20.10.2010 666 альбомов белорусской судьбы. CyberZone - 2008 Infinity. Александр Мартовский - 2010 Keep Quite, Everybody are Sleeping (Юрий Романов)

N'ayez pas peur de theorisation, il faut attaquer sur tous les fronts. Overdose theorie donne un dynamisme inattendu
(Michel Houellebecq)

Ludzie bardziej otwarci na informacje w postaci nalotow. Przeklinanie skuteczne niz chwalic
(Siergiej Guriev)

Уступ. РНО (Роскошь нечеловеческого общения)

жз) Культура жива в отрицании себя. Если культура себя воспроизводит и является своим естественным продолжением - это уже штамп культуры. А жизнь культуры в том, что какой-то контркультурный авангард постоянно разрушает эти штампы и воздвигает на их месте что-то новое. Именно там происходит какое-то движение, разрушительное, яростное, активное.
Когда-то, скажем, фовизм был яростным движением. Достоевский считал, что уголовный мир все время является этим яростным движением. А рок можно условно считать синтезом фовизма и уголовного мира в понимании Достоевского.
Рок можно определять как антитезу потребительскому самоохранительному существованию. И когда человек старается себя не беречь а, наоборот, как-то размотать, может быть даже и в политике, и в искусстве, в чем угодно, - чем менее бережно он к себе относится, чем в большей степени работает на износ, тем больше энергетика личности, энергетика художника. Самые выраженные контркультурные фигуры в роке: Джимми Хендрикс, Дженис Джоплин и так далее - были ориентированы на то, чтобы разматывать себя как художника с максимальной силой. Но при этом - и как человека, носителя субстрата художника. Поэтому они в итоге и погибли достаточно быстро, но творческая энергия, ими излучаемая, была невероятно велика, и до сих пор в этом поле продолжает очень многое делаться. Этот принцип существовал в искусстве и в мире задолго, естественно, до 60-х годов XX века. Просто тогда это вылилось в массовое движение, пик которого пришелся на конец 60-х в западном мире.
- А кого можно назвать - до появления рок-культуры - как носителей контркультуры? Кому, в духовном смысле, наследует рок?
- Ну, Рембо, например. И конечно - романтизм.

Сергей ГУРЬЕВ dixit.

Ну, о движении, застое, романтизме и прагматизме?

CyberZone - 2008 "Infinity" Александр Мартовский - 2010 "Keep Quite, Everybody are Sleeping"
cyberZone - 2008 InfinityАлександр Мартовский - 2010 Keep Quite, Everybody are Sleeping

ДБ сокрушается: "В Беларуси поп-музыка на Запад и западные тенденции вообще не ориентируется".

--- ЗАВТРАК ---

Тенденции - любопытная штука. Они лучше всего вычленяются и описуются ПОТОМ, постфактум. Пока на них сориентируешься - (б,г)лядь - новые тенденции! Собственно, современные исполнители, со всеми их потрохами и в одной куче, - это они и есть, тенденции.

Вопрос: почему белорусская поп-музыка вообще ДОЛЖНА ориентироваться на Запад? Не ориентируются же на него китайская, японская, индийская, арабская поп-музыка? Я даже могу открыть тебе тайну: поют они свои поп-песенки НЕ НА АНГЛИЙСКОМ, а на РОДНОМ языке. Ну, караоке очень любят (в Японии и Китае, например).
Хорошо. Пусть будет так: мы - не они, мы - европейцы. Бла-бла-бла.

Еще одна страшная тайна.
Её и НЕТ вовсе, "западной поп-музыки". И тенденций, стало быть, НЕТ. Есть чешская, итальянская, французская, португальская... Тенденции у каждой свои. Тебе какая ближе? На какую будешь ориентироваться?

Хорошо. Пусть будет так: ведем речь о некоей "поп-музак интернешнл". А в ее качестве, есесьно, выступает поп-музыка англо-американская поп-музыка!
Которая, в свою очередь, НЕ ориентируются на Беларусь и белорусские тенденции! Но, прикинь: она НЕ ориентируются и на Восток и восточные тенденции, Юг и южные тенденции, Север и северные тенденции. А на Запад и западные тенденции? Прикольно, но НЕТ.
Она вообще - ориентируется? Нууууу... Разве что НА СЕБЯ, на своё и своих.
- Чиво, чиво... Живу я тут, вот чиво!
Она ж американская. Английская. Потому и американская. Потому и английская.
Хорошо. Пусть будет так: НЕ ОНА ориентируется. НА НЕЁ ориентируются. Почему? Ответ прозрачен.

Смотри: ЕСТЬ англо-саксонская белая цивилизация. Которая достаточно давно сидит в оркестровой яме нашего театрика "ГлобО" и всеми силами тщится играть первую скрипку. А заодно и главные роли - героев-любовников - Барби и Кена, Супервумен и Супермена.
- Герой на героине. Героиня на героине...
Лягична.
Одни, британцы, - самая большая и влиятельная империя в минувшем. Это не просто вытравить - как из жителей экс-метрополии, так и из обитателей экс-сателлитов.
Вторые, американцы, - самая большая и влиятельная империя в настоящем. На том создавались, на том стоят, то культивируют и отращивают.
Такая вот "Ось Добра".
И практически в каждой стране мира есть некое количество "общечеловеков" разного возраста, пола и потолка, которые "надеты" на эту ось и вокруг нее вращаются. Те, кто подвержен "тлетворному влиянию Запада", как раньше модно было выражаться в определенных кругах.
Вот тебе и поп-музак интернешнл.
Лучшее в мире музло. Лучшее в мире кино. Лучший в мире хоккей. Баскетбол. Футбол - настоящий, не соккер для голопопых. Бейсбол... (До сих пор, по-моему, НХЛ, НБА эт сетера назвают "чемпионат мира"). Даже не лучшее в мире, ЕДИНСТВЕННОЕ в мире.
...Анди пробовал в Чикаго узнать что-либо о финальных матчах европейской Лиги чемпионов... Ха-ха три раза.

Ты интересуешься: когда уже поп-музак интернешнл будет с тавром "маде ин Беларус"?
Ответ: станет Беларусь однажды "мировым жандармом" - "демократией №1" (нужное подчеркнуть), отрастит квадратную челюсть, наберет каши в рот, - будет всё больше и больше тех, кто сориентируется на белорусскую поп-музыку. И вместо Джексона войдет в каждый дом Ярмоленко. И будет всем "шчасьце" (бррррр, приснится же такое).

--- ОБЕД ---

Ты - вылитый президент. Одно лицо. Близнец.

На кой тебе "Евровидение", "Билборд", "Грэмми", MTV? Это что, АБСОЛЮТНЫЙ показатель КАЧЕСТВА? Или все-таки ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ - показатель того, что это понравилось ТАМОШНЕЙ аудитории, там ПРИЗНАНО (хорошим)? А на кой тебе тамошнее признание? Ты без них не можешь определиться: нравится - не нравится, хорошо - плохо?!
На кой тебе, чтобы наши исполнители пробились на европейский и мировой рынок и (по)трясли его?

"Я тебя продам, куплю и еще раз продам, но уже дороже", - говаривал Паниковский.
Так это он, рынок. Блошиный.
Зачем ЭТО исполнителю, могу понять. Даже порадоваться за него. Если есть, чему радоваться. Но ТЕБЕ на кой? Интересно посмотреть, как тутэйшего поп-музыканта купят и пере-продадут? Как он заработает бабло? Много. Как Атлантика купит домик с видом на Атлантику?
С чего ты за карман условных атлантов, условного хлестова, пусть даже тубзов стал переживать? Почему не за свой? Почему не за карман сборщиков БелАЗа? Сто пудов: среди них есть ооочень талантливее, покруче многих музыкантов.
Мало тебе хоккея, биатлона и метания молота? Мало убранных раньше срока миллионов тонн зерновых и зернобобовых? Мало продовольственной безопасности, информационной безопасности, демографической безопасности? Хочется Министерства Музбезопасности (и Тиханович - министр его)?
Ааааа, престиж страны! Твоя Великая Белорусская Мечта! Тебе, правнуку 65-летия, важно, чтобы Беларусь ВСЕГДА ВЕЗДЕ ВСЕХ побеждала. Чтоб, узнав, что ты отсюда, каждый негрокитаец поднимал не брови изумленно и не средний, а большой палец: "О, РеБе из гуд!"? Наша сильная и процветающая нужна тебе, чтобы гордо на весь мир: "Я - мужик-беларус!" Без ЭТОГО ты - никто? Говно в тряпке?
Так твоя проблема - тфу. И решение её - такое же плёвое.
Зачем ждать, когда наша сказка станет былью? Так можно не дождаться. Быльём порасти. Возвращайся под левое крыло двуглавой курицы, которая сидит на насесте над одной шестой блюда-суши и называется Российская Империя. Будешь в едином строю не каких-то бдсм-овцев, а "Наших" грясти под аквафрешем к новым и новым победам и вершинам.
Ах, даруй, ты против залежей, ты незалежник. Это даже лучше. Защищать демократические ценности во всем мире проще всего из Северной Америки. Дуй в ЮЭсЭй, мать его тудей. Влейся в бразерхуд евро-, афро-, азиато-, латино-, гомо-, гетеро-, метро-, зоо-, баптисто-, адвентисто-, мусульмано-, иудео- АМЕРИКАНЦЕВ. Слоган: свалил - уже победил. Это ж не континент, ППП - прибежище потенциальных победителей!
Элвис Пресли - король рок-н-ролла. Майкл Джексон - король поп-музыки. Аль Капоне - король гангстеров. Джон Кеннеди - король президентов. Джеймс Кеймерон - король режиссеров. Чарли Менсон - король (лже)пророков. Майк Тайсон - король боксеров. Майкл Джордан - король баскетболистов. "Кока-Кола" - король напитков. Гамбургер - король брюха...
Присоединяйся. Загибай (и растопыривай) пальцы. Каждая Золушка станет принцессой. Надо только как следует её потереть и сказать: "Джин, джин, выходи! Останься тоник!"

--- ПОЛДНИК ---

"В Беларуси поп-музыка на Запад и западные тенденции вообще не ориентируется".

Достаточно присмотреться чуть внимательнее, даже через невооруженный глазок, и поймешь: ЭТО НЕ ТАК.
Вот, заяц нашего повествования допетлял до героев этой главы.

CyberZone...
Н-да. Название. Ни в зону, ни в красную армию. Туда же - название альбома. "Infinity". В то время как прослушивание убеждает: не верь, никакой бесконечности, сплошь - конечность.
Разве что "коротнуть" имя - КЗ, короткое замыкание? Так гоооораздо ближе к содержанию музыки, содержанию альбома. Глядишь, всё и замкнулось, и - вот она, бесконечность, "сухой лист" Мёбиуса.
А можно так, с английским прононсом: КиберЦоун - КЦ. Сразу память услужливо подсовывает сопутствующие "товары". Пепелац. Гравицаппа. Цак. Кю. Ку.
............

Возможно, любителям фрик-крейзи-попа, вроде Dirty Projectors, Red Cryola, Animal Collective, инструментальные экзерсисы г-на Черного Ворона (dark_raven) покажутся старомодными и примитивными. Никаких тебе крутых наворотов, лихих брейков, смен тональностей...
- Командир наш был любитель. Схоронили мы его...

Я НЕ любитель. Мне эта смесь (обзову ее транс-психоделик-электро-индастриал; но не верь мне!) быстро легла на ухо.

Полотно. Электронные, вполне танцевальные биты.
В них вплетаются хрусты и шорохи: рвется рисовая бумага; вспыхивают подпорченные рекламные неоновые трубки; крысы подгрызают деревянный порог; улица разноголосит, бикает-бякает-букает; всхлипывает старенький ламповый телевизор... Рисунок на полотне. Узоры - на манер бесконечной спирали. Та самая "лента Мёбиуса", аттракцион "Супервосемь"?
Вышивка. Монотонный повторяющийся колокольный звон гитары...
Ассоциация: мозг - старая виниловая пластинка. По его канавкам-извилинам, подпрыгивая (пластинка неновая), шуршит игла... По кругу, по кругу... Завораживает.

Криэйтор "Бесконечной конечности" играет не НА, а С. Каждый инструмент, обнаружившийся под рукой, - игрушка. Каждая звучит. Каждая по-своему.
Он, автор, похоже, очень любит звуки, вместе и по отдельности. Кажется: вслушивается в любой "быдым", "шшш", "блямс", "дррынь", - пока тот не затухает. Тогда роняет что-то новое. Новый звук. Новый аккорд...

Даже притом что я в последнее время несколько, гм, отвлекся от электронной музыки, супероригинальным этот альбом мне не кажется. Однако
"...и увидел, что это хорошо"
Не скажу, что тянет на "малиновые штаны". Но от меня - три раза КУ!

Александр Мартовский... нет, на облоге - Aleksander Martovsky. Так тому и быть. Так, АМ не более авангарден, чем Ворон. Даже еще более традиционен. Перед нами, точнее, на наших ушах приятная во всех отношениях музычка. Которая вполне может служить фоном приятного ужина при свечах. Как прелюдии. Ну, он меня понял. Милая электронщина с редкими поскрипываниями да поклацываниями. Нормальный Изя Лиснин. Ни на что особое не претендующий. Кроме как услаждать.
...Вспоминается. Был в Могилеве молодой человек, называвший себя Angelo Taylor и с помощью баальшого синтезатора тянувший пальму из рук Жарра и прочих подобных. И встретить его записи можно было на лотках в переходах самых разных городов. Например, Минска и Москвы. Рядом с западными корифеями жанра. Рекомендовали даже как... эзотерическую музыку, "выправляющую ауру и прокачивающую чакры". А все потому, что НИКОМУ не приходило в голову, что АТ ОТСЮДА!
АМ, хоть и озаглавил творение с помощью латинских букв, все же оставил мостик между ТАМ и ТУТ. Но не сегодня завтра может назваться, к примеру, Алекс Марч. Почему нет? Ведь звуки, которые он издает, вполне интернешнл. Даже усредненно-интернешнл.
Вот и славно?

--- ФАЙВ-О-КЛОК ---

"В Беларуси поп-музыка на Запад и западные тенденции вообще не ориентируется".

Смотря что называть "поп-музыка".
- Василий Иванович, а что такое "теория относительности"?
- А вот сунь, Петька, нос мне в задницу! Сунул? О, теперь и у тебя - нос в заднице, и у меня - нос в заднице. НО! Всё относительно...
Вот, всё относительно. Однако. О том, что относительно для меня.

Я не сравниваю желтое с продолговатым. Точек соприкосновения между Троицей и Глюками НЕТ. Первые - поп-музак (несмотря на то, что этно для меня - собрат академической музыки. А об академической музыке я помалкиваю). Вторые - рокенролл.

Так, что, что "поп-музыка"? Правильно. Всё, что не "рокенролл". А что, что "рокенролл"?!

Пусть будет так: вся музыка - ПРОДУКТ. Но продукты бывают разные. Бывает банан. Бывает устрица. Бывает жареный таракан. Жареная картошка. Жареная собака. Жареные грибы. Жареная селедка. Клубника бывает. Бывает вода...
На один - накласть и растереть. От второго тошнит. От третьего тащит, как кота от валерианы. Без четвертого - не жить. Вот. То, без чего НЕ ЖИТЬ, - рокенролл. Твой рокенролл.

Для меня "рокенролл" не то, что НЕ СОВСЕМ музыка, СОВСЕМ НЕ музыка. Это порой даже... НЕ рокенролл! (ну, какой такой рокенролл ЧпБ, Крижевский, Медведев, Иезекииль 25:17, Шалкевич, Смоляк)
Слышал, небось: рокенролл сдох лет 20-ть, а то и 30-ть назад. И hui, Б-г, ты (нужное подчеркнуть) с ним.
"Рокенролл" для меня - это ПЕСНИ. На родном (роднам) языке. Можно сказать, что это ПРАВИЛО. Из которого есть исключения - на английском, немецком, французском...
Песни эти НЕ имеют ничего общего с развлечением. Почти:) Бьют, гладят, кусают, гадят, тащат, плющат, возвышают, унижают и многое-многое другое. НЕ конкурируют. Уживаются либо не уживаются. ВО МНЕ. Неким образом. По определенным причинам. Которые я пытаюсь изложить. Более или менее доходчиво. Зга и ДетиДетей. Naka и Ольга Ступина. Сердце Дурака и Лихолесье. Глюки и Соломенные Еноты. Обаяние Невовлеченности и Министерство Любви (лысый смайлик). Deviation и Передвижные Хиросимы. Калачиком Рядом и Апельсиновое Безобразие...

Я в этом тексте еще не достиг глубин пафоса? Тогда вот:
- рокенролл - это пища души
- поп-музыка - это услада души и тела

Для меня поп-музак - это, сугубо и трегубо, МУЗЫКА. В том числе и песни - КАК МУЗЫКА. Бессловесные. Не потому что слов нет. Бывают. Просто не слишком нужны. Совсем не нужны (лишь бы не мешали). Потому что сопровождение, отвлечение, увлечение, расслабление, развлечение. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО.
Да. Раз-влечения, как и люди, бывают разные. Услаждать можно ооочень многое и ооочень по-разному. Один садист. Другой мазохист. Третий баптист. Четвертый фашист. Пятый онанист. Шестой националист. Седьмой гомосексуалист. Восьмой металлист...
Кстати, один знакомый минчанин отдыхал, по многу часов слушая Black Sabbath. Серьезно. Довернём до десяти? ВСЕ металлы - поп-музак. Ага, и Dimmu Borgir тоже.

Вернемся к тому, что ты так любишь. К продуктам. Продажам. Топам (и прочим бюстхальтерам недо- и перемеркам). Конкуренции. Добро пожаловать на рынок!

Оооо! Базар прожить - не поле перейти. Поле - тфу, тут площадя поболе будут. Прилавки, прилавки, прилавки... И товааааааров!!! Вон - "50 лучших альбомов месяца мая" (лысый смайлик). И ВСЕ конкурируют друг с другом.

В этих торговых рядах пососедству - Атлантика и Moloko, Трики и Безъ Билета, Chumbawamba и Стинг, Потап/Настя Каменских и Hooverphonic, Tuxedomoon и the Toobes, Мумий Тролль и Faye Wong, April March и CherryVata, Tipsy и ... ... и приостановим перечисление: ночь скоро.

Вопрос: почему на этом рынке я должен выбрать тубзов?! Потому что они круты? Круты. Выбираю. Слушаю. НО.
- Хороши the Toobes? Хороши Yellow Brick Road?
- АГА.
- А ЧЕМ, чем плохи?
- ЧЕМ Dredg. ЧЕМ Cursive.

CherryVata? Замечательно! И CyberZone. Рекомендую. Но тут новый альбом Massive Attack... Не отказываться ж от "массивов" из-за сладкой "ваты"!

Думаешь: НЕ люблю я наших поп-исполнителей? Это не так. Просто любимцев, поп-петов, - МАССА, тьмы и тьмы.
Повторюсь: услаждать можно ооочень многое и ооочень по-разному. Масса нюансов. Вольно или невольно, ищешь любимый поп-музак на каждый нюанс. Вкусовые пупырышки требуют. Побольше. Потоньше. На вкус. И цвет. Товарища нет. Господа. Сплошь.
Reload.
Rebirth.

--- УЖИН ---

Вопрос: зачем и кому он нужен, рокенролл? зачем ВООБЩЕ?
- Сказать о чем-то главном. Для тебя. Ближнему. "Нужно выкричаться очень!" (привет, Аня). Чтобы тебя поняли. ("Счастье - это когда тебя понимают!" - написал в сочинении герой старой не без романтики советской кинокартины). Чтоб с тобой разделили. Чтоб сегодня никто не умер...
- "С Космосом за руку поздороваться".
Это я уже цитирую Сергея Гурьева. Ты дальше сам продолжай. А я его еще немного поцитирую. Не напрягайся. Ну, это мой Виктор Банев.
- Каждый человек должен развиваться естественно, и все, что в нем заложено, должно естественным образом эволюционировать. Просто нужны вехи и оазисы, на которые он мог бы набрести, на которые его карма наведет.

Один из таких оазисов - рокенролл. Точка на Пути. Подумать. Набраться сил. Водички испить... Это ОТНЮДЬ не значит, что КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН переться в этот оазис. Вот и Гурьев продолжает:
- Если человек и без этого нормально развивается и пройдет мимо оазиса - так тому и быть. Просто надо давать возможность судьбе. На самом деле, далеко не все должны заходить в оазис, иначе он оазисом быть перестанет и превратится в Вавилонскую башню.

Вот известный тебе плейбой Артемий Троицкий однажды решил для себя: есть ДРУГИЕ тексты! Гораздо более умные, глубокие, правильные и ВАЖНЫЕ, чем в рокенролле. Есть другие музыки. Другие ОАЗИСЫ вообще. И с тех пор не любит "современную гитарную музыку". Любит электронную. Поможем ему: больше не любит рокенролл, поскольку не нуждается в этом оазисе. Любит поп-музак.
Понятно. Логично. Электронная поп-музыка, на самом деле, гораздо интереснее, разнообразнее, увлекательнее и развлекательнее гитарной.
Он просто повзрослел, думаю.
А я? А мы, забредающие время от времени в этот оазис да еще и тебя зазывающие?

БГ однажды спел: "Мы пили эту чистую воду! И мы никогда не станем старше".
Вот. А ты, если хочешь, ориентируйся. Можешь - на Запад и западные тенденции.

@ ВСЕ АВТОРСКИЕ ПРАВА ЗАЩеку.

Продолжение следует...

Читать остальные главы 666 альбомов белорусской судьбы

666 альбомов белорусской судьбы. CyberZone - 2008 Infinity. Александр Мартовский - 2010 Keep Quite, Everybody are Sleeping (Юрий Романов, Инфо-центр ЦЖР, октябрь 2010)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям

Почему-то мало кто видит разницу между взаимствованием музыкальных идей, тех средств, способов аранжировки и т.д. и ролевыми играми в ганстеров из гето, рок-звезд 60-х или Бритни Спирс. И кстати, необязательно становиться мировым жандармом. Можно, как ямайская или бразильская музыка, посредством англо-саксов мир и завоевать, что у нас и пытаются делать. Для этого, правда, надо иметь, как минимум, яркую и самобытную культуру.