25.04.2014 666 альбомов белорусской судьбы. Ambassador 21 – 2013 «x», Ляпис Трубецкой – 2014 «Матрешка», Volski – 2014 «Hramadaznaustva»

Этот мир сгинет не от атомной бомбы, он умрет от хохота, банальных шуток и привычки превращать все в анекдот, причем пошлый.
Карлос Руис Сафон

РНО (роскошь нечеловеческого общения)

тг)
Страх, как и боль, – это очень неприятное чувство, и человек пытается любой ценой от него избавиться. Есть много способов преодоления страха: медикаменты, секс, сон или общение с другими людьми. Но один из самых действенных приемов - агрессивность. Если человек находит силы в нападение, тут же исчезает мучительное чувство страха. Страх обычно мобилизует либо реакцию нападения, либо тенденцию к бегству. Если условия столь жестки, что избежать позора (или краха) невозможно, вероятнее реакция нападения.
Эрих ФРОММ dixit.

сь)
Государство показывает интерес только к таким формам культурной деятельности, которые увеличивают его способность сохранять за собой власть. Но преследует с непримиримой ненавистью всякую культурную деятельность, которая переходит установленные им границы, и могла бы поставить его существование под вопрос. Поэтому глупо и лживо говорить о «государственной культуре»: именно государство находится в состоянии войны со всеми высшими формами духовной культуры.
Рудольф РОККЕР dixit.

Ну, о страхе, бегстве, нападении и культуре?

(Happy Achtung! Ochen’ mnogo bukaff! (Happy

Отвлечешься на годик, глядь: на поп-музыкальном пространстве РеБе – тишь, гладь, форматная благодать. Слушатели - общество защиты прав потребителя - матерыми карасями, едва поводя плавниками, шевелятся в пованивающем болотце, лениво рассуждая о том, что:

Л) BosaeSonca сделало то, что им самим нравится: записало офигеть какой мелодичный альбом – «восхищаемся».
Ц) Макс Корж со всех сторон крут: тексты понятны, музыка качает; образ простого парня, который добился всего сам и живет в кайф – неплохой пример для подражания – «респект реальному пацану».
Ж) Грязный звук, бесконечное самокопание, «вся эта паранойя» Петли Пристрастия – зеркало экзистенциального ужаса современного существования, хирургический скальпель, вскрывающий фурункулы нашей жизни – «такой и должна быть современная музыка».
Ш) Каждый теперь может совершить прогулку в советское детство вместе с добрыми и фриковатыми песнями Смены – «тонкая грань между балаганом и искусством».
С) Из коллективного бессознательного белорусской фолк-песни вырос арт-хаус Ирэны Котвицкой – «фолк, обработанный композиторским, почти менторским, четким и логичным разумом».
Ъ) Pafnutiy's Dreams вовлекает в "переходное состояние между сном и реальностью" – «таких коллективов у нас должно быть много, потому что в любой нормальной стране их много. И тогда – здравствуй, прекрасное далеко!»
У) Нерв, смысл, идея, экспрессия и неожиданные повороты музыки делают песни Naka настоящими драматическими произведениями – «один из лучших рок-альбомов года».
Т) Мы оказались в такой реальности, где лучший альбом года - Pukstband. Альбом-вспышка - «Мы тоже можем, нам тоже надо. Зачем не помню, но точно надо».

А мне, так же лениво, пришло на ум, что:
Л) героиня одного сериала как в сук(у) влепила: опера отличается от музыки (читай – песни) тем, что первая вызывает восхищение, а вторая заставляет (со)переживать. На хер восхищение. На хер делать то, что не нравится.
Ц) Живи и дальше среди «примеров для подражания». И не скули, получая уважВуху за свой респект.
Ж) Ты сам выбираешь: ужас или любовь. Выбор есть. Например, жить без фурункулов, которым необходим скальпель. А «современной музыке» я бесповоротно предпочитаю «несовременную».
Ш) Прогуляться в советское детство со Сменой могут только те, у кого детство пришлось на… 1930-е, ну, 50-е. А лучше не гулять над обрывом – между балаганом и искусством - в скользких ботинках: рискуешь сверзиться в говно.
С) Салонный фолк? Искусственный дом - арт-хаус - жизни нет. И не будет. Менторство, четкий и логичный разум, оно тебе надо?
Ъ) Pafnutiy's Dream’ов не бывает много. Даже «в любой нормальной стране», которой нет на карте. И не нужно. Задолбала вялотекущая шизофрения – состояние между сном и реальностью. Или спи, или просыпайся.
У) Ну, Naka - один из лучших. Ну, на. Тяжеловесно и малоинтересно. Грустно и прикольно: нерв, смысл, идея и экспрессия стали редкими гостями в рокенроле. Такие вот рог-песни.
Т) Забыл, как надо действовать по команде «Вспышка слева!» Куда падать ногами, куда - головой? Или лучше завернуться в простыню и медленно ползти к ближайшему кладбищу?
«Нам тоже надо»? НЕ НАДО!

…Ряска стала подбираться от волосатой груди нулевого размера к горлу. Я возопил: «The UNB – forever!» И попытался - как барон Мюнхгаузен потянуть себя за волосы. Забыл: тянуть не за что. Пришлось шарить по сторонам, чтобы за что-либо зацепиться. Подвернулся


Ambassador 21 – 2013 «x»

Это было несколько странно: какое-то время назад амбы исчезли с глобуса Беларуси. Куда пропали?
Оказалось, не они пропали, глобус из-под них отъехал.
- Есть ли жизнь на Марсе?
- На Марсе, может, и есть, а здесь – точно, нет.
Живут себе своей жизнью. Своей?

Многие давно попрекали посланников злобной воли, что те складывают свою музыку, как «Лего» - из хорошо знакомых и привычных (поклонникам) элементов-блоков. Я упорно с многими не соглашался. На этот раз желания спорить не возникло.
«Еба.ь мы хотели все системы. Мы разбрызгиваем наш гнев на весь мир. Мы насилуем твои уши могучим звуком. Мы шокируем нашей провокацией чувствительные души. Мы изменим твой мир для лучшего не-будущего. Мы взломаем твои мозги!»
Так утверждают посланники. А, по сути, все их послание сводится к «скажи миру fuck you!»
На Берлинщине да Амстердамщине тексты/вокал окончательно уехали на задний план. Знакомые и привычные животные крики вроде «это музыка подвалов, это песни нелегалов» под вполне чистенькую музычку в стиле «индастриал» звучат искусственно и эээ несколько издевательски. Ну да, есть такое искусство – насиловать уши и еб.ть системы и мозги. Есть на западе такая делянка. И можно ходить по ней из края в край – сажать/сеять, убирать/пожинать. Чем супружеская чета Протасовых и занимается. Уж больно радостно звучит пробивающееся сквозь звуки отбойного молотка и перфоратора «Я больше никогда нигде не буду работать!»


Ляпис Трубецкой – 2014 «Матрешка»

Разве можно проигнорировать выход альбома самой известной белорусской группы? Тем более что он грозит стать последним в ее дискографии?
Можно. Я и собирался. С ляписами у меня не сложилось. Попадая в огромное количество слушателей на постсоветском пространстве, их стрелы, пули и коктейли Молотова свистят мимо моей тушки, почти не затрагивая. Почему? Самый простой ответ: они слишком популярные:) Хочешь сложнее?
Для меня, выпестованного глаголом Борзыкина, тексты Михалка – расплывчатые, противоречивые, косноязычные.
В музыке мне, исконному спартачу, тяжело смириться с обилием СКА:) Серебро струн – гораздо милее меди дудок:) Ага, «тромбон» - то ли еврейская фамилия, то ли проблема кровообращения, то ли синоним слова «пизд.ц»…
Так или иначе, при изрядном уважении к Михалку, сподобиться на проповедь/исповедь не мог. Пока на условных дверях вместо таблички «Выхода нет» не появился клаптик «Выход – рядом!»


Volski – 2014 «Hramadaznaustva»

Этот выход и стал входом. Через который я рванул прямо к Клаве. И - «лучше стучать, чем перестукиваться» - стал хватать ее за разные места.

ОН - это совесть в тебе. Имей совесть и делай, что хочешь! Это Жванецкий.
С тех пор как появилось радио, все только и делают, что слушают Би-би-си. Для совести нет ни времени, ни места. Это Хемингуэй.
- У тебя есть совесть? - Пара таблеток и джин-тоник помогут мне о ней забыть. Это «Облачный атлас».

ОН у большинства из нас вызывает либо подозрение, либо раздражение. Зато в радио (которое льстиво тщится замаскироваться под «наше»), таблетках и условном джин-тонике недостатка нет. Только джин джину – рознь: сколько ни три радио-таблетки-напитки совесть не появится. Но и совсем без неё – никак. Поэтому, когда припечет, мы трем прочее-разное. Например, песни. А найдя искомые, назначаем их автора на роль совести. А то и Совести.

Долгое время ТУТ Совестью работал Лявон Вольский. Сам подставился – когда поднял стяг незалежнай рэспублікі и стал выдавать желающим паспорта нового образца.
Право, это не грех – быть зависимым
В независимой нашей стране

Работа совестью почетна, но и тяжела: ты обязан отсыпать от своих щедрот всякий раз, когда это понадобится! Пока отсыпаешь – люб. Когда же Лявон примолк, самоустранился от чаяний, стал динамить потребности, его списали из СовНацКома. И начали тереть-потирать-новую-назначать.
Вышел джин-Михалок: у него в жизни аккурат наступил период полного и сугубого нонконформизма. Стали заглядывать в рот ему, ловить каждое слово: «Подавай три желания!» Михалок по(д)давал. Однако вот – весна-2014: здравствуй,… история «новой» России:)
Сергей, выпустив сотоварищи очередной альбом, заявляет, аки Ельцин: я устал, я ухожу!
Это что ж, мы – опять бессовестные?!
Нет! Совесть (наша) просыпается в Лявоне. Он тоже выпускает альбом. Это уже не Ельцин, а Путин с Медведевым: кто сегодня сверху?
Вот уже пару недель ищу ответик на вопрос, а также параллели и меридианы - между альбомами-выходцами.

Том I. СерМиажная правда.

- Кто здесь самый главный анархист?
- Михалок!

Кое-кто упорно упрекает Сергея в конъюнктурности. Мол, заделался анархистом, чтобы стричь купоны…
Я б сказал: стричь купоны с «Яблонькой» на плече - гораздо легче, чем с «Матрешкой» за пазухой.
Или: пойух, что там у него внутри! Важно, что на выходе. А на выходе – черный флаг нам в руки!
Не скажу. Просто уверен: «конъюнктура» - это не про него. Еще в момент зачатия ляписов Михалок был эээ анархистом! А Ляпис – приколом. Да, прикол - по ходу жизни, с ростом популярности - превратился в работу. Да, прикалываясь, перетончили, стали младшим братом Сердючки:) Но потом волна пост-модернизации принесла ЛТ от капитала - к «Капиталу».
В котором Ляпис, по сути, сделал заявку: из ВИА, играющего на «пятаке» - танцплощадке в парке культуры и отдыха, перелицовываемся в ВИА для игры на баррикадах - танцплощадке революции. (Ага, чего стоит революция без танцев? Прислушайся к «Танцуй»: это тебе не «Танчыць» ili-ili:)

Короче, уже почти десяток лет (многовато для конъюнктуры!) идет процесс кгм антиглобализации Ляписа:)
Идет под маршевую музычку разной степени тяжести. Добрая половина песен пригодна для того, чтобы, горланя их текст, солдаты – в их ритме – топотали сапожищами по плацу.
В принципе, ляписы стилями не заморачиваются. Говоря о них, принято поминать ска-панк. Но это – и не панацея, и не банный лист. Полагаю, все проще. Некоторая «прокофьевость», как и некая «джиганутость», суть производные от того, что ЛТ… группа большая. А, раз собравшись в коллектив, негоже ребят без хлеба оставлять. Каждому надо дать проявить себя: крикнуть, тренькнуть, бахнуть, дунуть… ДЛ вовсе считает, что многое в истории ляписов вызвано именно «семейным» принципом ее образования и существования. Однако вернемся.

Заявка оказалась заявкой на победу:) Для группы: она сделалась главным альтернативным коллективом пост-совка.
С лидером группы несколько сложнее. Сергей из «героя нашего двора» превратился в «героя нашего времени»! Желание высказаться плавно перетекло в необходимость высказываться. Почувствуй разницу. Которая – необходимость - чем дальше, тем больше стала Сергея тяготить: ну, не краснобай он.

- Я, конечно, как генерал тосты говорить не умею...

Последнее, кстати, находит свое отражение и на «Матрешке».

Расплывчатость «формулировок» – это и пряник, и бич, и карма Сергея:) Для одного слушателя – возможность «узнать» собственные мысли и восхититься. Для другого – в недоумении пожать плечами: о чем это он?
На этот раз четкость решили «подкрутить». Для чего привлекли… Летова. И все накрылось ме… ссиджем - «Убей в себе государство!»
А затем мессидж стал Мессиджем: от убийства государства в себе – к убийству государства вообще.
Белорусское в качестве цели - мелковато. Нашлась цель поблагодатнее. Не просто государство, Империя зла – нынешняя Российская.
Заглавная «Матрешка» полна «европейских» страха и брезгливости – оттого что русский медведь типа перестал сосать лапу и зашевелился.
Любить «великоросский шовинизм» - убого.
Бояться «великоросского шовинизма» – архетипично: как бояться темноты или змей:) Но неумно.
Мало кому симпатичная глобализация – процесс, если присмотреться, логичный и неизбежный на данный момент. А глобализация – это, по сути, «империализация»: возникновение финансовых, экономических, религиозных, политических империй. И тут уж, поминая Россию, два варианта: либо медведь шевелится и просыпается, либо продолжает сосать лапу и помирает от истощения. По мне, если первое - страх, то второе – ужас. Хотя это и не повод для одобрямса, да?
Homo sapiens ли человечек – большой и давний вопрос. Не вопрос – что человечек суть homo curiosum, человек любопытствующий: а что будет, если вот тут дернуть, тут дунуть, тут пнуть? Тем более, как не пнуть: вокруг – масса всякого, гадкого и мерзкого, что ограничивает, вяжет по рукам и ногам, душит. Непременно надо пнуть! Что из этого получится – уже другой вопрос («Дурак всегда знает ответы. Мудрец всегда знает вопросы»:)

Песни альбома «Матрешка» укладываются в ту же схемку – маленькой, но гордой европейской анархистской вольницы:) В давно известные «правильные» слоганы.
«Не смотри телевизор, не слушай радио, не читай газет: Старший Брат уже близко!»
«Вкалывай, парень, как заводной. Молох подарит мир и покой!»
«Рабы с человеческой рожей, да здравствует Котлован!»

Квинтэссенция, вершина всего - «Воины света».
Бей, барабан, бам-бам
Баррикады, друзья, шум, гам

«Гимном Молодости» назвал песенку местный адепт немотивированного ментального террора:) А другой адепт, циничного прагматизма, высказался в духе «Джентльменов удачи»: «Украл, выпил – в тюрьму… Романтика!» В смысле – романтика: «воины добра, воины света бьются до рассвета».

Ну, допустим, растафари ни с кем не бьются. Уже (у)бились:) «Джа растафарай» тут - не пришей рукав: типа эвфемизм, заменяющий то ли «аминь», то ли «иовтваюять». Но стоит ли об этом? Правильно, не стоит. А поскольку я - не полный дурак: не знаю всех ответов, ниже - несколько вопросов:)

- В чем отличие между «умереть за правду» и «убить за правду»?
- В чем отличие «правды», которая у каждого своя, от «истины», которая одна?
- Как провести границу между светом/добром и тьмой/злом?
- Чем отличается политическая революция от политического переворота?
- На фиг нужна революция, если она не социальная?

От одних шуточек – к другим. По-прежнему «тезисно».

- «…революция — провиденциальна, в ней есть очистительная гроза и очистительный огонь, в ней сгорает старая ложь. Но в этой же стихии образуется новая ложь, и многое старое является в новой лишь форме».
- Убивающий дракона сам становится драконом… Победить Саурона с помощью Кольца Всевластья невозможно… Энакин Скайуокер убивает графа Дуку, владыку Ситхов, после чего сам занимает его место…

Мы оказались в такой реальности, где лучший альбом года - Pukstband. Тьфу ты!
Мы оказались в такой реальности, о которой писал Толкиен и снимал Лукас. В реальности «Властелина Колец» и «Звездных войн». Оказались, забыв, что… такой реальности нет.
Нет орков, которые противостоят светлым эльфам. Нет гномов, насмерть бьющихся против троллей. Нет джедаев, оберегающих вселенную от ситхов… Есть люди! Матери-дочери, отцы-сыновья, братья-сестры.

Романтизация действительности - привычна. Порой симпатична. Порой порочна. Но романтизация войн и революций – порочна сугубо и трегубо. Романтики в них - чуть! Искорка, крошка. Романтический флер призван скрыть основное: кровь, грязь, холод, голод, вшей, гной – гаденькую и мерзенькую РУТИНУ. Да, иногда – редко – в человеке просыпается свет - честь, гордость, достоинство. Но в основном – тьма, все животное, убивающее человеческое. И вернуть зверя в «стойло», даже в масштабах одного отдельно взятого человека, бывает не просто, а то и невозможно.

Каждый имеет право на протест и сопротивление. Слава героям? Как сказать.
Сказать банальность? Записать себя в воины света, а во-он того – в воины тьмы - легко. Быть воином света гораздо сложнее.
Сражаешься против тьмы? Это не делает тебя воином света автоматически. Ага, тьма тоже может сражаться с тьмой:)
Машешь мечом направо-налево? Вспомни джедаев: не так мечом махнул и – со светлой на темную сторону Силы.

«Небесная сотня?» Как факт – очень трагично. Как образ – очень красиво. Как пример… Героям – слава? Эээ Баррикадная романтика – это беллетристика. Реальность, как заметил ВВВ, - другая сотня - «небесная сотня «Форбс».

Каждый имеет право на протест и сопротивление. Хочешь изменить постылую реальность – здорово, меняй! Но баррикада – как бы цинично не прозвучало – это самое простое. Баррикадой на этом пути всё только начинается. То, что после баррикад, - дольше, сложнее и, как правило, скучнее. Найдешь романтику в этом после?

Том II. Воля Вольская.

- А где находится эта лошадь?
- Ты что, Петька, совсем охренел? Вот она.


У кого-то еще есть сомнения - где NRM?!
Незалежная Рэспубліка Мроя – там, где её президент, Вольский. Бывших президентов не бывает:)
Два норвежских парубка заменили Лявону бывших соратников. И, надо сказать, заменили отменно. Накрутить можно любой звук, да, Пит? Вот, они и накрутили. Только не любой, а такой, как надо! Надо каждой конкретной песне. И наиграли так же.
Притом нет ощущения, что это - Лявон и «супер-пупер-зорки». Отнюдь! Вроде, саунд «нетутэйшы». Но не та «фирма», когда легионеры-сессионники, как пропел некогда Михалок, отработали лэвэ. Все очень эээ бережно, я б даже сказал – с любовью:) И красок-инструментов немного, но каждый помогает Вольскому проговорить, пропеть, прокричать то, что он прострадал. Горло сдавит – поддержат. Распояшется – по плечу похлопают: ну-ну… При этом у тебя периодически – мороз по шкуре. А то подпевать кидаешься…

Медицинский факт: перед нами альбом NRM! В центре которого – не гитара, барабаны или голос – «доктор обществоведения Вольский». Нажимаешь play – и у него на приеме:) Ага, и ты. Поскольку, как утверждают «коллеги» Лявона, нет здоровых, есть плохо обследованные. Лявон с ними солидарен: «А хто там і дзе? Нікога няма…»

Сначала краткий «первичный осмотр»: «Дзяўчыны выглядаюць як прастытуткі. Хлопцы выглядаюць як міліцыянты…»
Затем углубленный осмотр – по сути, заполнение истории болезни. Имя которой – оп, диагноз! – «бульбашизм». Инфекция, превращающая человека в тролля (привет, Джон Рональд Руэл!).
Если, «дурак знает ответы», то Вольский – дурак (Лявонушка). Поскольку не только ставит диагноз, но выписывает рецепт и прописывает лечение.

На первый взгляд, он, как и Михалок сотоварищи, призывает убить государство. Но мессидж из «Матрешки» и мессидж из «падручніка «Грамадазнаўства» - две большие разницы.

Узко: михалковско-летовское «убей в себе государство!» у Вольского трансформируется в «убей в себе бульбаша!» Не москаля, не америкоса (негра, малайца) - не государства вообще - вполне конкретного, «тутэйшага». Всего, что отличает больного тролля-бульбаша от здорового человека - жажда крови, насилия, секса, вранья, вины…

Широко: «ламай сістэму!» Вольского – это не убийство всех и всяческих государств, а одна из частей общего рецепта по (само)лечению болезни: ломай эту конкретную систему. Которая стремится, «каб ты быў душою і сэрцам кволы, быў гэтай машыны спружынай, маленькай маўклівай істотай, ўсё жыцьцё пражыў як прыгонны - ў стылі рэтра. Душыўся ў чэргах, хлусіў і краў. Сварыўся з жонкай, марнеў на працы, не нарываўся, не вытыркаўся. У цемры жыў і загнуўся ў цемры… (І гэта завецца, дарагія рабяты, мэлёдыі і рытмы беларускай эстрады”:)

При “внешней” похожести героев Михалка и Вольского внутренне они – очень разные. Можно сказать, что нонконформизм у Сергея – более глобальный, а у Лявона – более локальный. Если Михалок выступает в роли анархиста, то Вольский – в роли либералдемократа. Если для СМ все государства плохи, ни одно не “по мерке”, то для ЛВ – плохо это, а, скажем, Финляндия или Швейцария “с пивом потянут”, устроят.

Тут к месту (нет?) приходит на ум все тот же Летов, который вначале поднял на флагштоке черный (черно-красный?) прапор, а затем сам же и спустил:)
«Все, что не анархия, то фашизм. Но ты хочешь быть фюрером… мы все хотим быть фюрером. Я не верю в анархию!»
Разочаровался в анархии вообще (как ею не очарован Лявон)? Не думаю. Скорее, разуверился в её возможности здесь и сейчас.
В этом я с ним солидарен. Допускаю: возможность анархии как формы общественного устройства – не утопия. Может, даже необходимый этап развития человечества. Однако в современных условиях – зарождения/построения/улучшения/загнивания капитализма, назовем их так – совершенно нереально…
Так что «общечеловечество» Вольского мне гораздо симпатичнее, чем «надчеловечество» Михалка. Хочется, хочется быть белорусом по утрам и вечерам:) Хотя и нашептывает отращенный за жизнь скепсис, что Беларусь «по Вольскому» так же далека от реальности, как и Беларусь «по Михалку».

Однако это имхование мало чего стоит: Сергей, похоже, не анархо-коммунист и не анархо-синдикалист, а… анархо-индивидуалист. А некоторые исследователи считают последних никакими не анархистами, а… похуист.ми:) Впрочем, это и не важно.

Том III. Тромбон-позвоночник.

Социологи не дают соврать: если речь идет о питии крепких напитков, то молодые люди чаще всего выбирают водку, а люди «за 45» - виски.
Вот, я сказал, что Вольского предпочитаю Михалку. Так, полагаю, это логично:)
- Василий Иваныч, а у тебя ноги грязнее моих.
- Так, я и постарше тебя буду, Петька!

И Лявон с компанией, и Сергей сотоварищи выпустили, выражаясь бюрократическим языком, «один из лучших альбомов в карьере» - по 11-ть хитов.
Скажу больше: эти альбомы – альбомы-позвоночники. Для того из слушателей, кто полагает, что стоит на коленях, а предпочитает если не «умереть стоя», то освоить прямохождение. Только один «позвоночник» - для вьюноши, желающего быть воином света, второй – для того, кто жаждет быть белорусом.
Выбор есть? Ну, по крайней мере, снова есть, что играть на гитаре у подъезда, у костра, на баррикаде.

Продолжение следует?
@ ВСЕ АВТОРСКИЕ ПРАВА ЗАЩеку

666 альбомов белорусской судьбы. Ambassador 21 – 2013 «x», Ляпис Трубецкой – 2014 «Матрешка», Volski – 2014 «Hramadaznaustva» (Юрий Романов, Инфо-центр ЦЖР, март 2014)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям