Камешек в болото

Откроешь любую из местных газет — и великая радость охватывает от сознания того, насколько всё у нас хорошо! В каком, оказывается, прекрасном месте мы живём! Наши потомки, читая сегодняшние газеты, наверное, будут нам завидовать. Потому что практически всё, о чём пишет наша региональная пресса, предстаёт перед мысленным взором читателя в каком-то неестественно розовом цвете. Что бы ни происходило в культурной жизни Республики, на страницах местных газет мы находим лишь бодрые репортажи, в которых единственной формой оценки является одобрение. Любого человека, особенно если он делает что-то в сфере культуры, у нас принято ХВАЛИТЬ.

Выйдут какие-нибудь отморозки-неформалы на сцену, сыграют два-три аккорда, а журналисты уже пишут о «большом творческом потенциале» нового музыкального коллектива. Зарифмует по весне две-три строчки о неразделённой любви девочка-истеричка, а в газете уже и рубрика для «шедевра» имеется. Нарисует от скуки школьник-бездельник две-три картинки на обложке своей тетради, а газеты уже готовы объявить о рождении нового Сальвадора Дали. В итоге, вся музыкальная, литературная и художественная жизнь нашей страны, отражённая в прессе, напоминает сейчас пошлый натюрморт из фальшивых цветов и парафиновых фруктов.

Возьмём, к примеру, нашу традиционную методику освещения местных музыкальных событий. Что обычно мы узнаём из газет о том или ином рок-концерте? Самые общие сведения (что, где, когда?), приправленные несколькими штампованными фразами из журнала «Ровестник» десятилетней давности. А где критика (в широком смысле слова), где анализ и здоровый субъективизм? Где, наконец, свобода слова? Для кого пишутся все эти безликие статьи? Большинству людей, особенно тем, кто не был свидетелем события, читать все эти позитивные зарисовки вряд ли интересно. Что же касается очевидцев, участников и организаторов мероприятия, то они, как мне кажется, ждут от газетчиков чего-то более серьёзного, аналитического и, главное, честного.

Хотелось бы, чтобы меня поняли правильно. Я вовсе не призываю журналистов начать всех огульно охаивать, оплёвывать и поливать грязью. Хвалить и восхищаться тоже надо. Но хвалить — это не значит обмазать всё розовыми соплями. Да и ругать надо с умом, не придираясь по мелочам, объективно и конструктивно.

Согласитесь, господа журналисты, что рассказать о событии гораздо легче и проще, если пользоваться для этого сугубо позитивными фактами. И не важно, соответствует ли они действительности или нет. Никто ведь не обвинит в искажении истины. «Хорошие, добрые люди в Республике нашей живут!», — утверждает, допустим, С. Левченко со страниц газеты «Зямля и людзи», и вряд ли кто-то захочет с этим спорить. А вы попробуйте представить жизнь такой, какой мы её видим повсеместно: разнообразной, сложной, интересной! Попытайтесь рассказать о ней, не заставляя читателя пускать от счастья слюни и по-идиотски радоваться тому, что происходит вокруг. Сделайте так, чтобы люди, о которых вы пишите, не только лишний раз узнали о своих достоинствах, но и трезво взглянули на свои недостатки.

«Обидеть художника всякий сможет!» — говорят в свою защиту творческие люди. Но почему, если вдуматься, мы так боимся критиковать человека, повесившего на себя ярлык художника? Не потому ли, что боимся его потерять? Вдруг, обидевшись, перестанет он служить искусству и больше не захочет радовать нас своим творчеством, перестанет быть талантливым и неординарным? На безрыбье, как говорится, и рак — рыба. Но даже раки скоро перестанут водиться в стоячей воде могилевского водоёма. А не кинуть ли нам камешек в болото? Пойдут круги по воде — значит ещё не всё затянулось бурой тиной равнодушия.

Камешек в болото (Сергей Платонов, в адаптации В. Шума, журнал ПОД ШУМОК №1, январь 2002)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям