Астрономия и астрология. Листая чистые страницы

АКВАРИУМ... Команда, вызывавшая некогда бурные споры в рок-среде и бешеную злобу функционеров всех мастей, а ныне признанные фавориты советского рок-н-ролла. Влияние БГ на контркультуру (да и культуру) огромно, от подражания ему не избавлены многие наши нынешние звезды и звездочки. Споры и размышления по поводу А ушли вглубь, вышли на страницы официальных изданий и ТВ, но не утихли. Появился даже термин "феномен АквариумА". Решили внести свою лепту в этот вопрос и "окороковцы", а посему публикуем на своих страницах "Частное расследование" ленинградского журнала "РИО" (Рекламно-информационное обозрение) и несколько не публиковавшихся ранее поэтических опусов БГ...

ЧACTHOЕ РАССЛЕДОВАНИЕ. ЧТО НАМ ИЗВЕСТНО ОБ АКВАРИУМЕ?

На этот вопрос едва ли не любой завсегдатай рок-клуба (ленинградского - прим. ред.) ответит: "Все!" и не покривит при этом душой. Действительно, вспыхнувшая в рок-клубе в конце прошлого года дискуссия на тему: "Аквариумистичен ли АКВАРИУМ?" вывела на свет множественные теории и исторические изыскания, призванные как-то объяснить и связать между собой изменения инструментальной формы, текстового содержания, общей творческой концепции (?!) и, наконец, состава группы. Все эти рассуждения, по большей мере, не имели под собой реальной базы, поскольку великое море этих спорщиков хотя бы для начала не выяснило для себя один вопрос: "Что же, собственно, понимать под АКВАРИУМОМ?" Если считать им вполне конкретных и всем известных музыкантов, то почему именно их – известно, что состав группы всегда был достаточно гибким и включал людей, наиболее подходящих для реализации той или иной музыкальной задачи - достаточно послушать записанные АКВАРИУМОМ альбомы и пролистать списки их участников. Опять же биография группы имеет множество примеров, когда музыканты по различным причинам вышедшие из круга АКВАРИУМА вновь возвращались туда спустя какое-то время.

Если же кто-то полагает, что АКВАРИУМ - это некая застывшая во времени музыкальная форма, то с ним даже не хочется спорить. Видимо, человек не в курсе. Изменчивость так же присуща АКВАРИУМУ, как и любым по-настоящему творческим людям.

Выходит, проблем нет, все в порядке? И да, и нет. Оставляя за руководителем АКВАРИУМА Борисом Гребенщиковым безусловное право на все перечисленные элементы музыкального процесса (вот спасибо - усмехнется Гребенщиков), я бы хотел остановиться на одном. Успех, который пришел и АКВАРИУМУ лет пять назад, не был случаен - в результате поисков, которые даже может быть велись наугад, группа оказалась на передовой развития отечественной рок-музыки, оказалась на линии огня и под огонь противной стороны попала. Честь им и хвала - они не только не отступили, пользуясь спасительной уловкой - "не ведали, что творим" - наоборот, уже более осознанно продолжали пробивать брешь в массовом восприятии. На этом этапе и позднее интересы АКВАРИУМА совпали с интересами довольно широкой слушательской аудитории, я даже осмелюсь сказать, послужили катализатором назревших перемен в этих интересах. Сейчас ситуация переменилась, то есть АКВАРИУМ несколько разошелся с той самой привыкшей к взаимопониманию публикой и устремился в направлении далеко не всем ясном. Поэтому не стоит поливать грязью "неврубающуюся" аудиторию и разобраться, что, собственно, нужно БГ на этом этапе? А в каком-то смысле и вернуться на уровень 1980 года. Сдвинется ли фокус общественного восприятия в том же направлении, куда уже ушел АКВАРИУМ, или разрыв еще более углубится; даст ли всходы обрабатываемая БГ почва или окажется бесплодной и тупиковой, что уже бывало - ведь, скажем, реггей до сих пор остается лишь экзотическим приемом аранжировки, который не ассимилировался в нашем роке и не дал достаточно самостоятельных образов, кроме гребенщиковского же "Вавилона" - на это дать ответ может только время.

А потому будем терпеливы и терпимы: может быть то, что сегодня кажется пустым сотрясением воздуха, завтра приоткроет новые горизонты. Главное - не прозевайте!

Астрономия и астрология. Листая чистые страницы (Юрий Романов, журнал ОКОРОК № 2, июнь 1989)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям