19.06.2009 666 Альбомов белорусской судьбы. Zygimont Vaza - 2007 (а можно и 2008) Distortion (Юрий Романов)

Юрий Альбертович РомановПродолжение. Начало:
Трусцой по Европам. The Toobes - 2009 Hello

Эпиграф:

Некогда Некто сказал: "Придет время, и я скажу все, что думаю по этому поводу!" Может быть, я? А чем не повод - нивка современной белорусской музыки?

Есть мнение (поднимаем к Небесам указательный пальчик), что я измажу говном что угодно. Вспоминается В.Вишневский: "Я в душу вам? Да я же не доплюну!" У меня говна на "что угодно" не хватит. Не настолько хорошо и избыточно я питаюсь, насколько этого "что угодно" много. Тем не менее, придется в очередной раз подтвердить "миф о непобедимости канадцев". Однако начнем с хорошего. То есть еще пара слов о The Toobes. Cказал "а", надо же и

"б"

Написал, а потом подумал. Не то чтобы вообще. А о том, что вдруг они кааааак запоют на русском (с белорусским у них вроде беда) и - ужас, ужас, кошмаррр? Может такое быть? Может. Да, понимаю я по-английски. Иногда. Все-таки Место, Где Проститутки Изучают Иностранные Языки - за плечами. Так во время оно иняз называли за глаза. Но есть ведь примеры! Говаривал, помнится, один музыкант. И не вообще, а мне: "Понимаешь, старичок, по-английски у меня получается, а на русском начну писать - никак!" И разве ж он такой одинокий? У многих и спрашивать не надо: послушал - свободен. А сколько их в РеБе, кто по-английски соловьем разливался? Так, чтобы связно? Ну, Gods Tower. А еще?
Но есть и другие примеры. Вот, гродненский Post косил под "Нирвану", пел на английском. Потом дал себя уговорить, запел по-русски. И? Стало лучше. По-своему. По крайней мере, их лидер смущенно этот факт подтверждал.

Если ты не понял, это я не к тому, что ОБЯЗАТЕЛЬНО петь на русском или белорусском. Я, как писал, шовинист, но не до такой степени! Как некоторые. Но кое-кто из некоторых любит признаваться в любви к олдовым рокерам давешнего соцлагеря. Так там есть примеры, достойные подражания. Например, венгерская "Омега" одновременно выпускала альбом на венгерском - для внутреннего, и английском - для внешнего пользования. Ну, может, мы - центр(опуп) Эуропы. Негоже нам.

"в"

Слушая "тубзиков", вспомнил: была ж у нас уже группа! То ли из Березино, то ли из Борисова, но точно не из Белынич. Из Белынич - замечательный раблезианский Юра Нестеренко. Тоже одним словом называлась. И не тем, что вы могли подумать. Ну, полагаю, мне подскажут... Пела по-английски. Сращивала адекватную актуальную музычку и Моррисона Джима. И хорошо получалось. Критики опять же таяли растительно-сливочным маслом на сквородке: наше светлое будующеее. Где они, кто знает?

Но, чу, труба зовет! А может совсем и не труба?

Который день помуррррлыкиваю под нос: "Ты не са мной, суседзе, не са мной. Не крычы мне ззаду: "Стой!" Ты ня сват мне и ня кат. Ужо прабач, але й ня брат..." Само собой, я у родителей - один, как в попе дырочка, разве не заметно? Но это я а5 отвлекаюсь. А муррыканье мое напрямую связано, даже спаяно с тем, что я обслушался... чем? А вот


Zygimont Vaza - 2007 (а можно и 2008) Distortion

Zygimont VazaZygimont Vaza

Можно было следом за Абармотом взорать и вспеть: "Ненавижу хард-н-хэви!" Но не этого ли от меня ждут? Потому хотел разлиться мысью по древу. Вовремя вспомнил: писано-переписано уже! На experty.by. Так и не будем заниматься плагиатом, а воспользуемся прямыми цитатами. Заодно от традиционных обвинений и проклятий себя любимого огражу. Огражду. Короче, избавлю. Вот, избавляю.

Олег Климов (оценка 9,00)
...Ольга Самусик ("Тарпач") уверенной женской рукой прикрыла рот Скрипе и запела. Приятный, глубокий, грудной голос (С. Мазаев сменивший пол). Еще бы мощи ему добавить, силы.
...Громко, энергично, естественно, гитарно. И слов особо много пронзительно-баррикадных не потребовалось, чтоб обозначить свою социальную позицию. О наболевшем - но мудро, о нас - но сквозь себя, о вере - без пафоса, о вечном - оставаясь в дне сегодняшнем.
...Бросающаяся на слух недостаточная мелодичность.

Дмитрий Подберезский (8,00)
...Музыка достаточно неприхотлива и твердо стоит на наследии классического харда.
...Излишне схематическое построение буквально каждой из песен. Автор музыки и текстов Сергей "Скрипа" Скрипниченко не в силах вырваться за рамки собственной устоявшейся стилистики. Что приводит к мелодическим, гармоническим повторам. Навевает скуку. Несложно предугадать, что последует дальше.
..."Не свае" - визитная карточка, которая сразу и полностью готова рассказать о том, что есть группа. Точно так же - заглавная "Distortion". Достаточно прослушать эти две песни, чтобы получить полную информацию о коллективе.

Дмитрий Безкоровайный (6,00)
..."Distortion" нельзя назвать беззубым - здесь есть парочка крепких боевиков ("Не свае", "Вярн бабк "). В остальном все концептуально и громко, но немного не хватает сфокусированности.

Сергей Будкин (6,00)
...Скрыпа адда усе гало ныя вакальныя парты - cьпявачцы. Рэзка зьмян л ся акцэнты музыцы паэз гурту. Экспэрымэнт сьмелы, але ц патрэбны? Голас Скрыпы цяжка назваць выб тным, але ён бы пазнавальны. У выпадку з Самус к - усё наадварот. Падаецца, што "zV" згуб адну з сва х разынак.
...Варта не забывацца пры праслухо ваньн альбому, што zV - па-за музычнаю модаю.

Вот. Теперь немножко отсебятины. Чтобы не обвиняли в лени.

- Ну, давайте выплесну кусок обиды за Сердце Дурака (а также Калачей и ОН). Все равно так многие подумают. Хотя сразу скажу: я НЕ ОБ обиде и НЕ ОТ обиды.

Итак, Жыгимонт В. (помните Винни тне Пу? "посторонним В."?) - вне музыкальной моды. Музыка неприхотлива, твердо стоит на наследии харда, излишне схематична - так что даже скучна. К чему это я? К тому, что то, что пишут критики, даже матерые, никак не хочет избавляться от "побочных эффектов". Вот, у Скрипы за плечами в потертой коже - два десятка лет вспахивания рок-поляны, десяток альбомов, это "мельгуёвая группа", поэтому - что?! На грудь ему - медаль "За верность традициям"! Тимофей Яровиков - и без кожи, и без заслуг перед Бацькаушчынай, и альбом у него - первый, и Мартыненко никогда не подаст голос "в защиту детеныша", поэтому - что?! Музыка его группы устарела полтора десятка лет назад, замшелая, неактуальная, мелодии нет (эх, сравните мелодии СД и ЖВ!)...

Короче, если "музыка устарела 15 лет назад" - это херово, а если тридцать лет назад - замечательно, это называется модным в прошлом сезоне словом "винтаж". Была у меня кепка джинсовая, на которой это слово написано было. Выглядела так, будто ее еще мой прадед носил, дыры в четырех местах как бы протерлись...

Вот, если отвлечься от уважения к Скрипе, то и получится, что музыка группы - как моя кепка - новая, но выглядит так, будто ее водила молодость в сабельный поход. Громко? Так, многие громко. Это же "музыка рокаваГо направления". Энергично? Так, все стараются энергично. И у многих получается лучше. Например, у "тубзиков". У "маузеров". У "глюков". У "дюбелей", но об этих я вскоре... Многоточие - потому что можно доооолго перечислять. Но дело же не в сравнениях, верно? А в целом.

А в целом - недостаточно мелодично, однообразно, неинтересно, скучно, предсказуемо - неоригинально.
Причем неоригинальности именно что добавляет вокал Ольги. Хороший? Да. Только на половине песен поет она "в полноги". И тебя ни на секунду не покидает ощущение, что ты этот голос уже слышал. И много раз. И на разных языках. И - точно, рызынки-изюминки в нем никакой. Нам и одного Мазаева - выше кадыка. А уж сменивший пол... Скрипа, вернись к микрофону!

- О текстах? Как там у уважаемого ОК? О наболевшем - мудро, о нас - сквозь себя, о вере - без пафоса, о вечном - актуально? Ну, какая главная песня на альбоме? "Не свае"? Приведу ее текст полностью.

Zygimont VazaСумна зихацели вочы
Да вина ты не ахвочы
Назираеш як насупраць
Хлопцы з дзеуками не супраць

Красавик. Дзень даужэйшы
Ды не для цябе
Усё шукаеш - хто мацнейшы
Тут у гэтай багне

Я не з табой, суседзе, не з табой
Не крычы мне заду: "Стой!"
Ты ня сват мне и ня кат
Ужо прабач, але й ня брат...

Назираеш пильным вокам
Як святло сцинаюць змрокам
Пажадана, кааб увечар
Адмянили зноу сутрэчу

Ненадзейна - значыць файна
Так было спрадвек
Выглядаеш неахайна
Шэры чалавек

Я не з табой, суседзе, не за табой...

Пачастунак вось нядрэнны
И хлапец ничога гены
Можна з хлопцам и з дзяучынай
З чужыною и з Айчынай

Насуперак усим прагнозам
Застаесься тут
Мусиш атрымаць зноу дозу
А йначай - капут

Я не з табой, суседзе, не з табой...

Ольга СамусикЕще какие боевики? "Вярни бабки!"?

Припев:
Ты, ци ня ты?
Ци ня ён? Ци ня я?
Зноу, як тады
Винаватых няма
Там, ци ня там?
Ци куды? Ци адкуль?
Досыць пытанняу.
Усё вяртай и пакуль!

Еще немного?

Ня мусиш, сволач
Шукаць праблемау
Праблемы побач
Памиж усих нас
Вярни лепш грошы
И вали з мирам
Яшчэ ня позна
Бо самы час

И - "Дисторшн"?

Небасхил святлом залиты
Ды ня цешыцца нихто
Раницою не зауважыш
Як з'яуляецца бухло

Занядбаныя муры
Збагнаваны ваяры
Водар таннага вина
Ани мир, Ани вайна

Досыць? Да, достаточно.
Не все тутэйшыя могут так рифмовать не только по-белорусски, но и по-русски. Плюс ли это? Не крест - точно. У кого ж рука поднимется поставить на "жыгимонтах" крест? С другой стороны, для Скрипы - самый что ни на есть крест. Даруйце, крыж. И ему его еще нести и нести. И дай ему Бог. А вот плюс...
"Мудро"? Не нашел мудрости.
"Без пафоса"? Его больше, чем у сердца Дурака.
"О вере"? Не заметил. "Веру у Беларусь й тым ганарусь?" А есть еще - "Верим в ко-МАНДУ!" Это, скорее, о принципах. Правда - у каждого своя. Истина - одна. А Вера - это другое.
О нас? Может быть. Хотя...
О вечном? О Ленине, который всегда живой?
Современно? Что тут особенно современного?
Выдающиеся ли тексты у ЖВ? Нет.
Хороши ли они? Нет.
Как отвечают на вопрос встречного знакомого "Как дела?" Нормально.
У "Центра" было:
- Мне холодно
- Мне жарко
- Мне нормально
- Темно!
- Светло!
- Нормально
- Потише?
- Погромче?
- Нормально
Вот. Ни холодно, ни жарко.
Впрочем, что это я все про "жыгимонтов" да про них же. Так становится слишком похоже на рецензию. А разве я - рецензент? Занятная, кстати, фамилия.

Наверное, повторюсь в сотый раз. Но не все же живут так давно, как я.
На примере ЖВ можно отследить две беды (нужды) современной белорусской "судьбы".

Малая нужда.

Слева. Сколько радости, оттого что появляются исполнители, похожие на современных западных! Е2 можно рассмотреть намек на какой-нибудь портисхэд или ройшн мерфи, сразу начинается бросание чепчиков и лифчиков в воздух. Но об этом подробности еще будут. Их есть у меня.

Справа. В самом начале 90-х, когда кое-кто носился с БИ-2, ЫЫЫ, а затем Эдгар По, Мама Дала Банку, Общество Мертвых Поэтов, наш музистеблишмент, обзовем его так, тащился от Акцента, Домино и прочих рэев. В лучшем случае - от НРМ и Бонды (затем Крамы).

Время шло, приоритеты оставались прежними - НРМ, Крама и прочие акценты и домино, к которым добавились неудобоваримое сырое Новае Неба, тяжеловесный вторичный Улис.

Время пришло. На небосклоне - все те же. Ну, никак не отвлечься от увлечений молодости - Дипапела, Назарета, Свит, ЭЛП да Дженезиса. Ну, сплошной "фьюжн". Дозволяется немного по-белорусски (недо)понятого и (недо)переваренного блюза. Ну и, как уже было одной строкой - эпигонства на костях актуальной электронщины. Но это уже из другой "нужды". Все, что несла с собой "новая волна", пролетело мимо этого музистеблишмента, как тунгусский метеорит, задев кого угодно - русских, поляков, украинцев, прибалтов, но не наших. Эээээээй! Нью-вейв давно закатился! А вы не засекли, что он "всходил". Если исходить из такой "реальности", "жыгимонты" всенепременно круты. Уж круче Акцента.

Большая нужда.

Один неглупый автор написал, что Декларация прав человека и гражданина, принятая во время оно в США, была декларацией прав... негров! Потому что у белых эти права и так уже были.

Посмотрите, что стоит за феминизацией. Феминистки всячески тщатся доказать, что они, вопреки очевидным фактам, такие же, как мужчины. Не хуже мужчин! И этим лишь доказывают свою ущербность. Почему? Потому что нормальный мужик не считает женщину такой же, как он, но и не считает ее хуже. А ненормальному мужику что-то доказывать может только ненормальная баба. И вообще, почему у нас нет проблемы феминизма? Потому что он у нас давно победил. "Там оранжевые бабы забивают костыли" (Шевчук). "Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик" (народ).

Но ближе к телу "рокаваГо направления". Почему местный, в первую очередь белорусскоязычный рок - ущербный? Отнюдь не потому, что белорусский язык хуже русского или не подходит для рокенролла. И не хуже, и подходит (как всякий вообще). Просто получается несколько не так, как у "англичан": слово задает ритм, длина фразы - длину музыкальной "фразы" и тэдэ. И даже не потому, что авторы - говно. Это - на вкус ("Говно - на вкус? Оригинально!" - Молчать, Ржевский!) и не стоит споров. А потому что белорусскоязычные песни все время существуют в ОТНОСИТЕЛЬНОЙ системе координат, выразимся так. Вместо того чтобы спрашивать - хорошая песня? плохая? - спрашивают: на русском она? На белорусском? На английском? На идише? Соотносят. И не только вот так узко, но и гораздо шире. "Белорусскоязычные песни - НЕ ХУЖЕ русскоязычных, угро-финно-язычных, романоязычных! Белорусскоязычная группа такая-то - НЕ ХУЖЕ этакой вот русскоязычной и ДАЖЕ лучше!"
Как не замечать эту ущербность и то, что мы (ну, не я, но все-таки) пестуем эту ущербность? А ПОЧЕМУ НАШИ ПЕСНИ И ИСПОЛНИТЕЛИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ХУЖЕ? Поколение, жившее во времена Хендрикса, уже внуков растит. Внуки играют на таких же гитарах и барабанах, как их сверстники за рубежами. Слушают из тех же ящиков ту же музыку. Носят те же шмотки. И занавеса железного нет давно. Разве что кримпленовый, но это ж даже не деревянный. А главное у внуков, как и у тамошних, есть головы и глаза. Чтобы смотреть, видеть, переваривать и выдавать "продукт". Сколько общих тем! Хошь - материал-, идеал-, (анти)глобал-, анарх-, коммун-, либерал-, онан-, гомо-гетеро-сексуал- и фигзнаеткакойеще - ИЗМ! Причем у нас даже своеобразное (очень!) преимущество есть - скажем, превращение Отчизны-Айчыны в Батьковщину (если тебя это волнует!). Конфликтище! Личного с общественным, тоталитарного с демократическим... Что для творца, говаривают, - самое то. Только твори! И вот ведь есть примеры, тот же Tне Toobes. Не зря шведы их позвали. Еще позовут. Всякие. Внуки, конечно, "продукт" отцов и дедов. Но все же поздоровее будут. Так стоит ли им их АБСОЛЮТНУЮ систему координат, вместо того чтобы ее расширять, засирать относительной? Зачем собственные внутренние искривления-уродства на их почву пересаживать? Почему вместо разговора о том, "что такое хорошо и что такое плохо" (субъективного, да!), предлагается лекция на тему "Что такое НАШЕ хорошо и НАШЕ плохо?" Продолжаем долбить мозгх, создавая "племя младое, знакомое, квадратно-гнездовое и пластиковое".

Ой, "правильные идеи и лозунги - НАША форма зарастания духа мясом". Остановлюсь. Добавлю только две фразы.

Вместо того чтобы бороться за то, чтобы встать с колен, нужно на них НЕ СТОЯТЬ! Спасибо, Кокс!
Перефразируя одно изречение: "Свобода принадлежит тому, кто пользуется этой свободой!" Так, может, того?

Подозреваю, что кое-кто со мной не согласен. В том числе и в корне, квадратном и кубическом. Скажут: "Вырвал из контекста! Плясать на могилках (с любым ударением) всякий горазд!" Таким предлагаю срочно устроить "Марш несогласных". Не согласен? Марш на experty.by - к контексту! А я тут тексты пишу.

ПоцСкриптум. Да, эксперТуна (бывшего т.е.) из меня не вышло. Остаюсь искренне не ваш
St.pertun (Ст. ПерТун).

Продолжение следует...

666 Альбомов белорусской судьбы. Zygimont Vaza - 2007 (а можно и 2008) Distortion (Юрий Романов, Инфо-центр ЦЖР, июнь 2009)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям

Вах, какой ништяк! Прочел с огромным кайфом. А окорока ваши, извините, переваривал с трудом.