22.05.2008 На холостых ОБОРОТАХ

Появившиеся афиши о панк-фесте ОБОРОТЫ взбудоражили многих муз-деятелей нашего города. О крупных фестах организаторы концертов привыкли друг другу сообщать и координировать действия. А тут — оба-на, чертик из табакерки. И казался он довольно крупным… Афиши по крайней мере сделали приличные, бумаги не пожалели и пристойно заклеили центр города. Состав участников вызывал интерес, и хотя изрядная доля скепсиса все же была, я решил сходить и увидеть все своими глазами. Чтобы потом не мучится от мысли, что пропустил что-то важное в рок-движухе нашего города. Я был абсолютно уверен, что таких же любопытных, будет довольно много.

ОБОРОТЫ. День первый. 15 мая

АБАРМОТЫТеатр, как известно, начинается с вешалки. Зал ДК «Глухих» начался с Ксюши Неполянской — вешалки для админа сайта

Анджея Полянского. Беря у меня деньги, Ксюша — добрая душа, дрогнула:
— А может, Шума пропустим бесплатно?..
— Не-е, у меня денег много! — поиграл в вежливость я. Тем более, что организатор феста — Леша Абармот, стоял рядом и успел сказать с оправдательной ноткой в голосе:
— Пустовато у нас сегодня. Завтра должно быть лучше…
Я по себе знаю, какие ломы пускать халявщиков, когда с публикой «пустовато». Но зайдя в зал, где уже начался концерт, я понял, что Леша явно поскромничал. Это было не просто «пустовато», это вообще пиздец — меньше я не видел никогда: в большом зале Дк «Глухих» на 300-ста с лишним мест собралось 20-ть человек — сосчитал по головам. Среди них вокалист КАЛАЧИКОВ РЯДОМ Никита Емельянов, стая «каравак» во главе с Зо-Зо, которые в этот вечер оказались самыми красивыми девушками в зале, да человек восемь панков на первом ряду, в спешке поднимающие лаком свои боевые ирокезы. Откуда ни возьмись, появился известный туссовщик Федор:
— Бля-я-я, это такое позорище! — схватился за голову он, вращая надбровными дугами, как будто ОБОРОТЫ — его персональное позорище. Я лишь пожал плечами и подсел к Никите. Как человеку (в меру) воспитанному, злорадствовать не хотелось. Леху Абармота по-человечески жалко: человек реально пытается делать, что может и как умеет. А умеет, прямо скажем, хуево, и на ошибках не учится, благодаря чему эти его с позволения сказать «концерты» вплотную приблизились к «мечте Летова» — играть для шести врубающихся.

— А ничего группа такая… — уважительно отозвался Никита о первых выступавших — НЕФАКТ. Группа играла несуетливый панкешник, очень эмоциональный. Помесь АДАПТАЦИИ с СЕКТОРОМ ГАЗА. Очень выразительный вокал у чувака с микрофоном, лабали уверенно. Если бы барабанщик не гладил пластики, а молотил как следует, а басист хоть как-нибудь разнообразил свои партии, — совсем хорошо было бы! Вот и Коле Самуйленко понравилось, он явно старался за пультом: нажимал на кнопочки обеими руками и слушал что получается, вытягивая шею. Звук был пристойным…

НЕФАКТ закончили и стали сворачиваться, когда на сцене появился Леша Абармот и объявил, что следующими выступает… снова НЕФАКТ. Дескать, половина заявленных в афише не доехала, так что можно и два раза отлабать — за все уплочено! Все пошло по второму кругу, а я, пользуясь возможностью, не отказал себе в желании сбегать в магазин за пивом.

Вернулся, когда на сцене уже выступал ПЛАНЕТАРИЙ — старые знакомцы из Гомеля. Звук испортился, аппарат засвистел, Колян забегал с умным видом, стал ворочать панорамные колонки. ПЛАНЕТАРИЙ же зарядил первую песню, вторую… Довольно мощный кавер на «монзановскую Безрукую» — лучшая песня в программе ПЛАНЕТАРИЯ. На своих темаках группе никак не удавалось раскачаться, так называемый «шаманизм» улетал со сцены в никуда, и назад уже не возвращался. Только на последней песне пахнуло чем-то более-менее живым, но было поздно.

— Неужели все было так плохо?.. Наша группа на грани суицида… — жаловался потом Огневит — лидер ПЛАНЕТАРИЯ. Не плохо, нормально. А вот «Можно ли в этих условиях выступить лучше?» и «Был ли смысл ехать и выступать, чтобы бороться потом с суицидальными мыслями?» — вопросы, наверное, из разряда риторических…

В перерыве ко мне подсел гитарист ДЕТЕЙ ПОДЗЕМЕЛЬЯ — поговорить «за жизнь».
— Надо объединяться. Только вместе мы сила! Будем вместе взрывать общественное мнение! Мы готовы, а вы?..
— Это мы готовы, а вот вы… — улыбнулся я.
— Мы готовы!!!
— Ну и чем вы собираетесь это мнение общественное взорвать? Голыми жопами?! Я вижу, как вы готовы… — кивнул я на пустой зал. Прозвучало как-то горько и зло…

АБАРМОТЫ в новом составе сюрпризов не преподнесли. Новых песен оказалось не много: группа пробежалась по старым хитам, типа «Ненавижу хард-н-хэви», «Бога нет», жахнули пару-тройку каверов: «на Монзану», чего-то там из классики панк-рока (прослушал), перепели родную ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ.
— Витьку жена на концерт не пустила, — пояснил Абармот отсутствие самого Дэо на сцене.

В общем и целом, АБАРМОТЫ оказались такими же сырыми, как и во время первых своих выступлений два года назад. Новый состав, набранный из НЕФАКТА — Димедрол (на гитаре) и барабанщик ничего свежего в группу не принесли. Залатали дыры в звуке, — и только. Песни у Леши вроде и неплохие, но исполнение говенное, аранжировки — хуйня, и сыгранности составу не хватает. Тем не менее, панки остались довольны. Возбудившись в отсутствии жены, из-за кулис выскочил муж Самигулиной и скакал по сцене до тех пор, пока Колян Самуйленко не проявил крутой мужской характер. Просто взял и выбросил его со сцены. Потом сказал очень сурово, обращаясь к Абармоту:
— Леша, поставь охранника, чтобы придурки по сцене не прыгали!
— Так ведь это и был охранник! — пожал плечами Абармот.

Финишхим. Пока Колян болтался под сценой, откуда-то из недр ДК «Глухих» к звукорежиссерскому пульту приполз вахтер-пенсионер — хромой, с палкой в руках и пьяный в жопу. Пенсионер быстро сориентировался и стал «клеить» жену Коляна — Дашу. Продолжалось это довольно долго, пока не вернулся Колян. Недолго думая, Коля бросился на пенсионера и стал вязать драку. Кто знает, на чьей стороне была бы победа, ведь «за Колю» была его жена, а у пенсионера была палка, но в этот момент в зал зашел мент и утащил любвеобильного калеку от греха подальше. Насмеявшись, покинул зал и я, пока где-то там не начала «взрывать общественное мнение» группа ДЕТИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ. Хорошая, между прочим, группа…

ОБОРОТЫ. День второй. 16 мая.

Группа ЛУЧШИЙ ВАРИАНТДень второй панк-феста ОБОРОТЫ был в точности похож на первый, как будто я никуда не уходил. «Карауки» были на месте — фотографировали бедных панков, которые все так же начесывали и выставляли свои ирокезы. А вот народу в зале стало значительно больше — человек 30-ть. Я присел в центре зала и стал прихлебывать пиво. Вскоре ко мне присоединился Макс Качаев — басист группы 3t. ON, тоже с пивом. Нужно знать Макса, чтобы понять, сколько искренней радости доставило мне это соседство. Потом появился Пистолет. Все же старый панк лучше новых двух, — подумалось мне.

Название первой группы я прослушал. Могу предположить, что это была ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ из Смоленска. И никакие, к слову, они и не панки. Вообще — никакие. Этакая смоленская АФАЗИЯ, разве что текста чуть лучше. Но суть та же — провинциалы… Когда люди говорят: «Я ненавижу русский рок», они имеют ввиду группы, похожие на ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ. Было дико скучно, единственное развлечение — менты, которые заметили у Макса Качаева пиво и свинтили горе-басиста. Я радовался этому, как ребенок, потому что каким-то звериным чутьем почувствовал облаву и успел свое пиво спрятать за пару секунд до появления «серых фуражек». Радость моя длилась недолго. Макс не только отбился от ментов, но и пиво свое отбил. Пришел обратно и стал тыкать бутылкой в окружающих, угощать. От градуса спиртного Макса, обычно, пробивает на добродетель. Трезвый Макс — жмот, и скорее удавится, чем даст голодному корку хлеба.

Концерт продолжили панки, кажется из Твери. Вроде БОЛТ-69 называются. Вдарили олдовым антифашистским панком по десяти полудохлым ирокезам. Эти попрыгали, как полагается, песни три, и сдохли окончательно. Группу стало реально жалко… Столько от Твери пили-то по железной дороге?.. И ради чего?.. Народу нет, звук — говно. В отличие от остальных участников феста, в той или иной степени андерграундщиков (привычных к говну), БОЛТ-69 отличались более-менее серьезным подходом к музыке. Барабанщик так вообще божил — растряс Колины барабаны, — как еще не развалились?.. Парни наверняка повидали на своем веку и нормальных фестов и теперь могут сравнивать…

БОЛТ-ов сменило Подмосковье. Это как на приеме у психиатора: скажи мне название своей группы и откуда она, и я скажу, какое говно ты играешь. Группа ЛУЧШИЙ ВАРИАНТ — типичнейшая для Люберец-Домодедовых-Раменских-Северосталей и прочих рабочих городков-сателитов Москвы. Везде есть класс псевдо-интеллигентов, романтиков «старого доброго русского рока», и везде появляется группы похожие на ЛУЧШИЙ ВАРИАНТ. Панк-мэйнстрим, с претензией на маргинальность и интеллектуальность, а по сути своей — хуйня полная. Начали с душевного исполнения «У границы ключ переломлен пополам». Летову от этого уже не легче; залу — вообще допизды!.. Потом стали что-то свое вылабывать — корявенько, по-подмосковному, где на репетициях бухают, а не играют. Одна песенка даже проперла как-то, что-то там про то, что «Спартак» — роднее». Да и это, подозреваю, чей-то кавер, поскольку остальные оказались на порядок слабее — сплошной набор текстовых и музыкальных штампов. И совершенно никакое исполнение.

Нервы после этих самородков стали пошаливать — отчаянно захотелось свалить домой, но я ждал А. Аронова, узко известного по дарк-вэйвоским проектам пост-РЕЗЕРВАЦИОННОЙ ТУССОВКИ — БАНДА ЧЕТЫРЕХ, ДЕНЬ ДОНОРА. Хотя, БАНДА, это все же группа Сантима, а ДЕНЬ я вообще никогда не слышал, да особо и не стремился. Вырожденцы некогда мощного московского панк-клуба меня уже давно не интересуют. Да и Аронов, заявленный как «веселый электро-панк», оказался никаким не панком, а все тем же дарк-вэйвом, только под ди-джейский сэмплер. Примерно то, что я и ожидал увидеть: зомбирующий звук, скрежет и начитка мрачного и загонного текста. Под ЛСД, наверное, даже вены вскрыть можно. Но а под пиво — сблевать. Тем более, что атмосфера совкового ДК совершенно не предназначена для таких медитативных выступлений. Понимал это и сам Аронов, вытащил на сцену подтанцовку — красивую черноволосую девушку. Раздеваться она не стала (жаль), но отплясала по всей программе — очень кайфово и профессионально. На одной из песен ушла за кулисы — дух перевести, и ее качественно заменил Саша Пистолет.

Любите ли вы Пистолса так, как люблю его я?.. Это было неописуемо!.. Заняв позицию возле бокового микрофона, Саня стал чудить: размахивать руками, делать загадочное лицо… Потом в каком-то эмоциональном порыве, типа стал бросаться, наскакивать на микрофон и кричать что-то гневное, изобличающее весь мировой порядок. Понять «что именно» было трудно, поскольку Коля вырубил микрофон и ужасные гримасы Пистолета напоминали кадры немого кино. Весь зал катался со смеху… М-да… Пистолет, как личность, сам по себе — высокое искусство. Это круто. Надо его задействовать, пока не помер, в видеоклипах и съемках кино. Второго такого уже не будет. Вернувшаяся танцовщица на фоне, оставленном Великим, совершенно не смотрелась…

С каждой минутой становилось скучнее, пиво заканчивалось. Впереди было еще выступление пары групп, но мне уже все было понятно. Смотреть не на что. Панк-фест ОБОРОТЫ для меня закончился.

Вместо послесловия

АБАРМОТЫУ автомобилистов описаны случаи, когда, что называется, «двигатель идет вразнос». Это когда на холостых, начинается неуправляемое повышение оборотов, горючее в поршне начинает воспламеняться без искры и остановить этот процесс почти невозможно. Двигатель будет реветь на сумасшедших оборотах, испуская дым и плюясь маслом, пока не закончится горючее или пока из-под капота не начнут вылетать раскаленные куски поршня и цилиндра…

Увы, я слаб в теории машиностроения и плохо представляю причины, по котором двигатель идет «вразнос». Зато хорошо понимаю, когда что-то подобное происходит с людьми. Когда уже не остановить. Атомный реактор внутри начинает выдавать мегаватты энергии, идей и желаний. Это завораживает окружающих своей смертельной красотой… Такое состояние, чаще всего, либо заканчивается самоубийством, либо — двигаются горы, рождаются шедевры в музыке и поэзии, сумасшедшие идеи и великие открытия… При наличии минимального таланта, естественно, и созидательных помыслах в душе.

Когда-то что-то подобное было со мной, и сейчас я тоскую от того, что «горючее закончилось». Но очень хочется увидеть похожую «реакцию» в окружающих. Особенно — в людях творческих. Я ищу и не нахожу ничего подобного, кроме чьих-то клонов или пародий на кого-либо. Хотелось чему-то «удивиться» и на ОБОРОТАХ. Хотелось, чтобы молодые организаторы, ну или панки там — АБАРМОТЫ или ДЕТИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ подогрели и мою жопу на своем огне, заставили шевелиться… А получилось до ужаса предсказуемо — профанация самого понятия «панк-фест», упадничество рок-музыки, возвращающее лет на 15-ть назад, в постперестроечные времена.

Я ведь тоже мечтаю об этом — «рок-революция, панк-революция, взорвать общественное мнение». И могу свидетельствовать: несколько раз подобные «революции» в нашем городе случались. Когда сходилось так, что музыкантам было что сказать, организаторам хотелось, чтобы музыкантов услышали, и публике это становилось «нужно». Но под этими победами реально лежат чьи-то лишения, жертвы и офигенный труд.

Легко делать «революцию в своем подвале», для шести врубающихся, но какой в этом смысл, если она там и останется? И подавляющее большинство о ней никогда не услышит?.. Но и рваться на свет с идеями «революции сознания», если сам ты всего лишь хуй с бугра, не стоит. Двигаться надо от малого к большему, расширяя аудиторию, постоянно убеждаясь, что это людям НУЖНО. И тогда будут полные залы, и люди будут ходить на концерты, как в церковь… Иначе получается то, что получилось — всего лишь холостые ОБОРОТЫ, и все слова — пустой звук. Люди им уже не верят. «Я не верю больше словам — это все обман — бесполезные песни…»

Ссылки по теме:
Анонс фестиваля ОБОРОТЫ

На холостых ОБОРОТАХ (Виталий Шум, Инфо-центр ЦЖР, май 2008)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям