Привет-привет всем, кто слушает эти подкасты, репостит и делится ссылками. Как бы тяжело ни было, делайте это дальше. Это меня заводит...
По традиции напоминаю, что меня зовут Виталик Шум, помогает мне Андрюша Свин, и мы рожаем сейчас третий выпуск подкаста «Как мы с друзьями делали Могилев рок-столицей». Предыдущие выпуски валяются на сайте morok.ru, причем не только в аудио- но и в текстовой версии, с фоточками и ссылочками на другие архивные материалы. Заходите, комментируйте, вставляйте свои 5 копеек воспоминаний в события минувших дней. Это архиважно и архинужно.
По техническим причинам у нас с вами возникла неловкая пауза длиной в месяц, но сейчас будем наверстывать. В прошлом выпуске я рассказал вам об одном из сакральных для могилевского рок-н-ролла мест с названием Подгорная, ее знаменитых алкашах и гопниках, и о начале своего пути в мир могилевского рока. Внимание! Как только пропоет птичка, я продолжу этот чудовищный рассказ.
_______________________________________________________________________
Как мы с друзьями делали Могилев - рок-столицей. Выпуск №3. Неферы и рэпперы |
_______________________________________________________________________
В 1996 году свет ваш батюшка Александр приказал достроить мост, который соединил нашу Подгорную с отдаленными клоаками цивилизации на другой стороне Днепра. По этому мосту в наши края стал приходить человек по имени Родион Бондарев (мы его называли Рэдя). Его голос сейчас вы можете услышать в новой заставке подкаста, а в те давние времена Рэдя был добрым и непосредственным парнем, провинциальным мечтателем и романтиком от рок-музыки. Он играл на соло-гитаре в группе ЛИНИЯ ФРОНТА, и взял туда же Свина на ритм-гитару.
Группа ЛИНИЯ ФРОНТА не оставила после себя заметных следов, поэтому не буду утомлять вас ее историей. А вот фигура Родиона интереснее, позднее он засветился сразу в нескольких заметных проектах, в том числе группах ЭЙФОРИЯ, ЛЕТАРГИЯ и СЕРДЦЕ ДУРАКА, где играл на гитаре. На первом сингле этой группы «К началу начал» звучит гитара Родиона – можете освежить в памяти.
Проживал Рэдя в деревне "Малая Боровка", куда, бывало, возвращался с Подгорной пешком, после полуночи, с гитарой за спиной и палкой в руках, потому что по его собственному рассказу однажды на него чуть не напал злой и страшный серый волк. Правда, Родион никогда не отличался острым зрением и вряд-ли в темноте мог отличить волка от чупакабры. Так что с тем же успехом можно считать, что на Рэдю нападала она. О зрении Родиона вообще ходили славные истории… Вот вам для разминки одна из них.
В «Малой Боровке» всегда хватало неформального люда. У Родиона там жил друг Стасик Пе...шенко, который был длинноволос, слушал металл и учился играть на гитаре. У этого Стасика была сестра Лена – девушка в самом соку – безжалостно хороша. Этот сок, грудь и попа сильно дурманили нашего Родиона. В один ужасный день Родион заподозрил, что его любимая Леночка вертит шашни с еще одним волосачом – местным деревенским металлистом по имени Сережа. Родион долго бегал огородами, выслеживая Сережу, и однажды вечером увидел, как тот крадучись вошел в избу к его возлюбленной. Жизнь Родиона перевернулась с ног на голову, душа наполнилась страданиями и стала изнывать от мук и желания немедленного мщения. Вот только Сережа был крупным парнем и в честном бою Родиону пришлось бы туго. Поэтому будущий гитарист СЕРДЦА ДУРАКА проявил смекалку – нашел во дворе у любимой силикатный кирпич и притаился возле крыльца, поджидая свою жертву, как зверобой у норки беспечного кролика. Через некоторое время дверь распахнулась и на крыльцо вальяжно вышла эта волосатая рожа и-и-и… Нет, рука Родиона не дрогнула, когда он ударил кирпичом прямо в голову конкурента. Волосатый покатился с крыльца в траву, а Рэдя, с торжествующим воплем бросился следом и принялся добивать его руками, локтями и твердым лбом, пока тот не начал верещать:
- Рэдя-я-я, за что?!?!?!
И вот тут Родион понял, что зрение в темноте его слегка подвело и молотит он вовсе не хахаля своей Леночки, а ее брата и своего друга – Стасика. Эмоции этого прозрения не описать словами…
Тот удар кирпичом не прошел даром: Стасик и по сей день играет на гитаре металл в какой-то дремучей могилевской группе. Закон кармы вернулся бумерангом и к Родиону. Вскоре после описываемых событий он пил пиво на книжнике, и по слепоте своей не заметил, как подошла толпа рэпперов. Родион не успел убежать, принял неравный бой и после того как ему проломили кастетом голову, на 2 недели отправился отдыхать в больничку. А чуть позже записал сольный альбом, который был следствием описанных мною душевных и физических травм. Вы-то его, наверное, и не слышали. Но после этой предыстории обязаны послушать хотя бы одну песенку...
ЭЙФОРИЯ – «Рассвет»
Вас, наверное, заинтриговало упоминание о рэпперах, которые могли проломить голову в центре города? Сейчас это звучит удивительно, но в 97-98-м году рэпперы в Могилеве были очень мощной и сплоченной суб-культурой, не чета нынешним мажорикам. Рэпперы в массе своей были совсем маленькими – лет по 14-15, но ходили по городу организованными колоннами человек по 100. Это было похоже на отряд бешеных гномов Торина Дубощита, которые могли напасть толпой и подвалить серьезных неприятностей. В тени гномов обычно скрывалось и пара десятков «старших» - им было лет по 20, и они эффективно руководили гномами.
Рэпперы конфликтовали с футбольными фанатами и неформалами. Причем, у «неферов» тоже был самый расцвет тусовочного движения. В будние дни неформальный народ тусовался на «Задуньковье». Дунькой называли бывший «ДК Швейников» - здание в стиле Сталинского ампира, между нынешними клубами «Куба» и «Материк», где сейчас расположен некое предприятие «Автодор», а в то время раньше гремели многие городские рок-концерты. За ДК был полнейший бардак, обломки колонн, кирпичей, битые бутылки. Там и собиралась тусовка из лицеистов и наркоманов, молодых панков и металлистов. А по воскресеньям с 12 дня и примерно до 3 часов был общий сбор - на «Книжнике».
Знаменитый «Книжник» в 1997-98 годах по воскресениям стабильно собирал по 2-3 сотни человек, а при хорошей погоде и в 2 раза больше людей. На площадке у ресторана Габрово в это время было черным-черно от обилия косух. Туда же начали захаживать и мы со Свином и Рэдей – попить пивка и познакомиться с народом. Помнится, эти двое в процессе такого общения за считанные часы выдули по ящику пива каждый и потом безрезультатно пытались этот подвиг повторить. Я конечно так не бухал, больше созерцал происходящее. Для меня это был прорыв в новый, очень интересный мир.
Мэйнстримом «Книжника» в 97-98 году был металл во всех его вариациях – от хард-рока до блэк-металла и начинающего входить в моду хард-кора. В первое же мое появление на «книге» какая-то бледная девочка на ножках-спичках трясла у меня перед носом сухожилием с остатками костей кисти и показывала лежащий в сумке череп, предлагая его купить. В то время еще не было понятия «готов», но люди подобной наружности уже ползали по Польскому кладбищу, жрали там, спали и даже сношались. Это у них было типа круто. Их называли «сатанюгами» и я таких избегал, и до сих пор не люблю радикально ебнутых – что металлистов, что панков, что хиппи… Хотя именно такие ебнутые и становились легендами в туссовке, и со временем завоевывали всеобщее уважение и почет.
Несмотря на то, что народ на Книжнике собирался очень и очень разный, конфликтов между собой не случалось. Какие-то драки внутри неформальной среды - это был нонсенс. Все были очень дружны, а уж показной любви было хоть отбавляй. То и дело раздавались счастливые визги и кто-то кого-то тискал на травке под одобрительное поглядывание остальных.
