Фанотека. Рецензия: АЛИСА "Шестой лесничий" (1989) и др.

АЛИСА "Шестой лесничий" апрель 1989 год

  1. Слуга (новое мышление, новый метод)
  2. Тоталитарный рэп
  3. Шестой лесничий
  4. Театр теней
  5. Аэробика
  6. Осеннее солнце
  7. Солнце за нас
  8. Там иду я

Эй, ребятки!! Отставьте в сторону граненый стакан с "мутным прошлым", снимите руку с гладкого колена соседки, дерните за ручку в сортире, выключите телик, по которому "кушают" Гдляна, поставьте на свои фирменные (и не очень) ящики последний алисовский альбом, сядьте в кресло и забросьте ноги на стол - как советуют поганые штатники и как только что сделал я. Послушаем музыку. Приготовьтесь к тому, что сейчас я пролью на вас добрую тонну соплей и слез, ибо Доктор Костя сотоварищи сделал клевейшую вещь. А коль скоро мои маститые - или матерые? - коллеги во пере поторопились объявить лучшими альбомами в истории отечественного рока "Разлуку" (НАУ-86) и "Группу крови" (КИН0-88), то что же мешает мне сделать то же самое по отношению к программе "Шестой лесничий"??

Фонограмму эту фаны ждали два года. "Отчетный период" ознаменовался победой Кости (и, несомненно, всех наших рокеров) над гнусной кокосовской бандой, организовавшей травлю честных музыкантов. В конце концов антимолодежная газета "Смена" вынуждена была капитулировать, а справедливость частично восторжествовала. Частично, потому что "объективная пресса" приложила-таки немалые усилия, чтобы вывалять Кинчева в грязи (на что сам он заметил: "Злее будем").

К моему удивлению – приятному - "Шестой лесничий" опроверг ожидания тех, кто считал, что теперь-то АЛИСА начнет кусать всех и вся. Альбом, несмотря на изрядный социальный заряд, получился более жизнеутверждающим (и цельным), чем два предыдущих. Яркий мелодизм, обменный упругий саунд, сильные и умело дозированные инструментальные партии вкупе с великолепным поэтическим дарованием и блестящим вокалом Кости - вот те составляющие, которые должны вознести новую работу АЛИСЫ на отечественный топ-Олимп. В целом альбом получился чуть менее тяжелым, более попсовым, чем "БлокАда". Но коль скоро некоторая доля попсы отнюдь не помешала той же "Разлуке" или "Группе крови" ,не думаю, что в данном случае это минус...

В "Шестом лесничем" 8-мь вещей, практически каждая из которых - боевик. По примеру предыдущего альбома, я и этот разделил бы на две части: 1) "черное" (антитоталитарнобюрократическоверхушечную) и 2) "красное" (солнечноперестроечную), хотя это, конечно, условно. Кинчев пока, кажется, не собирается отступать от избранного "черно-красного" восприятия действительности.

Открывает альбом программная вещь "Слуга". Ироничный текст ("...твои права, мой закон. Я - твой слуга, ты - мой гегемон"...), и такой же сакс, и скрежещущие клавиши, и ерничающий голосок бэк-вокалиста (..."новое мышление, новый метод") - все это напоминает о газетной мышиной возне и создает любопытную картину "перестройки верьхов".

Под тяжелое буханье баса и скрежет гитары, рокот клавишей, напоминающих грозную поступь коричневорубашечных и малиновопетлицевых фашистов, начинается суперхит Алисы "Тоталитарный рэп". Кинчев выступает здесь в не совсем привычной для себя роли "обличителя общественных язв": тоталитаризм не помер, вот он - в "кокосовых" и Ко. "...за гласностью негласный надзор. А если тебя выбирают мишенью, то стреляют точно в упор"... Последняя же строфа - явный ответ на мыльные пузыри-упреки в тиражировании фашистской идеологии. "...Вы скажете мне: Что за поза? Вы, батенька - максималист. Я отвечу вам: Я просто АНТИфашист!"

"Шестой лесничий" - вещь, давшая название всему альбому. Музыкально - это бенефис гитары, которая, накладываясь на пульсирующую ритм-секцию, стонет, скрежещет, плачет, извините, вещает. Голос Кости гипнотизирует, как слово Хозяина, как питон Ка - из "Маугли" - толпу обезьян. В конце концов "отдыхавший" на первых вещах Андрей Шаталин при поддержке басиста и барабанщика ставят к стенке и расстреливают бессловесную массу: не будьте быдлом! Ну а те, кто не расшифровал название песни - и альбома - начните отсчет с 1924 года.

"Театр теней" - переходная композиция от "черного" к "красному". И, как написали бы театроведы, "хрупкая прозрачно-мрачная теневая тема'' в начале композиции сменяется "гимново-солнечной" темой. "...Я продолжаю петь, я вижу пожар"... "Театр" - вещь интересная во всех отношениях (переаранжировка только пошла ей на пользу).

Следушая - "Аэробика" - проще в чисто музыкальных делах и, может быть, в этом плане даже послабее других (фаны, уверен, со мной не согласятся). Текст же - на уровне и построен на противопоставлении двух частей: 1) ..."Мы уже почти вышли на трассу (но только почти)..." и 2) ..."Кто посмеет... отнять у нас утро?!!" "КТО?!" - кричит-вопрошает Кинчев, и хочется верить, что НИКТО (дай-то бог).

Несколько особняком в альбоме - пожалуй, во всем творчестве АЛИСЫ - стоит композиция "Осеннее солнце" - продукт эволюции Кости от чистой энергии к философии и лирике. На последнюю так много - и так справедливо - вылито помоев, что назвать таковой "Осеннее солнце" язык не поворачивается, и все же... В этой вещи есть все: изумительная проникновенная распевная грустновато-ностальгическая мелодия, клевая поэзия (только так!), шепот-гипноз костиного голоса. А как сыграно! Действительно начинаешь верить, что Кинчев всерьез прощается с летом, особенно, когда слышишь, как умело он делает паузу: "Весна будет когда-нибудь,... завтра?" и сам себе отвечает: "...завтра...".

Впрочем уже следующая песня "Солнце за нас" своей энергией и мощью убеждают, что грусть и боль предыдущей вещи хоть и глубоки, но отнюдь не навсегда. "...Мы будем летать... Ты будешь петь... Солнце за нас! А значит свиньям нас не съесть, а бог-отец не продаст". Солнце восходит на этой вещи в самый зенит и обрывается самой яркой, по-моему, темой альбома "Там иду я". Музыкально тема перекликается с исканиями Димы Ревякина и трагически ушедшего из жизни Саши Башлачева (друга Кости, гениального поэта-музыканта). Текст - как продолжение (или спор) с "наутилусовской" "Скованные одной цепью". Впрочем, у меня просто не хватает слов, чтобы описать полную боли заунывно-былинную мелодию и то, что творит здесь Кинчев-вокалист... Послушайте сами.

Еще раз повторюсь, "Алиса" сделала, на мой взгляд, отменный альбом. Остается только посочувствовать группе х.экспертов газеты "Смена", оценивших эту работу ниже, чем всякие "анонсы", "маи", "опасные соседи", "Пресняковы" и проч. и проч. Так и подмывает вспомнить песню Сергеева: "...Я тебя, бродяга-диссидент, заэксперьтизирую в момент...".

...Прислушайтесь к совету, поставьте на маг "АЛИСУ". Ну а коли вы не услышите всего того, что услышал я, не беда: включите телик, где доедают Гдляна, сходите в сортир, положите руку на горячее колено подруги. А на худой конец, поднимите граненый стакан...

"...Боже мне ответил: "Значит - не судьба!"

***

2) В мае месяце увидел свет сольный альбом Жанночки Агузаровой. Как-то сложатся ее дела вне БРАВО... Пока похвастать особо нечем. В то же время Браво рекрутировало Женю Осипова (ДЕД МОРОЗ), и с новым вокалистом уже попало в хит-парад "Московского комсомольца"...

З) Второй альбом записал и "глава" питерской фирмы "Яншива Шела" Леша Вишня - звукорежиссер МИФОВ (у него на студии была записана "Группа крови"). Леша любит - по его собственному признанию - "диско" (?). Тем не менее первый его альбом вызвал заметный интерес как у критиков, так и у коллег…

4) Несмотря на хвалебные отзывы в ортодоксальной прессе, к новому альбому некогда легендарного "Автографа" народ остался равнодушен. Тут уж не до завоевания Европы, своих бы вернуть."Не ходите, дети, в Англию гулять!"

Спал интерес и к музыке АРИИ. "Игра с огнем" - так называется альбом, увидевший свет в мае - тоже не пользуется спросом (по крайней мере, не так, как пару лет назад). "Арийцы", возвращайтесь к Векштейну!

А кто же сейчас на волне? Кроме АЛИСЫ, это старые знакомцы могилевчан "Опасные соседи" с альбомом "СУтра в бегах". Не так давно СОСЕДИ (вместе с ДДТ) выступали на стадионе "Динамо" в Минске. Отчет об этих концертах - в следующем номере.

Фанотека. Рецензия: АЛИСА "Шестой лесничий" (1989) и др. (Юрий Романов, журнал ОКОРОК № 2, июнь 1989)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям