Рок-фестиваль Диалог-89

На гала-концерте на сцену вышел председатель жюри и сказал, что в этом году фестиваль в Могилеве «Диалог» получился более насыщенный и напряженный, чем «Диалог-88». И сразу же потянуло запахом хорошо знакомых проштампованных фразок, произносящихся в любой ситуации. И сразу тем, кто был на фестивале в этом году, стало грустно, потому что они не поверили, потому что они знают, что более насыщенным событиями, новостями и знакомствами был как раз «Диалог-88». Возможно, потому, что стал первым в Белоруссии всесоюзным фестивалем. Возможно, потому, что программы концертов были шире. А возможно, потому, что в прошлом году зрители и участники имели возможность встретиться с видеовыпусками известного журнала «Рокси».

И все же, примечательное и интересное нашло себе место и на «Диалоге-89». Прежде всего, фестиваль показал, что рассуждения о спаде интереса к року безосновательны. В этом году свободных мест было меньше, а слушатели все еще эмоционально реагируют на выступления музыкантов и совсем не стесняются передавать свое одобрение свистом, аплодисментами, овациями.

Порадовал фестиваль и неожиданной непохожестью групп. Одной из наиболее ярких была группа из Одессы КОШКИН ДОМ. Красивая группа. Четверо музыкантов — ударник, клавишник, гитарист и звукооператор (да, музыкант) — делают чудесный психоделический хард. В группе примечательно все: владение инструментами и операторская работа, необычайный тембр низкого вокала и красивые фальцетные подпевки, удивительная слаженность и взаимопонимание и свой, ни на кого непохожий имидж, оригинальные тексты. Группа гипнотизирует. Группа удивляет. Группа нравится.

Основная часть участников уже знакома белорусскому зрителю. Московское АЛИБИ не раз участвовало в наших фестивалях, шоу, ленинградский ПРИИСК и ЦЕМЕНТ из Риги выступали на сцене Бобруйского фестиваля в 1988 году.

ПРИИСК — группа молодая, ей одно лишь лето, но она уже твердо стоит на ногах и весьма уверена в своей творческой правоте.

Латышская группа зрелая. Больше видела трудностей, чем слышала высоких слов на свой счет. Возможно, потому, что даже внешним видом вызывает веселое возбуждение в зале, а неординарным поведением, талантливым исполнением подкупает до конца.

Могилев представил команды своего молодого рок-клуба. Неплохо играют музыканты БОМБЕЯ, но чувствуется в них провинциальное рвение, не хватает уверенности, которая была у других групп. Еще немного усилий, и БОМБЕЙ органично слился бы с плеядой — ФОРПОСТ, АКЦЕНТ, ОТРАЖЕНИЕ, ГРАНИТ, ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА…

В начале выступления показалась не совсем обычной группа ПРОЕЗД ЗАПРЕЩЕН. Музыка отдаленно напоминала песни нищих бродяг, что само по себе может быть интересным. Но группа не дотянула. Ни в музыкальном отношении, ни в сценичном. Впрочем, под конец выступления они утомили слушателя частым появлением в композициях мотивов из «Пинк Флойд» и Андрея Макаревича.

В прошлом году своим саксофоном всех очаровал Алесь Комоцкий, наш известный бард и музыкант группы ЗАРТИПО. А в этом году «зартипаны» приехали без него. Но выступление все равно вызвало бурные овации. В группе собрались личности. Каждый талантлив и примечателен. Они хорошо смотрятся, хорошо владеют инструментами, имеют актерские способности. Тем не менее, в группе возникают недоразумения, ходят слухи о развале. Поэтому музыканты выступали не в лучшем настроении. К тому же, соль на раны подсыпали организаторы фестиваля. Они вообще вели себя не лучшим образом.

Во время переговоров об участии в фестивале ЗАРТИПО, организационный комитет не подписал сразу контракт на оплату. Тогда группе было обещано, что все будет решено, как только они приедут в Могилев. «Абяцанки-цацанки». Вышло некрасиво. «Зартипанам» отказали в оплате по той причине, что… не подписан контракт.

Организаторы фестиваля мало позаботились о рекламе. Несмотря на то, что не однажды уже по этому поводу ломались копья и произносились напыщенные слова, в городе было трудно встретить рекламную афишу. Естественно, что фестиваль из-за этого мог оказаться убыточным. Надеюсь, что только из-за этого организаторы решили «свести концы с концами» за счет музыкантов. А чтобы сор из избы не выносить, все самое грязное и отвратительное было свалено на тех, кто ближе: на ЗАРТИПО и на МРОЮ. Ох, уж эта МРОЯ! Ее безосновательно обвинили в… краже 1000 рублей. И поэтому отказали в выплате денег за командировку. Вот как. Красиво? Зато просто и со вкусом. Наверное, организаторы сошлись на том, что парни из МРОИ закалены в многочисленных боях за свое право на существование, а поэтому выдержат еще один удар судьбы? Да сколько же можно, уважаемые?

Но давайте снова вернемся на сцену, тем более, что у нас остался еще один, очень интересный участник.

Пробовали ли вы представить себе сочетание фольклорных напевов и роковых ритмов электрогитары? Не выходит? Тогда послушайте сибирско-московский КАЛИНОВ МОСТ. Эта группа — наиболее сконцентрированный, наиболее удачный пример русского рока.

Кстати, тенденции к национализации музыки просматриваются не только тут. Последнее время все чаще в композициях стали появляться фольклорные нотки, народные гармонии. Жанна Агузарова покинула БРАВО, чтобы не заниматься ретро, а искать в области народной песни. Костя Кинчев в своей новой программе широко пользуется теми же идеями. И все это радует, потому что это правильно. А мы, вместо того чтобы объединить усилия в поисках своего лица, которого нас старательно лишали в течение долгих лет, занимаемся спорами о том, кто владеет техникой, а кто нет. В искусстве не может быть схемы и шаблона.

КАЛИНОВ МОСТ вызвал на фестивале самую теплую реакцию. Кстати, и МРОЯ, показавшая свои новые композиции, взволновала зал. Так может, недаром московская группа ПОРТ-АРТУР высказала в прошлом году мысль, что МРОЯ для Белоруссии то же самое, что КАЛИНОВ МОСТ для России? Может, им со стороны лучше видно?

Нет в Белоруссии больше фестиваля, похожего на «Рок-диалог». И не только потому, что собираются в Могилеве группы из разных концов Союза. Больше всего привлекает сюда добрая дружеская атмосфера, насыщенная щедростью. Могилевский фестиваль интересен тем, что абсолютное большинство приглашенных участников понимает, что Питер Гэбриэль популярен потому, что все время ищет и делает что-то новое. А тот, кто будет лишь использовать его приемы, пусть и очень хорошо, не вызовет уважения.

Рок-фестиваль Диалог-89 (Вита РОМАНЕНКО, журнал Родник, ноябрь 1989)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям