COCTEAU TWINS: Туман смысла должен развеяться

"COCTEAU TWINS - воздушная постпак-группа с прозрачной музыкой, легко омываемой журчащими гитарами и виртуозным бессловесным вокалом Liz Frazer... Шотландское трио, живущее в полном отшельничестве, но при этом делающее просто драгоценную поп-музыку...
ж. "Rolling Stone", 1991.

lizz.jpgКак-то под утро, размышляющие о смысле жизни, Робин Гатри и Уил Хейгги наткнулись в баре провинциального шотландского отеля на иступлен но - виртузно танцующего чего-то там Элизабет Фрейзер. Ребята немного баловались авангардом, поэтому с несвойственной нам логикой порешили: если подруга, мол, так танцует, то как же тогда должна петь?!

При прослушивании быстренько выяснилось, что вокал у внешне малоэффективной девочки - полный вперед! Два бойца были убраны тут же. На фоне подобного эротического тембра, звезды национальных поп, рок, рэп и бог знает каких еще хит-парадов виделись в сравнении с Фрейзер бытовыми предметами одноразового использования.

Ивот, где-то в середине 81-го вся эта троица из-под Эдинбурга, назвавшись "COCTEAU TWINS", вваливается в администраторскую небезызвестной фирмы "4AD" - на прием к шефу Иво Уоттсу расселу. Последний до этого восмь лет отпахал за прилавком лондонского пластичного шопа и рок-н-ролл знал, как свои яички, после прослушивания Demo Рассел настолько поехал от услышанного, что позабыл все на свете: и стальные законы мирового пластиночного бизнеса, и "товароведческую" молодость и многое другое. "Будем брать!"
Не размениваясь на сигналы, было решено сразу, без разгона, выпустить LP. Роды с записью длились шесть месяцев, но когда зимой 82-го "Garlands" материзовались в виниле, музыкальный оффициоз просто наложил в штаны. Кто-то искал аналоги с "Joy Division", кто-то с "Siouxsies the Banshees", но это скорее походило на сравнение негра с "Боингом". А пока все наступали себе на отвисшие губы, "простой рабочий парень" Джон Пил назвал из на всю страну в своей передаче любимой группой - заколдованный вокал Лиз и миметическая атмосфера саунда уверенно делали свое дело.

Пока критики пытались хотя бы для себя разобраться с аналогами (никак не врубались, что таковых нет), в октябре 82-го появился SP "Lulladies". К звуку было добавлено капельку фоно и виброфона, а с вокалом помог Гордок Шарп ("Freeze"). Почему-то больше всего от этого макси-сингла уехали Голландия и Израиль: в частности, амстердамский "Vinil Magazine" присудил пластинке титул "нового культа", а ближневосточная тусовка назвала Лиз "безумиев романтических смертей".

После выхода SP "Peppermint Pig" Пил подписал с группой пятилетний контракт и в своем "Radio-1" заявил о принодлежности COCTEAU TWINS к эмоциональным традициям фолк-рока 60-х: "Incredle Band" в Англии, "Buffalo Springfield" и композитора Тима Бакли в США.
Кстати, хитрые шефы из 4AD подсунули в 83-ем Фрейзер и Гатри композиции Бакли. Они послужили импульсом для создания студийной группы "This Mortail Coil" с участием музыкантов из "Dead can Dance", "X mail Deutchland", "Modern English", "Volfgang Press" и выпуском интереснейшего LP.

Записав в конце 83-го второй LP "Head over Heels" и совершив длительное европейское турне с группой "ОМД", COCTEAU TWINS... остались вдвоем без Уилла Хейгги... Говорят, так надо было. Сам же альбом больше похож на веселый, пестрый и пьяный карнавал - группа не скрывала, что источником "Head over Heels" стали личные отношения Робина и Лиз.

Параллельно для дальнейшей работы был приглашен басист Саймон реймонд, прекрасно вписавшийся в новую эстетику, зафиксированную на трех макси-синглах 84-го года. Тучи прошли, выпавшие осадки кристализовались в сторону авангардной поп-музыки. Третий LP "Treasure" (окт. 84-го) стал, попросту говоря, лачугой снов и пьянящего спокойствия. Этюды с натуры превратились в храм ювелирных изделий из человеческого тепла. Как и до этого, тексты, написанные Лиз, ничего не значили: "Я пишу обычные фразы, но исполняю их так, чтобы все было непонятно. Слушатель, сосредоточившись на вербальном смысле, не улавливает ньюансов музыкальных. Туман смысл должен развеяться!!!"

После очередной обоймы на редкость удачных SP в первой половине 85-го COCTEAU TWINS наконец-то попали в разработанную ими колею "чистого искусства". Робин Гатри, питающий вегетарианское отвращение к интервью, выдавил тогда из себя: "Работа над SP нам более удобна - никто не торопит, есть свобода выбора и свобода записи".

В мае 86 вышел пятый по счету LP "Victorialand".

Саймон на нем не играл из-за поврежденной руки. Саунд сместился в акустическом направлени: сведенная до минимума жизнедеятельности ударных, мягкий саксофон "специального гостя" Ричарда Томаса ("Dif Jus"), акустическая гитара Робина и вокал Лиз выглядят чуть ли не эталоном студийной работы. Тем не менее, какой-то мудак в своей рецензии на "Victorialaiti" написал: "Музыка new age для тех, кого тошнит от... new age".

А пока местные английские козлы (пардон, овцы) упражнялись в всевдостебе, группа прокатилась с турне по Японии и США и познакомилась там с 50-летним пианистом Херальдом Баддом. Бадд по-сиротливому скромно разрабатывал какие-то новые авангардные дела с Б. Ино еще много лет назад и вот теперь - такое пересечение в пространстве. Очередной SP и LP "Moon and the Melodies" вышли в 86 г., но не как COCTEAU TWINS, а под четырьмя фамилиями: H. Badd, L. Frazer, R. Guthrie, S. Raymonde.

Фантастическое чувство стиля и ультралиризм клавиш - вот уж поистине "наибольшая музыкальная мистификация 80-х" Под этот список можно очищаться просто до бесконечности.

После записей двух LP 88 и 90 гг., накануне мирового турне, поздней осенью прошедшего (1990-го) года группа для того, чтобы добиться "живьем" выстроенного студийного звука, добавила в концертный состав еще двух гитаристов. Те выдавали "на-гора" саунд из бурных сверхзвуковых обретонов, а их гитары так сильно обрабатывались "на выходе", что даже гул динамиков на концертах "звучал, как не от мира сего". А поверх неземных ритмов и записанных ранее ударных и синтезаторов парил, полный различных ньюансов и оттенков, дрожащий вокал Лиз...

На десерт, для полноты спектра, хотелось бы выделить несколько высказываний, выцарапанных журналистами "OVBEAT" и "ММ" из Роберта Гатри: "...Музыкальный прогресс нельзя запланированно ускорить. Когда к этому стремишься, музыка звучит чересчур уж напыщено и надрывно. Только теперь мы начинаем понимать, какое отличие между "Garlands, "Pepper mint Pig"-SP-82 и "Lulladies". Людям, оценивающим нас по отдельным дискам, это отлично ясно, мы же при непрерывной работе не имеем такой возможности. Что же касается самопародирования, то оно уже произошло у нас года три назад. Такое случается часто, тут уж ничего не поделаешь"...

"...Мы искренне гордимся каждым нов км диском, но последний LP за два года работы мы попросту возненавидели. Теперь же он нас действительно в кайф. Но проходит время, и ты вдруг внутри себя начинаешь чувствовать: "Вот же сука! А ведь все твои диски -большое-большое гавно".

COCTEAU TWINS: Туман смысла должен развеяться (Журнал ОКОРОК №7, октябрь 1991)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям