Как мы с друзьями делали Могилев - рок-столицей. Выпуск №4. Котики-наркотики (2015) - подкаст

Котики-наркотики

Я надеюсь, вы ждали четвертой серии этого подкаста. И вот он. Здравствуйте! Вы, наверное, успели запомнить, что меня зовут Шумом, а мужика за пультом – Свином. И сейчас мы продолжим вдохновлять вас былинами могилевского рока.

В прошлой серии мы вспоминали основу гитаристов деревни Малая Боровка – Родиона Бондарева, а также могилевских рэперов и Книжник периода 1997-1998 годов. Эти воспоминания вызвали бурную реакцию у свидетелей тех дней. Появилось несколько ценных фотографий и историй, дополняющих наш рассказ. Они обязательно найдут место в последующих выпусках нашей историографии. А вы можете найти под этим подкастом кнопочку «Поделиться с друзьями». Чем больше людей послушают эти истории и заинтересуются добавить в нее несколько своих штрихов, тем больше редких исторических артефактов может всплыть на поверхность. Ну а пока их буду продолжать генерировать я. Ну что, начнем, помолясь?

_______________________________________________________________________

  Как мы с друзьями делали Могилев - рок-столицей. Выпуск №4. Котики-наркотики

_______________________________________________________________________
Можно с абсолютной уверенностью сказать, что главными рассадниками рок-культуры в Могилеве всегда были два ВУЗа – Университет им. Кулешова (бывший педуниверситет) и Белорусско-Российский университет, который еще 20 лет назад назывался машиностроительным институтом, и до сих пор его многие называют «машинкой». Все остальные Вузы, ССузы и ПТУ вместе взятые не дали Могилеву и половины того изобилия лидеров рок-групп и ярких неформалов, что подарили «педуха» с «машинкой». Это сейчас, за редким исключением, ВУЗЫ плодят только задротов-геймеров, мажоров и еб..нутых активистов БРСМ, а в 90-е годы там был эпицентр реальной интеллектуальной элиты города и невероятный дух свободы и творчества.

Причем, «машинка» готовила технарей – физиков, а «педуха» - гуманитариев – педиков… эээ… простите, лириков. И это деление прослеживалось в неформальной и музыкальной тусовке. «Машинка» клепала по большему счету всяческие тяжелые и техничные, часто англоязычные метал-рок-группы и их любителей, а «педуха» периодически рожала корявые, но гениальные в идейно-контекстуальном и поэтическом плане группы. Как ни крути, а специфика образования накладывает свой отпечаток и на творчество. Хотя бывали и исключения.

Виталик Ворон, МОБИЛЬНЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ЦЫРКМы со Свином оба учились на «физиков» в «машинке». Я там оказался, если память не изменяет, в 1997 году, и сразу угодил в царивший там неформальный мэйнстрим. Я не курил, но на перерывах бегал на улицу к главному входу, чтобы потусить среди сотен интереснейших людей, выходивших на перекур. И потихоньку поддался влиянию толпы и, как все, стал слушать всяческий мрачняк, начиная с попсовой МЕТАЛЛИКИ и заканчивая гремевшими тогда BURZUM, SATYRICON, SEPULTURA и прочим дэз-блэк-дум-спид-металом. В одной только нашей группе было шесть «волосатых»: все в косухах, с патлами – все металлюги, и обмен музыкой был очень интенсивным.

Нынешний ректор Белорусско-Российского университета Игорь Сазонов в 1997 году был еще мелкой сошкой и вел на моем потоке начертательную геометрию. Причем регулярно выражал свое «фи» волосатым уродам. Чуть позже мы узнали о причинах его личного эмоционального отношения к неформалам. Оказывается, он ничего не мог поделать с собственным сыном Ильей, гитаристом панк-группы БЛЯ, который учился в этом же ВУЗе и позорил отца, приходя на лекции в серой белогвардейской шинели. Илья, кстати, был не один такой перец в шинели, в это время это стало модным среди могилевских панков. И началу этой моде в Могилеве положил Виталик Ворон.

Ворон стал городской легендой еще в середине 90-х. По одним сведениям, он учился в строительном колледже, по другим – в педагогическом университете, и неплохо учился. А бухал и торчал он по общежитиям и там и там – это факт. Поначалу он запомнился всем тем, что на фоне друзей панков и хиппи выглядел очень стильно: аккуратный костюм «троечка» с галстуком. Даже по дому он ходил в белых накрахмаленных носочках, пахнущих «Ариэлем», в белых кожаных штанах… Осенью и весной он появлялся в длинном плаще и широкополой шляпе. Волосы заливал гелем и зачесывал назад. Это был такой романтический образ гангстера из тридцатых годов из фильмов про Аль Капоне… На фоне одетых с рынка горожан Ворон производил сильное впечатление. Его даже гопники опасались трогать – уважали.

