19.03.2014 666 альбомов белорусской судьбы. Melyazm – 2014 «Чтобы было»

Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.
Ф. Раневская

РНО (роскошь нечеловеческого общения)

ме) Рассказывают, что один восточный халиф когда-то поджег библиотеку знаменитой, преславной и горделивой столицы; и покуда тысячи томов пылали, он вещал, что-де этим книгам можно и должно было уничтожиться, потому что либо они повторяют то, что и до того уже было сказано в Коране, и, значит, они бесполезны, либо они противоречат тому, что было сказано в Коране, и, следовательно, они вредны.
Умберто ЭКО dixit.

Бегство в книги и университеты похоже на бегство в кабаки. Люди хотят забыть о том, как трудно жить по человечески в уродливом современном мире, они хотят забыть о том, какие они бездарные творцы жизни. Одни топят свою боль в алкоголе, другие (и их гораздо больше) - в книгах и художественном дилетантизме; одни ищут забвения в блуде, танцах, кино, радио, другие - в докладах и в занятиях наукой ради науки. Книги и доклады имеют то преимущество перед пьянством и блудом, что после них не испытываешь головной боли, ни того неприятного post coitum triste, которым сопровождается разврат.
Олдос ХАКСЛИ dixit.

Ну, о пользе и бесполезности, приятном и абстиненции?

MELYAZM. Чтобы было (2014) - электричество

Melyazm – 2014 «Чтобы было»

Еще не прослушав ни звука, более того, даже не дослав диск-патрон в патронник, я уже почти со 100-процентной уверенностью мог сказать: писать об этом альбоме не буду. Объясниться?

Казалось бы, проще всего писать о своих, в частности о могилевских. Хвали себе – и вся недолга! Недалекий человек так и думает: своих поднимают, чужих опускают! Некоторые могилевские рог-музыканты «второй волны» так и считали: я их не хвалю, поскольку с ними не пью. Вот с музыкантами «первой волны» пил, они были «свои» - похвал удостоились…

На самом деле, писать о тех, кого в большей или меньшей степени знаешь, труднее всего. Как раз водки выпить можно. А вот писать, нет, не тянет. Дело не в том, что я – не девочка-группи, патоку разливать:) И даже не в том, что славословия – непродуктивны: ни уму музыканта, ни сердцу читателя. А в принципе.

С одной стороны, «нет пророка в своем Назарете» никто не отменял. Я ж его (имярек) знаю! Какой он, к эбеням, Летов (ВПР, Кертис, Олди, Игги эт сетера – нужное подчеркнуть)?! Мало того, что нимба над головой нет, так он еще и ка-ка-ет… Не, не Летов.

Не складывается миф. И Бог бы с ним! (Хотя многим миф помогает расставлять ударения в дихотомии «гений» - «не гений»:) Не хватает не мифа, отстраненности. А отстраненность очень важна! При первом знакомстве с песнями так, может, и необходима. Чтобы лист был чистым, уши свободными. Знакомство чуть глубже шапочного мешает вольно воспринимать все, что выдал на гора автор. А надобно, чтобы личность автора, сложившееся мнение о нем (а в случае знакомства оно, несомненно, сложилось!), отношение к нему не мешали сложить мнение о его песнях.

Такой вот принцип. Ничего особенного. Разговор-то все время – кто бы что ни думал! – о песнях, о хм лирическом герое, а вовсе не о реальном человеке, который за ними стоит.

Конечно, песни неотделимы от автора. Конечно, хочется, чтоб автор был – матерый человечище не только в песнях, но и в повседневной жизни. Но в данном контексте – когда речь не о его ближних, а о «дальних», его слушателях - это неважно! Автор, как персонаж, а не как реальный человек; его песни, а не он сам - гораздо важнее.

Зайдем с другой стороны. Допустим, автор тебе знаком и несимпатичен. Ты невольно переносишь накопившийся на него в тебе «компромат» на его песни, заранее полагая их говном. Разубеждаться бывает нелегко и, наверняка, удается не всегда. Пичалька? Пожалуй. Но гораздо хуже противоположный случай:) Когда автор тебе симпатичен.

Отступлю. Какие бывают альбомы?
По сути, их – три хм категории: для себя, для друзей (urbi), для всех (orbi).
Это не про степень распространенности (дистрибуция – дело наживное:) А про степень «свечения»! Назови это «крутостью» или «надобностью».
В идеале «крутой» альбом – когда «для себя», «для друзей» и «для всех» совпадают. В смысле, он (может быть) нужен всем трем эээ реципиентам. Но чаще всего альбом получается «для себя». Реже - для друзей. А уж «для всех» - сугубый и трегубый раритет:)
Перефразируем?
— А вам, что же, мой альбом не нравится?
— Ужасно не нравится.
— А вы какие песни слушали?
— Никаких я ваших песен не слушал!
— А как же вы говорите?
— Ну, что ж тут такого, как будто я других не слушал?

Альбомов выходит – море морское. При этом большинство их авторов уверено: самое сложное – записать альбом. Поэтому так много говна. Потому что самое сложное – написать Песни.
Ну, бывает, конечно, что и спеть-сыграть… Как пелось в попсовой советской песенке, «у меня – беда со слухом: наступил медведь на ухо, отдавил мне ухо или два. Потому я не ручаюсь, за мотив я не ручаюсь. Я ручаюсь только за слова:)». Да и аранжировки там всякие, саундпродюссирование, ясен пень, никто не отменял. Всем хочется, чтобы все было и - побольше, побольше:) Ну, почти всем: люди, человеческое не чуждо.
Только все это – «кукольные шашни»: не так важно, а то и совсем не важно, когда Песни написаны, когда они ЕСТЬ. Именно что песни с большой буквы «П», нужные, а то и необходимые не только себе, любимому, не только друзьям, но ВСЕМ.

Альбомов выходит – море морское. Ты, хочешь или не хочешь, плаваешь в этом вонючем море: на короткие или на длинные дистанции – не суть. Важно, что, чем дольше плаваешь, тем меньше твоя толерантность в отношении консистенции и запаха «волн». Это раз.
Два: твое представление о том, что такое «спасительный островок» - те самые песни, тот самый альбом – не только формируется, но сужается.
Три: ты постепенно привыкаешь: наткнуться на островок «суши» выпадает редко, тем реже, чем больше и дольше ты «плаваешь».

Вот и получается – вернемся к сказанному выше: автор тебе симпатичен, а альбом его, его песни - заранее эээ антипатичны. И не то, чтобы ты не ждал чуда (я, по крайней мере, всегда жду:) Но чудеса – на то и чудеса, что случаются, мягко говоря, далекооооо не каждый раз. И вот ты собираешься слушать альбом (а тебя ведь никто не заставляет это делать, если ты не работаешь волшебником-экспертомHappy – со смешанным чувством смущения и сожаления. Неловкости от того, что вот симпатичный тебе человек поет такую хуй.ю…

Ты, наверняка, понял, к чему это я.
Да, «стержень» проекта Melyazm Саша «Меля» Мельников мне симпатичен. Несмотря на то, что сходимся во мнениях – я, старая крыса с Карабановки, и он, «интеллигент да к тому же молод», как поется в песенке «Город» - далеко не всегда. И в своих симпатиях к Меле я явно не одинок. Иначе полтора десятка могилевских людей разного возраста и пола не стали бы участвовать в проекте. Причем участвовать за редчайшим исключением бесплатно: то есть, считая себя не наемниками, а частью организма Melyazm. И вот тут-то – опа! – рождается неловкость.

Понятно, плох тот директор группы (а Меля сиживал на двух таких креслах – у БезНот и Сердца Дурака), который не мечтает стать автором-певцом. Сам грешен. Поют сегодня все. Рифмуют почти все. А получается, как правило, херня. Потому что поют и рифмуют – тут я купился на название альбома – именно «чтобы было». (Вариант «ради бабла» не рассматриваю. Его уже неплохо рассмотрел г-н Д.АлигьериHappy

Конечно, часто так и бывает - по ходу жизни. Ну, есть я (группа), есть песни, играем типа, что ж альбом не записать… Но ведь сказал умный человек: можешь не писать (не петь) – не пиши (не пой)!

Вот, собственно, мы и добрели до того, чтобы сказать несколько слов об альбоме «Чтобы было».

Напрасно я купился на «трамвайное» хамство названия.
- Рабинович, почему вы всегда отвечаете вопросом на вопрос?
- Кто вам сказал?

Напрасно, потому что «чтобы было» – не суть того, что звучит с пластмассового кругляша, а эээ отмазка. Рожденная нежеланием отвечать на вопрос «зачем?» тому слушателю, который хотел бы получить ответ в двух словах. Хочешь в двух? На!

Если же способен выслушать развернутый до полотна картины ответ – вот «песня №2». Из которой выяснишь: «Чтобы было» - это, по сути, эвфемизм к слову «необходимо». Поэтому претенциозно альбом мог бы называться «Осознанная необходимость»Happy А менее претенциозно – так же, как называется «песня №2» - «Жизнь».

И ведь не соврал. Песни, рокенрол, как Меля и остальные участники проекта его понимают – это и есть их жизнь. А альбом – кусок жизни.

Я не зря подыскал именно такое выражение – «рокенрол, как участники проекта его понимают». Это завязка разговора о музыке. А говорить о музыке, как ты знаешь, я не люблю, поскольку мало что в ней понимаю. Но если все-таки продолжать о ней разговор, то песни недвусмысленно показывают: понимание того, что такое рокенрол, у Мели и соратников - из которых главный, по всему, Денис Маненок – достаточно широкое.

С первыми звуками начинается эээ сердцедуракаваляниеHappy Со вторыми из-за Мелиного плеча выглядывает не Тима Яровиков, так Даник Забела. Не Даник, так Джексон Кокорин. Не Джексон, так Женя Сысоев. И так далее – до последнего «трень-брень».

Было дело, я уже медитировал на данную тему. Одним такая «похожесть» на кого-то – ложечкой медку, поскольку помогает втыкаться и заводиться с полоборота. Другим – серпом по эээ пальцам, заставляет морщить, воротить и зажимать нос: вторично и подражательно. И то, и другое имеет право на жизнь. Выбирай: с кем ты, мастер культуры:)

Оговорюсь: вопрос оригинальности и вторичности встает - вместо прочих «подробностей» - лишь в двух случаях. Реже – когда слушающий заточен сугубо под «оригинальность продукта». Такие нам чужды («москаль мени не брат»:). Чаще – когда эти песни не выдерживают сравнения с теми, «оригинальными».
Имхую: песни «Чтобы было» сравнение выдерживают. Поэтому вопрос «на что это похоже?» достаточно быстро растворяется в воздухе улыбкой Чеширского кота.

Тем паче, то, что понимание рокенрола у участников проекта эклектично, удивления не вызывает. Поскольку в рокенрол для них вмещаются такие разные музыкально персонажи, как, скажем, Веня Дркин и Янка Дягилева. Но разные именно «музыкально», а не по духу. По духу как раз нет. А для Мели первичен дух. О том глаголят все песни альбома. Ну, может, исключая бонусную «Правду»:)
- Настаиваете?
- Констатирую.

А теперь о «Правде» и правде.
А, нет. Еще несколько слов о музыке. Причем не о «тесте», из которого испечено - гитарах и барабанах. С этими все в порядке. Иногда гуще, иногда жиже. Спорадически ритм плавает. И Бог с ним! Нормальный «колобок» (я тебя съем). Зато сколько «изюма», который и делает этот кекс вкусным: флейта Вити Никишова, аккордеон Кати Забела, труба Богдана Ванюкевича, виолончель Даши Тишковой. Отдельное пролетарское спасибо Саше Солдатову (и Денису!) за гоп со свистом в начале «Осени». Это, возможно, лучшее место в альбоме. Слушал бы и слушал:)

А теперь о правдах.

Сегодня каждый автор хочет быть как минимум импрессионистом, а лучше – абстракционистом. Лишь бы ручонки не марать о реальность, дабы не заскорузли. Да и – размахивая фразами типа «Каждый волен понимать мое творчество в меру своей испорченности!» - спрятать за абстракцией можно многое, если не все. Например, отсутствие техники, мысли, чувств. Реалистами хотят быть и выступают единицы.

В бонусной «Правде» речь идет о художнике, который малюет говно говном и подписывает картину «Говно»: он - «художник–реалист» (гиперреалист:) Собственно, это суть не только лирического персонажа бонусного трека, но и Мели-автора. Который доказал альбомом, что не только хочет, но и может быть художником-реалистом.
Причем реализм у Мели выходит самый что ни на есть – со всеми присущими атрибутами - натуральный. Оно и понятно, когда говно малюешь говном:) А если серьезнее, то дисгармонирует, «ломает» лишь текст песенки «Люди». Не смыслом, воплощением:) «Сделанностью». Но за слоган «Осторожно: люди!» я эту дисгармонию смело прощаю.

Дальше тянет цитировать большими и мелкими кусками. Не стану. Поскольку в остальном все гармонично, Меля выказывает себя эээ поэтом. Особенно это относится к почти классическому – по Вивальди:) – циклу «Времена года»: «Зима», «Осень», «Весна». К которому замечательно примыкают «Город» и «Фазан». И менее замечательно – программная «Жизнь» и «Хорошо».

Ты не мог не заметить: нету лета. Его в альбоме нет вообще. Почему? Имхую, все несложно. Перефразируя одного моего приятеля, когда лета нет – не пишется. А когда есть – нафиг писать?!

Песни, собранные в альбом, написались у Мели, когда лета не было. И говорится в них о том, как херово, когда его нет. В широком смысле, не только о времени года. Поэтому вполне можно назвать альбом – неСовершенноЛетний.

А еще есть такое эээ понятие – демисезонный. Так, «Чтобы было» - демисезонный альбом. Все в нем такое - погода, чувства, мысли…

Короче, Меля оказался хорошим реалистом. Только невеселым. Ага, демисезонным. С другой стороны, на эту гору он уже поднялся. Хотя лучше было бы говорить «в эту нору»… Теперь есть надежда, что когда-нибудь будет записан во всех отношениях СовершенноЛетний альбом. Нужно ли это? Ну, одним не нужно. Другим нужно только это. В любом случае, такой альбом записать нелегко, а может даже очень сложно. Потому что, как утверждают отдельные критики, для написания песни нужен конфликт:) А «летом» вытанцевать этот самый конфликт-мафликт – это сииильно постараться надо.

Но я, раньше со стихами и песнями Мели не знакомый, нынче в него верю. Потому что, если поначалу казалось - неплохо так, для друзей альбомчик, то сейчас кажется… даже оказывается: нееет, все-таки - для всех!

Вот тебе, дружок, и еще одно «рабочее» название альбома – «Orbi без сахара». Ну, чего нет, того нет.

Продолжение следует?..

@ ВСЕ АВТОРСКИЕ ПРАВА ЗАЩеку

666 альбомов белорусской судьбы. Melyazm – 2013 «Чтобы было» (Юрий Романов, Инфо-центр ЦЖР, март 2014)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям

Спасибо, приятно было читать об альбоме, который у меня уже неделю в плеере крутится Happy

Вот только я не согласна с ЮАРом по поводу отсутствия лета - его там предостаточно, по всем песням рассыпано: где наслаждением от лета, а где и тоской по лету... фоновый сезон Happy

ЗЫ: Пролетарское спасибо за гоп со свистом - да! )

фоновый сезон? Thumbs Up Thumbs Up