100%-ных панков и хиппи на книжнике почти не было, время от времени появлялись какие-то очень яркие придурки с ирокезами, но чаще всего – не местные, заезжие. За ирокез в Могилеве очень сильно били, поэтому на него решались не многие. Хотя панковских атрибутов – порваных маек и цепочек с анархиями могли позволить себе многие. Изрядную долю панков оттягивала и гранджевая туссовка, стандартно заметная по Кобэйн-стайл – кеды, неопрятные рубашки и джинса, немытые волосенки, жидкие бороденки… Хиппующих тоже всегда было довольно много, но опять же канонических западных хиппи или даже наших «столичных» в Могилеве почти не было. Слишком суровой была окружающая среда. Ходила даже расхожая фраза: «в Могилеве все гопники, не гопник здесь не выживает».
Периодически, раз в полгода, из ресторана Габрова могли выйти распальцованные и пьяные в хлам братишки, пытавшиеся разогнать эту тусу. Серьезные бандюки, понятно, с неформалами не связывались. Драки вязала всякая шваль и гопье. Но неформальная тусовка была очень пацифистски настроена. «За металл», равно как и за другие идеи рубиться насмерть, в отличие от начала 90-х, уже особо никто не хотел.
Для иллюстрации этого времени на могилевском книжнике можно послушать культовую панк-группу конца 90-х – ТЫЛОВАЯ КОНТУЗИЯ. Группа была тупейшая из тупейших, но это было трендом части панк-тусовки. Было интеллектуально-патриотическое течение «ГРОБоманов», волну панк-мэйнстрима двигали THE OFFSPRING, а говнари брали равнение на THE EXPLOITED. Как раз ТЫЛОВАЯ КОНТУЗИЯ была выразителем чаяний говнарей. Сразу скажу, что я лично про ТУЛОВУЮ КОНТУЗИЮ почти ничего не знаю. На концерте у них я был лишь единожды, музыкантов помню плохо. Вроде как вокалиста звали Рэд и был он довольно отмороженным чуваком. Вообще ходили слухи, что ребята радикально баловались с бухлом и наркотой, но как сложились их судьбы я не в курсе. Если у вас есть инфа, и вы можете дополнить мой рассказ – бомбите в комментах.
Чем была хороша группа ТЫЛОВАЯ КОНТУЗИЯ, так это тем, что их песни были очень короткими и сейчас можно поставить сразу две нон-стопом. Первая – это кавер на мега-хит 90-х группы 2 Unlimited. Вторая – про жизнь нашу тяжкую. Сами по себе эти песни - мусор-мусором, но для истории вот пригодились.
ТЫЛОВАЯ КОНТУЗИЯ – «No Limit»
ТЫЛОВАЯ КОНТУЗИЯ – «Гопник»
В неформальной тусовке всегда были свои люди-легенды и в период 97-98 года их было так много, что и не пересказать. Не все они появлялись на книжнике, многим западло было общаться с простыми смертными, в некоторых из этих людей говна было ведром не вычерпать, но все они так или иначе влияли на окружающий их мир и были частью неформальной культуры Могилева. Поэтому я буду о них рассказывать и еще не раз место действия вернется на книжник. Но сегодня хотелось бы покончить с темой вражды с рэпперами.
Стычки неформалов с рэпперами так или иначе происходили довольно часто, но побоищ стенка на стенку я не припомню. Пару раз были случаи драк на книжнике, когда вся неформальная тусовка уже разошлась и на несколько человек задержавшихся налетали эскадроны боевых гномов. Но это были редкие акции воздаяния за что-либо. Где-то отмудохали каких-то рэпперов – вот и прилетала ответка. Однажды, правда, почти случилось эпическое побоище, участником которого был и я.
Дело было году в 98-м. Началось все с баскетбольного матча между рэпперами и неформалами. В то время на стадионе «Спартак» была баскетбольная площадка, примыкающая к забору, где сейчас продают картины. И некоторые ребятки с книжника там собирались попить пива, покурить, а иногда и мячик в кольцо побросать. Ну а парням в широких штанах и дурацких кепках на баскетбольной площадке сам Бог велел быть, только они тусили у другой трибуны. Среди рэпперов были такие типажи как Элэй, Бэд и другие. А среди неформалов история сохранила имена Стэпа и Мели. Да-да, того самого Саши Мели, в будущем одного из главных активистов ЦЕНТРА ЖИВОГО РОКА, журналиста, поэта, директора BEZ.NOT и СЕРДЦА ДУРАКА. Проект Мелязм – тоже его рук дело, кто не слушал, тот лох. Но вернемся на баскетбольную площадку.
Стороны старались не пересекаться и обычно играли на разных кольцах. Но однажды кто-то решил, что сосуществование далее невозможно и предложил сыграть в баскетбол на площадку. Мол кто проиграет - тот "анукадавайкауёбывайотсюда" – убирается вон. Это все могло случиться под влиянием культового фильма «Американская история Х», где фашики рубились с неграми на тех же условиях. Хотя, возможно, сценаристы Голливуда подсмотрели эту историю в Могилеве.
Можно опустить подробности того драматичного поединка. Главное результат – неформалы выиграли. Только вот выяснилось, что рэпперы ведут себя не вежливо и покидать площадку не собираются. А долг взыскать – дело святое. Количественно и качественно рэпперы на «Спартаке» имели явный перевес, вели себя дерзко, как и положено гангста, поэтому кто-то из неформальных стратегов предложил тактику безконтактного боя. Так что неформалы ненадолго покинули площадку, но вскоре вернулись с камнями и палками. И все это добро весело полетело через забор прямо в толпу рэпперов. Вроде даже кому-то что-то разбили. После чего была погоня, в ходе которой неферы разбежались по близлежащим территориям. Причем, Мелю со Стэпом какие-то сдыхлики на свою беду догнали во дворике за Китайско-Габровской стеной и там жестко опездюлились.
И вот воскресенье, на книжнике добрых 4 сотни людей и в это время почтовый голубь приносит весть, что «наших бьют», и «не посрамим честь тусовки нашей» - пойдем и повалим эту американскую рэп-заразу прямо в ее логове. И буквально сразу вся эта огромная толпа двинулась с Книжника по Первомайской в сторону стадиона «Спартак.
Среди них был и я, мне было 17 лет, и со мной был мой друг Сафон, которому на тот момент было 20-ть. Было весело как перед сражением на поле Куличковым, и лично у меня была полная уверенность, что рэпперов сейчас мы сотрем с лица земли раз и на всегда.
Когда тусовка с книжника добралась до стадиона «Спартак», выяснилось, что примерно половина состава куда-то пропала по дороге. Кого-то засосало в Цум, у кого-то возникли срочные пацифистские дела. Тем не менее стадион «Спартак», был взят в осаду и забрикадировавшаяся внутри стадиона группа рэпперов человек в тридцать выглядела довольно испуганной. Переговорщики пошли уговаривать рэпперов «выйти подобру-поздорову» и договорились спустится в ров на Подгорную, для генерального сражения под мостом через реку Дебря, что на проспекте Мира, возле Ленинского райисполкома. При этом по тусовке поползли слухи, что рэпперам идет на помощь отряд подмоги и они нарочно тянут время. Результатом этих слухов стало таинственное исчезновение еще сотни человек.
Оставшаяся сотня подходила к месту сражения. Тут же откуда-то нарисовалась гоп-контора примерно из десяти человек, которые стали рулить процессом назревающего махача, решать вопросы, нести бремя дипломатической работы и так далее. Было в этих ребятах, возникших ниоткуда, что-то мистическое, как у стервятников, появляющихся на поле боя еще до начала сражения.
И вот картина маслом – идет, тающая на глазах группа неформалов, я с Сафоном в первых рядах. По бокам сопровождение из гопников. Позади доносятся какие-то панические вопли, что рэпперов больше чем нас, что у них палки, ножи и кастеты, а мы с голыми пятками на танки идем. Гопье вдруг начинает фыркать, мол «че за дела», я поворачиваюсь и вижу, что из 400 первоначальных человек нас осталось человек 15, а остальные массово свинчивают в обратную сторону. Причин паники не видно – никаких рэпперов на горизонте нет, но стало ясно, что дело тухлое и героизм больше не уместен. Кто не успеет свинтить, сейчас умрет за всех. Я Сафону говорю, - "давай-ка держись за меня, я тут местный и раенчик знаю". Мы форсировали реку Дебра, и я его повел извилистыми тропами в безопасные места подальше от возможной погони.
Вся эта история сильно подорвала мою веру в тусовку книжника и примерно с 98-го года я все реже стал там появляться. Стало ясно, что братство неформальное, если и было, то до первых гипотетических неприятностей, а потом каждый начинает заботиться о собственной шкуре. Сафон тоже разочаровался настолько, что ушел искать братьев и сестер в секту Адвентистов седьмого дня, переехал в другой город и сейчас, наверное, работает пастором.
Ну а книжник с 1999 года стал быстро вырождаться. Победа «Днепр-Могилева» в 1998 году в чемпионате Беларуси привела к сильному всплеску фанатского движения. Фанаты каким-то образом сначала интегрировались с рок-туссовкой, а потом и вовсе вытеснили ее с «книжника». В городе на время появились классические скинхэды, а рэпперы потихоньку пропали. Отголоски суб-культуры рэпперов перетекли в неформальную туссовку благодаря набирающим популярность хард-кору и рэп-кору. В Могилеве эту тему первыми подхватили группы BEDLAM и LIKE SUICIDE. И если в 1997 году я наблюдал резкое неприятие этой музыки в неформальной рок-туссовке, то к 1999-му эти субкультуры крепко прижились. Не в последнюю очередь ответственнось за это лежит на группе BEDLAM, которая в 1998 году выпустила альбом «Рекламная пауза». Сейчас этот альбом слушать очень трудно – уж больно смешное было качество записи в студии «Веселые нотки» у Побегаева, но в свое время этот альбом был серьезной вехой в истории могилевского рока.
BEDLAM – «Мальчик»
Пользуясь случаем, еще раз хочу попросить, если вы были свидетелями тусовочной и рокенрольной жизни Могилева и обладаете воспоминаниями, фотографиями тех лет, историями о том, как сложились судьбы заметных тусовщиков – написать мне и поделиться ими с общественностью. А мне на сегодня пора закрывать окошечко воспоминаний. Жду ваших комментариев, писем, ссылочек на подкаст и репостов.
Хочется от всей души поблагодарить Андрея Свина, Родиона Бондарева и Наташу Неменкову за помощь в работе над подкастом. Отдельный низкий поклон Саше Мельникову за помощь в воспоминаниях и сообществу «Mogilev Rock City» за «Тыловую контузию».
Жду ваших отзывов! До скорого свидания!
Фото обложки из личного архива Дениса Маненка
Читайте на мороке также архивную статью: Мы - хорошие! Беседа с неформалами "Книжника"
Говорят, где-то в это же время на казимировском стадионе был замес. Столько об этом слышал, но всё как-то очень непонятно.
Проведи расследование. Может стоит рассказать. Я ничего не слышал.
Хорошо, но мало. Блин! Это же тема для целой книги! С воспоминаниями выживших, фотографиями и всем таким.
будет такое! ) (я про книгу со схожим сюжетом) инфа 99%
Ну это и есть в своем роде книга. Я долго думал как объять необъятное, тут можно просто любого человека хватать и углубляться. Многим есть чего рассказать... Но это колоссальная работа не для одного человека. Поэтому я решил пока записать то, что знаю и помню я и мои знакомые-друзья, а потом можно будет растекаться во все стороны, когда костяк уже будет готов.
Меня радует что эти мемуары возбуждают кое-кого на свои раскопки и воспоминания. Кто-то фотку найдет или видео старое достанет, кто-то что-то свое запишет... Посмотрим во что это выльется...