Ворон и ПистолетОднако время шло, Ворон эволюционировал и стал ходить по Могилеву в реальной буденовке – со звездой на лбу, и солдатской шинели. Причем часто был пьян и неопрятен. В холодную пору года неформальная туссовка зависала в предбаннике на главпочтамте. Заходя туда вечером за посылкой или позвонить по межгороду, обыватель порой был шокирован лежащим там в луже собственной блевоты Вороном. Ну и дальше – больше: за алкоголем началась и наркота. Причем Виталик этого даже особо не скрывал – вся тусовка, все подментованные стукачи были абсолютно в курсе этого, поэтому удивительно, что мотал срок он не постоянно, а лишь периодически.

Пока большинство перлось от внешней брутальности Ворона, ценители прекрасного уважали его за творчество. Виталик писал примитивные до гениальности песни, и делал это талантливо, и, благодаря всяким веществам, очень психоделично. У него с середины 90-х была крутая группа, и до сих пор есть – МОБИЛЬНЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ЦЫРК называется. Вокруг этой группы образовалась даже своя фрик-формация мнимых сумасшедших и художников. Пистолс и Цыся, например, впервые проявились тут, причем выделывались так, что затмевали собой более скромного Ворона, и со стороны было не понять, кто именно лидер этого спонтанного авангардно-похуистического перформанса. Давайте уже песенку для «иллюстрэйшен» послушаем.

МОБИЛЬНЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ЦЫРК – «Смотрю в глаза»

Ворон и ЦысяОдин из самых первых могилевских концертов в моей жизни был как раз концертом МОБИЛЬНОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ЦЫРКА. Это было примерно в 1997 году в танцевальном зале Могилевского машиностроительного института. В это время «машинка» и этот зал на втором этаже, рядом с основным актовым залом, были базой группы REVOLVER, там же где-то была и каморка студии звукозаписи «Revolver-records», которая, вроде как, погорела во время пожара. А танцевальный зал РЕВОЛЬВЕРЫ пытались задействовать под концерты. Зал был квадратной формы, с ужасными акустическими параметрами. Нормальный звук там было выстроить очень трудно, к тому же аппарат стоял дискотечный, поскольку в этом же зале тогда (и вплоть до расцвета клубной жизни в середине 2000-х) проходили кассовые городские быдло-дискотеки.

Так вот, из концерта МОБИЛЬНОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ЦЫРКА в «машинке» я запомнил лишь то, что звук был супер-херовый, а группа играла еще хуже, так что ничего понять было невозможно, особенно тем, кто, как я, впервые увидел этот Цырк. Несколько десятков посетителей стояли вдоль стенок, а в центре зала, расставив руки на манер самолета, бегал по кругу человек по имени Цыся. И бегал так почти весь концерт, пока его, наконец, не отп..здили.

Цыся, раз уж про него вспомнили, был еще одной тусовочной фрик-легендой Могилева. Он был невысоким безобидным человечком, внешне похожим на бродячую дворнягу. Обычно ходил в кругленьких зелёных очках, склеенных посередине. Добродушный такой, вечно улыбающийся, но при этом – чрезвычайно активный и доставучий парень, обожающий привлекать к себе внимание. И если вдруг кому-то это не нравилось, Цыся продолжал троллить этого персонажа, пока не получал по лицу. Так он боролся за свободу быть собой, но стать свободным не получалось. Били его довольно часто.

Цыся жил где-то на Мирах в ветхой хрущевке, в очень бедной квартире, где пол скрипел, даже когда по нему ходила кошка. Зато комнаты были увешаны его картинами. Цыся нигде не работал, жил за счет мамы и бабушки, но и не пытался заработать своим художеством, хотя у него, безусловно, был талант.

Цыся и Вова СуминКак и ко многим неформалам из 90-х, в жизнь Цыси однажды пришла наркота. Сначала легкая травка, потом молочко, кашка, гашик... Это было заметно по тому, как он менялся. Начался стрем, суета и собирательство денег, воровство, даже агрессия. В конечном итоге Цысю замели с поличным и вроде как он сдал всех своих знакомых нариков, и некоторых отправил на нары. Стандартная история: наркоманы постоянно друг друга сдавали и даже работали осведомителями, много было таких…

В подробности не хочется вдаваться, поскольку мне эта тема не близка. С юности я старался держаться подальше от дураков, наркоманов, алкоголиков и пидарасов. Мне всегда было пофигу, что ты употребляешь, куришь или пьёшь, в какой вообще грязи ты валяешься, пока эти твои увлечения остаются твоим личным делом и не напрягают окружающих. А эти, как правило, напрягают.

Кстати, у Цыси сегодня в жизни все неплохо. Вроде он женился, работает и с прошлыми дурными привычками завязал. Не думаю, что он стал счастливее, чем был, зато – в своем уме и живой. А Виталю Ворона как раз сейчас снова судят. Как гласит молва – за внесистемное поведение, хранение и употребление. История идет по кругу, жизнь продолжается.

МОБИЛЬНЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ЦЫРК – «Пирожок»

Как я уже говорил ранее, у Ворона было много эпигонов и подражателей. Расскажу-ка я вам еще об одном, менее известном широкой общественности. Человека звали Андрей Пианино. Он был невысоким худощавым парнем крепкого телосложения с надменным выражением лица. Одевался неопрятно, хотя и чисто, был воспитан, как и Ворон, блестяще учился и после окончания строительного колледжа без экзаменов был зачислен в «машинку».
Для всех, кто с ним общался, было очевидно, что, несмотря на природный интеллект, парень этот был слегка больной на голову, и болезнь потихоньку прогрессировала. От невостребованности он пытался корчить из себя то какого-то крутого музыкального продюсера, то агента секретной службы на спецзадании. На полном серьезе рассказывал, как перестрелял с десяток грузин в каком-то могилевском притоне… и было ощущение, что он сам верит в этот бред.

Шахматно-рокенрольный клуб ПешечкиНу а карьеру музыкального продюсера Пианино начал с того, что ему удалось устроиться на четверть ставки в шахматный клуб «Пешечки» - музыкальным руководителем. «Пешечки» находились в торцевой части 9-этажного панельного дома по бульвару Непокорённых, 19. Сейчас там находится мутный магазин «Домочай», а тогда пытались организовать культурный досуг молодежи. Правда, ни шахмат, ни шахматистов, ни администрации этого заведения я лично там никогда не видел.

В «Пешечках» было 3 комнаты: в первой стояло пара теннисных столов, во второй и самой большой комнате не было ничего, кроме поломанных стульев. В третьей находилась репетиционная точка – каморка, заваленная старым музыкальным хламом, в том числе пультами, колонками и усилителями, на которых вполне успешно проходили репетиции. Пианино совершенно бесплатно набрал на реп-точку несколько начинающих групп, пообещал обеспечить им богатую и сладкую жизнь в перспективе, а пока, мол, репетируйте, старайтесь! И отдал им ключи от «Пешечек»…

Я не знаю точный список, но основной перечень команд, которые репетировали в «Пешечках», перечислю. Здесь начинали НОМЕР ЛЮКС, КАТАКОМБЫ, АСГАРД, БЛЯ, МОБИЛЬНЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ЦЫРК, ДЕД БАНЗАЙ и ЯЙЦЫ, БОРМАШИНА и прочая школота с района. Было много неферов из школы №5. Они сначала пытались устроить у себя какую-то самодеятельность. В выделенном для них старом школьном туалете и родилась группа КАТАКОМБЫ, куда пригласили Свина – гитаристом, вокалистом и текстовиком. А потом эта группа перебралась в более удобные «Пешечки», и я приволокся следом.

О группе КАТАКОМБЫ я расскажу чуть позже, потому что это оказалась узловая или корневая группа, в которой играли Паша Калинин и Леша Александрович, позже организовавшие группы 3t.ON и IKONA, в ней начал свою карьеру вокалиста и текстовика будущий звукорежиссер студии «Арзамас-16» Денис Маненок, из нее же выросла панк-группа МЕСТ НЕТ и несколько менее заметных коллективов. Барабанщик группы КАТАКОМБЫ – Макс Робокоп, например, до сих пор веселит тяжелым металлом радикальных семитов где-то в районе Мертвого моря…

У группы КАТАКОМБЫ было два периода жизни и состава участников. В первом писал песни и пел Андрей Свин, во втором – Денис Маненок. Записи, увы, остались только от первого состава, да и те на кассетах. Оцифровывать их особого смысла не имеет, поскольку качество будет плохим, да и лучшие песни этой группы позже перепела группа МЕСТ НЕТ. Песенку, которую вы услышите, как раз она и играет, а вот поет экс-вокалист группы КАТАКОМБЫ Денис Маненок. Не думаю, что он гордится сейчас этим авангардным (как тогда казалось) творением, но и не надо. В конце-концов песни здесь – лишь иллюстрация времени, и тогда оно было примерно таким.

МЕСТ НЕТ & Денис Маненок – «Я прекращаю грустить»

Обитатели ПешечекНу а теперь вернемся к рассказу о нашем рокенрольно-шахматном клубе. О том, что творила неформальная братия в «Пешечках», я не буду рассказывать во всех подробностях. Детей без присмотра оставлять нельзя, а неформалы были большими детьми. Есть масса свидетелей этих событий среди слушателей этого подкаста, и они могут дополнить этот рассказ, я же сразу перейду к главному.

Музыканты, репетировавшие в «Пешечках», довольно быстро поняли, что Андрей Пианино никакой не крутой продюсер, а маленько е..нутый товарищ, и стали потешаться над ним, как могли. Ну и в довершение всего решили взять ответственность за продвижение своих групп на себя и втайне от Пианино задумали провести подпольный DIY-концерт прямо в «Пешечках».

Дело было летом 1998 года. Планировалось выступление групп КАТАКОМБЫ, НОМЕР ЛЮКС и МОБИЛЬНЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ЦЫРК. Концерт решили сделать в воскресенье, когда у Пианино и прочего начальства «Пешечек» - выходной, и риск срыва мероприятия минимален. Нарисовали афиши – маркером! Причем каждая афиша была оригинальной – никакого ксерокса! Всего их было две или три штуки формата А-4. Одну повесили на подземный переход на перекрестке ул. Первомайской и проспекта Мира за день до концерта; вторую – на стенку в комнате у Свина. Вот и вся реклама.

Я плохо помню, кто вообще был главным организатором этого концерта. Походу, все музыканты группы КАТАКОМБЫ и еще несколько парней на подхвате. Ну и я среди них суетился, помогал. Под концерт расчистили от старой мебели самую большую комнату «Пешечек», туда же занесли репетиционный аппарат – рухлядь советских колонок, бытовой усилитель и пульт «Электроника ПМ-01». В шуфлядке одного из столов нашли кипу каких-то старых непогашенных билетов и посадили какого-то местного чувака с района перед входом их продавать. Интернета и социальных сетей в то время еще не было, предпродажи билетов тоже. Тем не менее, слухи о концерте быстро расползлись по тусовке и собралось человек 50-70 неформалов. Это было офигенски круто.

Конечно, нам было страшно, что нагрянет милиция и всех повяжет за эту незаконную продажу билетов. Поэтому, когда все желающие попали внутрь «Пешечек» и концерт начался, стали думать, как всю эту наличку уберечь. Кассира, на которого в случае шухера могли показать счастливые обладатели билетиков, вообще отправили домой, а деньги по какой-то причине перекочевали ко мне в карман. Может быть, потому, что одет я был в строгий костюмчик – черные брюки, рубашка, был не особо засвечен среди организаторов и вообще похож на банкира.

Группа КАТАКОМБЫ, Осень 1998 годаИ вот в «Пешечках» аншлаг, идет концерт – счастье льется кипятком по драным штанам. Панк-рок гремит, народ подвывает и подтанцовывает. А сверху, я напомню, панельный жилой дом, 9-этажка, и комната, где проходит концерт, в отличие от репетиционной каморки, никак не звукоизолирована. Так что этот концерт слушали не только присутствующие, но и два ближайших подъезда на пяток этажей вверх.

А на дворе лето, в концертной комнате – тесно и душно. Поэтому я постоянно потел и ходил между залом и улицей: подышу воздухом – и опять внутрь. КАТАКОМБЫ тем временем почти отыграли свою программу, и тут накрылся медным тазом усилитель, чего-то в нем задымилось. Вышла заминка, кто-то побежал за паяльником, а я снова пошел на улицу. И вот на выходе из «Пешечек» я сталкиваюсь с пятеркой крепеньких таких мужичков в штатском. Они глянули на меня косо, но я – трезвый, чистый, одет неплохо. И меня не тронули, как и нескольких человек, успевших выйти на перекур. А за моей спиной началось:
- Стоять! Всем назад! К стене!
Это уже я слышал с улицы. Было очевидно, что концерт закончился, капец. Но меня это даже забавляло. Вся выручка от концерта лежала у меня в кармане, и я был горд, что оправдал доверие, вынес и не попался вместе с ней.

Вскоре из «Пешечек» стали выпускать зрителей, и нам стало известно, что внутри всех обыскивают – ищут наркоту. Оказывается, жители дома №19 по улице Непокоренных из-за этого адского сейшена не могли нормально расслабиться в свой выходной день. И вообще, из-за вида волосатых оборвышей - панков и неформалов, присутствовавших в таком количестве, - решили, что там какой-то наркоманский притон. Ругаться никто не пришел – побоялись, зато сразу вызвали даже не простых ментов, а отдел по борьбе с наркотиками.

Никаких наркотиков, к счастью, менты не нашли. Но задерживали всех, на чей счет было хотя бы малейшее подозрение, что он уже вмазанный или способен на это. Таких упаковывали в милицейский «козлик» и отвозили в отделение. Всего увезли человек 15-ть – 2 козлика народу. Среди них и Андрюху Свина, у которого в рюкзаке нашли блокнот, а в блокноте (внимание!) наткнулись на химическую формулу какого-то синтетического типа наркотика, который записал ему туда какой-то продвинутый стьюдент из «машинки».

Конечно, во время обысков массово обнаружили и билеты на концерт. Только тут они поняли, что это не притон, а просто придурки устроили нелегальный концерт. Попытались найти кассу концерта или организаторов – куда там, никто из зрителей колоться и сдавать организаторов не хотел, всем было западло, и в итоге менты махнули рукой. В конечном счете – не их это профиль.

После того, как всех разогнали, и дверь «Пешечек» заколотили, пришел Виталик Ворон и долго ходил, заглядывал в окна и не мог понять, почему никого нет, ведь он еще не выступил…

Через несколько часов после этого происшествия всех задержанных на концерте выпустили из районного отделения милиции без особых последствий. Зато администрации «Пешечек» вломили по полной программе, и, конечно, Андрея Пианино с треском вып..здили с работы. На этом и закончилась его карьера музыкального продюсера. По крайней мере, больше я его не видел и о его дальнейшей судьбе ничего не знаю.

Эту же историю в краткой форме Шум рассказывает на ЦЖР-овской сходке в 2006-2007 годах:

Так и закончился первый концерт, в организации которого я принимал участие. Как вы уже смогли понять, он оказался прибыльным. Сумму, которую я героически спас, сейчас точно не назову. По тем временам это были неплохие деньги, а по нынешним будет звучать совсем смешно. Баксов 100 где-то, может 150. Деньги в итоге разделили между музыкантами, но группа НОМЕР ЛЮКС все равно осталась обиженной на группу КАТАКОМБЫ. Нет, не из-за денег, а из-за того, что те спалили усилитель, и НОМЕР ЛЮКС до ментовского шмона не успела сыграть ни одной песни. А ведь так хотелось!

Группа НОМЕР ЛЮКСНе получилось тогда, давайте послушаем НОМЕР ЛЮКС сейчас. В 1998 году по рукам ходила их кассетная демо-запись, и мне тогда очень нравилась песня «Город стекол». Очень уж эта песня соответствовала моему тогдашнему юному возрасту и романтическому взгляду на жизнь, да и еще особо не с чем было сравнивать. На той кассете песня звучала примерно так же, как на этой записи, которую вы сейчас будете слушать, хотя сделана она лишь несколько лет спустя.

НОМЕР ЛЮКС «Город стекол»

Ну вот и все на сегодня. Если вам есть, чем дополнить этот рассказ о людях и событиях, упомянутых в подкастике, пишите мне на

, в личку в соцсетях или комментариях на morok.ru. Анонимность гарантирую. Хочу напомнить, что на мороке помимо аудио-версии этого подкаста, есть и текстовая версия, ссылочки на параллельные публикации тех лет, фото и видео.

За помощь в подготовке этого выпуска хочется отвесить нижайший поклон Косте Концевому, Полине Гамаюн и особенно Ленке Вир. Также традиционно сэнкс сообществу Mogilev Rock Sity и ее посетителям за «карысныя выкапни».

Фото наворовано отовсюду.

Все подкасты МОРОКА можно послушать и посмотреть тут

Мода на шинели- Шаман.Ворона нужно вспоминать с "Хуё Моё Насрато"

Сергей Кульша все-таки сохранил оригинал и все же афиши были размножены на ксероксе Happy Оставлю тут, чтобы не потерялась.

peshechki.jpg

20 000 не тронутых II белорусской деноминацией рублёв.

Простите, не сдержалась...
Laughing

От этого материала веет классической постсоветской депрессией. Западная культура, смешиваясь с отечественной, принимает самые причудливые формы...

Где можно скачать такие шрифты?

В то время и компьютеров почти ни у кого не было Happy Боюсь, это ручная работа. Или трафарет. Так что таких не скачаешь ) Похожие найти можно )

Все? Серия подкастов завершена?

Всему своё время Write

осмелюсь узнать

а не пришло ли время

а то ведь

забудем всё

что было не с нами

ждемс тубиконтиньюэда

Время пришло, но его катастрофически не хватает у автора подкастов ) Я стараюсь его найти...