29.12.2013 Пролетая над башней Гедымина: Ляпис Трубецкой в белорусской Вильне (Юрий Ананич)

Давно пытался вернуться к бумагомарательству на околомузыкальную тему, да и поводов – хоть отбавляй. ЦЖР опять сделал рывок наверх из пучины безысходности. Сайт ожил, появились публикации, следовательно, пора и мне что-то написать.

В конце лета попалось на глаза в сети объявление о концерте группы «Ляпис Трубецкой». Конечно, жаль, что не у нас. Но и на бесплатной визе спасибо. Опустим подробности о получении визы, прекрасном ночном пешем переходе через границу, экскурсии по холмам и проспектам второй столицы ВКЛ. Перейдём к конечной цели поездки для большинства визитёров из Беларуси. Нет, не к торговым центрам, а к небольшой 12-ти тысячной Сименс-арене, что находится на продуваемой всеми ветрами местности на севере Вильнюса.

Начало концерта было заявлено в 19:00, двери открывались в 17:30, но из-за задержек при выдвижении на концерт, попали мы туда буквально без двадцати семь. По пути от автобусной остановки развлекались подсчётами машин с белорусскими номерами по регионам. К сожалению, увидел все области, кроме Могилёвской, хотя точно знаю, что одна моя знакомая компания туда всё же приехала. Приятно удивило, что несмотря на многочисленные толпы людей разной степени адекватности и опозиционности, принимающая сторона сумела организовать достаточно быстрый проход в зал, хотя и без толкучки в гардеробе не обошлось. Сюрпризом стали взымаемые три лита за номерок, но деньги, к счастью, нашлись быстро. Тут же случилась и оказия – номерков нам дали больше, чем мы отдали курток, что потом привело к некоторым затруднениям на обратном пути.

Описывать зал особого смысла не имеет, ряд секторов на блаконах, ряд ниже. Танцпол и 3-4 ряда кресел на самом нижнем уровне были огорожены переборками, возле которых дежурили охранники. Народ уже занял половину танцпола, потихоньку заполнялись сектора. У нас имелось только два билета на танцпол, но обхитрить систему не составило труда, к началу выступления все были в сборе, недалеко от переднего края танцпола. По дороге нам раздали рекламные брошюры ЕГУ, также реклама вуза крутилась по большим экранам, на которые затем начали передавать картинку онлайн-трансляции.

Такого количества БЧБ-флагов и Пагонь я не видел ни разу в жизни, да и на стадионном концерте был первый раз, но толком не успел разобраться, прежде чем погас свет и на сцене оказался коллектив Drum Ecstasy. За время учёбы в музыкальной школе я видел выступления ансамблей ударников, да и недавно имел дела с барабанщиком-виртуозом, поэтому пытался сравнивать, насколько это возможно. Правда, дело это забросил быстро: ну не моё это. Идеальный разогрев, но в плеер это я никогда бы не закинул, как бы они слаженно и разнообразно не стучали. Один из участников группы сначала взял в руки гитару, затем появился режущий инструмент, которым он выбивал искры в такт ударам. Смотрелось интересно, народ слегка разогрелся. Выступление пролетело быстро, что было закономерно и правильно, ибо разогрев должен быть не только бодрым, но и коротким.

И вот, спустя некоторое время на сцену вышел коллектив, который здесь ждали все. Я заранее был готов сравнивать этот концерт с зимним питерским, на котором я услышал Ляписов в живую впервые, хотя первые попытки сходить датировались ещё 2009-ым годом в Могилёве. Началось всё стандартно, «к нам приехал трубецкой…» и далее по тексту, стишки между песнями, скачущий Михалок, вторящий ему Булатников, гитарист-ветеран Владыко выдвигается всё больше на передний план, а что, ему можно, он тут один с самых ранних времён остался. И вот где-то на песне третьей-пятой меня прорвало. Я понял, что место среди стоящих и временами прыгающих людей стало мне противно и я пошёл туда, где драйву можно было дать выход.

Ремарка: звук в арене распределялся неравномерно, судя по всему, потому что отзывы крайне разнятся, да и я сам за время перемещения всё уловил своими ушами. Слегка мешали валяющиеся пластиковые стаканы от пива, выпитого наиболее маргинальной частью публики. Сам я был кристально трезв, что совершенно не мешало, даже наоборот, не было суррогатных эмоций, только искренние.

Видеоряд, составленный приехавшим специально из Канады видеомейкером был действительно на уровне, образы менялись, абстрактные символы переходили в конкретные, видео из Минска сменялись отрывками клипов. Михалок сменил стандартные стихи на пространные, сбивчивые, но искренние речи. Конечно, он говорил не идеально выверенно, срывался в словесные пике, но мне верилось. Глядя на арену, заполненную людьми, улыбающимися, смеющимися, людьми, которые верили, которые здесь, на чужой территории чувствовали себя народом своей родины, единым, сплочённым, готовым на всё, невозможно было остаться равнодушным. Да, это было не в Минске, здесь не было автозаков и пакующего людей омона, здесь были комнатные условия для веры в свободу. Но кому не хочется этого чувства? Песни и политика – всегда вместе и врозь.

А концерт продолжался. Слэм то затухал, то возвращался с новой силой. Были исполнены все белорусскоязычные песни, кроме «Зорачак», после небольшого перерыва пошли «Грай» «Убей Раба» «Сонейка», кавер на «Государство» Летова. И действительно, государства не было в тех, кто пришёл на Ляписов. Публика была различная, от радикальных белорусских националистов, до родственников управляющих КГБ. А «старая обезьяна» Михалок выдержал весь концерт, хотя некоторые всё же заметили проблемы с голосом.

После концерта, на баре я попросил чего-нибудь выпить, а денег практически не было. Простая вода из-под крана оказалась тем самым спасением, бесконечная благодарность всем литовским девушкам с их милейшим акцентом. На улице особо упорные играли Ляписа под акустику, другие разбредались, размахивая флагами. Ни одного красно-зелёного флага за три дня я так и не приметил, кроме двух, висящих на проспекте Гедымина в честь саммита. Побрели к остановке и мы.

На следующий день, как только сел в поезд до Минска, пришла целая куча мыслей. Недаром на концерте Михалок делал акцент на антимилитаризм. Два с половиной часа на поезде – так навошта гэтыя межы?

P. S. Простите автора, он хотел написать душевно, а получилось – как на духу.

Пролетая над башней Гедымина: Ляпис Трубецкой в белорусской Вильне (Юрий Ананич, Инфо-центр ЦЖР, декабрь 2013)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям