НРМ в Могилеве: особенности национальных пресмыкающихся

Intro.

Бум на «НРМ» в среде «беларускамоуных», похоже, приближается к своему апофеозу. Побывав на концерте группы, я понял это, и впервые всерьёз испугался. Сначала за себя. Грешным делом подумалось, что стал музыкальным импотентом, неспособным любить хорошую музыку. Потом опомнился и испугался за всех остальных. Это что же за массовый психоз получается? Минские журналисты вещают о том, как неотвратимо «НРМ» наступает на позиции «Beatles»; различных мастей оппозиционеры, видя в «НРМ» революционный рычаг управления молодёжью, убеждают друг друга в том, что не всё так безнадёжно в героической борьбе за счастье белорусского народа; народ же, любящий все трёхбуквенные созвучия, подхватывая вирус национализма, при комбинации звуков Нэ Рэ Ме впадает в состояние близкое к эпилепсии.

И в то же время все нормальные рокеры, слушая «НРМ», как правило, далеки от ощущений оргазма, как это можно объяснить? Рискну ответить. Однажды познав женщину, ты понимаешь, что онанизмом заниматься становится в лом, и только идиот (или бе-пэтриот) может хвастаться тем, что, переспав с музыкой «Кинчевых и Шевчуков», после возжелал «НРМ». Потому что, дорогие мои, это равносильно онанизму, а значит (подростковые врачи врут!) не есть хорошо и здорово! Вот я совершенно здоров: в меру дурак, в меру маньяк, в меру муд… э-э-э …Мудрый я, в меру, каждое утро кушаю чеснок и не боюсь ни гриппа, ни национализма, ни другой паршивой заразы! И поэтому, желая ещё раз убедиться в степени безнадёжности «НРМ», я, в компании вселяющих уверенность Романова и Клайда, решил подивиться на концерт-презентацию альбома «Три черепахи», о чём далее достаточно субъективно и намерен вам рассказать.

«Явление трёх черепах народу».

Справка: ЧЕРЕПАХА — типичный представитель класса ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ. Наиболее широко распространены в стоячих и медленно текущих водоёмах умеренных широт. Интенсивность процессов жизнедеятельности низкая, поэтому роль черепах в природе не велика. Черепахи обладают прочным костным панцирем, в который могут прятаться все выступающие части тела. Челюсти черепах лишены зубов. Черепахи поедают растительность и мелких животных, но и сами являются объектами нападения крупных птиц и млекопитающих.

Народу в месте случки — до фига. Я никогда не предполагал, что «НРМ» сможет насшибать столько бабла в нашем захолустье! Но нужно отдать должное самой группе и организаторам из «Линия звука» за вполне божеские цены. Кстати, о том, что выступавшие несколькими днями раньше «Леприконсы» являются попсовым мудачьём и уродами, можно было догадаться только взглянув на цены за билет…

В зале из динамиков несётся какая-то фигня: хрипы, свисты, чьи-то голоса, гудки и прочий набор противных звуков. Я, конечно, догадался, что это составная часть концепции нового альбома, прямое назначение которой — вывести из состояния душевного равновесия большую часть публики. Вот Сид Вишес, например, для того чтобы разозлить присутствующих, натурально ссал со сцены прямо на головы зрителей, а «НРМ» вишь, люди культурные, к вещам подходят более изысканно. Даже название этому умное выдумали — «Радыё-спектакль»! Если я и не вышел из себя раньше срока, то только благодаря всё тем же Романову и Клайду, подёргивающим время от времени за плечо, дабы сказать на ушко очередную остроумную гадость. Спасибо, друзья!

Наконец участники «НРМ» появились на сцене и… рёв зрительного зала чуть не загнал меня под кресло. К сцене, едва грянули гитары, хлынула едва ли не половина зрителей! А «НРМ», не теряя времени понапрасну, вдарили по хитам, форменно вогнав меня во смущение! На второй песне («Паветраны шар») я уже почти искренне поверил в то, что «НРМ» — великая группа, а я — великое говно, раз позволяю себе их критиковать. Складывалось явственное ощущение того, что «НРМ» делают нечто невозможное, меняют музыкальные полюса. На третьей песне я почувствовал приближение паники и стал нервно поглядывать на Романова и Клайда. Но скептики от андерграунда, похоже, тоже кусали себя за языки…

А потом «НРМ» очень хорошо и прелестно выдохлись. Не в эмоциональном плане, в творческом — песни хорошие очень быстро закончились. Группа продолжала отвечать на бешеную радость зала, но всё стало удивительно блеклым и однообразным, а ко мне вернулось хорошее расположение духа. Ещё минут через пятнадцать стало совсем скучно. Я и в носу поковырял, и пива попил, и меж рядами походил… Какой-то чувак, тоже скучающий, был более оригинален, повадившись лазить на сцену. Залезет, слезет, залезет, слезет — и так без конца. Дёргал только охрану попусту, а ради чего — не понятно — в морду он так и не получил… Да и Лявон Вольский ближе к концу тоже отметился странным поведением: поваляет себя по сцене, посидит на заднице, поёрзает… — и как это называется? Лявон Вольский валяет дурака? Хм! Но даже если так, позвольте спросить, зачем? Как говорил один финн: «Зэня, я не понимаю смысла в вашей охоте!». Ведь смысл не только в том, чтобы «напоить и накормить зверя», но и в том, чтобы подстрелить его и донести до дому! А раз так, то ваши методы, господин Вольский, малоэффективны. Отбросьте комплексы, и в следующий раз сходу станьте раком и приспустите штаны, чтобы девочки, что попусту проливают под сценой свои слёзки, смогли наконец оценить ваше истинное величие по достоинству!…

Выход на «бис» в исполнении «НРМ» по пошлости ни в чём не уступал моему предыдущему предложению, поэтому последнюю песню «Пра каханне» я уже дослушивал из гардероба…

Для завершения картины сделаю заключение. Программа «Три черепахи» — скукота. Правда, мне не довелось послушать это на кассетах, но на концерте впечатления программа не произвела. Нормальный середняковый альбом, дебильно связанный в некое подобие претендующего на глобальность спектакля.

«Анализ эволюции черепах в умеренных широтах».

Справка: Изучение найденных останков показывает, что ДИНОЗАВРЫ — предки современных пресмыкающихся достигали громадных размеров. Различные виды динозавров заселили сушу, водную среду, а некоторые даже приобрели способность к полёту. В отличии от современных пресмыкающихся, имеющих конечности по бокам туловища, ноги зверозубых ящеров располагались под туловищем, что давало им возможность быстро передвигаться. Причины вымирания динозавров не вполне ясны, но, согласно одной из гипотез, это было связано с резкими изменениями климата Земли. В наше время единственными наследниками былого величия и гигантских размеров являются КРОКОДИЛЫ. Правда, замечена тенденция к значительному снижению их численности, что грозит вымиранием и этого вида…

Хочу сделать чистосердечное признание. Альбом «Три черепахи» поверг меня в восхищение в первую очередь своим названием. Как глубок Лявон Вольский в своей самокритичности! Это же надо иметь смелость, чтобы так лихо, о своей-то группе… Правда, сначала я недоумевал почему черепахи три, а не четыре, но после бессонных ночей, переполненных размышлениями, я просёк-таки логику Лявона. Всё просто: басиста «НРМ» спасла внешность, ведь волосатых черепах не бывает! Да и звучит «три» более понтово, чем четыре… Вот Романов, по меньшей мере целый день ломал голову над концептуальностью альбома, рисовал какие-то свастики и размышлял над образами трёх черепах, символизирующих белорусский народ: «Фин-Фин», «Фан-Фан» и «Фун-Фун». Наверное, смысл глубинный искал… А зачем его искать, когда он всегда на поверхности?! Следите за развитием моей теории…

Если вести разговор о «черепахах», то их в белорусской рок-музыке пруд пруди. Ползают туда-сюда, кто в сторону Польши, кто в сторону России, а кто ещё дальше, в «еурейпейские чарты» метит — никак их не угомонить! Спрашивается, на кой ползать, когда нужно ходить, бегать и даже летать? Хоть этот вопрос и не ко мне, попытаюсь ответить: черепахи, кроме как ползать да плавать, подобно говну, ни к чему больше физически не приспособлены. Такие уж они никчемные существа.

Вот вы говорите, что «НРМ» — отличная группа с большими перспективами. Я бы согласился, если бы не помнил одного — сколько черепаху не корми, а у крокодила всё равно яйца больше. Как вы помните, зачали «НРМ», (тогдашнюю «Мрою») ещё в середине восьмидесятых. То есть, Лявон Вольский, напрягая дряблые мышцы и своих слушателей, пытался заявить о своей крутости уже тогда, когда ещё узкоизвестный Цой занимался нудизмом, небритый Шевчук регулярно получал по морде, Костя Панфилов работал моделью, а обросший Летов учился нажимать на кнопочки своего «Олимпа». С тех пор много воды утекло… Не мне вам рассказывать что было дальше. Со всеми что-нибудь случилось, кроме Лявона Вольского. Он, со своей бесконечно перспективной группой, как Дункан Макклауд, ничуть не меняется и продолжает, исповедуя принцип «тише едешь — толще морда», двигаться за причитающейся ему славой…

Конечно, можно сказать, что Лявону досталась трудная доля — белорусский язык. В некоторой степени это верно. Допустим (!), «НРМ» и не смогли бы исключительно собственными усилиями вырваться на просторы России с белорусским языком, будь они даже трижды гениальны, но Беларусь поставить на уши, в таком случае, они обязаны были! В нашей стране достаточно много умных людей, которым претит принципиальность деления музыки на белорусскоязычную и русскоязычную. Поэтому наивно было бы думать, что, появись у нас свой, белорусский Летов, мы бы не стали его слушать только потому, что он поёт на «роднай мове»! Но Лявон — не Летов, и пишет достаточно обыденно. За душу его тексты, увы, цепляют очень редко, да и то, только слепых фанатов белорусского языка.
Другая проблема — музыка. Глупо было бы говорить, что «НРМ» не умеют играть. Напротив, умеют и даже слишком хорошо для рок-группы. Проблема только в том, что и как мелодист Лявон Вольский далеко не гениален. Группа, в плане мелодичности и аранжировок скупа до невозможности: на концерте выделялись лишь вступительные части песен, да ещё банальные приёмы вроде сверхмедленной первой части композиции, усыпляющей слушателя, вслед за которой, само-собой, подразумевался драйвовый взрыв. В остальном же — сплошное месиво гитарных звуков и ритм-секции, что не очень вдохновляет. А ведь даже отнюдь не гениальный текст при удачной аранжировке можно превратить в хит, нежно любимый народом. Но у «НРМ» подобных попаданий в десятку, несмотря на годы опыта, совсем не много.

Что касается имиджа самого Лявона, (этот параметр и для рок-музыки немаловажен) то и он не без изъянов. Как верно подметила «Музыкальная газета» пару лет назад, на секс-символ Вольский не тянет — уж очень вялый. Некоторые рекомендации по поводу того, как развеять это впечатление я уже давал, осталось лишь посоветовать поучиться кое-каким манерам у друга Пети. Судя по поведению последнего, он всё ещё мнит себя мальчиком семнадцати лет, и наверняка с осознанием полного превосходства, поглядывает на фото Делона. Ох, лучше бы вы, Пит, в зеркало почаще поглядывали… Ну всё, стоп, стоп, стоп…

Чувствуют мои целые рёбра, что нельзя дальше в таком духе о народных любимцах. Учту. Так, и в чём же причина нашего спора? Ах, да! Ну ладно, я не Ясир Арафат, я готов пойти на уступки. Пусть, пусть «НРМ» будет большой черепахой, я не намного погрешу против истины, если скажу что группа, по сравнению с другой белорусской мелочью, действительно довольно хороша — всё познаётся в сравнении. Например, «ЛЕПРИКОНСЫ» существа на двадцать два и два десятых порядка мельче, но это ещё не значит, что «НРМ» подпирает своей головой потолки рок-музыки, как это некоторые пытаются представить. Анализ темпов эволюции позволяет с уверенностью заявить, что черепахи, даже большие, никогда не смогут развиться до гигантских размеров. В этом я убедился ещё в апреле 2000-го, в Минске, когда Лявон и компания вышли на сцену следом за далеко не лучшим выступлением «Алисы», и просто потерялись в их величии, хотя играли куда лучше, чем на концерте в Могилёве!

Многие спросят, откуда прилетела та мерзкая муха, укусы которой заставили меня выйти на тропу критики. Я отвечу. Мухи не было, критик из меня липовый, на тропу я не выходил, а спал на ней, до тех пор пока меня не разбудили вопли сумасшедших… Можете считать, что это был обыкновенный протест, против поистине шикарных авансов (подаренных группе их друганами-журналистами). Безмозглой любви (частично, одно из следствий этих подарков), демонстрируемой публикой на концерте-презентации, здесь и сейчас быть не должно. Это не честно, кто-то кого-то когда-то обманул… Видно, некоторым до резей в жопе нужны свои герои, и их восторг с любовью — изменчивое чувство, построенное на обмане и модно-патриотических чувствах к родному языку. Увы, толпу, как и многих официозных журналистов, можно убедить в чём угодно. К сожалению, издавна примечено, что ни те, ни другие, в большинстве случаев, самостоятельно мыслить не способны, но это уже совсем другая история… Да и наша с вами подходит к концу.

Outro

Поговаривают, что на будущей коронации «НРМ» во второй раз возьмёт рок-корону. Что же, такое вполне может случиться и даже я, наверное, не смогу сказать, что группа «НРМ» получит её незаслуженно. Только будет грустно, и похищая мысли Романова Юры, я попытаюсь объяснить почему. Причина грусти не в том, что «НРМ» возьмёт корону и станет первой группой в Беларуси, а в том, что она просто не должна быть первой. Это претит всякой логике, такого просто не должно быть! Но в наших умеренных широтах даже крокодилов не водится, а надежда на воскрешение динозавров до ничтожности мала, и мы, как всегда, будем довольствоваться черепахой… Самое смешное, что многие, никогда не видевшие крокодилов и динозавров, вполне резонно заметят, что так всё и должно быть… А ведь это будет только началом. Ведь если сменится власть, группу «НРМ» и вовсе постигнет раскрутка на государственном уровне: Лявону с друзьями сошьют настоящую крокодилью шкуру и организуют переход в разряд музыкальных идолов. Вот тогда-то и сбудутся все «мроi» Лявона Вольского, да и других «незалежных» черепах нашей «рэспублiкi»…

P.S.

«Эра Динозавров» в роке завершена. «Эра Крокодилов», не успев начаться, тоже подходит к концу. Грядёт новая эра — «Эра Черепах». Черепахи никогда не окажутся на грани вымирания. В отличии от своих огромных свободолюбивых и хищных предшественников, их можно выращивать и придавать им нужную социальную позицию даже в инкубаторских условиях…

НРМ в Могилеве: особенности национальных пресмыкающихся (Виталий Шум, март 2000)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям