12.03.2007 TAV.MAUZER. Убедительно!
Без преувеличений, самая громкая и нашумевшая команда белорусской альтернативы TAV.MAUZER на радость всем заждавшимся поклонникам и на удивление отдельным скептикам выпустила, наконец, дебютный альбом. В каком-либо представлении или коротком рецензировании альбом «Радасьць» уже очевидно не нуждается каждый, кто имеет слово в музыкальной критике, свой «респект» в адрес могилевчан успел высказать. В предисловии к прошлому интервью «Музыкальная газета» задалась вопросом долго ли ещё пришлось бы ждать от «маузеров» качественной и, как оказалось на выходе, более чем полноценной работы, не победи бы они шумно-спорно на «Басовище»? «Может быть, и MAUZER не было бы, не получили бы мы в нужное время такой стимул, и не почувствовали бы, что то, что мы делаем кому-то нужно!» говорит сейчас лидер могилевской группы Ян Маузер, который внешней эпатажностью, оказалось, прикрывает поразительную вдумчивость. Об альбоме, прошедших и предстоящих концертах и музыкальных «гетто» он и рассказывает.
На самом деле, мы хотели выпустить альбом значительно раньше и называли сроком сначала конец весны, потом хотели приурочить к «Басовищу», потом отнесли на середину осени, и вот, когда получилось, тогда, собственно, и получилось. Кажется, это всё происходило не очень долго, потому что сама работа над альбомом заняла где-то полгода. Остальное время это были проблемы с изданием. А полгода это не так много, потому что специалисты на Западе пишут альбомы, скажем, по три года.
И насколько вы довольны той работой, которая получилась за эти полгода?
Если в процентах, то процентов на девяносто восемь мы довольны работой. Некоторые вещи не получились, но рассказывать о них я не буду, потому что, думаю, для слушателей они незаметны заметны только для нас. А вообще, это теперь мы думаем, что на девяносто восемь процентов довольны, но на самом деле, получилось гораздо лучше, чем мы ожидали это точно.
Наверняка, когда вы приступали к работе, как-то уже представляли окончательный вариант. Насколько он трансформировался в процессе? Может, что- то из песен не вошло или наоборот, появились песни, которые не планировались?
Ничего мы не выбрасывали из запланированного, а одна песня, действительно, присоединилась в процессе. Это песня «Калыханка». В последний момент уже в самой студии сам продюсер, человек, который нас записывал, сказал, ребята, а почему у вас ни единой баллады нет на альбоме? Мы задумались над этим и всё же решили записать мою песню (слова и музыку к песне написал Ян Маузер. Прим. авт.). То есть, песен стало больше, чем планировали. Ещё в процессе появились Intro и Outro.
А можешь рассказать в общем про концепцию альбома? Потому что он получился на редкость целостным последний и первый треки, обложка и само название.
Ну, да. Есть такой попсовый подход к альбомам, когда покупают два-три шлягера, и, пользуясь этим, пишут альбом ставят эти композиции на первую и третью позиции, а остальной материал трэш. А мы, на самом деле, подошли к работе более концептуально, то есть захотели, как в старые добрые времена, сделать именно альбом, а не набор песен. Поэтому, объединили всё под общую концепцию, и даже радость за совершенно разными вещами прослеживается в каждой песне. Потом создали Intro и Outro, чтоб звучало как целый спектакль.
На «Тузіне» прочитала твои комментарии и зацепилась за высказывание: «чтоб белорусский язык стал формой, а не содержанием». Ты можешь это как- то развить сейчас?
Без проблем, потому что я уже давно размышляю над этим. То есть проблема белорусского языка в том, что про него часто разговаривают. От Нила Гилевеча ещё, кажется, это пошло (если не брать в расчет позапрошлое столетие и Богушевича). В конце 80-х начале 90-х появились высказывания про язык, что это «матчына мова», нужно её «берагчы» и так далее. На самом деле, про это нужно размышлять, но не стоит столько про это говорить. Тогда это было необходимо, а сейчас уже ситуация меняется на этом вообще не нужно акцентировать внимание, это должно быть естественно, что если белорус беларуская мова должна идти в союзе. Мы, в принципе, и занимаемся продвижением этой позиции, но в данном случае, наверное, не мы, а я как участник TAV.MAUZER и его лидер. То есть, как когда-то говорили в Чехии, что чешский язык на самом деле станет государственным, когда каждая пражская проститутка начнет говорить по-чешски. То же самое должно произойти и у нас, и это не будет позорно для белорусского языка, это будет наоборот классно!
Назад к альбому: то, что произойдет 16 февраля в Минске, это уже будет третья презентация альбома, если начинать считать от презентации в Варшаве и Могилеве? И что ожидает нас 16-го?
Тут я бы просто не называл это презентациями. То есть, что такое презентация? Это мероприятие, которое проводится по определенным правилам, это даже и не концерт. А то, что было в Варшаве, Могилеве это просто концерты в поддержку альбома, можно даже сказать, что это концерты тура в поддержку альбома. Действительно, первый раз мы сыграли в Варшаве, но Варшава, она немножко вне контекста, это Польша, а мы все же в первую очередь работаем на Беларусь. Поэтому первый концерт в Беларуси прошел в Могилеве, 6 января. Потом мы ещё играли в Жодино, Новополоцке везде офигенно принимают, со сцены стягивают просто за ноги, и мы уже заходим в гримерку не со сцены, а с танцпола. Ну и следующий концерт будет в Минске 16-го. После Минска у нас еще концерты 17-го, 18-го, 19-го, 23-го, 24-го и 25-го, а что будет в следующем месяце пока не знаю, но, возможно, поедем в Москву, Киев, и еще нас уже приглашали в Польшу. MAUZER это прежде всего концертная команда. И сейчас везде в Интернете висят суперположительные рецензии на альбом. Так вот, альбом фигня в сравнении с тем, что происходит на концертах, потому что наша энергетика не может передаться альбомом, как бы мы не старались!
После презентации в Могилеве Виталий Шум высказал мнение, что то, на что действительно способны «маузеры», покажет второй альбом. Ты согласен, что «Радасьць» и «послерадостный синдром» еще мало что демонстрируют?
«Радасьць» демонстрирует то, чем мы занимались все это время, и то, к чему на этот момент пришли. Что будет дальше судить тяжело, может, мы станем играть более легкую музыку. Что точно известно будет меньше рэпа, потому что мне уже неинтересно писать рэп, то есть не так интересно, как раньше. Наш второй альбом покажет то, что нам будет интересно потом. Потом, я надеюсь, будут и третий, и четвертый, и пятый альбомы. И они тоже будут отражать определенные этапы творческого, не хочу говорить слово «развития», пути MAUZER.
И опять же, это было твое высказывание насчет того, что, как только ты вылез из «могилевского гетто», попал в «гетто белорусское». Изменилось ли представление о могилевской музыке после того, как попал в это общее «белорусское гетто»?
Я не знаю всей картины могилевской музыки, скажем, но изменилось отношение в Могилеве к нам. Нет же пророка в своем отечестве, и мы стали для Могилева чем-то значимым только после того, как вернулись с «Басовища» с победой, и даже еще позже. А вот в остальном мне кажется, в каждом городе есть свое особенное «гетто». Про Минск это тяжело говорить, потому что Минск более очевиден радиостанции, республиканские газеты народ знает, что происходит в Минске. Я знаю группу из Бреста СЬЦЯНА, с которой мы недавно играли. Я не знаю, что происходит в Витебске, Гродно и Гомеле. В Гомеле, конечно, есть ТТ-34 и RASTA, которые вышли за рамки Гомеля, а про другие города тяжело что-то говорить, потому что существует этакая региональная разорванность, и это, вероятно, из-за отсутствия шоу-бизнеса. Но это, с одной стороны, диктует какие-то индивидуальные особенности групп каждого региона, а с другой стороны, плохо для промоушна этих команд. Хотя, только убедительностью своего творчества можно достигнуть популярности.
TAV.MAUZER. Убедительно! (Елена СКОРОБОГАТОВА, Музыкальная газета, март 2007)
Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий: