19-20.10.1991 Фестиваль БУДЬСПОК. С добрым утром, Могилев!

19-20 октября. Могилев. Ровно через два месяца после первой и последней пресс-конференции ГКЧП Юра Романов, редактор рок-журнала «О’корок», вышел на сцену Могилевского кукольного театра и сказал: «Привет, это фестиваль «Будь Спок!» Крышка контейнера открылась.

Фестиваль андеграундного рока собрал 18 команд из Беларуси и из-за рубежа и до десятка корреспондентов солидных рок-изданий — от «ЭНСКа» (Новосибирск) до «КонтрКультУР’ы» (Москва).
Что их могло удивить?

Во-первых, обилие мата — как на сцене, так и вне ее. Только в отличие от посетителей медвытрезвителя до пошлых ругательств типа «Сукой буду, до прокурора дойду» публика не опускалась, в ходу была утонченно-филологизированная и очень искренняя матерная экспрессия.

Во-вторых, присутствие людей «под мухой», «бухих» и «в-драбадан» — опять же по обе стороны рампы. Надо отдать должное стражам порядка — они не затевали конфликтов, поначалу пугались, потом привыкли и стали воспринимать все как должное, вспомнив мудрое изречение Доктора Кинчева о том, что «все это рок-н-ролл». Правда, в самом начале они задержали «в-драбадан» бас-гитариста одной из групп, чем чуть было не сорвали их выступление /название команды, пардон, не запомнил — грешен в этом смысле и я.

А теперь от очерка нравов перейдем непосредственно к тому, что называется рок музыка, заявив предварительно о заведомом авторском субъективизме.

Первой выступала местная группа ЧЕТВЕРТОЕ ПОКОЛЕНИЕ — это мне потом сказали, сам не слышал (по вышеуказанной причине). Гомельский панк-проект ЭДГАР ПО выступал дважды — в первый раз — едва держась на ногах, вплоть до нестыковки пальцев со струнами, зато во второй день ЭДГАРЫ стали героями. Если бы «Будь Спок!» был конкурсом, приз зрительских симпатий достался бы им. Прекрасные вещи «Уроды» и особенно «Самураи» стали гимнами фестиваля, я например, неделю засыпал и просыпался со знаменитым рефреном: «В эту ночь решили самураи-и-и-и / Перейти границу у реки-и-и-и»/.

Вообще, мой коллега из газеты «Такая Жизнь-2» Митрич назвал этот фест звездным часом белорусского панк-рока. Следующая команда GREEN BRAIN ARTS BAND, Inc., проще говоря «Зеленые Мозги», настолько четко отработала свою программу, что я за них от души порадовался. За них и… за SEX PISTOLS (оч-чень похоже). Еще одни минчане, DEAD POETS SOCIETY («Общество Мертвых Поэтов») прекрасно сыграли на контрасте. Ребята работают в стиле близком к «нео-готик» с явной ориентацией на THE CURE, и мне кажется, что у проекта, существующего всего полгода, перспективы весьма и весьма неплохие.

Вслед за ними выступали: САД (Брр-р-рест) и минский АХГУНГ: ГЕНСЕКС (известный по БЕСЦЕРЕМОННОМУ ВМЕШАТЕЛЬСТВУ Гена Лаптенок, поющий по-беларусски. Короче, ахтунг!)

Киевская КАРАТЕЛЬНАЯ ПСИХИАТРИЯ запомнилась лично мне как отменным угощением (достославная «украиньська смага»), так и житейской сметкой, которая проявилась в том, что, подавив зал мощной психоделией, ребята быстро доиграли и выключились, не дав повода для лажи. Могилевский КОНВЕНТ — изысканная и богатая, профессионально сделанная провинциальная фигня (да простят меня конвентовские фаны).

Питерец ДМ. ЕЛЬЧИН — парень с ясными глазами, длинными волосами, драм-машиной и 12-струнной гитарой, как и гомельчане, выступил дважды: закрывал программу первого дня и начинал второй. Его стиль я определил для себя как русский рок-символизм. Стихи, голос — все то, что надо.
О гродненской SIDE OFF могу сказать то же, что и о КОНВЕНТЕ, с той лишь разницей, что до сих пор у очевидцев идет спор, чего в их музыке больше — ASIA или SLADE. Нижегородский ТРЕСТ — хорошая команда с очаровательной антикоммунистической окраской и своеобразными текстами. Особенно понравились «Ираида» и «Голод».

МАМА ДАЛА БАНКУ (Витебск) — одно из самых больших, на мой взгляд, открытий фестиваля. Витебчане играют технически невыдержанно, к сцене не привыкли, но… это панк-рок, господа! ШАБАШ (Минск) — весело, стильно и легко припанкованный рок-н-ролл. Классический состав инструментов и мощный завод. Прекрасно прозвучал незатейливый вальсок «My greats song for you…».

Нео-панк группа НЕЙРО ДЮБЕЛЬ (Минск) давала свой первый в жизни концерт. Несмотря на некоторую боязнь сцены, ребята отыграли очень классно, немного застебав слушателей суперматерными текстами, которые, однако, были одними из лучших в этом зале. Публика, отдыхавшая после выступления ШАБАША, не сразу поняла, что перед ними не дети, и к концу дюбельской вакханалии пожалела об этом. Кстати, ребята из НЕЙРО-ДЮБЕЛЯ очень много сделали для «по-тепления» атмосферы феста, поначалу холодной и агрессивной.

Вася  Ш. и Ы-Ы-Ы отыграли свое время нормально. Особых аплодисментов не помню. Московская РЕЗЕРВАЦИЯ ЗДЕСЬ — панк на полном надрыве, на нервах музыкантов и зрителей. Со вкусом выбранная сценическая манера — накал, накал и еще раз накал. Пять баллов.

Интереснейшее трио из Ивано-Франковска МИНУЛАЮНЬ порадовало мощью и сочностью музыки, применяя полный арсенал т. н. «преобразователей звука», попросту примочек.

ВОЛОСАТЫЕ НОГИ (Минск) — ох-хо-хо… Да вы, ребята, в натуре не в ту степь. Текст настолько пошлый, что мне показалось, что в воздухе чем-то воняет. Вокалист пытался присобачить микрофон на место фаллоса — получилось. Эх, если б на место головы… Под песню «Совсем без ничего» один паренек попробовал раздеться, дошел до исподнего, дальше — нет. Короче, сплошной облом. Да еще и под занавес фестиваля («ВН» выступали последними). А ноги у них не то чтоб уж очень волосатые — как у всех, только никто другой не догадался их показать.
Ну, вот, кажется, и все. Два осенних денька удались на славу. Здорово погудели, за что и спасибо Ю. Романову и всем другим организаторам «Будь Спок!»

С добрым утром, Могилев! (Игорь Рубинштейн, г-та «Такая жизнь-2», октябрь 1991)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям