Юлия Теуникова: спасение утопающих...

...Страна просыпается, встает, проводит дни и засыпает с музыкой - как 100 и более лет назад, так и сейчас. И, пока она жива, - будет так.

Иногда, бывает, проснешься - и прямиком в интернет. Слушаешь всякое, лазишь в социальных сетях по страничкам друзей, смотришь, что у них. И видишь, что в 85 процентов случаев - зарубежное. Особенно у тех, кто моложе 30 лет.

И часто порою ввязываешься в дискуссии - особенно когда слышишь, что все у нас плохо, и музыки хорошей у нас мало. И пытаешься этому противостоять всеми силами своей убогой души. А также натиску англоязычной культуры.

И происходит это так - отыскиваешь малоизвестные современные русскоязычные треки, составляешь play-лист, и внедряешь в сознание слушателя через какую-нибудь социальную сеть Вконтакт. Сети улавливают адептов русскоязычной культуры мало и плохо. Народ отмечает что-то понравившееся едва-едва, чаще плюется и говорит что-то про вторичность и невнятность, а если вторичным и невнятным это назвать никак нельзя, то отделывается фразой "слушать невозможно". А еще чаще оный play-лист просто игнорирует.

И понимаешь, что это если не конец, то близко к тому.

И как-то раз - неожиданно - просыпешься и видишь вот такое: "Депутат Госдумы Алексей Диденко подготовил законопроект о внесении дополнений в федеральный закон «О средствах массовой информации», в соответствии с которыми будет введено ограничение на использование иностранных языков в музыкальных композициях в эфире телевидения и радиовещания до 15%. Согласно проекту закона, исключение будет сделано только для языков стран, входивших в состав Советского Союза. Депутат отмечает, что принятие этой меры позитивно скажется на популяризации отечественного музыкального продукта и ограничит влияние западной культуры". (Проще говоря, предлагается ограничить англоязычный продукт, и наполнить теле- и радиоэфиры русскоязычной песней - http://izvestia.ru/news/581358).

Читаешь все это, и думаешь, что все еще спишь. И видишь сны из далекого советского прошлого, что-то из детства, ушедшего вместе с бумажными обоями и пластинками Анны Герман и Гелены Великановой.

Пробуждение наступает, когда заходит речь об участниках Голоса (которые, как известно, в большинстве случаев поют кавера на английском, что приветствуется некоторыми судьями).

Как там? Разгром культуры?

...Русские люди очень давно полюбили слушать западную музыку. Собственно зарубежными хитами народ баловался всегда. Но настоящий, массовый интерес к зарубежной музыке у русских возник собственно с появлением массовой культуры в современном ее понимании.

Если отсчитать пару сотен лет в российской истории, то можно вспомнить - носительницей западной культуры всегда была элита, то есть привилегированные слои населения. А за корневую музыку отвечал народ, бесправный и униженный. Хотя и тут не все просто. Межкультурные взаимопроникновения были всегда, другое дело, что с какого-то момента «шлюзы» открывались и направленный поток смывал и смешивал все прочие течения. Европейские гармонии в русской музыке царят уже давно. Еще Достоевский жаловался на предпочтение вульгарных попевок на пошлые европейские мотивчики взамен нашим прекрасным протяжным русским песням. Достоевский был прав. Но он не мог спасти исправить вкусы мещан Российской Империи - мещан, по сравнению с которыми современные представители аналогичного класса сильно потеряли в лице.

Межкультурный обмен на эстрадном поле существовал всегда, и продолжался в СССР - как Утесов и Варламов заимствовали оркестровые приемы нью-орлеанского джаза, так Бенни Гудман играл произведения Цфасмана, Шостаковича и Прокофьева, казачьи хоры собирали аншлаги в Европе далеко не только среди эмигрантов, романс "Очи черные" кто только не перепевал из зарубежных исполнителей. Но с послевоенного времени этот мультикультурный обмен начал постепенно сходить на нет – эти процессы шли и раньше, но активизировались с момента начала холодной войны. Благодаря железному занавесу о том, происходит на русской сцене, люди в капиталистической Европе и Америке за редким исключением не знали.

Чего не скажешь о наших людях в отношении зарубежной музыки. Советские жители каким-то образом, невзирая на железный занавес, добывали и слушали Elvis Presley, The Beatles, покупали разрешенные ABBA, Boney M и т.д. - целые поколения взросли на этой музыке. Параллельно шло развитие отечественной музыки - часто в отрыве от актуальных мировых тенденций, и от культурного обмена. До какого-то момента кое-как работающий иммунитет сопротивлялся еще достаточно слабому потоку зарубежной музыки, которая по ряду причин была часто выше качеством. В условиях относительного поп-культурного вакуума развивалась советская эстрада, авторская песня, рок-музыка, и пока все это как-то было востребовано - развивался свой язык. Свои национальные мотивчики. Поэтому вплоть до конца 90-х - начала 2000-ных регулярно появлялись авторы, исполнители и группы, заполняющие нишу национального контента.

Но в 90-е годы двадцатого века ситуация стала меняться. Собственно 90-е от предыдущих лет отличаются тем, что это время тотального слома иммунитета. Местное, русское, наши люди хаяли всегда (и часто было за что). Но такого отторжения, как в вышеназванные годы, русская популярная музыка никогда не испытывала. Здесь есть ряд причин.

Во-первых, явное технологическое отставание. Понятно, что, какие бы ни были идеи, в условиях недостаточного доступа к благам звукозаписывающей индустрии результат будет явно слабее, и не в единичных вариациях, а по сумме факторов (а мы понимаем, что количество дает качество, поскольку элемент конкуренции в шоу-бизнесе никто не отменял).

Во-вторых, упадок той самой национальной идеи. Свидетели 90-х хорошо помнят, что последняя тогда была еще жива, хотя и дергалась в конвульсиях в виде адептов различных расплодившихся национальных движений (от НБП до неоязыческих профашистских). Окончательно, по-моему, сдохла она к рубежу 2000-ных, тогда, когда окончательно победил евростайл, выдавив родную для русского человека атмосферу быта (в которой было немало хоть и убогих, но вполне национальных, признаков). Идея сместилась в сторону маргинальных субкультур и по сей день там и остается (имперская идея не в счет, это другое).

В-третьих, общий культурный кризис. Как известно, "умное" искусство, бывшее сколько-нибудь актуальным до конца 90-х (о чем свидетельствуют хотя бы различные жанры в музыкальном андеграунде, собиравшие толпы молодежи), к 2000-ным свою актуальность для "продвинутых масс" потеряло. Во многом это совпало с захватом медиапространства теле- и радиостанций, строящих бизнес на так называемом русском роке (Наше радио, муз-тв и пр.). Как только народ получил это в изобилии, он перестал интересоваться этим через неформальные каналы, бывшие серьезной силой в течение всех 90-х (если кто не верит - поинтересуйтесь, сколько поклонников было у группы Гражданская Оборона, и сколько народу она регулярно собирала). А чуть позже пришел интернет.

И тут началась новая эпоха - условно назовем ее эпохой глобализации в современной музыке. Отличается она тем, что, совпадая с образом жизни человека, условно говоря, европейских ценностей, имеет общий унифицированный стиль, достаточно размытый по отношению к тем корневым стилям, от которых произошел. Примеры – танцевальная музыка, соул, положенный на технобит, европоп и пр. Такая музыка не имеет яркой этнической окраски, и ее можно производить и потреблять, находясь в любой стране.

Нелья не упомянуть о конспирологической версии, иначе картинка будет неполной. Современная ситуация с музыкальными предпочтениями возникла не сама собой (тут стоит привести телегу депутата Федорова про Виктора Цоя - http://izvestia.ru/news/581358). Все это создавалось искусственно, западными спецслужбами, засланными агентами, внедренными в местный шоубиз и пр., производились манипуляции над массовым сознанием, насаждалось все не наше и вытравливалось планомерно все наше чуть ли не с 70-х годов. Возможно, отчасти это и так (я встречала сему свидетельства и доказательства). Но мы все понимаем, что семя, упавшее на неплодородную почву, засыхает; семя же, упавшее на почву плодородную, прорастает и дает плоды. Сколько всякого у нас насаждалось, помнят все, а проросло то, что проросло.

Отдельно стоит упомянуть про разгром интеллигенции в те же 90-е. По ряду причин класс людей, которых можно отнести к последней, частью покинул Родину, частью маргинализовался и мимикрировал. Соответственно - исчез культурный запрос, связанный с эстетическими предпочтениями этого класса. А поскольку, как говорится, свято место пусто не бывает, на смену ему пришел другой запрос, отвечающий пассионарности "новых русских" - запрос на музыку, по сути являющуюся наследницей лагерно-блатного фольклора. Попросту говоря, шансон.

Тут стоит прервать этот короткий экскурс в историю.

...— Для того чтобы мы по итогу получили то, о чем говорит депутат, необходимо задуматься, чем мы будем заполнять эфир, — считает певица Виктория Цыганова. Золотые слова произнесла исполнительница гимна Новороссии. Виктория певица прекрасная, и я уверена - если б не проклятая конъюнктура 90-х, пристрастие к блатате и отсутствие худсоветов, никакой бы "русской водки" она не пела, а пела бы приличные песни (пост)советских композиторов. Я уверена в этом. Так же как уверена и хорошо понимаю недоумение одного своего старого друга и однокашника - что, не могли найти другую исполнительницу для исполнения гимна Новороссии, не запятнавшую себя паленой водкой? Что, у нас в андеграунде мало хороших голосов и честных девушек?

Допустим, мало. Как и честных... гм... юношей. Но даже если б и было много, главный Белый офицер Новороссии вряд ли бы столкнулся с той, для которой кодекс чести важнее любой конъюнктуры. Он бы просто о ней не узнал. Потому что на эстраде (в попсе или в андеграунде - не важно) конъюнктура правит безраздельно, и не вписывающиеся в нее артисты просто не существуют в информационном поле. А как вы думаете, уживается ли современная эстрадная конъюнктура с высокими морально-этическими принципами?

Нет, я очень люблю русскую музыку. В моем play-листе не 85, а все 99 процентов русскоязычных песен. Без ограничений стилистических и временнЫх - например, в последнее время с жадностью накидываюсь на любые неизвестные мне довоенные и дореволюционные записи. У нас богатейшая песенная традиция, скажу вам. И в моем кругу героев андеграунда занимаются тем, что постоянно ищут пути и дорожки, куда и как можно эту традицию применить и совершенствовать, исходя из запросов времени. И находят. И как вы думаете, что из всего этого вырастет? Скорее всего - ничего.

В силу того самого отсутствия пассионарности. В силу того, что силы, двигающие русскую песню, ушли (причины см. выше). И они есть еще в том самом кругу, который слушает пресловутый шансон (этим и объясняется популярность Ваенги и Михайлова), и несложно себе представить, что именно эта музыка заполнит эфир, дай ей волю. В кругу людей, на которых этот жанр держится, полно тех, кто захочет его продвигать. Там масса открытых, готовых идти навстречу слушателю, умеющих со слушателем общаться, артистов. Ничего, что играют они часто гоп-стандарты. Лучшие места занимают те, кому это нужно.

А те, кому это не нужно, не будут это слушать по радио. Ибо, к счастью, есть интернет. А в интернете масса качественной зарубежной музыки.

Есть, конечно, что-то крайне неприятное в том, когда наши лучшие голоса поют в основном на английском. Редко кто из них на английском думает, и совсем мало для кого англоязычная культура является первой и родной, а без этого "полного погружения и подлинной жизни" не передашь то невысказанное, что кроется в каждой хорошей песне. Если не чувствуется, как это обычно говорят, корней, исполнение обессмысливается и превращается в ту самую попсу галимую, которую мы все так не любим - вне зависимости от техничности и уровня исполнителя.

Но, видимо, для многих предпочтительнее все же такая поп-музыка. Иначе бы на Голосе пели песни советских композиторов и современных рок-музыкантов.

И напоследок.

Я никак не верю в искренность желания депутата Диденко, готовящего законопроект об ограничении зарубежного контента, поддержать отечественного производителя. Депутаты могут поднимать шум, делать стойку на врага в элементах показательных выступлений, махать флагом, - но когда доходит до дела, включают сугубый прагматизм. Иначе они бы не занимали те места, которые занимают. И видится мне, что закон этот - еще один повод для того чтобы постричь бабки, ибо поле для коррупции здесь открывается необъятное.

А печаль в том, что отечественного артиста скорее всего поддерживать никто не будет. Нужна системная, долгая, неприбыльная работа в этом направлении, связанная во многом с поддержкой некоммерческих направлений в музыке, а кому это нужно?

Депутатам это нужно? Или министру культуры Мединскому это нужно (интересно, слушает ли он музыку, а если да, то – какую)? Премьер-министру Медведеву, фанату группы Deep Purple, это нужно?

Спасение утопающих - дело рук самих утопающих.

Источник

ишшо январь не кончилси а уж морок воспрял ото сна заколосилси и рассупонилсии ой ты

я вот чегой та скажу

када в стране жопа то сталбыть не до музычки тут

ваще надобно запретить ентых певцов ртом и игрецов рукою на гитарках

оставить лишь хор народный

имени пятницкого например

ну ишшо романа нашего неумоева изредка

можно кинчева в гомеопатицких тыкскыть дозах

ИВСИО

и работать во славу бога и анпиратора

воттак вот