкой известный персонаж тогдашней тусовки по кличке Царь. В одной из пауз Царь, прихлебывая пиво, спустился в зал, степенно прошел по проходу и невозмутимо вылил с полбутылки прямо на устрашающе-бритые затылки сидящих впереди меня гопников. Те от неожиданности замешкались на пару секунд, а потом… Царя завалили на ряды и били мозолистыми кулаками по дурной башке, а тот верещал и лягался ногами…

Таковы самые яркие мои воспоминания с первых концертов будущей ЗАТОЧКИ. О них же любит вспоминать и лидер этой группы — Макс «Кепка»:

* * *

В центре внимания— «В Б.Л.Я.. был я, Тухто (это то самое чмо, которое на БТ сейчас работает в новостях, а в свое время с ирокезом ходил, совращал малолеток, клавишницу ГЛЮКОВ вот пытался охмурить — она совсем еще маленькой была). Гитаристом был Илья Сазонов, сын ректора БРУ. Я его увел у Майка из группы ИГРЫ ПАТРИОТОВ, впрочем, как и девушку — Наташку Пункершу, первую любовь мою. Все тексты у меня только из-за нее рождались… Шутка ли — такой офигенный минет в подъезде, в мои-то 15-ть лет!..

Могилев в то время был сплошь металлевым. А мы играли панк, пытались равняться на могилевскую группу МММ (МОРЕ МЕРТВЫХ МЕНТОВ), а также на запад — группы NO MEANS WHO, CLASH, DEAD CENNEDIS. Название нам Анджей Полянский придумал — мы по литовке не проходили, а он выручил. Так мы стали называться «Болдырев-Лукин-Явлинский» — это партия «Яблоко», т.е. — образец демократии… Позже, точно такая же история с названием произошла и с группой ЗАТОЧКА. Изначально мы назывались ЗМАГАР, но с таким названием не проходили на фестиваль ВТОРОЙ-ЭШЕЛОН-2006 и ЦЖР-овцы сократили на афишах название до «З.». Получился такой ребус — «З с точкой» — ЗАТОЧКА, и это прижилось…

Кстати, на ВТОРОМ ЭШЕЛОНЕ мы играли дважды — и как БЛЯ и как ЗАТОЧКА. Первый раз — в конце 90-х нас Клайд позвал на ЭШЕЛОН. Перед этим мы уже выгнали Тухто (предварительно записав альбом «Раз, Два, Взяли»), а на фест приехали в милитари-стиле. И поддержать нас приперлись могилевские футбольные хулиганы во главе со Злыднем. Мы пели песни про футбол, про ментов (с уже вырубленным микрофоном — администрация все отрубала, а Злыдень назад включал, а они выключали… Песни детские были — я бы сейчас такое не пел, типа — «…Fuck OFF милиция, милиция Fuck OFF…». Но вскоре после этого Б.Л.Я. закончилось. Я быстро женился, гитарист Ильюша Сазонов почти тоже, и мы все никак не могли собраться…»

* * *

Собственно группа ЗАТОЧКА впервые появилась на горизонте в 2004-м. Рокенрольный Могилев на то время поделился на две враждующие группировки — «ЦЕНТР ЖИВОГО РОКА» воевал с «Нашим Клубом». Тогда-то в ЦЖР обратилась некая группа, предложившая свои услуги по диверсии в стане противника. План был прост — они обещали напроситься на концерт в НАШ КЛУБ, привести с собой группу поддержки — сотню футбольных хулиганов, предварительно разогретых «призовым чернилом» и «разобрать клуб по кирпичикам»… Слава Богу, до этого не дошло — «Наш Клуб» умер своей смертью. А спустя два года уже с ЦЖР-овских концертов ЗАТОЧКА начала свое восхождение по лесенке белорусской музыки.

В 2006-м группа «громко» выступила на фестивале ВТОРОЙ ЭШЕЛОН-2006, разобидев находящуюся в зале милицию настолько, что те… пошли жаловаться к директору ДК. Чуть позже ЗАТОЧКА вызвала бурю эмоций на одном из «акустических» концертов в ЦЖР и оскандалилась на фестивале НАШИ В ГОРОДЕ со своей новой песней — «Прэзидэнт гуляе у хакей» — группе просто вырубили микрофоны. Следом было выступление на «пятилетии ЦЖР» — и снова скандал, на этот раз за тотальную матерщину со сцены. Администрация ДК Железнодорожников уже выучила название «ЗАТОЧКА» и впредь отказывается предоставлять группе сцену.

Нехватку концертов ЗАТОЧКА компенсирует работой в студии — записываются три песни: «Попустись» (кавер на гомельскую группу ЗНАМЯ ЮНОСТИ), «Прэзидэнт гуляе у хакей» и «Хулиганы» — кавер на песню группы ЯЙЦЫ ФАБЕРЖЕ. Параллельно ЗАТОЧКА выбирается в Москву, где успешно выступает на огромной, полуторатысячной аудитории, вместе с любимцами футбольных хулиганов — известной ска-группой CWT. Весной 2007 группа успевает дать еще два концерта в Могилеве — на «Рок-хаусе» и на «Закрытии сезона в ЦЖР», после чего подает заявку на фестиваль БАСОВИЩЕ и, еще не дойдя до ОТБОРИЩА становятся знаменитыми. С большего, ЗАТОЧКЕ теперь даже незачем ехать на БАСОВИЩЕ — группа уже выполнила программу-минимум — о ней заговорили по всей Беларуси…

Песенка «Хулиганы», а именно строки «Мусульманския кварталы робяць рэп и наркаманау. Басурманау забиваюць хулиганы, хулиганы. Жры какосы, жры бананы, ды вяртайся у Ираны, альбо знишчаны ты будзеш тут футбольным хулиганам» принесла могилевской группе незаслуженную славу и штамп «фашисты», а «фашист» в Беларуси — это почти как Бен Ладен в Америке. Единственное, чего у нас еще не догадались сделать — так это выпустить бумагу туалетную марки «Фашист», хорошо бы пошла. Нехватку бумаги компенсировали своим рвением и желанием выслужиться группы, близкие ЗАТОЧКЕ по стилю, т.е. играющие СКА. Они изгадили весь Интернет проклятиями и угрозами, а особо одаренные — типа SKA!RB, в целях саморекламы даже отказались играть с могилевчанами на одной сцене ОТБОРИЩА. Ох уж эти антифа — мастера лепить из дерьма зверушек и пугать ими людей… Только лишь благодаря этой нелепице ЗАТОЧКА и оказалась сейчас в зените.

Лично мне все обвинения в адрес могилевской группы кажутся глупыми. Главный талант ЗАТОЧКИ не в их текстах и музыке, а в умении держать нос по ветру и ловить волну. Если в чем и надо обвинять могилевскую группу, так это в коньюнктуре. Да и надо-ли, если коньюнктура эта рисковая — сродни игре в русскую рулетку — тоже заслуживает уважения. Чтобы убедится в этом, достаточно послушать песенку «Прэзидент гуляе у хакей»… Но рано или поздно инстинкт самосохранения возьмет вверх и ЗАТОЧКА остепенится, займет свою нишу и найдет целевую аудиторию. Уже нашла — это футбольные хулиганы. Теперь осталось лишь обставить свою территорию всем необходимым — флажками и значками, что совсем скоро и должно произойти… Впрочем, лучше меня об этом расскажет сам Кепка:

* * *

группа ЗАТОЧКА«Мне ближе не футбол, а околофутбол — хулиганские акции, причем направленные не на таких же футбольных болельщиков, а на ментов. Менты — они ведь все ПТУшники. Это найтупейшая машина системы, которая не преступников ловит, а обирает алкашей, малолеток и честных людей. В среде хулиганов тоже много ПТУшников, поэтому их можно эффективно использовать в подавлении дурных выходок ментов… У нас до сих пор много товарищей из этого движения и мне хочется играть музыку для них, для футбольных хулиганов… Так что ЗАТОЧКА — это просто хулиганСКАя музыка. Что же касается остального, то могу сказать одно: мы аполитичны, мы — просто музыканты.

В Беларуси такой жанр как СКА не имеет собственного Стиля. Мы единственные, кто возделываем его. Но в головах местного андерграундного истеблишмента — путаница и самообман, «голова в цветах, а задница — в мыле». Сегодня наша хулиганская заточка — в бок антифа — это освоение своего Стиля. Принятие на веру дурных стереотипов местных тусовок — не наш выбор. А все обвинения — абсурдны. Настоящий национализм и либеральный нью-эйдж — вещи несовместимые, и никакие доказательства тут вовсе не нужны…»

* * *

В ближайшее время ЗАТОЧКА планирует плотно заняться работой над дебютным альбомом из 12-13-ти песен. А записанные песенки и контакты с группой ЗАТОЧКА уже сейчас можно отыскать на сайте www.morok.ru.

Фото Евгении Алефиренко

Атрибуты и ребусы группы ЗАТОЧКА (Виталий Шум, инфо-центр

)

Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям