Я-Ха и Уроды. Имя Бога (2009)

Я собирался написать о другом. Но это уже не имеет значения. С того момента, как

мою консервную банку вскрыл «Азохенвей»

меня аккуратно достали из собственного сока на «Буги»

мою тушку распяли «Безымённой»

Что оставалось?
подергиваться под очередным электрическим разрядом
В промежутках пытаясь ответить на один-одинешенек вопрос – почему? Почему я услышал этот «предсмертный» альбом Уродов только сейчас?
Знаю Я-Ху давно. Всегда относился к нему с симпатией. Вроде, следил за тем, что он записывает…
Ага, «вроде». Ключевое слово – «следил». Оценивал. Оценивал, но не особенно ценил. Чего-то все время недоставало. Не срасталось что-то. И вот – на! - достало и срослось.

Что должно было произойти? Может, прости мне Господи, уход Егора?

Летов (пред)оставил нас – себе - 19 февраля 2008-го.
«Имя Бога» начали писать в июне – с баса «голландской» умницы Греты и клавиш восхитительного Кирцидели, а закончили - 5 октября – голосом Я-Хи.
И что? Ничего. Бы. Всё. Но ведь именно он – Егор, не Безносая - мерещится за левым Я-Хиным плечом.

Ангелом-хранителем...

Меня уже почти что не пугает
В земле раскрывшаяся полынья
Я знаю, знаю, знаю, точно знаю
Наверно знаю: это – не моя

Соавтором…
Тема «Безымённой» прямо отсылает к «Вечной весне», текст – к «Чужому». Да и «Миссия»… И много чего еще…
…можно было бы нафантазировать, слушая альбом. Например…

…как на «МП40 (как персональный Будда)» - Я-Ха шесть с хвостом минут гоняет по канавкам твоих извилин эту фразу – сидящий в партере дедушка Попа Игуана довольно похлопывает в такт хвостом-попой…
Кстати, МП40 – это машиненпистоле, немецкий автомат, более известный, как «шмайссер». Хотя и вкралась «опечатка»: конструктор без инженерного образования Шмайссер к МП40 отношения не имеет. А вот к АК-47 – вполне может быть…

…мнится, что Я-Ха начал этот диалог с Егором, когда тот еще был тут – после «Долгой счастливой жизни» и «Реанимации», а закончил с Егором, который уже не тут.
Получилась эпитафия. Лучшая из возможных? Лучшая из имеющихся.
Эпитафия Егору. Эпитафия себе бывшему. Вот - из «Яхангелия»:

«…И закрыл Я-Ха и Уроды, потому что проект выполнил все свои миссии и функции в данном пространственно-временном континууме и даже перевыполнил их. Продолжать то же самое – бессмысленно. Он уже чисто стилистически остался далеко в прошлом: это все-таки музыка прошлого века и установки прошлого века какие-то идеологические. Установки на Логос как некое мироформирующее абсолютное явление, на некие экзистенциальные пласты. В настоящий момент это все для мира реального неактуально со-вер-шен-но».

Закрыл, проорав напоследок: «Бо-га не-ет!»
Добавив удивленно: «Но значит и нас – тоже…»
Превратил напоследок восклицательный знак в вопросительный?

Я знаю: если Его нет - нет шансов, нет надежды. И дело не в Канте…

Я знаю: однажды мы допьем с Егором початую нами в прошлый раз бутылку водки. Допьем. Договорим. Поймем друг друга…

А еще я знаю: Я-Ха записал замечательный альбом. Который актуален и через пять лет после выхода. И будет актуален. Ну да, не для всех. Но для некоторых. И в этом разрезе уже неважно, что там Я-Ха делает в своем новом проекте OleUm: он уже написал и спел песни, которые я хотел бы - почел бы за честь - написать и спеть. Но я обязательно послушаю, что он делает. На днях. Когда не смогу больше слушать “Имя Бога”. Пока могу.

Разорвав паутины питающих шлейфов
Проводов, механизмов
Сдвинув бронеколпак
Из разбитых кабин, из тесных кабин
Из телесных кабин
Делая шаг
Мы снова уходим
Мы молча уходим
Нас никто не догонит
Даже ангелы и вороньё
Между временем и наковальней
Между ставью и явью
Между навью и правью
Слышишь имя своё

Покопаться в дискографии Я-Ха и Уроды можно здесь.


Юрий Романов

Рассказать друзьям