Фанотека. Рецензия: АЛИСА "Шестой лесничий" (1989) и др.
АЛИСА "Шестой лесничий" апрель 1989 год
- Слуга (новое мышление, новый метод)
- Тоталитарный рэп
- Шестой лесничий
- Театр теней
- Аэробика
- Осеннее солнце
- Солнце за нас
- Там иду я
Эй, ребятки!! Отставьте в сторону граненый стакан с "мутным прошлым", снимите руку с гладкого колена соседки, дерните за ручку в сортире, выключите телик, по которому "кушают" Гдляна, поставьте на свои фирменные (и не очень) ящики последний алисовский альбом, сядьте в кресло и забросьте ноги на стол - как советуют поганые штатники и как только что сделал я. Послушаем музыку. Приготовьтесь к тому, что сейчас я пролью на вас добрую тонну соплей и слез, ибо Доктор Костя сотоварищи сделал клевейшую вещь. А коль скоро мои маститые - или матерые? - коллеги во пере поторопились объявить лучшими альбомами в истории отечественного рока "Разлуку" (НАУ-86) и "Группу крови" (КИН0-88), то что же мешает мне сделать то же самое по отношению к программе "Шестой лесничий"??
Фонограмму эту фаны ждали два года. "Отчетный период" ознаменовался победой Кости (и, несомненно, всех наших рокеров) над гнусной кокосовской бандой, организовавшей травлю честных музыкантов. В конце концов антимолодежная газета "Смена" вынуждена была капитулировать, а справедливость частично восторжествовала. Частично, потому что "объективная пресса" приложила-таки немалые усилия, чтобы вывалять Кинчева в грязи (на что сам он заметил: "Злее будем").
К моему удивлению – приятному - "Шестой лесничий" опроверг ожидания тех, кто считал, что теперь-то АЛИСА начнет кусать всех и вся. Альбом, несмотря на изрядный социальный заряд, получился более жизнеутверждающим (и цельным), чем два предыдущих. Яркий мелодизм, обменный упругий саунд, сильные и умело дозированные инструментальные партии вкупе с великолепным поэтическим дарованием и блестящим вокалом Кости - вот те составляющие, которые должны вознести новую работу АЛИСЫ на отечественный топ-Олимп. В целом альбом получился чуть менее тяжелым, более попсовым, чем "БлокАда". Но коль скоро некоторая доля попсы отнюдь не помешала той же "Разлуке" или "Группе крови" ,не думаю, что в данном случае это минус...
В "Шестом лесничем" 8-мь вещей, практически каждая из которых - боевик. По примеру предыдущего альбома, я и этот разделил бы на две части: 1) "черное" (антитоталитарнобюрократическоверхушечную) и 2) "красное" (солнечноперестроечную), хотя это, конечно, условно. Кинчев пока, кажется, не собирается отступать от избранного "черно-красного" восприятия действительности.
Открывает альбом программная вещь "Слуга". Ироничный текст ("...твои права, мой закон. Я - твой слуга, ты - мой гегемон"...), и такой же сакс, и скрежещущие клавиши, и ерничающий голосок бэк-вокалиста (..."новое мышление, новый метод") - все это напоминает о газетной мышиной возне и создает любопытную картину "перестройки верьхов".
Под тяжелое буханье баса и скрежет гитары, рокот клавишей, напоминающих грозную поступь коричневорубашечных и малиновопетлицевых фашистов, начинается суперхит Алисы "Тоталитарный рэп". Кинчев выступает здесь в не совсем привычной для себя роли "обличителя общественных язв": тоталитаризм не помер, вот он - в "кокосовых" и Ко. "...за гласностью негласный надзор. А если тебя выбирают мишенью, то стреляют точно в упор"... Последняя же строфа - явный ответ на мыльные пузыри-упреки в тиражировании фашистской идеологии. "...Вы скажете мне: Что за поза? Вы, батенька - максималист. Я отвечу вам: Я просто АНТИфашист!"
"Шестой лесничий" - вещь, давшая название всему альбому. Музыкально - это бенефис гитары, которая, накладываясь на пульсирующую ритм-секцию, стонет, скрежещет, плачет, извините, вещает. Голос Кости гипнотизирует, как слово Хозяина, как питон Ка - из "Маугли" - толпу обезьян. В конце концов "отдыхавший" на первых вещах Андрей Шаталин при поддержке басиста и барабанщика ставят к стенке и расстреливают бессловесную массу: не будьте быдлом! Ну а те, кто не расшифровал название песни - и альбома - начните отсчет с 1924 года.
"Театр теней" - переходная композиция от "черного" к "красному". И, как написали бы театроведы, "хрупкая прозрачно-мрачная теневая тема'' в начале композиции сменяется "гимново-солнечной" темой. "...Я продолжаю петь, я вижу пожар"... "Театр" - вещь интересная во всех отношениях (переаранжировка только пошла ей на пользу).
Следушая - "Аэробика" - проще в чисто музыкальных делах и, может быть, в этом плане даже послабее других (фаны, уверен, со мной не согласятся). Текст же - на уровне и построен на противопоставлении двух частей: 1) ..."Мы уже почти вышли на трассу (но только почти)..." и 2) ..."Кто посмеет... отнять у нас утро?!!" "КТО?!" - кричит-вопрошает Кинчев, и хочется верить, что НИКТО (дай-то бог).
Несколько особняком в альбоме - пожалуй, во всем творчестве АЛИСЫ - стоит композиция "Осеннее солнце" - продукт эволюции Кости от чистой энергии к философии и лирике. На последнюю так много - и так справедливо - вылито помоев, что назвать таковой "Осеннее солнце" язык не поворачивается, и все же... В этой вещи есть все: изумительная проникновенная распевная грустновато-ностальгическая мелодия, клевая поэзия (только так!), шепот-гипноз костиного голоса. А как сыграно! Действительно начинаешь верить, что Кинчев всерьез прощается с летом, особенно, когда слышишь, как умело он делает паузу: "Весна будет когда-нибудь,... завтра?" и сам себе отвечает: "...завтра...".
Впрочем уже следующая песня "Солнце за нас" своей энергией и мощью убеждают, что грусть и боль предыдущей вещи хоть и глубоки, но отнюдь не навсегда. "...Мы будем летать... Ты будешь петь... Солнце за нас! А значит свиньям нас не съесть, а бог-отец не продаст". Солнце восходит на этой вещи в самый зенит и обрывается самой яркой, по-моему, темой альбома "Там иду я". Музыкально тема перекликается с исканиями Димы Ревякина и трагически ушедшего из жизни Саши Башлачева (друга Кости, гениального поэта-музыканта). Текст - как продолжение (или спор) с "наутилусовской" "Скованные одной цепью". Впрочем, у меня просто не хватает слов, чтобы описать полную боли заунывно-былинную мелодию и то, что творит здесь Кинчев-вокалист... Послушайте сами.
Еще раз повторюсь, "Алиса" сделала, на мой взгляд, отменный альбом. Остается только посочувствовать группе х.экспертов газеты "Смена", оценивших эту работу ниже, чем всякие "анонсы", "маи", "опасные соседи", "Пресняковы" и проч. и проч. Так и подмывает вспомнить песню Сергеева: "...Я тебя, бродяга-диссидент, заэксперьтизирую в момент...".
...Прислушайтесь к совету, поставьте на маг "АЛИСУ". Ну а коли вы не услышите всего того, что услышал я, не беда: включите телик, где доедают Гдляна, сходите в сортир, положите руку на горячее колено подруги. А на худой конец, поднимите граненый стакан...
"...Боже мне ответил: "Значит - не судьба!"
***
2) В мае месяце увидел свет сольный альбом Жанночки Агузаровой. Как-то сложатся ее дела вне БРАВО... Пока похвастать особо нечем. В то же время Браво рекрутировало Женю Осипова (ДЕД МОРОЗ), и с новым вокалистом уже попало в хит-парад "Московского комсомольца"...
З) Второй альбом записал и "глава" питерской фирмы "Яншива Шела" Леша Вишня - звукорежиссер МИФОВ (у него на студии была записана "Группа крови"). Леша любит - по его собственному признанию - "диско" (?). Тем не менее первый его альбом вызвал заметный интерес как у критиков, так и у коллег…
4) Несмотря на хвалебные отзывы в ортодоксальной прессе, к новому альбому некогда легендарного "Автографа" народ остался равнодушен. Тут уж не до завоевания Европы, своих бы вернуть."Не ходите, дети, в Англию гулять!"
Спал интерес и к музыке АРИИ. "Игра с огнем" - так называется альбом, увидевший свет в мае - тоже не пользуется спросом (по крайней мере, не так, как пару лет назад). "Арийцы", возвращайтесь к Векштейну!
А кто же сейчас на волне? Кроме АЛИСЫ, это старые знакомцы могилевчан "Опасные соседи" с альбомом "СУтра в бегах". Не так давно СОСЕДИ (вместе с ДДТ) выступали на стадионе "Динамо" в Минске. Отчет об этих концертах - в следующем номере.
Фанотека. Рецензия: АЛИСА "Шестой лесничий" (1989) и др. (Юрий Романов, журнал ОКОРОК № 2, июнь 1989)
Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий: