Беларусский музыкальный андеграунд (и это ни для кого не секрет) всегда функционировал в режиме догоняющего развития. Но только сейчас это стало особенно заметно, когда у нас на глазах буквально в течение пары лет выросло и возмужало целое поколение мобильных хипстеров, упертых западников и кудлатых англоманов, окончательно порвавших связь с постылой и разудалой совковой песенной азиатчиной и установивших плотный ментальный connect с британскими независимыми деятелями. Так на божий свет выползли приснопамятные The Toobes, Yellow Brick Road, Akute, Clover Club и многие другие артисты, в массе своей стильные, аполитичные и старательные подражатели признанных европейских мастеров. В узких критических кругах (в первую очередь, Experty.by) и в относительно большой окружности рядовых слушателей возобладало оптимистическое представление о качественном художественном прорыве отечественного музподполья. Время, как обычно, жестоко покарало оптимистов. Тихо и благополучно распались и разлетелись по разным закоулкам участники The Toobes. То ли ушли в тень, то ли впали в бессрочную спячку Yellow Brick Roads и Clover Club. И только могилевские Akute по-прежнему демонстрируют безусловные признаки жизни: в очередной раз «ператрахнули» состав (теперь тройку замыкает энергичная барабанщица), в очередной раз презентовали новую программу (на этот раз под бойким лозунгом «Усё павернецца») и, кажется, в очередной раз намерены выпустить альбом (страшно сказать – четвертый), о котором уже загодя можно сказать – «страшно скучно». Общая картина навевает по меньшей мере тоску, если не депрессию. Да, время карает оптимистов, но ни чему их не учит. Фаворитом этого года назначен (с легкой подачи всё тех же Experty.by) проект Shuma, исполняющий по собственному определению композиции в жанре «цифровая архаика». Но будем честны – речь идет о вполне заурядной этнической вышиванке в электронном обрамлении. Безукоризненно соблюдены все актуальные фишки и тренды сезона – страстные женские напевы, деликатные ритмы, глубокие и гулкие басы, беларусская мова. «Девушки поют, идет бит, синтезаторы пиу-пиу» - блаженно резюмирует журналист Безкоровайный. «Впечатление, как от первого знакомства с Depeche Mode» - эякулирует грандиозными сравнениями журналист Будкин. По-пушкински воскликнем: «ужели слово найдено?» Ничуть. Shuma делает ровно то, что делают сегодня десятки и сотни других исполнителей ближнего и дальнего зарубежья («FKA Twigs», «Hundred Waters», «Banks», «Kelela» и так далее, в том числе хорошая украинская группа «Onuka»), но только получается гораздо муторнее и однообразнее, а с учетом лирики – еще и провинциальнее. На дебютной пластинке Shuma «Жниво» все проникнуто атмосферой и обстановкой дорогой агроусадьбы. Чтобы въехать в эту атмосферу необязательно вслушиваться в тексты – достаточно пробежаться глазами по заголовкам треков («Пойду жы в лес», «У бару сасна», «У чыстым полi», «Вецерок вее»). Всё это увлекает не на шутку, примерно как двухчасовой бабушкин треп про грядки, банки и помидорки. Кто-то называет подобное «возрождением культуры», ну а кто-то клеймит позорным словом «колхоз». Но и те, и другие, вероятно, сойдутся в едином мнении, что речь идет о вещах, очень далеких от мироощущения современного беларуса, преимущественно городского жителя и продвинутого пользователя сети. Проект Shuma ценен исключительно как этнографический музей – ознакомиться с его экспонатами любопытно только в первый раз и желания возвращаться снова не возникает. Живое выступление Shuma, технически и сценически продуманное, оставило меня равнодушным – эмоционально сложно принять холодную и далекую архаику, даже если она оцифрована и осовременена такими модными понятиями как «idm», «trip-hop», «experimental». Время будет безжалостным – Shuma протянет не долго и загнется без особого шума. Скачать или послушать SHUMA – «Жниво» (2015) Сергей Грибановский |
SHUMA – «Жниво» (2015)
реЦЕНЗУРА Сергей Грибановский 
Рассказать друзьям
Пожалуй, соглашусь)
Что же касается Экспертов, то после ухода Климова они мне совсем неинтересны в поисках некоей актуальности, забывая о том, что никакой такой актуальности не существует.
"Проект Шума"? Вы это серьёзно?
А почему Олег Климов из Экспертов ушёл?
он для них слишком стар:):)
и не вписывается в современную шкалу отметок: нравится - "великолепно", не нравится - "хорошо". полное овно - тоже "хорошо":)